Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:57, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономической теории".

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ ЭКОНОМ. ТЕОРИЯ.docx

— 341.10 Кб (Скачать файл)

Плюсы и минусы  естественной монополии

Плюсы:

  • возможность максимально использовать эффект от масштаба (- связан с изменением стоимости единицы продукции в зависимости от масштабов её производства фирмой) производства, что приводит к снижению издержек на производство единицы продукции;
  • возможность мобилизации значительных финансовых ресурсов для поддержания средств производства на должном уровне;
  • возможность использования достижений научно-технического прогресса;
  • возможность следования единым стандартам на производимую продукцию и предоставляемые услуги;
  • возможность замены рыночного механизма, т. е. рыночной экономической организации;

Минусы:

  • возможность определять уровень продажной цены, создавать искушение переложить издержки в значительной мере на конечного потребителя, который не в состоянии оказывать обратного влияния на производителя;
  • возможность блокировать технический прогресс;
  • возможность «экономить» за счет снижения качества производимой продукции и предоставляемых услуг;
  • возможность принимать форму административного диктата, подменяющего экономический механизм.

 

21. Олигополия  и монополистическая  конкуренция. Барьеры входа и  выхода

Олигополия — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм.

Рынок олигополии может подразделяться на два типа: олигополия первого вида – это отрасли с совершенно одинаковой продукцией и большим размером предприятий; олигополия второго вида – положение, когда есть несколько продавцов, продающих дифференцированные товары.

Свойства олигополии

  • Доминирование на рынке небольшого количества продавцов-олигополистов
  • Очень высокие барьеры для вступления в отрасль
  • Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм: принимая решение, фирма-олигополист учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине на олигополистическом рынке весьма велика возможность сговора
  • Небольшое количество товаров-заменителей продукции олигополистов

Ценовая политика олигополиста играет огромную роль в ее жизни. Как правило, фирме не выгодно повышать цены на свои товары и услуги, поскольку велика вероятность того, что другие фирмы не последуют за первой, и потребители «перейдут» к компании-сопернику. Если же фирма понижает цены на свою продукцию, то, чтобы не потерять клиентов, конкуренты обычно следуют за понизившей цены компанией, также снижая цены на предлагаемые ими товары: происходит «гонка за лидером». Таким образом, между олигополистами нередко случаются так называемые ценовые войны

В монополистической конкуренции  преобладают черты чистой конкуренции  при небольшой власти над рынком. Это проявляется в поведении  таких фирм на рынке, но об этом говорят  и отличительные признаки монополистической конкуренции.

1.     На рынках  монополистической конкуренции  действует относительно большое  число относительно небольших  фирм, каждой из которых в силу  этого принадлежит небольшая  доля рынка, которая если и  дает возможность контролировать  цену, то очень незначительную.

2.     Дифференциация продукта(наделение какого-либо продукта специфическими характеристиками, чем-либо выделяющими его из ряда абсолютно аналогичных товаров) – отличительная особенность монополистической конкуренции. Дифференциация продукта имеет различные проявления:

-         фирмы производят разновидности какого либо продукта или услуги (услуги парикмахерских, разные зубные пасты и т.д.);

-         различное местоположение (магазина, АЗС);

-         различные условия послепродажного  обслуживания и т.д. Следует  подчеркнуть, что не имеет значения, идет ли речь о действительных  или мнимых различиях. 

3.     Вследствие  дифференциации продукта очень  велика роль неценовой конкуренции  (реклама, разработка торговых  знаков, марок и т.д.).

4          Относительно лёгкое вхождение  в отрасль, что обусловлено  небольшим размером фирм, но все-таки  не свободное, как в чистой  конкуренции (например, существуют  патенты, необходимость регистрации  торговых знаков и т.п.).  

