Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 10:02, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Экономической теории»
Можно выделить следующие основные черты (принципы) рыночной экономики:
- частная собственность
- свобода предпринимательского и потребительского выбора
- главный мотив – личный интерес
- конкуренция - является
основой эффективности
- свободное ценообразование.
Функции рынка:
Конкуренция означает соперничество между отдельными участниками рыночных отношений за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров.
Различают следующие методы конкуренции: ценовые, неценовые и недобросовестные.
Ценовая конкуренция – снижение цен по сравнению с ценами конкурентов (на однородную продукцию).
Неценовая конкуренция. Это, в частности, а) обеспечение технического превосходства, высокого качества и надежности изделий; б) лучшая система продажи и послепродажного обслуживания (потребительский кредит, доставка купленного товара на дом, дополнительные гарантии и пр.); в) привлекательные реклама и оформление товара.
Неценовая конкуренция подразделяется на:
Конкуренция по продукту - выпуск продукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той же цены.
Конкуренция по условиям продаж. Включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, облегчение эксплуатации изделий, льготы при покупке постоянным покупателям, особые формы продажи (лизинг, продажа в рассрочку и др.).
Недобросовестная
конкуренция – обман потребителей, партнеров,
других хозяйствующих субъектов и государственных
органов.
16.Эволюция рыночной
системы: натуральное хоз-во, товарное
производство, рыночная система.
18 Классификация рынков. Рыночная инфраструктура.
Структуру рынка классифицируют по разным критериям, важнейшими из которых являются следующие:
1. По экономическому назначению выделяют рынок товаров и услуг, рынок средств производства, рынок труда, инвестиций, ценных бумаг, финансовый рынок.
2. По географическому положению различают местный, региональный, национальный и мировой рынки.
3. По степени ограничения конкуренции рынки подразделяются на: монополистический, олигополистический, свободный, смешанный.
4. По отраслям различают рынки: автомобильный, зерновой и т. п.
5. По характеру продаж — оптовый и розничный.
6. По месту создания продукта,— внутренний и внешний.
Принято различать инфраструктуру трех рынков: товарного, финансового и рынка труда.
Инфраструктура товарного рынка представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, аукционами, ярмарками, посредническими фирмами небиржевого характера.
Инфраструктура финансового рынка включает в себя фондовые и валютные биржи, банки, страховые компании и фонды.
Инфраструктура рынка
труда включает в себя биржи труда,
службу занятости и переподготовки кадров,
регулирование миграции рабочей силы
и т. д.
19 Фиаско рынка
и необходимость
"Провалы" (фиаско) рынка — это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов.
Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о "провалах" рынка:
1) монополия;
2) несовершенная (асимметричная) информация;
3) внешние эффекты;
4) общественные блага
(национальная оборона,
Роль государства заключается
в регулировании внешних
Важно, чтобы государство исполняло роль организатора производства общественных благ, собирало налоги и покупало для общества данные блага.
Государственное вмешательство в экономические процессы оправданно при проведении антимонопольной политики.
Антимонопольную политику можно разделить на два направления:
- стимулирования конкуренции в тех отраслях, где она возможна;
- регулирования экономических процессов в тех отраслях, где конкуренция в принципе затруднительна.
Рынок работает хорошо, только если все субъекты одинаково информированы об экономической конъюнктуре.
Роль государства состоит прежде всего в распространении рыночной информации, принуждении более осведомленных субъектов делиться информацией с менее осведомленными.
Следует выделить два направления государственной политики:
- перераспределение доходов (государство может корректировать процесс образования и распределения доходов граждан с целью снижения неравенства в обществе).
- регулирование структуры
потребления населения (связано частично
с проблемой асимметричности информации,
а частично — с проблемой внешних эффектов,
ограничение свободы потребителей).
20 Модели рыночной экономики. Белорусская экономическая модель.
Экономическая модель США является одним из примеров либеральной рыночной экономики.
Основными чертами являются:
безусловный приоритет частной
собственности; сильная конкуренция;
гибкие рынки труда и товаров;
незначительное государственное регулирование
(с законодательным
Мировой финансовый кризис 2008 года, зародившийся в США, поставил под сомнение эффективность американской экономической модели и привёл к усилению государственного регулирования экономики в этой стране.
Европейскую экономическую модель можно определить как социальную рыночную экономику.
Выделяют следующие основные институты социальной рыночной экономики:
поддержка конкурентной среды (что входит в функции государственных органов), противодействие возникновению монополий;
либерализация цен и законодательное оформление невмешательства государства в механизмы ценообразования (если такое вмешательство не связано с поддержанием и развитием конкурентной среды);
проведение политики «открытой экономики»;
законодательное оформление эффективных форм собственности, переход к многообразию форм собственности и хозяйствования;
свобода заключения договоров как предпосылка осуществления конкуренции.
Белорусская экономическая модель официально характеризуется как модель с социально ориентированной рыночной экономикой. Особенности:
- многоукладность экономики;
- активная роль государства в регулировании хозяйственной жизни;
-социальная ориентация экономики;
- активное использование
наследия социалистической
- многовекторность экономической политики.
Трансформация экономики
Беларуси носит постепенный характер.
21 Спрос. Закон спроса. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы спроса и предложения.
