Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 19:42, шпаргалка
2 Потребности и ресурсы (факторы) производства: понятие, классификация и основные характеристики.
Побудительным мотивом организации общественного производства являются потребности людей. В экономической литературе существует несколько трактовок потребностей. Наиболее распространен следующий подход: потребности человека – это состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Есть и другие точки зрения – это осознанные запросы или нужды в чем-либо; объективно необходимые условия жизни и др.
1 Предмет и метод экономической
теории. Место экономической теории
в системе экономических наук. Предмет и метод эк. теории (ЭТ) ЭТ изучает эк-ие отношения. Предмет ЭТ – это эк-ие отношения, складывающиеся в общественном развитии и вз/действии с производственными силами, экономический механизм хоз-ия, учитывающий интересы всех субъектов общества. МетодыЭТ: Методы – это совокупность приемов исследования в науке и воспроизведении их в системе эк-их категорий и законов. 1. материалистической диалектики: - все изучается в движении, развитии; - процесс познания идет от простого к сложному, от низшего к высшему; - движущая сила развития
есть единство и борьба 2. Общенаучные методы: - метод научной абстракции
– это выделение наиболее - анализ и синтез: анализ – разделение целого на составные части и изучение по отдельности; синтез – соединение частей целого и изучение во взаимосвязи и взаимозависимости. - индукция и дедукция: индукция – от частного к общему, дедукция – от общего к частному. - системный подход –
изучение эк-го объекта как
системы и в то же время,
как элемента еще более - единство исторического
и логического подхода – 3. частные методы исследования: графические, статистические, моделирование, математические, сравнительный анализ, эк. эксперимент – научно поставленный опыт в эк. области с целью проверки эффективности намечаемых хоз. Мероприятий Предмет экономической теории как науки в современном понимании определился далеко не сразу и являлся результатом длительного исторического развития. В ходе развития экономической теории как науки менялись и взгляды на ее предмет, причем здесь с известной степенью условности можно выделить три основных этапа (периода): экономия – как набор знаний по организации хозяйства; политическая экономия – как отражение появления систематизированного знания о сущности, целях и задачах экономической системы; экономикс – как современный этап эволюционного развития экономической науки, учитывающий изменения в методологии исследований и подходах к анализу экономических процессов, явлений. В центре внимания – проблемы использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.
Предмет экономической теории
предполагает определенную В методологии экономической теории можно выделить четыре главных подхода: субъективистский; неопозитивистско-эмпирический; рационалистический; диалектико-материалистический. Методологию
нужно отличать от метода. В
свою очередь, метод есть совокупность
конкретных приемов, способов и
принципов, с помощью которых
определяются пути решения
В системе методов, применяемых
в экономической науке, выделяются
всеобщие (философские, мировоззренческие),
общие научные и частные 1)Место и роль
экономической теории в Первым поводом к изучению экономической теории является то, что эта теория дело с такими проблемами, которые касаются нас всех без исключения: какие виды работ нужно выполнять? как они оплачиваются? сколько товаров можно купить на доллар заработной платы сейчас и в период скачущей инфляции? какова вероятность наступления такого времени, когда человек не сможет находить подходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого срока? . Вот некоторые из таких определений экономики 1. Экономическая теория
есть наука о видах 2. Экономическая теория
есть наука об использовании
людьми редких или 3. Экономическая теория
есть наука о повседневной
деловой жизнедеятельности 4. Экономическая теория
есть наука о том, как человечество
справляется со своими 5. Экономическая теория есть наука о богатстве.
Экономическая теория включает
в себя все элементы, указанные
как в этих определениях, так
и в тех, которые могли бы
войти в более длинный Экономическая теория есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества.
