Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 22:36, шпаргалка
Билет 1. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и установление рыночной цены.
Спрос — это платежеспособная потребность в каком-либо товаре или услуге.
Виды спроса:
Индивидуальный спрос
Рыночный спрос
Спрос на факторы производства (Спрос производства)
Потребительский спрос
Выполнение выше названных ограничений обуславливает следующие свойства стандартных кривых безразличия:
К данной группе товаров относятся все предметы и услуги, которые потребитель готов заменить один на другой в постоянном соотношении, то есть MRS=const (например: отдельные группы товаров конкурирующих производителей)
Проанализируем
наиболее простую ситуацию, когда товары
замещаются в пропорции один к одному
(MRS=1).
Например, выбор между синими и черными
маркерами. Потребителю необходимо приобрести
4 маркера и ему безразлично, какого они
цвета. Функция полезности в этом случае
будет иметь вид прямой линии с тангенсом
угла наклона равным -1.
при
,
или
Кривые безразличия более высокого порядка будут располагаться на параллельных прямых выше и правее начальной, но MRS будет прежней.
В эту группу входят товары и услуги, потребляющиеся всегда вместе и в строго фиксированных пропорциях, например перчатки: левая и правая.
Если потребитель выбирает потребительскую корзину, состоящую из одной правой Y и одной левой перчатки X, то прибавление к ней любого количества только левых перчаток не увеличит совокупную полезность данного набора. Следовательно, все потребительские корзины типа (1:2) (1:3) или (2:1) (3:1) будут находится на одной кривой безразличия с потребительским набором (1:1), а сама кривая будет иметь вид буквы L.
К нежелательным товарам относятся те товары, которые потребитель активно не любит, но без которых в силу каких-либо причин не может обойтись.
Степень удовлетворения потребителя и его оценка полезности будет тем выше, чем в меньших количествах нежелательный товар будет присутствовать в наборе. Кривая безразличия в этом случае будет иметь вид прямой с положительным углом наклона
Подобная ситуация может возникнуть, когда нам продают товар с абсолютно бесполезной, с нашей точки зрения, но дешевой нагрузкой.
В этом случае количество нагрузки не будет оказывать влияния на покупку основного товара, и кривые безразличия будут иметь вид вертикальных прямых, параллельных друг другу. Более высокому уровню удовлетворения соответствуют кривые, лежащие правее по оси Q1.
Теоретически можно представить ситуацию, при которой существует идеальный потребительский набор, максимально удовлетворяющий потребности потребителя, то есть находящийся в точке насыщения (например: доза лекарства, которую необходимо принять за день).
Уменьшение данной дозы не даст улучшения. Чем ближе потребитель находится к точке насыщения, тем выше полезность его потребительского набора. Графически кривые безразличия этого потребителя будут иметь вид эллипсов.
Все стандартные кривые безразличия не только имеют отрицательный наклон, но и вогнуты к началу координат карты безразличия. Степень вогнутости зависит от степени замещения одного товара другим.
Предельная норма замещения (MRS) товаром товара показывает количество товара , которым потребитель готов пожертвовать, ради приобретения одной дополнительной единицы товара , при сохранении общего уровня удовлетворения неизменным.
MRS = ΔQ2 / ΔQ1
Данное
соотношение в силу убывающего характера
стандартной кривой безразличия всегда
отрицательно. Иногда для удобства перед
правой частью вводят минус, что делает
значение
положительным, однако в большинстве случаев
нас интересует абсолютное значение коэффициента.
Если представить зависимость между количеством
,
и уровнем полезности
в виде функции типа
, то предельная норма замещения равна
производной функции полезности:
.
Графически
равна тангенсу угла наклона касательной
к кривой безразличия в данной точке.
Очевидно, что степень замещения товара товаром не остается постоянной при движении вдоль кривой безразличия.
При перемещении вниз по кривой предельная норма замещения уменьшается, так как остающиеся единицы товара приобретают в глазах потребителя большую ценность, а дополнительные единицы товара приносят все меньшее добавочное удовлетворение (или предельную полезность если выражаться языком кардиналистской теории).
При движении вдоль кривой безразличия совокупная полезность остается неизменной, другими словами, потеря полезности от сокращения потребления товара компенсируется приобретением большего количества товара .
Дополнительная полезность, приобретаемая, или теряемая потребителем, есть ни что иное как предельные полезности рассматриваемых товаров.
Таким образом получаем: ΔQ2*MU2 = ΔQ1*MU1
то есть: -ΔQ2 / ΔQ1 = MU1 / MU2
Билет 9. Микроэкономика как составная часть экономической теории.
Такие науки как микроэкономика и макроэкономика дополняет друг друга, и с помощью их мы имеем общее представление как работает экономика и какими методами на нее можно влиять. Микроэкономика преимущественно основывается на основе экономической теории.
