Шпаргалка по «Экономической теории»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 10:02, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Экономической теории»

Вложенные файлы: 1 файл

14чЭконом теория(экзамен)+.docx

— 537.44 Кб (Скачать файл)

Можно выделить следующие  основные черты (принципы) рыночной экономики:

- частная собственность

- свобода предпринимательского  и потребительского выбора

- главный мотив – личный  интерес

- конкуренция - является  основой эффективности экономики,  ведь побеждает в ней тот,  кто эффективнее. 

- свободное ценообразование.

Функции рынка:

  • информационная,
  • ценообразующая
  • стимулирующая,
  • санирующая,
  • распределительная

Конкуренция означает соперничество между отдельными участниками рыночных отношений за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров.

Различают следующие методы конкуренции: ценовые, неценовые и недобросовестные.

Ценовая конкуренция – снижение цен по сравнению с ценами конкурентов (на однородную продукцию).

Неценовая конкуренция. Это, в частности, а) обеспечение технического превосходства, высокого качества и надежности изделий; б) лучшая система продажи и послепродажного обслуживания (потребительский кредит, доставка купленного товара на дом, дополнительные гарантии и пр.); в) привлекательные реклама и оформление товара.

Неценовая конкуренция подразделяется на:

Конкуренция по продукту - выпуск продукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той же цены.

Конкуренция по условиям продаж. Включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, облегчение эксплуатации изделий, льготы при покупке постоянным покупателям, особые формы продажи (лизинг, продажа в рассрочку и др.).

Недобросовестная  конкуренция – обман потребителей, партнеров, других хозяйствующих субъектов и государственных органов. 

16.Эволюция рыночной  системы: натуральное хоз-во, товарное  производство, рыночная система. 

18 Классификация  рынков. Рыночная инфраструктура.

Структуру рынка классифицируют по разным критериям, важнейшими из которых являются следующие:

1. По экономическому назначению выделяют рынок товаров и услуг, рынок средств производства, рынок труда, инвестиций, ценных бумаг, финансовый рынок.

2. По географическому положению различают местный, региональный, национальный и мировой рынки.

3. По степени ограничения конкуренции рынки подразделяются на: монополистический, олигополистический, свободный, смешанный.

4. По отраслям различают рынки: автомобильный, зерновой и т. п.

5. По характеру продаж — оптовый и розничный.

6. По месту создания продукта,— внутренний и внешний.

Принято различать инфраструктуру трех рынков: товарного, финансового и рынка труда.

Инфраструктура товарного  рынка представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, аукционами, ярмарками, посредническими фирмами небиржевого характера.

Инфраструктура финансового  рынка включает в себя фондовые и  валютные биржи, банки, страховые компании и фонды.

Инфраструктура рынка  труда включает в себя биржи труда, службу занятости и переподготовки кадров, регулирование миграции рабочей силы и т. д. 

19 Фиаско рынка  и необходимость государственного  вмешательства в экономику.

"Провалы" (фиаско) рынка — это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов.

Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о "провалах" рынка:

1)  монополия;

2)  несовершенная (асимметричная)  информация;

3)  внешние эффекты;

4)  общественные блага  (национальная оборона, правоохранительная  система, маяк).

Роль государства заключается  в регулировании внешних эффектов — устранении отрицательных (например, борьба с загрязнением окружающей среды) и стимулировании положительных (например, государственные расходы на образование).

Важно, чтобы государство  исполняло роль организатора производства общественных благ, собирало налоги и  покупало для общества данные блага.

Государственное вмешательство  в экономические процессы оправданно при проведении антимонопольной политики.

Антимонопольную политику можно  разделить на два направления:

- стимулирования конкуренции  в тех отраслях, где она возможна;

- регулирования экономических процессов в тех отраслях, где конкуренция в принципе затруднительна.

Рынок работает хорошо, только если все субъекты одинаково информированы  об экономической конъюнктуре.

Роль государства состоит прежде всего в распространении рыночной информации, принуждении более осведомленных субъектов делиться информацией с менее осведомленными.