Курс Общей Экономической Экономическая Теория призвана изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни, а для этого Экономическая Теория должна проникать в суть глубинных процессов, вскрывать законы и предсказывать пути их использования. |
2 Потребности и ресурсы (факторы) производства: понятие, классификация и основные характеристики. Побудительным мотивом
Поскольку человеческие По значимости (первичные, или биологические, и вторичные, или социальные); По субъектам (индивидуальные, групповые, коллективные, общественные); По объекту (материальные, духовные, этические, эстетические); По возможности реализации (реальные, идеальные); По сферам деятельности (потребности в труде, общении, отдыхе и экономические); По характеру удовлетворения выделяют экономические потребности (к ним относят ту часть человеческих нужд, для удовлетворения которых используются ограниченные ресурсы и необходимо производство) и неэкономические потребности (те, что могут быть удовлетворены без производства, например, потребности в воде, воздухе, солнечном свете и т.д.). Классификацию потребностей людей с учетом стадийности общественного развития предложил американский ученый А. Маслоу (пирамида Маслоу): Потребности
людей не являются неизменными,
они развиваются в процессе
эволюции человеческого Потребности людей
и производство взаимно влияют
друг на друга, что находит
свое выражение в законе Существует три варианта соотношения потребностей и производства: 1)Регрессивный (имеет место в случае упадка в экономике, свертывания потребления, ограничения потребностей); 2)Застойный (медленные изменения в структуре производства, незначительное расширение потребностей); 3)Прогрессивный (количественный
и качественный рост Факторы производства - это ресурсы используемые для производства экономических благ. Всё разнообразие ресурсов можно классифицировать в соответствии с различными подходами. Ресурсы подразделяются на следующие виды 1. Материальные ресурсы - земля, или сырьевой материальный капитал. 2. Людские ресурсы - труд и предпринимательские способности. Все
экономические ресурсы, факторы
производства обладают одним
свойством, они имеются в ограниченном
количестве. Эта ограниченность
относительна и она означает,
что ресурсов, как правило, меньше,
чем необходимо для Вследствие
ограниченности ресурсов объём
производства ограничен. Общественное
производство не способно Поскольку
наши потребности безграничны, а
наши ресурсы ограничены, мы не
в состоянии удовлетворить все
наши потребности. Приходится решать
какие товары и услуги Экономическая
теория констатирует, что ограниченность
ресурсов определяет Для иллюстрации воспользуемся цифровым примером американского экономиста П.Самуэльсона. Допустим, необходимо
произвести два товара — пушки
и масло. Эти товары, как правило,
используют для иллюстрации Однако, если
общество снизит объем Рассмотренный
случай показывает, что экономика
полной занятости всегда
Проблема эффективности – Для того чтобы осуществить свой выбор в мире ограниченных ресурсов, хозяйственный субъект должен располагать необходимой информацией о том, что, как и для кого производить. ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ — это принятие решения о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве должны быть произведены. КАК ПРОИЗВОДИТЬ —это принятие решения о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены блага. ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ — это проблема решающая кому достанутся произведенные блага, и в каком количестве будет располагать ими потребитель. |
3 Экономические блага: виды, основные характеристики. Чистые общественные, чистые частные и смешанные блага.
Блага подразделяются на материальные и нематериальные. Материальные блага включают естественные дары природы, землю, воду, воздух и климат; продукты сельского хозяйства, добывающей промышленности; здания, машины, инструменты; долговые обязательства; паи государственных и частных компаний. Нематериальные блага делятся на две группы: внутренние и внешние, заключены в самом человеке и представляют качества и способности, побуждающие людей к действию и наслаждениям. Например, деловые способности, профессиональное мастерство или способность получать удовлетворение от чтения и музыки. Внешние блага находят выражение в репутации и деловых связях. Существуют еще даровые блага, которые никем не присвоены и доставляются природой без приложения труда человека (рыба, земля, никем не присвоенная). Выделяют неэкономические и экономические