Экономическая теория - это общественная наука, которая изучает ограниченность ресурсов в мире, и их влил на потребность потребителей.
Микроэкономика - это часть экономической теории, которая изучает деятельность конкретных экономических субьектов на микроуровне.
Микроэкономика дает нам ответ на такие вопросы:
1.Что должны производить
субьекти рынку? Такая наука как
микроэкономика говорит
2. Кому производить? Предприниматели
перед тем как воробляти
3. И последнее из заданий микроэкономики есть решение проблемы : Чем и какими средствами будут производиться те или другие товары? Это наверное главнее всего из заданий производителя, производитель сам должен решать какими средствами производства и ресурсами он будет производить данный товар.
Ведь чем новая техника и чем более дешевое сырье, тем товары производителя будут более конкурентноспроможними на мировом рынке.
Развитие микроэкономике прошло 3 этапа своего развития :
1. 1840-1880 годы - формируются первые очерки микроэкономики как науки, создаются первые определения и факторы науки. Первыми представителями которые изучали микроэкономику были Госсен, Візер и другие.
2. 1880-1935 годы - в течение 65
лет наука приобретает
3. 1935 - и к нынешнему времени. Микроэкономика приобрела высокое развитие и находится на этапе усовершенствования. Продолжателями исследования был Слуцький, Чумбэрлин.
Билет 10. Модели предпринимательства, субъекты и объекты предпринимательства, формы его организации.
Предпринимательская деятельность - это организация и соединение факторов производства для создания материальных благ и услуг, способных удовлетворить общественные потребности, конечной целью реализации которых являются собственные материальные интересы предпринимателя.
Основные условия существования предпринимательской деятельности:
Выделяют две модели предпринимательского поведения: классическую и инновационную. Отличительная особенность первой модели состоит в том, что бизнесмен стремится организовать свою деятельность с расчетом на максимальную отдачу от имеющихся в распоряжении компании или фирмы ресурсов. Ресурсоориентированный тип предпринимательского поведения соотносит решаемые задачи с наличными ресурсами и отдает предпочтение тем средствам достижения целей, которые обеспечивают наибольшую эффективность использования ресурсов. Вторая модель предпринимательства ориентирована не на имеющиеся ресурсы, а на возможности. Предприниматель может не иметь в достаточном количестве собственных ресурсов для достижения поставленной цели, поэтому он использует любые возможности для развития производства. В поисках альтернативных источников изучается внешняя среда. Привлекая собственные и внешние ресурсы, предприниматель отдает предпочтение наиболее выгодным вариантам развития производства.
Рассмотрим основные признаки предпринимательства как метода ведения хозяйства.
К основным признакам относятся самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Предприниматель свободен в принятии решений, не запрещенных существующими правовыми нормами. Любой, кто имеет соответствующие желание и денежные средства, вправе организовать собственное производство (индивидуальное или коллективное), основанное на определенной форме собственности. Что, как и сколько производить, у кого покупать, кому и по какой цене продавать - все это предприниматель решает самостоятельно, исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры. Средства производства и рабочая сила приобретаются на рынке.
С самостоятельностью неразрывно связан признак экономической заинтересованности. Движущий фактор предпринимательской деятельности - стремление к увеличению дохода. Ради этого и организуется дело, и расширяются его масштабы. Предприниматель, преследуя свои интересы, в то же время, в конечном счете, направляется к достижению общественных целей, работает на общество.
Еще один характерный признак предпринимательства - хозяйственный риск и ответственность. Эти понятия неразрывно связаны друг с другом, хотя и не тождественны. Риск предполагает неопределенность, непредсказуемость. Даже при самых тщательных расчетах и прогнозах фактор непредсказуемости устранить невозможно. Риск не всегда поддается экономической оценке. Ответственность же конкретна, и ее можно достаточно точно выразить в соответствующих показателях. Поэтому предприниматель определяется как человек, который берет на себя риск решений, принятых по его личной инициативе.
Предприниматель - основной субъект предпринимательской активности.
В целях получения прибыли, удовлетворения конкретных потребностей, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг предпринимателем или группой создается предприятие как самостоятельный, хозяйствующий субъект.
Предприниматель – не единственный субъект предпринимательства. И потребитель, и государство так же относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если предприниматель не работает в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера). Однако основным контрагентом предпринимателя выступает потребитель, а также государство, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника.
Цель предпринимательской активности – производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимателю прибыль. Прибыль – это излишек доходов над расходами, получаемый в результате реализации принятого предпринимательского решения по производству и поставке на рынок товара, в отношении которого предпринимателем выявлен неудовлетворяемый или скрытый спрос потребителя.