Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 16:20, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономическая теория".
24.Инфляция: сущность, виды и основные характеристики. Методы измерения
Инфляция представляет собой увеличение денежной массы по сравнению с ее товарным покрытием и проявляется в обесценивании денег и росте общего уровня цен. В зависимости от темпа роста цен инфляция может быть:
- умеренная - цены возрастают не более чем на 10% в год. Темп роста номинальных доходов, соответствует темпу роста цен.
- галопирующая, который характерен
рост цен в пределах 200% в год,
темп роста номинальных
- гиперинфляция - цены возрастают в сотни, тысячи раз.
В зависимости от форм проявления различают открытую и скрытую инфляцию.
- открытая - характеризуется ростом
общего уровня цен, падением
покупательской способности
- подавленная - не сопровождается ростом цен. Государство устанавливает контроль над ценами, замораживая их на определенном уровне.
В зависимости от соотношения темпа роста цен на отдельные группы товаров может быть:
- сбалансированная - при которой цены на все группы товаров примерно одинаковы.
- несбалансированная - цены на различные товары растут разными темпами.
В зависимости от прогнозируемости роста цен инфляцию подразделяют на ожидаемую и неожиданную:
- ожидаемая - прогнозируемый, планируемый рост цен.
- неожиданная - характеризуется внезапным скачком цен и стремительным ростом спроса.
В зависимости от причин возникновения инфляции, различают:
- инфляцию спроса - результат превышения совокупным спросом товарного предложения.
- инфляцию предложения - вызывается ростом стоимости факторов производства
Для измерения используют :
- индекс потребительских цен
- определяется как отношение
стоимости «потребительской
Другой показатель
где:
- темп инфляции в процентах;
- индекс цен текущего периода;
- индекс цен предшествующего периода.
25.Причины и социально-
Существует две точки зрения на природу инфляции.
1. Увеличение массы денег в
обращении, повышение
2. Инфляция имеет как монетарную, так и немонетарную природу. Основные причины:
- милитаризация экономики,
- структурные диспропорции в национальной экономике;
- несовершенство конкуренции,
- высокое налогообложение;
- рост цен на мировых рынках, импортируемая инфляция;
- инфляционные ожидания.
Социально-экономические
- падение реальных доходов
- антиинфляционную тактику или адаптационную политику;
- антиинфляционную стратегию или активную политику.
Проводя адаптационную политику, государство стремится придать инфляции умеренный характер, установить контроль за ростом цен, смягчить ее негативные последствия ( это стимулирование сбережений населения, борьба с падением курса национальной валюты, индексация доходов, проведение денежных реформ). Причины инфляции и предопределяют основные направления антиинфляционной стратегии: изменение структуры производства, демилитаризация экономики, борьба с монополизмом, совершенствование системы налогообложения, снижение бюджетного дефицита.
26.Макроэкономическая нестабильность в России 90-х годов: инфляция и безработица
До 1992г. в России существовала подавленная инфляция, с 1992г. она приобрела открытый характер. Основными причинами инфляции в России 90-х г.были:
- падение объемов производства;
- высокая доля отраслей
Безработица - проблема относительно новая для России. В условиях плановой экономики, как в силу низкой производительности труда, так и в результате проводившейся политики, постоянно создавались рабочие места, не обеспеченные рабочей силой. По сравнению с наличием свободных рабочих мест в стране наблюдалась нехватка рабочей силы. К 90-м г. безработица нарастала, для нее были характерны:
- наличие скрытой безработицы. Неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, отпуска по инициативе администрации стали типичным явлением.
- рост средней
- преобладание среди
Начиная с 2000 г. когда была преодолена тенденция к падению темпов экономического роста, и объем национального производства стал расширяться, безработица в России начала сокращаться. Наряду с улучшением общеэкономической ситуации в стране сказалась и проводимая государством политика:
- меры, направленные на недопущение массовой безработицы;
- оказание помощи безработным в трудоустройстве;
- создание условий для
-стимулирование инвестиций, ведущих к созданию новых рабочих мест;
- материальную поддержку
27. Совокупный спрос и факторы его определяющие
Совокупный спрос (AD) - это тот
реальный объем национального
- населения на потребительские товары( потребительские расходы);
- фирм на инвестиционные товары( инвестиционные расходы);
- государства на товары и услуги( государственные расходы);
- заграницы на продукцию
Потребительские расходы меньше всего подвержены колебаниям. Изменение общего уровня цен оказывает влияние на совокупный спрос.
Неценовые факторы - это экономические и неэкономические условия и рычаги, оказывающие влияние на составляющие совокупного спроса. Потребительские расходы зависят от: 1). изменения реальной стоимости накопленного богатства. 2) ожиданий потребителей в отношении изменения уровня цен в будущем. Ожидание роста цен увеличит текущие потребительские расходы. 3) С увеличением задолженности потребителей по кредитам их текущий спрос уменьшается, снижение задолженности - ведет к расширению потреб-го спроса. 4) Изменением величины подоходного налога.