блага. Первые не являются предметом производственной деятельности людей, не обмениваются на другие блага. Эти блага, как правило, имеются в количествах, превышающих потребность в них. К ним, например, относятся воздух, в некоторых случаях — вода, хотя без них человек вообще не может существовать. Блага, количество которых ограничению по сравнению с потре6ностими в них, называются экономическими Различают долговременные и недолговременные благи Первые используются для удовлетворения одной и той же потребности несколько раз. Они потребляются постоянно ^ течение целого ряда последовательных использовании (производственное оборудование). Вторые удовлетворяют потребность лишь один раз и полностью потребляются (питание). Блага делятся на взаимозаменяемые (субституты или заменители) и взаимодополняемые (комплементарные). Первые могут замещать друг друга в удовлетворении одной и той же потребности. Например, нефть и уголь как топливо, кирпич и дерево как стройматериалы, масло подсолнечное и масло оливковое как продукт питания. Вторые — это такие блага, которые могут удовлетворять ту или иную потребность, если использовать их совместно. Например, магнитофон и кассеты к нему. Все блага — и взаимодополняемые и взаимозаменяемые - подразделяются на настоящие, которые находятся в непосредственном распоряжении субъекта, и будущие, которыми субъект может располагать лишь в будущем. Блага можно различать как прямые и косвенные. К первым относятся те, которые призваны непосредственно удовлетворять потребности людей, т.е. предметы потребления: ко вторым - блага, использующиеся для производства других благ, т.е. средства производства. В западной литературе продуктом, благом считается и услуга. Статистика признает следующую структуру услуг: бытовые, связи, культуры, по содержанию детей в дошкольных учреждениях, туристско-экскурсионные, здравоохранения и образования, правового характера и сберегательного банка, учреждений физической культуры и спорта. Согласно субъективистской доктрине экономическая ценность благ зависит от их относительной редкости. Ценность определяется двумя обстоятельствами — интенсивностью потребности (это величина психологическая) и наличным количеством блага, способного удовлетворить потребность. Следует учитывать, что всякая потребность может быть удовлетворена за счет нескольких благ, а вместе с тем одно благо можно использовать для удовлетворения нескольких потребностей. Следовательно, существует проблема не только недостаточности экономических благ по сравнению с потребностями, но и предназначенности каждого блага для определенного ряда применений.
По характеру потребления различают два вида благ: частные и коллективные. Частные блага - это блага, потребляемые каждым человеком индивидуально. Частное благо делимо, и каждая единица такого блага может быть потреблена только одним человеком. Коллективные блага - это блага, которые могут быть (но не обязательно будут) потреблены совместно. Увеличение потребителей этого блага не приводит к снижению полезности, доставляемой каждому из них |
4 Ограниченность ресурсов и проблема выбора в экономике. Кривая производственных возможностей общества (кривая трансформации).Проблема ограниченности ресурсов, производство автомобилей в мире растет с каждым годом, однако желающих приобрести их значительно больше. Для увеличения производства автомобилей требуется больше металла, резины. двигателей, и т.д., а имеющиеся ресурсы ограничены. Все виды экономических ресурсов, находящихся в распоряжении человечества в целом, отдельных стран, предприятий, семей, ограничены и в количественном и в качественном отношении. Их заведомо недостаточно для удовлетворения всей гаммы человеческих потребностей. В этом и заключается принцип ограниченности, редкости ресурсов. Ограниченность ресурсов, с помощью которых осуществляется процесс производства различных товаров, вынуждает делать выбор между относительно редкими ресурсами. Поэтому необходимо принимать решение о том, какие товары и услуги производить, а от производства каких товаров и услуг следует отказаться. Проблема выбора сложна тем, что, отдавая предпочтение одному виду благ, мы одновременно отказываемся от потребления других. Например, человек, скопивший деньги па покупку видеомагнитофона, в последний момент решает, что в преддверии зимы лучше купить себе шубу. Купив ее, он отказывается от реализации своего первого желания. Вопрос о том, как распределить имеющиеся ограниченные ресурсы, стоит не только перед каждым отдельным человеком, но