Барьеры Олигополии

· экономия на масштабе производства (эффект масштаба), которая выступает  как важнейшая причина широкого распространения и длительного  сохранения олигополистических структур;

· патентная монополия; на протяжении всего срока действия патента фирма надежно защищена от внутренней конкуренции;

· монополия контроля над  редкими источниками сырья, запредельно  высокие расходы на рекламу.

Барьеры выхода: размер затрат связанные с ликвидацией бизнеса. Для выхода из отрасли нужно реализовать активы.

 

Барьеры монополистической  конкуренции

Вхождение в отрасль обычно не затруднено, что связано с:

  • малым эффектом масштаба производства;
  • небольшими первоначальными инвестициями;
  • небольшим размером уже действующих предприятий.

 

  1. Ценовая дискриминация: понятие, виды, цель и условия реализации.

Ценовая дискриминация - установление разных цен на различные единицы одного и того же товара для одного или разных покупателей.

Важно подчеркнуть, что различия в ценах не отражают различия в  издержках, связанных с оказанием  покупателю транспортных или других услуг. например, не является ценовой  дискриминацией поставка одного и того же товара по разным ценам в разные регионы, в различные периоды  времени.Но поставка для всех разноудаленных покупателей одного и того же товара по единой цене может рассматриваться как ценовая дискриминация.

Цель ценовой  дискриминации - использование всех возможностей для установления максимальной цены на каждую единицу товара.

Условия, необходимые для  проведения ценовой дискриминации

Во-первых, у продавца должна быть возможность контролировать цены. Легче всего это может сделать монополист, поэтому весь разговор о ценовой дискриминации обычно ведется в контексте монопольной структуры рынка.

Во-вторых, у покупателей не должно быть возможности покупать там, где продают дешевле.

В-третьих, издержки проведения в жизнь дискриминационной политики не должны превышать выгод от такой деятельности.

Совершенная ценовая дискриминация связана с возможностью устанавливать разные цены на каждую продаваемую единицу товара. Каждый покупатель платит за дополнительную единицу товара свою цену, равную индивидуальной цене спроса.

Ценовая дискриминация по объему покупки. Совершенная ценовая дискриминация трудно осуществима, но тот факт, что индивидуальная цена спроса с увеличением объема убывает, позволяет продавцу извлечь выгоду из установления разных цен для разных объемов покупки. Обычной является практика назначения скидок при покупки крупных партий товара.

Ценовая дискриминация на сегментированных рынках означает установление разных цен для разных категорий покупателей (сегментов рынка). Предполагается, что эти категории могут быть легко идентифицированы (наличие студенческого билета, пенсионного удостоверения и т. п.). На практике такой подход осуществить гораздо легче, и в целом он преобладает.

 

23. Производственная функция:  понятие, виды и роль в экономическом  анализе.

В теории производства традиционно  используются двухфакторная производственная функция, в которой объем производства, является функцией использования ресурсов труда и капитала:  
Q = f(L,K,M),

где Q - максимальный объем  продукции, произведенной при данной технологии и определенных факторах производства;

L - труд; К - капитал; М - материалы; f - функция.

 
Она может быть представлена в виде графика или кривой. В теории поведения  производителей при определенных допущениях существует единственная комбинация ресурсов, при которой минимизируются затраты  на ресурсы при данном объеме производства. 
Расчет производственной функции фирмы – это поиск оптимума, выбор среди многих вариантов, предусматривающих различные сочетания факторов производства, такого, который даёт максимально возможный объем выпуска продукции. В условиях растущих цен и денежных затрат фирма, т.е. издержек на приобретение факторов производства, расчет производственной функции сосредоточен на поисках такого варианта, который обеспечил бы максимизацию прибыли при наименьших издержках. 
Расчет производственной функции фирмы, стремящийся к достижению равновесия между предельными издержками и предельным доходом, будет сосредоточен на поиски такого варианта, который обеспечит необходимый выпуск продукции при минимальных издержках производства. Минимальные издержки определяются на стадии расчетов производственной функции методом замещения, вытеснения дорогостоящих или возросших в цене факторов производства альтернативными, более дешевыми. Замещение осуществляется с помощью сравнительного экономического анализа взаимозаменяемых и взаимодополняемых факторов производства их рыночных цен. Удовлетворительным будет такой вариант, в котором комбинация факторов производства и заданный объем выпуска продукции соответствует критерию наименьших издержек производства. 
Существует несколько видов производственной функции. Основными из них являются:  
1. Нелинейная ПФ; 
2. Линейная ПФ; 
3. Мультипликативная ПФ; 
4. ПФ «затраты-выпуск». 
Производственные функции широко применяются в экономическом анализе региональных рынков. Фактически форма производственной функции может отражать технические возможности данного рынка на данный момент.