Следует выделить два направления  государственной политики:

- перераспределение доходов (государство может корректировать процесс образования и распределения доходов граждан с целью снижения неравенства в обществе).

- регулирование структуры потребления населения (связано частично с проблемой асимметричности информации, а частично — с проблемой внешних эффектов, ограничение свободы потребителей). 

20 Модели рыночной  экономики.  Белорусская экономическая  модель.

Экономическая модель США  является одним из примеров либеральной рыночной экономики.

Основными чертами являются: безусловный приоритет частной  собственности; сильная конкуренция; гибкие рынки труда и товаров; незначительное государственное регулирование (с законодательным ограничением возможностей государственного вмешательства); относительно низкие налоги; акционерный  капитализм, стимулирующий извлечение максимальных прибылей; сильная социальная дифференциация.

Мировой финансовый кризис 2008 года, зародившийся в США, поставил под сомнение эффективность американской экономической модели и привёл к  усилению государственного регулирования  экономики в этой стране.

Европейскую экономическую  модель можно определить как социальную рыночную экономику.

Выделяют следующие основные институты социальной рыночной экономики:

поддержка конкурентной среды (что входит в функции государственных  органов), противодействие возникновению  монополий;

либерализация цен и законодательное  оформление невмешательства государства  в механизмы ценообразования (если такое вмешательство не связано  с поддержанием и развитием конкурентной среды);

проведение политики «открытой  экономики»;

законодательное оформление эффективных форм собственности, переход  к многообразию форм собственности  и хозяйствования;

свобода заключения договоров  как предпосылка осуществления  конкуренции.

Белорусская экономическая  модель официально характеризуется как модель с социально ориентированной рыночной экономикой. Особенности:

- многоукладность экономики;

- активная роль государства  в регулировании хозяйственной  жизни;

-социальная ориентация  экономики;

- активное использование  наследия социалистической системы;

- многовекторность экономической политики.

Трансформация экономики  Беларуси носит постепенный характер. 

21 Спрос. Закон спроса. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы спроса и предложения.

Спрос -  это потребность, обеспеченная деньгами, или платежеспособная потребность. Основными характеристиками спроса являются объем и цена спроса.

Объем (величина) спроса определяется количеством товаров либо услуг, которое отдельный потребитель или группа потребителей готовы и в состоянии приобрести по некоторой цене  за единицу времени при определенных  условиях.

Цена спроса – это максимальная цена,  которую покупатели готовы заплатить за определенное количество товара.

Кривая спроса иллюстрирует связь между ценой товара (Р) и величиной спроса на него (Q). P-OY, Q-OX.

 Данная зависимость  является обратно пропорциональной  и в экономической теории получила  название закона спроса, содержание которого можно сформулировать следующим образом: при прочих равных условиях снижение цены товара приводит к росту величины  спроса на него и наоборот.

В основе действия данного  закона лежат три момента:

- закон убывающей предельной полезности: увеличение общего количества потребляемого блага приводит к убыванию предельной полезности этого блага, т.е. потребители будут приобретать дополнительное количество товара только при условии того, что цена на него будет снижена.

- эффект дохода: при неизменности денежного дохода снижение цены товара приводит к увеличению реального дохода потребителя и к увеличению спроса на все товары, в том числе и на данный товар, при условии, что он является нормальным.

- эффект замещения: снижение цены  на какой–либо товар при неизменности цен на  другие   товары   стимулирует его покупку вместо других товаров.

Следует различать изменение величины спроса, которое происходит в результате изменения цены  товара при неизменности всех других факторов, и изменение спроса, которое имеет место в случае, когда цена  на товар остается неизменной, а изменяются неценовые факторы.

Изменение величины спроса выражается в движении вдоль постоянной кривой спроса и означает переход  от одной комбинации «цена-количество»  к другой.

Графически  изменение  спроса выражается в сдвиге или смещении кривой спроса.

Неценовые факторы спроса: доходы потребителя, цены на сопряженные  товары, потребительские вкусы, количество покупателей, ожидание будущего.

Предложение характеризует  готовность   производителей (продавцов) поставить на рынок некоторое количество того или иного товара.

