Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 22:01, шпаргалка

Краткое описание

1) Основные проблемы и задачи экономики.
2) Экономические учения меркантилистов.
3) Классическая политическая экономия.
...
23/48)Денежно-кредитная политика ЦБ.

Вложенные файлы: 1 файл

0433459_34805_kratkie_otvety_na_voprosy_po_ekonomicheskoy_teorii.docx

— 75.49 Кб (Скачать файл)

 

1) Основные проблемы и  задачи экономики.

В настоящее время  термин «экономика» используется в 2-х смыслах: 1)Экономика как хозяйство  страны, предприятия, отдельного человека; 2)Экономика как наука, изучающая  процессы, возникающие в ходе хозяйственной  деятельности.

В настоящее время  различают систему экономических  наук, включающих в себя два крупных  блока: 1)Общие экономические науки: экономика, экономическая теория; 2)Конкретные науки, куда входят три группы наук: а) функциональные (бух. учет, налогообложение, финансирование); б)отраслевые (промышленность, транспорт); в)науки, возникшие на стыке экономики с другими науками.

Основные проблемы и задачи экономики.

Основной проблемой  экономики является, как использую  ограниченные ресурсы максимально  полно удовлетворить неограниченные потребности общества. Поиском путей  решения данной проблемы занимается экономическая теория. При этом возникает  проблема выбора между субъектами, объектами и ресурсами экономики.

Субъекты экономики - то, что воздействует: 1)человек (выступает как производитель, потребитель, управляющий производством, распределением, обменом, потреблением); 2)предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического лица; 3)территория-край, область, Москва, Петербург; 4)государство.

Объекты экономики: 1)продукция – это материальный и информационный продукт, созданный в процессе производства; 2)товар – это продукт, являющийся  объектом купли продаж; 3)работа – трудовая деятельность по созданию любого продукта; 4)услуга – деятельность в производстве, не создающим конфликтный материальный продукт. Ресурсы экономики: 1)труд – это целесообразная деятельность человека по созданию любого продукта; 2)природные ресурсы – земля, лес; 3)капитал – это деньги, оборудование, сырьё; 4)предпринимательские способности – способность человека наиболее эффективно использовать выше перечисленные ресурсы.

При решении главной  проблемы  возникают 3 основных задачи: ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО.

ЧТО, т.е. какие товары и в каком ассортименте и количестве следует производить. При решении этой задачи ограниченные ресурсы распределяются между производителями и в зависимости от востребованности выпускаются те или иные товары.

КАК, т.е. с помощью каких способов соединения ограниченных ресурсов производить необходимые людям блага. Решая эту задачу люди выбирают более предпочтительные  для них способы.

ДЛЯ КОГО, т.е. для каких слоев общества производить продукцию и как ее распределять. Решая, каким образом распределять блага, человечество за свою историю пробовало опираться на следующие принципы: право сильного; принцип уравнительности;

принцип очереди.

Жизнь отвергла все эти  принципы, т.к. они подрывают интерес  людей к труду. Сегодня в большинстве  стран преобладает принцип рыночного распределения.

 

2) Экономические учения  меркантилистов.

Меркантилизм появился в XVI-XVIII вв. Меркантилизм переводится  как «купец», «торговец», т.е. отражало интересы купцов. Главным богатством общества являются деньги (золото, серебро). Источником богатства является сфера  обращения (торговля и финансовые работы). Государство должно своей целенаправленной политикой способствовать обогащению общества. Деятельность государства  делилась на 2 этапа: 1)государство должно использовать административные меры, такие как ограничение импорта, запрет вывоза денег из страны; 2)применение экономических мер: поддержка внешней  торговли, развитие судоходства. Представители: в Англии: Томас Мэн, во Франции:  Монкретьен.

Основной недостаток – недооценка производства как источника богатства.

 

3) Классическая политическая  экономия.

I. Классическая школа физиократов. Получила развитие в 18 веке во Франции. Представители: Франсуа Кенэ и Анн Роберт Жак Тюрго.  Суть учения физиократов заключается в их названии: «физус» - с греч. «природа», а «кратус» - «власть», т.е. они признавали власть природы. Они считали, что чем лучше природные условия, тем богаче государство. Источником богатства они считали не сферу обращения, а производство (но не всякое производство, а только сельское хозяйство).

II. Рыночная школа классиков. Зародилась в 18 веке. Представители: шотландский экономист Адам Смит и его ученик англ. экономист Давид Риккардо. Они считали, что всякое производство увеличивает богатство общества. Первейшим условием для этого являлось наличие свободной и конкурентной рыночной экономики. В обществе стихийно независимо от воли людей действуют определенные законы, которые регулируют рыночные механизм. Государство не должно вмешиваться в экономику, а должно лишь охранять порядок в обществе.

III.Марксизм возник в XIX в. в Германии, основоположник Карл Маркс. Согласно марксизму противоречия между буржуазией и пролетариатом является классово - антагонистическими. Компромиссы между ними невозможны. Необходим вооруженный захват власти и ликвидация буржуазии, как класса. Необходимо ликвидировать частную собственность, путем передачи ее обществу.

 

4) Неоклассическое и кейнсианское  направление экономической теории.

I. Неоклассическая экономика – возникла во 2-ой половине 19 века. Согласно этому учению противоречия между рабочим классом и капиталом временны на период становления капитализма. Компромиссы возможны. Необходимо только немного потерпеть и идти друг другу навстречу. Представитель: Альфред Маршал. Он изложил свои идеи в 70х гг. 19 века, на основе которых возникло направление, получившее название неоклассическая. Согласно этому учению государство не должно вмешиваться в экономику, а должно лишь создавать условия для развития экономики и охранять порядок в государстве.

II. В 1929-1933 гг. экономику развитых стран потряс сильный кризис, в результате которого значительная степень экономики была разрушена. Изучив причины и последствия кризиса, ряд экономистов выдвинули теорию экономического развития под названием кейнсианство (Кейнс), согласно чему рыночная экономика не способна обеспечить стабильность, а поэтому государство должно принимать активное участие в экономике, регулировать ее.

 

5) Методы и функции экономической  теории.

Методы экономических исследований:

1) Метод наблюдений – заключается в сборе и систематизации факторов.

2) Метод анализа и синтеза. Анализ – это расщепление экономических явлений на простые единичные процессы и явления; синтез – объединение воедино отдельных единичных явлений. 

3)Метод дедукции и индукции. Дедукция-переход от общего к частному; индукция - от частного к общему (инфляция).

4)Эксперимент (турникеты). 5)Моделирование – создается модель экономического явления.

6)Графический (графики например валюты)

Функции экономической теории:

1) Познавательная – состоит в изучении и объяснении экономики общества и представлении полученных знаний в теоретическом виде.

2) Методологическая – заключается в том, что разрабатывает методы экономических исследований, которые составляют базу для всей системы экономических наук.

3) Образовательная – заключается в передаче знаний людям.

4)Практическая – заключается в разработке конкретных принципов и способов рационального хозяйствования. 

 

6) Факторы производства: рабочая  сила.

Производство – это процесс создания жизненных благ для удовлетворения материальных потребностей людей. Осуществляя производственную деятельность, предприятие использует экономические ресурсы, которые называются факторами производства. Главными факторами производства являются рабочая сила и средства производства.

Рабочая сила – это способность человека к труду, совокупность его умственных и физических сил, применяемых в производстве. Реализация  рабочей силы происходит в процессе труда. Труд – это целенаправленная деятельность людей по созданию жизненных благ. Важнейшим показателем труда является производительность труда, которая измеряется объемом продукции, произведенной в единицу времени (выработок) или количеством труда, затраченного на производство единицы продукции (трудоемкость). Производительность труда зависит от следующих факторов: 1) уровень образованности, квалификации и профессионализма работника; 2)степень заинтересованности работника в результате труда; 3)уровень развития науки и техники и их использование в производстве; 4)степень эффективности использования ресурсов производства; 5)интенсивность труда; 6)природные (погодные) условия. T(трудоемкость) = t / v    

 

7) Факторы производства: капитал.

Производство – это процесс создания жизненных благ для удовлетворения материальных потребностей людей. Осуществляя производственную деятельность, предприятие использует экономические ресурсы, которые называются факторами производства. Главными факторами производства являются рабочая сила и средства производства.

К средствам производства относятся материальные ресурсы, они  делятся на 2 группы: 1)средства труда - принимают участие в создании продукции; 2)предмет труда – на них воздействуют в процессе производства.

По происхождению  средства производства делятся на а)природные ресурсы; б) произведенные ресурсы, которые также наз. капиталом. Он делится на: а)реальный или физический капитал; б)денежный капитал, который используется для приобретения реального капитала.

Реальный капитал  предназначен для инвестирования производства. Инвестирование производства обеспечивает повторение и непрерывность производства. Это называют воспроизводством. Различают воспроизводство: простое (т.е. процесс производства продукции повторяется в одних и тех же объемах) и расширенное (процесс производства повторяется во все увеличивающихся объемах) Процесс производства продукции движется по схеме: Д-Т…П…Т’ -Д‘ (деньги Д, товар Т, производство П).

В зависимости от оборачиваемости  и переноса своей стоимости на стоимость продукции средства производства делятся на: 1)Основной капитал – средства труда, которые используются при производстве продукции многократно в течение длительного времени (более года), при этом постепенно изнашиваясь, не меняя натурально-вещественную форму и перенося свою стоимость на стоимость продукции по частям. Основной капитал делится на активный (непосредственно используется для производства продукции) и пассивный (создает условия); 2)Оборотный капитал – включает в себя оборотные производственные фонды и фонды обращения.

Оборотные производственные фонды подразделяются на производственные запасы и незавершенное производство (фонды в цеху).

Фонды обращения включают в себя: готовую продукцию на складе, товары отгруженные, денежные средства в расчетах (дебиторская задолженность), в кассе и на расчетном счете.

 

8) Производственные возможности  общества.

Между потребностями  и возможностями существует взаимосвязь. Т.к. возможности ограничены, то существует проблема выбора, появляется необходимость выбирать, что производить, а от чего отказаться. Производственные возможности – это, то максимальное количество товаров и услуг, которое может быть произведено за данный период при данных ресурсах и технологиях. Пример: каждая экономика производит 2 больших группы продуктов:1)средства производства; 2)продукты 

Рисунок!!!!!

 

потребления. Пусть:

ГПВ – граница производственных возможностей; А, В – вид продукта; 2,4,5,8 – производственные альтернативы.

Вариант Н невозможен, т.к. недостаточно ресурсов; вариант  В возможен, но не эффективен. Более  эффективными результатами будут варианты, расположенные на линии ГПВ. За выбранную комбинацию приходится платить вменными (скрытыми?????) издержками – это то, от чего мы отказываемся, когда выбираем из 2-х наиболее желанных альтернатив. Т.е. вменные издержки – это упущенная выгода при смене производственных альтернатив.

Вменные издержки изменяются в соответствии с законом возрастания  вменных издержек: по мере увеличения выпуска любого продукта, вменные издержки каждой его новой единицы растут. Главной причиной такого закона является неполная взаимозаменяемость факторов производства при изготовлении различных продуктов. С течением времени ресурсы и технологии, как правило, прогрессивно меняются. Возможности производства расширяются, отодвигая линию ГПВ дальше от центра. Рисунок!!!!!

1 -сегодняшняя линия  ГПВ; 2 -завтрашняя, при предпочтении  товаров для настоящего; 3- завтрашняя, с предпочтением товаров для  будущего (наука, образование, медицина, культуру и т.д.). 

 

9) Собственность, ее классификация.

Собственность – это такие отношения между людьми, которые определяют кому, принадлежат те или иные вещи. Для бизнеса первостепенное значение имеют отношения собственности на средства производства, при этом выделяют 3 основных момента: 1)присвоение средств производства - через эти отношения устанавливается и юридически закрепляется право собственности соответствующих средств производства; 2)использование средств производства - эти отношения возникают, когда собственник сам не применяет средства производства, а сдает их в аренду; 3)экономическая реализация собственности – эти отношения проявляются, когда средства производства приносят собственный доход.

Классификация собственности. Типы собственности определяются в зависимости от: 1)степени действительного обобществления с собственниками, принадлежащего им имущества; 2)возможности или невозможности свободно делить общее имущество между отдельными его совладельцами по их усмотрению.

В зависимости от этих условий выделяют 3 типа собственности: частная, общая долевая, общая совместная.

Частная собственность означает, что отдельный человек относится к данному имуществу как к источнику личного обогащения. 2 вида частной собственности: 1)трудовая (имеют единоличные(ков)? крестьяне, ремесленники); 2)нетрудовая (собственник владеет относительно большим предприятием, где использует труд наемных работников.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"