 

 

24. Инфляция и безработица:  понятие, причины показатели. Взаимосвязь  инфляции и безработицы.

Инфляцией называется повышение уровня цен в экономике, продолжающееся в течение некоторого периода времени. Повышение уровня цен, инфляция, означает падение покупательной способности денег.   Ежегодные увеличения уровня цен могут быть малыми и постепенными (ползучая инфляция) или большими и ускоряющимися (гиперинфляция).  

 Инфляцию измеряют  при помощи показателя, который  называется темпом (уровнем) инфляции. Темп инфляции показывает рост (прирост) уровня цен и рассчитывается с помощью индексов цен.  

 Темп инфляции в  n-м году:

А = (Рn – Pn-1) : Pn-1,

где Рn, Pn-1 – индексы цен соответственно в году n и году n-1.  

 Одной из серьезных  проблем инфляции является неравномерность  роста цен на различные товары. Если на одни товары цены  могут сильно вырасти, то на  другие они растут медленнее  и с запозданием. Как правило,  с наибольшим опозданием начинают  расти ставки заработной платы.

Под безработицей понимается недоиспользование труда. Безработными считаются люди, входящие в состав совокупной рабочей силы, но не имеющие работы. Размеры безработицы характеризуются уровнем безработицы.

 

Уровень безработицы (U) = 

Следовательно, уровень безработицы  определяет долю безработных в (совокупной) рабочей силе.  

 Величина рабочей силы  зависит от численности населения  страны и включает в себя  тех, кто может и хочет (активно ищет работу) работать. В состав рабочей силы не входят:

·        дети до 16 лет,

·        лица, находящиеся в специализированных учреждениях (тюрьмы, психбольницы),

·        выбывшие из состава рабочей силы (люди, которые могут работать, но по каким-либо причинам не работают и не ищут работу).   

Полная занятость не означает, что все сто процентов рабочей силы имеют работу. Следовательно, уровень безработицы не может быть равен нулю, то есть, существует такой уровень безработицы, которой признается неизбежным (естественный уровень безработицы)

Взаимосвязь инфляции и безработицы  выражает кривая Филлипса. Их зависимость проявляется в цикличности экономического развития страны. На фазе спада, когда начинается падение пен, уровень безработицы увеличивается.   А   на  фазе  подъема увеличиваться   начинает инфляция, в то время как оезраоотица сокращается. Предельный уровень инфляции и безработицы достигается соответственно в самой верхней и в самой нижней точке экономического цикла. Так, на пике экономической активности уровень инфляции является самым высоким, а уровень безработицы - самым низким. На дне цикла, наоборот, самым высоким будет уровень безработицы, а самым низким - уровень инфляции.

Зависимость изменения уровней  инфляции, точнее темпа прироста заработной платы, и безработицы исследовал О. Филлипс

По горизонтальной оси  Филлинс отложил уровень безработицы (U ). По вертикальной оси теми роста заработной платы (w). Гак, на фазе подъема наблюдался высокий темп прироста заработной платы и низкий уровень безработицы (wi; Ui). На фазе спада, наоборот, - низкий темп прироста заработной платы и высокий уровень безработицы (w2; U-,).

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"