Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 14:12, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Экономической теории"
Заработная плата – это цена труда. ЗП создаёт стимул труда работников.
Повремённая ЗП устанавливает размер вознаграждения в зависимости от проработанного времени. Устанавливается часовая ставка труда Зч = ЗП(за день, нед., мес.)/В (норм. число часов за день, нед., мес.).
Руководителям, инж.-технич. работникам устанавливаются должностные оклады.
Производной от повремённой является сдельная заработная плата, рассчит. в завис. от объёма выполненной продукции.
Деньги - это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом, то есть выражающий стоимость всех других товаров.
Функции денег:
1)
Мера стоимости – деньги
2)
Средство обращения – деньги
не задерживаются долго в
3)
Средство образования сокровищ
– если продавец получает
4)
Средство платежа – деньгами
расплачиваются за ранее
5) Мировые деньги.
30. Рынок земли. Земельная рента. Цена земли.
Если раньше над земельным вопросом никто не задумывался, так как все думали что земля общая, а значит ничья, то сейчас земля стала товаром, который может приносить прибыль, её можно купить или продать.
Рента – особый
вид относительно устойчивого дохода,
непосредственно не связанный с
предпринимательской
Цена земли Цз – превращённая в денежный капитал рента Рз. Цз=Рз/i, гдеi – ставка депозитного процента.
На рыночную
цену земли определённое влияние
оказывает соотношение
29. Рынок капитала. Основной и оборотный капитал. Амортизация.
Под капиталом на рынке факторов производства понимается так называемый физический капитал, или производственные фонды. Капитал – это ценность, приносящая доход. Доход на капитал называют процентом.
Основной капитал служит в течение нескольких лет и подлежит замене только в случае износа или негодности, в которую может прийти со временем (средства труда, здания, оборудование).
Оборотный капитал целиком расходуется в течение одного производственного цикла (от начала производства благ до выпуска готовой продукции). Оборотный капитал тратится на приобретение средств для каждого цикла: сырья, основных, вспомогательных материалов труда и т.п. (предмет труда, быстроизнашивающийся за год инструмент, а также заработная плата).
Амортизация
- процесс перенесения по частям
стоимости основных средств и
нематериальных активов по мере их
физического или морального износа
на стоимость производимого
За счёт амортизационных отчислений образуется амортизационный фонд, величина которого Ао зависит от среднегодовой стоимости основного капитала Ко и нормы амортизации Ан. Ан=Ао/Ко*100%.
Норма амортизации показывает, за сколько лет стоимость основного капитала должна быть полностью возмещена.
12. Собственность: юридический и экономический аспект. Типы собственности. Приватизация: её виды и цели.
В экономическом смысле собственность – отношения между людьми по поводу присвоения экономических благ, эти отношения определяют характер общественного слоя, они изменяются в соответствии с социально-экономическими условиями жизни людей. Собственность экономически реализуется если приносит доход.
В юрид. смысле собственность – это отношения между людьми по поводу использования экономических благ, закреплённые законодательно в нормах права.
Собственность может быть частная и общественная. Частная бывает индивидуальная и групповая; групповая: акционерная (акции, облигации); кооперативная и коллективная. Общественная делится на государственную (федеральную) и муниципальную.
Приватизация как особая форма преобразования собственности – это процесс передачи государственной собственности в частные руки (разгосударствление) и передача управления от государства в частный сектор.
Виды: 1) Бесплатная приватизация:
- наделение всех граждан ваучерами;
- передача
прав собственности на
- приватизация государственного жилья.
2) денежная
приватизация: конкурс; аукцион;
продажа акций внешним
8. Спрос и величина спроса. Факторы спроса. Закон спроса.
Спрос D – это то количество товаров и услуг (Q) которое покупатели готовы приобрести при данных ценах (P) в течении определённого времени.
Закон спроса – с увеличением цены спрос на товар падает, и ноборот.
При снижении цены величина спроса увеличивается.
Обратная зависимость между изменением цены товара и спроса на него объясняется действием:
- эффекта
дохода (если цена товара падает,
то потребитель может
- эффекта замещения (если цена товара растёт, то при наличии заменителей, он будет ими замещаться, спрос на данный товар упадёт);
- закона убывающей предельной полезности (каждая дополнительная единица товара стоит меньшую цену).
Неценовые факторы спроса: изменение предпочтений потребителя (вкуса, моды); изменение дохода потребителей; цены других товаров; количество покупателей на рынке; ожидания покупателей в отношении изменения цен.
10. Предложение и величина предложения. Факторы предложения. Закон предложения.
Предложение (S) – то количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предложить при данной цене в определённый промежуток времени.
Закон предложения – при увеличении цены предложение растёт, при падении цены предложение снижается.
Изменение цены ведёт к изменению величины предложения, что отражается движением по кривой S.
Неценовые факторы предложения: - величина издержек производства; налоги и субсидии; количество продавцов на рынке; инфляционные ожидания.
11. Понятие эластичности. Эластичность спроса и её виды.
Степень изменения спроса под воздействием влияющих на него факторов называется эластичностью спроса.
Различают: ценовую эластичность спроса; перекрёстную эластичность спроса; эластичность спроса по доходу.