и перед предприятием, перед правительством любой страны. Предположим, что экономика сталкивается с необходимостью выбора между альтернативами: производить, скажем, продукт А — средства производства, или продукт Б — предметы потребления. Всякое увеличение производства продукта А потребует переключения части ресурсов с производства продукта Б и наоборот. Рассмотрим на условных данных альтернативные комбинации продукта А и Б, которые общество может выбирать. Возможности производства продукта А и Б при полном использовании ресурсов, тыс. шт.: вил продукции: производственные альтернативы: А БВГД продукт А 10 9 7 4 О продукт Б 0 1 2 3 4 Согласно альтернативе А наша экономика направила бы все ресурсы для производства продукта А, т.е. товаров производственного назначения, а при альтернативе Д все наличные ресурсы были бы использованы на производство продукта Б, или предметов потребления. По мере продвижения от альтернативы А к Д мы увеличиваем производство предметов потребления за счет переключения ресурсов с производства средств производства. Двигаясь в этом направлении, общество удовлетворяет свои текущие потребности. Напротив, двигаясь от альтернативы Д к А, общество выбирает политику воздержания от текущего потребления, направляет ресурсы для увеличения производства средств производства. Из приведенного следует, что экономические ресурсы редки. Этот факт не позволяет экономике увеличивать одновременно производство продукта А и Б. (продолжение N24). Кроме этого, часто общество проводит выбор между накоплением и потреблением в рамках кривой трансформации ресурсов. Вид кривой выявляется при сопоставлении накопления и потребления по регионам страны, когда показатели объемов накопления и уровень потребления отнормированы в форме долевых соотношений. Кривая
трансформации представляет
Цена может формироваться в
виде пересечения кривых
ЕЩЕ:
Проблема выбора в экономике Экономика - это сфера деятельности людей, в результате которой создается богатство для удовлетворения разнообразных потребностей, как их самих, так и общества. Необходимость выбора в экономике обусловлена двумя объективными причинами: потребностью и ограниченностью ресурсов. Общество всегда стремится определить оптимальный вариант экономического развития, т. е. такой, при котором не только будут отсутствовать потери (прямые и косвенные), но и наилучшим образом использоваться факторы производства (средства производства и рабочая сила). В любом обществе решается триединая проблема (Самуэльсон): что производить, как производить, для кого производить. Любое общество располагает ограниченным количеством экономических ресурсов. Потребности людей постоянно возрастают (ограничены кошельком). В этой связи встает проблема рационального использования этих ресурсов. Необходимо решать вопрос распределения жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов. Перед любым обществом стоит выбор как использовать ограниченные ресурсы, что производить, сколько и когда. В этом заключается «проблема выбора». Экономические цели любой экономики в конечном итоге: экономический рост, полная занятость, стабильный уровень цен, экономическая свобода, справедливое распределение доходов, экономическая обеспеченность, торговый баланс. Но решать эти проблемы можно по-разному, можно добиваться целей любой ценой или с оптимальными затратами. Насколько экономика эффективна зависит от того, как она решает дилемму «безграничность потребностей -ограниченность ресурсов». Общество вынуждено определит, какую комбинаций каких продуктов и какой ценой оно желает производить. Эффективное состояние экономики подразумевает, что эти задачи решаются исходя из «эффективного использования ограниченных производственных ресурсов». Экономическая эффективность определяется насколько рационально используются ограниченные ресурсы. Граница производственных возможностей - в экономической теории - предел в полном использовании ресурсов общества при существующем уровне развития технологий, когда увеличение производства одного блага требует сокращения производства другого. Чтобы выйти
на внешнюю кривую производных
возможностей, следственно нужно
создать новые Для этого надо сократить производство предметов потребления., а значит и само потребление. Новые
средства производства введены
в эксплуатацию. Общество может
перейти на более высокую Кроме этого,
часто общество проводит выбор
между накоплением и |
5 Экономическая система общества: понятие, субъекты, уровни, структура. Критерии классификации экономических систем.
