Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 12:01, шпаргалка
1. Экономические агенты (рыночные и нерыночные): понятие, экономические интересы, цели, средства
Экономические агенты — все хозяйствующие субъекты, осуществляющие экономическую деятельность, т.е. эк. агентом может быть как потребитель, так и производитель.
К экономическим агентам относят домашние хозяйства отдельных лиц и семей, предприятия, фирмы и государство, органы государственного управления, государственные учреждения, а также некоммерческие организации. Это самое общее, несколько условное деление.
Величина предложения – это количество товара и услуг, которое предъявляется к продаже по какой-либо определенной цене в течение определенного времени. (Например, мы можем сказать, что величина предложения товара X по цене Y составляет 1000 штук в неделю).
Согласно закону предложения, между ценой и величиной предложения существует прямая зависимость, т.е. величина предложения больше при высоких ценах и меньше при низких.
Если спрос на данный товар повышается увеличивается, он становится более редким, и его цена повышается. Поэтому его производство становится более выгодным. Величина предложения увеличивается, потому что растущие прибыли будут стимулировать рост производства. Более высокие цены и прибыли будут привлекать в эту отрасль и другие фирмы.
При падении спроса цена на товар снизится, и это будет означать, что по существующей на рынке цене этот товар в избытке. Фирмы будут вынуждены сбросить цены, чтобы избавиться от излишков. При сниженных ценах производство станет менее выгодным, поэтому фирма сократит выпуск этого товара, и его предложение уменьшится. Падение цены может привести к тому, что менее эффективно работающие фирмы будут вынуждены уйти из отрасли.
Изменение объема предложения происходит только под воздействием изменения цены товара. Графически это показывается движением по кривой предложения.
Изменение предложения происходит только под воздействием неценовых факторов или детерминант.
Графически влияние неценовых факторов показывается сдвигом кривой предложения вправо-вниз или влево-вверх:
К детерминантам предложения относятся:
Эластичность предложения по цене — показатель, отражающий степень чувствительности предложения к изменению цены предлагаемого товара.
Рассмотрим следующие три случая, соответствующие графикам S1, S2, S3.
Первый случай (предложение представлено линией S1,) — ситуация, когда объем предложения товара остается практически неизменным вне зависимости от изменения цены. В этом случае имеет место неэластичное предложение. Примером рынка, для которого характерно неэластичное предложение, может служить рынок свежей рыбы. Ведь продать ее необходимо в любом случае при любой цене, иначе этот товар просто испортится и его будет вовсе невозможно реализовать.
Второй случай (график предложения выглядит как линия S2) — ситуация обратная первой. Здесь незначительное изменение цены товара вызывает значительное изменение объема предложения, т. е. речь идет об эластичном предложении.
Третий, промежуточный, случай (линия S3) — изменение цены товара полностью компенсируется изменением объема предложения. Здесь имеет место предложение с единичной эластичностью.
Ценовую эластичность предложения можно оценить количественно, с помощью коэффициента ценовой эластичности предложения. Коэффициент ценовой эластичности предложения ESP рассчитывается след. образом: ESP = (Q2 – Q1) * (P2 + P1) / (Q2 + Q1) * (P2 - P1) (Q1 и Q2 — первоначальный и текущий объем предложения; Р1 и Р2 — первоначальная и текущая цена. Обратите внимание, что здесь сразу применена формула центральной точки.)
В зависимости от значения коэффициента эластичности предложения выделяют:
Эластичность предложения по цене определяется рядом факторов, наиболее весомые из которых следующие:
9. Спрос
и детерминанты спроса. Закон
спроса. Функциональный и
Спрос (D – от англ. demand) – это намерение потребителей, обеспеченное платежными средствами, приобрести данный товар. Спрос характеризуется его величиной. Под величиной спроса (Qd) следует понимать количество товара, которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени.
Наличие спроса на какой-либо товар означает согласие покупателя уплатить за него указанную цену. Цена спроса – это максимальная цена, которую потребитель согласен заплатить, приобретая данный товар.
Различают индивидуальный и совокупный спрос. Индивидуальный спрос – спрос на данном рынке конкретного покупателя на конкретный товар. Совокупный спрос – это общий объем спроса на товары и услуги в стране.
Объем (величина спроса) – количественная характеристика рынка и его изменение происходит только под воздействием изменения цены товара или ценового фактора. Графически это показывается движением по кривой спроса.
Спрос – это качественная характеристика рынка, изменение в спросе происходит под воздействием неценовых факторов или детерминант.
К детерминантам спроса относят:
Графически влияние неценовых факторов показывается сдвигом кривой спроса вправо-вверх или влево-вниз.
Основной фактор, определяющий спрос, – цена. Высокая цена товара ограничивает величину спроса на данный товар, а уменьшение цены ведет к увеличению величины спроса на него. Из вышесказанного следует вывод, что величина спроса и цена находятся в обратной зависимости. Таким образом, между ценой и количеством покупаемого товара существует связь, которая отражается в законе спроса: при прочих равных условиях (остальные факторы, влияющие на спрос, неизменны) количество товара, на которое предъявлен спрос, возрастает при падении цены данного товара, и наоборот.
Изменение величины спроса на определенный товар, вызываемое ростом цен на него, можно объяснить следующими причинами:
В некоторых случаях возможны определенные отклонения от жесткой зависимости, сформулированной законом спроса: повышение цены может сопровождаться ростом величины спроса, а ее понижение может привести к уменьшению величины спроса, в то же время возможно сохранение стабильного спроса на дорогостоящие товары.
Данные отклонения от закона спроса не противоречат ему: рост цен может увеличивать спрос на товары, если покупатели ожидают дальнейшего их увеличения; снижение цен может снизить спрос, если ожидается еще большее падение их в будущем; приобретение же устойчиво дорогих товаров связано со стремлением потребителей выгодно вложить свои сбережения.
Закон спроса выявляет и другую особенность – убывающую предельную полезность, поскольку снижение объема покупок товара происходит не только из-за увеличения цен, но и в результате насыщения потребностей покупателей, так как каждая дополнительная единица одноименного товара имеет все меньший полезный потребительский эффект.
В наиболее общем виде спрос делится на функциональный и нефункциональный.
Функциональный спрос зависит от цены и подчиняется закону спроса.
Нефункциональный спрос нарушает закон спроса и делится на социальный, спекулятивный и нерациональный.
10. Теории поведения потребителя
Потребительский выбор – выбор, максимизирующий функцию полезности, рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов
Теория поведения потребителя - это область экономической теории, изучающая поведение потребителя с точки зрения его предпочтений (полезности) в случае изменения цены данного блага (товара), дохода, цен других товаров. С помощью понятий полезность блага, цена и доход раскрывается основное содержание теории поведения потребителя.
Полезность блага - это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей. Различают общую и предельную полезность экономических благ.
Теория поведения потребителя основывается на 2х законах Госсена.
1-ый закон Госсена:
В одном непрерывном акте потребления полезность каждой последующей единицы потребляемого блага убывает. При повторном акте потребления полезность каждой единицы блага ниже, чем при первоначальном потреблении. Этот закон называется ЗАКОНОМ УБЫВАЮЩЕЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ.