Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 22:36, шпаргалка
Билет 1. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и установление рыночной цены.
Спрос — это платежеспособная потребность в каком-либо товаре или услуге.
Виды спроса:
Индивидуальный спрос
Рыночный спрос
Спрос на факторы производства (Спрос производства)
Потребительский спрос
Первое основано
на личном труде, второе - на наемном; при
первом продукт принадлежит производителю,
при втором - предпринимателю; при первом
рабочая сила не является товаром, а при
втором - она товар; при первом товарное
производство не выступало всеобщей формой
производства, при втором - оно носит всеобщий
характер; при первом цель - удовлетворение
потребностей производителя, при втором
- получение прибыли; при первом товары
- продукты труда, при втором - продукты
капитала; простое товарное производство
базируется на отсталой технике, капиталистическое
- на развитой машинной технике.
Общие черты и различия простого и развитого
капиталистического товарного производства
предопределяют природу мелкого производителя:
с одной стороны, он выступает как труженик,
а с другой - как собственник. Это важно
для определения закономерностей развития
мелкого товарного производства, которое
преобладает в развивающихся странах.
Эта двойственность проявляется в период
революционных преобразований общества.
Типичной моделью товарного производства
можно считать и предпринимательство
- инициативную, самостоятельную хозяйственную
деятельность граждан и их объединений.
К предпринимательству могут относиться
любые виды производственной деятельности,
а также коммерческое посредничество,
торгово-закупочная, инновационная, консультативная
деятельность, операции с ценными бумагами.
Одной из ведущих его форм является частное
предпринимательство. Предпринимательство
может осуществляться как отдельными
лицами, так и объединением граждан и государством.
Билет 33. Устойчивость рыночного равновесия. Паутинообразная модель динамического равновесия.
Равновесие – это ситуация, при которой интересы продавца и покупателя на рынке полностью совпадают, так что при данной цене величина предложения равна величине спроса. Соответственно, равновесная цена – это та цена, которая позволяет продать все количество товара, которое производители при данной цене согласны произвести. Способность конкурентных сил предложения и спроса устанавливать цену на уровне, на котором решения о продаже и купле синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цены.
При совмещении кривых спроса и предложения определяется точка равновесия Е (см. рис. 4.4):
PE = PS = PD,
где PE – цена равновесия; PS – цена предложения; PD – цена спроса.
Рис. 4.4. Кривые спроса и предложения
Это означает, что
QE = QS = QD,
где QE – объем равновесный; QS – объем предложения; QD – объем спроса.
Колебания спроса и предложения изменяют равновесную цену и равновесное количество товара на рынке. Это выражается в следующем:
Таким образом, через постоянные колебания спроса и предложения рынок стремится к равновесию, которое может быть более или менее устойчивым.
Влияние различных факторов может привести к дефициту товаров на рынке или к их перепроизводству. Возникает вопрос, сможет ли вновь установиться равновесное рыночное состояние? Выводы об устойчивости (неустойчивости) равновесия могут привести, в свою очередь, к выводам о необходимости государственного вмешательства в экономику.
Устойчивое равновесие – это такое равновесное состояние, отклонение от которого приводит к возвращению в это же состояние.
Анализ экономического равновесия с точки зрения его устойчивости требует определения динамики изменения цены во времени.
Рассмотрите стабильность равновесия на примере предложения в мгновенном, краткосрочном и длительном периодах.
Неустойчивое равновесие – это такое равновесное состояние, отклонение от которого не приводит к возвращению в это состояние. Следствием неустойчивого равновесия является несовпадение спроса и предложения в долгосрочном периоде. В связи с этим различают рынок производителя и рынок потребителя.
Стабильность равновесия означает способность рынка, выведенного из состояния равновесия, вновь возвращаться к нему под влиянием лишь своих внутренних факторов.
Анализ стабильности имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Если рынок обладает стабильностью равновесия, то это означает, что его дополнительное регулирование со стороны государства необязательно, ибо рынок — это саморегулирующийся механизм. Если же рыночное равновесие нестабильно, то государственное регулирование необходимо.
Стабильность или нестабильность рыночного равновесия может быть проанализирована при помощи так называемой паутинообразной модели.
Данная модель предполагает следующие допущения:
В зависимости от соотношения абсолютной величины тангенса угла наклона кривой спроса и угла наклона кривой предложения (угол определяется по отношению к оси ОР) будет определяться стабильность или нестабильность рыночного равновесия.