Система – слово греческого происхождения, соединение, составленное из частей. Система не ограничивается только эк-ой сис-мой. Вся окружающая действительность – система. Выделяют материальные и абстрактные системы. Материальные: Природные, социальные Абстрактные – понятия, гипотезы, теории, научные знания. Любая система состит из определенных элементов, которые взаимодействуют между собой. Каждая система явл. Подсистемой более высокого уровня. Любая система в своем развитии проходит 5 стадий: Возникновение; развитие; становление; прогрессивные изменения; регресивные изменения; исчезновение. Эк система как подсистема человеческой цивилизации выступает в форме хозя-йствования и может быть познана через анализ составляющих ее элементов. Каждая сис-ма имеет определенную структуру. Структура в переводе с лат. Означает строение, расположение порядок. Структура эк сис-мы – строение, расположение составных элементов. Структура эк системы включает следующие элементы: производственные силы, производственные отношения, система хозяйствования. Производственные силы – совокупность личных и вещественных факторов производства, их взаимодействие. (предметы труда и средства труда) Предметы труда – все то, на что направлен труд чел-ка (данные природой: нефть вземле, лес; и сырье: предмет труда претерпевший определенную обработку). Средства труда – то, с помощью чего чел-к воздествует на предмет труда. Производственные силы бывают: естественные, общественные. Общественные производственные силы рассматриваются на микро уровне (личный фактор) и макро уровне (несколько людей). Средства производства на макро уровне выступают в форме материально технической базы общества. С точки зрения производственных сил выделяют материально-техническую структуру экономической системы. Ее элементы: природные ресурсы, материальные, трудовые. Производственные отношения – отношения людей в процессе производства, распределения и потребления мат. благ. Производственные отношения образуют самостоятельно сложенную систему со своими уровнями, структурой, объектами, субъектами. Эту систему можно рассматривать в зависимости от критериев классификации входящих в нее элементов. Так, в ней можно выделить отношения по фазам воспроизводства: Производственные отношения в Распределении; обмене; производстве; потреблении. По уровням собственности выделяют: гос-ый; частный; коллективный. Субъектами производственных отношений явл. индивиды, социальные группы, трудовые коллективы, общества. Западная классификация субъектов: фирмы; государство; дом. хозяйство. С точки зрения производственных отношений выделяют социальноэкономи-ческую структуру экономической системы, которая определяется формой собственности. Итак экономическая система представляет собой совокупность всех видов хозяйственной деятельности людей, осуществля-ющейся в определенных формах и социальных институтов. Эк системы можно подразделять на естественные и искусственные. Естественное функционирование связано с природой. Искусственная – ее блоки и подсистемы создаются людьми. Эк система рассматривается, как социальная и комбинированная. Социальная: обращается внимание на хозяйственные субъекты Комбинированная: человек в своей деятельности средства производства. Причиной самообновления и развития эк системы явл эк противоречия. Глав-ное противоречие между ростом потребностей и возможностями их удовлет-ворения. Внешние причины развития эк системы – соц среда, политика гос-ва. В производственных отношения выделяют две подсистемы: Организация экономических отношений складывается между людьми по поводу организации общественного процесса производства. Сюда входят: -1. Связанные с организацией трудового процесса -2. Отношения по обеспечению непрерывного функционирования пр-ва. -3. Отношения по распределению средств производства, продуктов труда Социальные экономические отношения определяются прежде всего формой собственности. Единство производительных сил и производственных отноше-ний образуют экономический базис или по Марксу способ производства или эк способ произодства. Еще выделяют технический способ производства. Он представляет собой средства труда в единстве с материалами , технологиями, энергией, информацией и организацией производства. В основе лежит развитие техники. В развитие которой выделяют три этапа: А) инструментализация (ручной труд) Б) механизация (использование машин) В) автоматизация (роботы) |
6 Понятие собственности. Современные формы собственности. Реформирование собственности. Преобразование отношений собственности в Республике Беларусь. Необходимо различать соб-ть как юридическую категорию и с-ть как эк-ую. С-ть как юр-ая категория выражает отн-ия между людьми по поводу присваивания, отчуждения средств и результатов пр-ва. Соб-ть как эк-ая категория предполагает не только присвоение, но и отчуждение. Это обособление от условий и результатов эк. деятельности. Виды и формы с-ти служат определенными признаками эк.с. Различают 2 типа с-ти:
Каждый тип имеет свои формы. Частная с-ть выражает отношения присваивания – отчуждения средств и результатов права част. лицами. Выделяют 2 формы ч. с-ти:
Трудовая – результат предпринятой деятельности данного лица и его семьи. Нетрудовая с-ть возникает от получения имущества по наследству, деведендов от акций облигаций, доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения. Общественная с-ть означает совместное присваивание - отчуждение средств и результатов производства. Основные формы:
В свою очередь формы коллективной собственности:
Государственная:
В РБ согласно закону о соб-ти выделяют
Изменения в отношениях с-ти стали основным стержнем эк. реформ в бывших советских республиках. Требуют решения проблемы:
В России, в РБ и др. странах СНГ взят курс на переход у системе сочетающей частную , гос-ную и смешанную формы с-ти. Существуют рекомендации снизить гос-ную с-ть до 50% и даже 30%. Госсектору еще долгое время будут принадлежать, значит. позиции в нар. хоз-ве. Важная проблема в развитии гос. С-ти: преодоление монополизма, характерного для командно-административной системы. Трансформация с-ти – процесс сложный и соц. – острый. Приватизация – ключевой момент процесса становления бизнеса. Это положение актуально для стран с развитой рын. эк-ой. Особенно приватизация важна для переходного периода. По официальным данным общая собственность гос-вого имущества в РБ оценивается в 36 триллионов рублей, 2/3 кот. принадлежит приватизации. Для этого вопроса необходимо изучить закон о разгосударствлении и приватизации соб-ти в РБ. Национализация - переход средств производства, банков и отраслей экономики из частной собственности в собственность государства. Разгосударствление экономики - уменьшение функций государства в управлении экономическими объектами при одновременной приватизации части государственной собственности, передаче ряда полномочий государственных органов предприятиям, развитие частного предпринимательства, замена вертикальных связей горизонтальными. |
7 Способы координации хозяйственной деятельности. Типология современных экономических систем Типология современных экономических систем История зарождения типологии социально-экономических систем приходится на середину 19 века. Основополагающей теорией по праву можно считать марксистскую концепцию формационного развития общества. Ключевыми в теории Маркса являются такие понятия, как способ производства, воплощающий в себе единство производительных сил и динамику производственных отношений, и надстройка - совокупность различных общественных отношений и институтов. Взаимодействуя между собой, способ производства и надстройка образуют общественно-экономическую формацию. Истории известно пять последовательно сменяющихся формаций: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая общественно-экономические формации. Таким образом, по К. Марксу, содержание социалистической революции составляло приведение в соответствие с высокими развитыми производительными силами, отставших от этого процесса общественного развития, производственных отношений людей, социальной политики государства.
Начало 20 века ознаменовалось новой
теорией, созданной вождем пролетариата
- В.И. Лениным, который писал уже
о "загнивающем", "умирающем"
капитализме. Ленин продолжил теорию
Маркса, выделив из последней
пятой общественно- Коммунистическая идеология оказалась утопией, не способной решить проблемы социальной справедливости, в результате чего на этапе перехода к постиндустриальной экономике и переходе развитых государств к созданию комфортных жизненных условий социализм проиграл в экономическом соревновании с капитализмом, а в ряде социалистических стран Восточной Европы и бывшего СССР произошла реставрация капитализма.
В 50-е гг. 20 века возникают совершенно
новые теории, которые имели наибольшее
распространение в кругах
Наряду с теорией Еще
одной составной частью
Способы регулирования (координации) экономических отношений Концепции регулирования рыночной экономики: а) Меркантилисты. История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время основной экономической школой была школа меркантилистов. Она провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны - количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт. б) Классическая теория. В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли. в) Кейнсианская теория. Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной" так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, гос-во должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и др. Модель государственного регулирования, предложенная Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70-х гг. стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. В 70-е года условия воспроизводства резко ухудшились. Был опровергнут закон Филлипса, согласно которому безработица и инфляция не могут расти одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. г) Неоклассическая теория. В соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства. Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям. В неоконсервативной модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам. Необходимость регулирования и функции государства. Государственное регулирование экономических процессов обусловлено как объективной необходимостью обеспечения общественного контроля за развитием социально-экономических процессов, так и положением государства в качестве носителя законодательной и административной власти. Приоритет государственной
власти связан с особым положением и специфическими
функциями государства, позволяющими
оперативно вмешиваться в ход экономичен
кого процесса. Следует иметь в виду и
финансово-экономическую мощь государства.