Ценовая эластичность
спроса характеризует степень
Перекрёстная эластичность спроса – характеризует изменение спроса на товар А при изменении цены на товар B. EDab=ΔQa/Qa:ΔPb/Pb.
Эластичность спроса по доходу – характеризует степень изменения спроса на товар под влиянием изменения дохода. EDI=ΔQ/Q:ΔI/I.
11. Эластичность предложения и её виды.
Эластичность
предложения характеризует
Виды эластичности предложения: ES<1 – не эластичное предложение; ES=1 единичная эластичность предложения; ES>1 – эластичное предложение.
Факторы, влияющие на степень эластичности:
- способность
производства к быстрой
- возможность хранения продукции;
- время, имеющееся в распоряжении производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цены.
12. Рыночное равновесие. Равновесная цена и равновесное количество товара. Виды рыночного равновесия.
Рыночное равновесие – это состояние рынка, при котором величина спроса на товар равна величине предлагаемого товара. При цене выше равновесной (P1) предложение S больше D и на рынке возникает излишек между продавцами возникает конкуренция, заставляющая их снижать цену (рынок стремится к равновесию). При цене ниже равновесной (P2) D>S и на рынке дефицит – конкуренция между покупателями, которые готовы заплатить больше, цена повышается, предложение S растёт, а спрос D снижается, рынок стремится к равновесию.
Виды равновесия:
Мгновенное равновесие – ситуация на рынке, когда растёт спрос, а у предпринимателей нет времени, чтобы изменить предложение.
Краткосрочное равновесие – повышение спроса и цены заставляет производителей увеличить загрузку имеющихся мощностей и за счёт этого увеличить предложение.
Долгосрочное равновесие – достигается за счёт увеличения предложения в результате расширения существующих мощностей и появления в данной отрасли новых.
15. Прибыль экономическая и бухгалтерская. Издержки внешние и внутренние.
Экономическая прибыль – это общая выручка за вычетом всех издержек и внешних и внутренних, включая нормальную прибыль.
Бухгалтерская прибыль – общая прибыль фирмы за вычетом только внешних издержек.
Внешние издержки
– плата за ресурсы поставщика,
не принадлежащие к числу
Внутренние издержки – это непредусмотренные контрактами платежи.
14. Издержки зависящие и независящие от объёма производства.
1) Постоянные
издержки (FC) - это расходы, которые
остаются неизменными, каково
бы не было количество
2) Переменные
издержки (VC) – зависят от количества
производимой продукции (
3) Валовые (общие) (TC) – сумма постоянных и общих издержек.
4) Средние издержки – издержки в расчете на 1 выпущенную единицу продукции.
5) Предельные
– дополнительные издержки на
производство дополнительной
22,23. Монополия, олигополия, монополистическая конкуренция: характерные черты.
Монополия –
рыночная ситуация, при которой множеству
продавцов противостоит один покупатель,
имеющий возможность
Чистая монополия – рыночная ситуация, при которой товар, не имеющий близких заменителей, продаёт один продавец.
Олигополия – рыночная структура, в которой доминируют несколько крупных фирм. По типу продукции различают чистую олигополию – олигополию производящую однородный продукт (цемент, мин. удобрения); и олигополию, производящую дифференцированную продукцию (сигареты, авто …).
Монополистическая
конкуренция – рыночная структура,
при которой множество фирм, выпускающих
однотипный, но дифференцированный продукт
конкурируют между собой. Основные
методы конкуренции на рынках монополистической
конкуренции это неценовые
1. Макроэкономика и её цели. Кругооборот доходов и расходов в национальном хозяйстве.
22. Система
национальных счетов и её
СНС связывает
воедино важнейшие
1)
Проведение эффективной
2)
Экономического
3)
Международных сопоставлений
Важнейшие показатели СНС:
1)
Чистый внутренний продукт (
2) Национальный доход – доход от факторов производства (НД=ЧВП-косв.налоги).
3) Личный доход (ЛД=НД-налоги на прибыль корпораций-нераспределённая прибыль+трансфертные платежи).
23. ВВП: сущность и особенности. Методы расчёта ВВП. Сделки, не включаемые в ВВП.
ВВП – денежная оценка всех произведённых конечных товаров и услуг в стране за год.
В ВВП не включаются конечные товары и услуги – блага, которые потребляются в рамках домохозяйств или фирм (хлеб), в отличие от промежуточных товаров (мука).
Исключить двойной
счёт позволяет показатель добавленной
стоимости – это рыночная цена
продукции фирмы за вычетом стоимости
потреблённого сырья и
Метод по расходам: У=С+Ig+Сз+NX,
где С –
потребительские расходы
Метод по доходам: У=W+i+R+Pr+d+T,
где W – зарплата; i – процент; Т – косвенные налоги.
Сделки, не включаемые в показатель ВВП:
- сделки с финансовыми инструментами;
- покупка и продажа благ, бывших в употреблении;
- частные и государственные трансферты
24. Номинальный и реальный ВВП. Дефлятор ВВП.
В ВВП, измеренном в текущих ценах не всегда точно отражается рост валовой продукции, т.к. на показатель ВВП выраженный в текущих рыночных ценах влияет не только изменение физического объёма благ и услуг, но и инфляционные процессы, поэтому ВВП необходимо рассчитывать не только в текущих ценах, но и в ценах базисного года (для РФ-2000).