Основными характеристиками предложения являются:

Объем (величина) предложения - количество товара, которое отдельный производитель (продавец) или   группа производителей (продавцов) могут произвести и реализовать по некоторой цене  в единицу времени при определенных  условиях. Цена предложения – это минимальная цена,  по которой продавец согласен поставить на рынок данное количество  товара.

Кривая предложения иллюстрирует связь между ценой товара (Р) и величиной его предложения (Q). Р – ОУ, Q – ОХ.

Эта причинно-следственная связь называется законом предложения, согласно которому при прочих равных условиях на любом рынке рост цены товара приводит к увеличению его предложения и наоборот.

Более высокие цены, увеличивая доходность продаж, побуждают производителей увеличивать объем предложения, а также компенсируют рост средних и предельных издержек, имеющий место вследствие перераспределения ресурсов в условиях их переключения с производства одного товара на другой.

Следует различать изменение величины предложения, которое происходит в ответ на изменение цены товара при неизменности неценовых детерминант, и изменение предложения, которое имеет место, когда цена товара является величиной постоянной, а неценовые факторы являются величинами переменными.

Изменение величины предложения  выражается в движении вдоль кривой предложения, изменение предложения  – в смещении кривой предложения  влево (при уменьшении предложения) либо вправо (при увеличении предложения).

Неценовые Факторы предложения: цены на экономические ресурсы, цены на альтернативные товары, число продавцов  на рынке, ожидания в изменении цен, технологии, налоги и дотации. 1й  – спрос, 2й – предложение. 

22 Отраслевое рыночное равновесие. Изменения спроса и предложения и их влияние на цену. Последствия отклонения цены от равновесного уровня. Товарный дефицит и товарные излишки Возможна ситуация, когда общее количество товаров, которое хотели бы приобрести потребители, больше того количества товаров, которое производители могут и желают продать по существующей цене. В этом случае  возникает избыточный спрос (дефицит) и приходится   менять  планы  некоторым  потребителям. Возможна  ситуация,  когда предложение товара превысит планируемое потребление  по  данной  цене.  В  этом случае возникнет избыток предложения  и изменятся планы продавцов.Стабильность рыночного равновесия проявляется в способности рынка поддерживать равновесное состояние, обеспечивая его восстановление за счет своих внутренних сил, то есть посредством рыночного механизма. При неспособности рынка прийти в состояние равновесия за счет внутренних сил, его определяют как нестабильный (неустойчивый).

Если планы покупателей  и продавцов совпадают, говорят, что рынок находится в состоянии  равновесия. Под рыночным равновесием  понимается такое состояние рынка, при котором для данного уровня цены объем рыночного спроса на благо  равен объему предложения этого  блага. На графике – точка пересечения  кривой спроса и предложения.

Параметрами, выражающими  условия рыночного равновесия, являются: равновесная цена, при которой объем спроса на данное благо равен объему его предложения, и равновесный объем, отражающий количество блага, при котором устанавливается равенство между ценой спроса и ценой предложения. При этом у обеих участвующих в сделке сторон отсутствуют внутренние стимулы к изменению сложившегося положения.

Результаты анализа рыночного  равновесия методом сравнительной  статики позволяют сформулировать  правила перехода к новому равновесию, которые говорят о том, что при стандартных, то есть подчиняющихся действию закона спроса и предложения, кривых спроса и предложения:

—  расширение спроса приводит к увеличению равновесных цены и количества блага;

— сокращение спроса приводит к снижению равновесных цены и количества блага;

— расширение предложения  приводит к снижению равновесной  цены и к увеличению равновесного количества блага;

— сокращение предложения  приводит к росту равновесной  цены и к уменьшению равновесного количества блага. 

23Выигрыш от обмена: излишки потребителя и производителя.Любое отклонение рыночной цены от равновесного положения приводит к сужению поля осуществления обменных операций. Следовательно, максимальной выгоды все участники рынка достигнут в точке рыночного равновесия.Суммарная выгода, которую получат участники рынка в результате добровольного рыночного обмена, принимает форму излишков потребителя и производителя.

Информация о работе Шпаргалка по «Экономической теории»