На величину инвестиционных расходов влияют:
- изменения процентной ставки.
Рост процентной ставки - сокращает
инвестиционный спрос, ее
- чем больше ожидаемая прибыль,
тем больше будет
- изменения налогов на доходы предприятий.
- появление новых, высокоэффективных технологий увеличивает спрос на инвестиции.
Увеличение или сокращение планируемых государственных расходов оказывает большое влияние на совокупный спрос. На величину чистого экспорта оказывает влияние:
- изменение национального дохода в зарубежных странах.
- динамика валютного курса.
28.Совокупное предложение и факторы его определяющие
Совокупное предложение (AS) - это общая величина всех конечных товаров и услуг, предъявляемых к продаже. Более высокий уровень цен стимулирует увеличение объема производства, более низкий - сокращение производства, существует прямая зависимость. Кривая совокупного предложения составлена из трех самостоятельных кривых AS, представляющих разные взгляды на динамику предложения, и включает три отрезка:
- горизонтальный - на этом отрезке объем национального производства (ВНП) изменяется при постоянстве цен. Любой объем производства свидетельствует о неполном использовании ресурсов. Безработица находится на высоком уровне, издержки производства не меняются, постоянными остаются и цены.
- промежуточный - на этом отрезке
кривой AS объема национального
- вертикальный - этот отрезок кривой
совокупного предложения
Кривая совокупного
- производительности ресурсов - при
тех же ресурсах можно
- налогообложения
29.Классическая и кейнсианская теории занятости
Классическая школа исходит из того, что предложение создает спрос и тем самым обеспечивает равновесие совокупного спроса и совокупного предложения, рассматривают условия при изменяющихся ценах.
Кейнсианская школа исходит из того, что спрос формирует предложение, анализируя условия равновесия при постоянных ценах.
Представители классической школы полагают, что сбережения зависят от уровня процентной ставки. Чем выше процентная ставка, тем выше стимулы к сбережению. Сбережения - это предложение денег, инвестиции - это спрос на деньги. Отсюда равновесие денежного рынка - это условие равенства сбережений инвестициями. Равновесие денежного рынка обеспечивается гибкостью процентных ставок. Если сбережения превысят инвестиционный спрос, то процентная ставка упадет, инвестиции увеличатся, на рынке будет восстановлено равновесие. Если инвестиционный спрос окажется больше сбережений, то процентная ставка повысится, и население начнет больше сберегать. Если все-таки и произойдет нарушение макроэкономического равновесия , то его быстрое восстановление будет обеспечено гибкостью цен и заработной платы.Основными инструментами достижения равновесия являются: товарные цены, заработная плата и процент, гибкость и изменчивость которых и обеспечивает поддержание общего экономического равновесия.
Согласно Кейнсу, экономика находится
в состоянии равновесия, если при
постоянных ценах величина предполагаемого
выпуска продукции равна
30.Макроэкономическое равновесие: совокупный спрос - совокупное предложение
Экономика находится в равновесии, когда совокупный спрос и совокупное предложение совпадают. Классическая школа исходит из того, что предложение создает спрос и тем самым обеспечивает равновесие совокупного спроса и совокупного предложения. Кейнсианская школа исходит из того, что спрос формирует предложение и является главным фактором, обеспечивающим макроэкономическое равновесие. Согласно классическим воззрениям макроэкономическое равновесие автоматически поддерживается гибкостью цен, заработной платы и процентных ставок. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия предполагает равенство совокупных расходов ( потребления, инвестиций, государственных закупок и чистого экспорта) ВНП при постоянстве цен. В условиях закрытой экономики и без учета расходов государства макроэкономическое равновесие достигается при равенстве потребительских и инвестиционных расходов величине ВНП, или при условии равенства сбережений инвестициям. Последствия нарушения равновесия зависят от того, на каком отрезке кривой совокупного предложения находится экономика. Так, следствием роста совокупного спроса может быть: увеличение равновесного ВНП при неизменных ценах, рост равновесного ВНП и рост цен, рост цен без изменения объема ВНП. В результате падения совокупного спроса под действием эффекта «храповика» объем равновесного ВНП может уменьшаться или оставаться неизменным без снижения общего уровня цен. Ситуация, когда сокращение предложения сопровождается ростом цен, называется стагфляцией. Макроэкономическое равновесие отнюдь не гарантирует достижения макроэкономических целей. Если равновесный ВНП меньше потенциального, то в экономике имеет место недопроизводство. Разница между совокупными расходами, соответствующими равновесному ВНП, и потенциальным ВНП называется рецессионным разрывом. Превышение совокупных расходов, соответствующих равновесному ВНП порождает инфляцию спроса и называется инфляционным разрывом.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономическая теория"