Спрос - это потребность, обеспеченная деньгами, или платежеспособная потребность. Основными характеристиками спроса являются объем и цена спроса.
Объем (величина) спроса определяется количеством товаров либо услуг, которое отдельный потребитель или группа потребителей готовы и в состоянии приобрести по некоторой цене за единицу времени при определенных условиях.
Цена спроса – это максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество товара.
Кривая спроса иллюстрирует связь между ценой товара (Р) и величиной спроса на него (Q). P-OY, Q-OX.
Данная зависимость
является обратно
В основе действия данного закона лежат три момента:
- закон убывающей предельной полезности: увеличение общего количества потребляемого блага приводит к убыванию предельной полезности этого блага, т.е. потребители будут приобретать дополнительное количество товара только при условии того, что цена на него будет снижена.
- эффект дохода: при неизменности денежного дохода снижение цены товара приводит к увеличению реального дохода потребителя и к увеличению спроса на все товары, в том числе и на данный товар, при условии, что он является нормальным.
- эффект замещения: снижение цены на какой–либо товар при неизменности цен на другие товары стимулирует его покупку вместо других товаров.
Следует различать изменение величины спроса, которое происходит в результате изменения цены товара при неизменности всех других факторов, и изменение спроса, которое имеет место в случае, когда цена на товар остается неизменной, а изменяются неценовые факторы.
Изменение величины спроса выражается в движении вдоль постоянной кривой спроса и означает переход от одной комбинации «цена-количество» к другой.
Графически изменение спроса выражается в сдвиге или смещении кривой спроса.
Неценовые факторы спроса: доходы потребителя, цены на сопряженные товары, потребительские вкусы, количество покупателей, ожидание будущего.
Предложение характеризует готовность производителей (продавцов) поставить на рынок некоторое количество того или иного товара.
Основными характеристиками предложения являются:
Объем (величина) предложения - количество товара, которое отдельный производитель (продавец) или группа производителей (продавцов) могут произвести и реализовать по некоторой цене в единицу времени при определенных условиях. Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавец согласен поставить на рынок данное количество товара.
Кривая предложения иллюстрирует связь между ценой товара (Р) и величиной его предложения (Q). Р – ОУ, Q – ОХ.
Эта причинно-следственная связь называется законом предложения, согласно которому при прочих равных условиях на любом рынке рост цены товара приводит к увеличению его предложения и наоборот.
Более высокие цены, увеличивая доходность продаж, побуждают производителей увеличивать объем предложения, а также компенсируют рост средних и предельных издержек, имеющий место вследствие перераспределения ресурсов в условиях их переключения с производства одного товара на другой.
Следует различать изменение величины предложения, которое происходит в ответ на изменение цены товара при неизменности неценовых детерминант, и изменение предложения, которое имеет место, когда цена товара является величиной постоянной, а неценовые факторы являются величинами переменными.
Изменение величины предложения выражается в движении вдоль кривой предложения, изменение предложения – в смещении кривой предложения влево (при уменьшении предложения) либо вправо (при увеличении предложения).
Неценовые Факторы предложения:
цены на экономические ресурсы, цены
на альтернативные товары, число продавцов
на рынке, ожидания в изменении цен,
технологии, налоги и дотации. 1й
– спрос, 2й – предложение.
22 Отраслевое рыночное равновесие. Изменения спроса и предложения и их влияние на цену. Последствия отклонения цены от равновесного уровня. Товарный дефицит и товарные излишки Возможна ситуация, когда общее количество товаров, которое хотели бы приобрести потребители, больше того количества товаров, которое производители могут и желают продать по существующей цене. В этом случае возникает избыточный спрос (дефицит) и приходится менять планы некоторым потребителям. Возможна ситуация, когда предложение товара превысит планируемое потребление по данной цене. В этом случае возникнет избыток предложения и изменятся планы продавцов.Стабильность рыночного равновесия проявляется в способности рынка поддерживать равновесное состояние, обеспечивая его восстановление за счет своих внутренних сил, то есть посредством рыночного механизма. При неспособности рынка прийти в состояние равновесия за счет внутренних сил, его определяют как нестабильный (неустойчивый).
Если планы покупателей
и продавцов совпадают, говорят,
что рынок находится в
Параметрами, выражающими условия рыночного равновесия, являются: равновесная цена, при которой объем спроса на данное благо равен объему его предложения, и равновесный объем, отражающий количество блага, при котором устанавливается равенство между ценой спроса и ценой предложения. При этом у обеих участвующих в сделке сторон отсутствуют внутренние стимулы к изменению сложившегося положения.
Результаты анализа рыночного
равновесия методом сравнительной
статики позволяют
— расширение спроса приводит к увеличению равновесных цены и количества блага;
— сокращение спроса приводит к снижению равновесных цены и количества блага;
— расширение предложения приводит к снижению равновесной цены и к увеличению равновесного количества блага;
— сокращение предложения
приводит к росту равновесной
цены и к уменьшению равновесного
количества блага.
23Выигрыш от обмена: излишки потребителя и производителя.Любое отклонение рыночной цены от равновесного положения приводит к сужению поля осуществления обменных операций. Следовательно, максимальной выгоды все участники рынка достигнут в точке рыночного равновесия.Суммарная выгода, которую получат участники рынка в результате добровольного рыночного обмена, принимает форму излишков потребителя и производителя.