Возможны три случая:
Билет 34. Цена: сущность, функции, виды цен.
Цена — это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена. Форма выражения ценности может быть не только денежной, но и натуральной, и процентной и др. Решающий момент в понимании категории «цена» — обмен. Масштабы и интенсивность обмена предопределяют масштабы и объективность ценообразования. Так, в условиях административно регулируемой экономики неправомерно использовать понятия «цена земли», других природных ресурсов, рабочей силы, не являющихся объектами купли-продажи. В условиях рыночной экономики, когда большая часть товаров и услуг является объектами купли-продажи, значительно большие масштабы имеет и ценообразование.
Применительно к основному (товарному) рынку чаще всего употребляется формулировка: цена есть денежное выражение стоимости. Это считается справедливым, так как в условиях рынка данного типа по-прежнему действуют базовые (стоимостные) факторы и в подавляющем большинстве обменных операций используется денежная оценка.
В силу того, что теоретическое толкование цены в настоящее время остается дискуссионным вопросом, широкое распространение получила и более упрощенная формулировка, согласно которой цена — это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара или услуги.
Разумеется, можно предложить и другие формулировки категории «цена» применительно к современным условиям. Лучшему пониманию этой категории поможет анализ функций цены.
Функции цен - наиболее общие свойства, которые объективно присущи категории «цена»
Функции цен характерны для любого вида цен.
Выполняя учетную функцию, цены позволяют сопоставлять различные блага, не сравнимые по потребительским характеристикам. Только в ценностном выражении можно определить макроэкономические, отраслевые показатели и показатели конкретного предприятия.
Перераспределительная функция цены предполагает перераспределение созданного общественного продукта между сферами экономики, хозяйственными звеньями, регионами и различными группами населения. Государство, например, поддерживает уровень цен на легковые автомобили, алкогольную и табачную продукцию на уровне, значительно превышающем уровень затрат. Доходы от этого превышения используются для поддержания относительно низких цен на товары первой необходимости.
Суть стимулирующей функции состоит в поощрительном и сдерживающем воздействии цен на разные сферы воспроизводства. Например, для стимулирования производства прогрессивной продукции государство снимает все ценовые ограничения, сдерживающие рост прибыли производителя. Вместе с тем вводятся жесткие ценовые ограничения на товары, являющиеся затратными составляющими в прогрессивных производствах, для ускорения последних.
Сущность функции балансирования спроса и предложения состоит в том, что балансирование может быть достигнуто при определенном уровне цен. В условиях классического (нерегулируемого) рынка цена выполняет роль стихийного регулятора общественного производства. Результат: стихийный перелив капитала из одной отрасли в другую, свертывание производства избыточной продукции и высвобождение ресурсов для производства дефицитной продукции. При этом неизбежны нерациональные затраты общественного труда. В условиях регулируемой экономики, целью которой является максимально возможная экономия общественного труда, функция балансирования реализуется с использованием не только цен, но и других рычагов — с помощью государственного финансирования, кредитования, налоговой политики и т. д.
Поскольку цена обслуживает оборот по реализации и/или приобретению товаров, то соответственно в цене в одинаковой мере должны быть учтены интересы и производителя, и потребителя продукции, что, в свою очередь, зависит от того, где, когда и при каких условиях совершается сделка (покупка-реализация)
Для стоимостной оценки результатов сделки и затрат используются различные виды цен. И отечественный, и мировой опыт показывает, что используется множество видов цен, связанных с особенностями приобретаемых (сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия и т.д.) и продаваемых товаров;
Несмотря на множество цен, действующих на рынке, они между собой взаимосвязаны. Стоит только внести изменения в уровень одной цены, как эти изменения обнаруживаются в уровнях других цен.
Это объясняется тем, что, во-первых, существует единый процесс формирования затрат на производство; во-вторых, все субъекты рынка взаимосвязаны, между собой; в-третьих, имеет место тесная взаимозависимость всех элементов рыночного хозяйственного механизма.
В зависимости
от того, какой признак взят для классификации,
все виды цен можно разделить на различные
группы.
1. По характеру обслуживаемого оборота различают следующие виды цен:
2. В зависимости от
3. По способу установления, фиксации различают: твердые, подвижные, скользящие цены. Эти виды цен устанавливаются в договоре, контракте.