Решение названных задач осуществляется
посредством выполнения государством
определенных функций: правовой, воспроизводственно- |
8 Экономический рост и Эффективность производства: Понятие, виды, показатели
Содержание эффективности производства. В основе экономического прогресса лежит повышение эффективности производства. Специфическое содержание эффективности в каждой системе хозяйства определяется общественной формой производства, его целевой направленностью, своеобразием факторов и результатов производства. На всех этапах исторического развития общество интересовал вопрос: ценой каких затрат и ресурсов достигается конечный производственный результат? Эффективность общественного производства — это соотношение конечного результата производства — продукта П и затрат совокупного труда Т на его получение. Иными словами, критерием эффективности общественного производства является достижение наивысших результатов с наименьшими затратами. В наиболее общей форме эффективность общественного производства можно выразить как отношение П:Т. В национальной экономике эффективность общественного производства измеряется величиной национального дохода, а по отдельным регионам, отраслям, объединениям и предприятиям - величиной чистой продукции, отнесенных к соответствующим затратам общественного труда, а также темпами роста этих показателей. Важным требованием эффективности общественного производства является производство потребительных стоимостей, в наиболее полной мере соответствующих по качеству и составу потребностям общества. Радикальная экономическая реформа, всесторонняя демократизация общественной жизни создают предпосылки для повышения эффективности общественного производства. Показатели эффективности. Для характеристики эффективности производства применяется система показателей, таких как качество продукций, соответствие ее общественным потребностям, производительность труда, фондовооруженность, фондоотдача, фондо- и материалоемкость. Рост качества продукции — важнейший показатель эффективности производства. Расширение выпуска высококачественной продукции — признак интенсивного типа развития производства, характерная черта научно-технического прогресса. Эффективность производства находит свое отражение в достижении соответствия его результатов общественным потребностям. Главным показателем эффективности производства является производительность труда. Некоторые экономисты их отождествляют. Производительность труда выражается в количестве по-гребительных стоимостей, произведенных в единицу времени, или величиной времени, затрачиваемого на единицу продукции. Повышение производительности труда зависит от квалификации работников, их опыта, уровня организации производства. На производительность труда влияет величина и особенно качество фондовооруженности труда. Последняя измеряется отношением стоимости фондов к затратам живого труда (численности работников). Фондо-отдача характеризует эффективность использования основных производственных фондов и измеряется количеством продукции, приходящейся на данную величину основных фондов. Фондоемкость — стоимость основных производственных фондов на единицу объема производства продукции. Снижение фондоемкости означает рост эффективности воспроизводства и использования основных производственных фондов. Материалоемкость — один из важных показателей эффективности использования материальных ресурсов — сырья, материалов, топлива, энергии и т.д. Она определяется отношением стоимости материальных затрат к величине произведенной продукции. Обобщающими показателями экономической эффективности являются норма прибыли и уровень рентабельности. Прибыль в рыночных условиях — главная цель предпринимательства и критерий эффективности производства. Показателем эффективности здесь выступает норма прибыли как отношение полученной прибыли к затратам на производство. Рентабельность характеризует результативность использования средств производства и трудовых ресурсов. Она определяется как отношение полученной предприятием прибыли к сумме основных и оборотных фондов. Управление рентабельностью (планирование, обоснование и анализ-контроль) находятся в центре экономической деятельности предприятий, работающих на рынок. В условиях перехода к рыночной экономике изменяются содержание и показатели эффективности производства. Поскольку основой рыночной экономики и предпринимательства является прибыль, в качестве первичного хозрасчетного показателя экономической рентабельности выступает максимизация прибыли на единицу затрат и ресурсов при высоком качестве продукции, работ и услуг, обеспечение конкурентоспособности. В новых условиях сохраняется и общенациональный показатель эффективности: максимизация национального дохода, валового национального продукта на единицу затрат и ресурсов при повышающемся уровне благосостояния народа. Общенациональная эффективность производства зависит от эффективности производственной деятельности первичных ячеек производства (предприятия, объединения, акционерные общества, совместные предприятия). Чем эффективнее производственная деятельность первичных звеньев, тем выше эффективность национальной экономики, тем больше у общества ресурсов для решения социальных и экономических задач. Возрастает связь экономических показателей эффективности с социальными. Чем выше экономические результаты, тем выше должны быть и социальные результаты и наоборот. Социальные результаты выражаются в таких показателях, как повышение уровня жизни, увеличение свободного времени, улучшение условий труда и экологической обстановки в регионе. Эк-ий рост – это движение эк-ой жизни, тенденции в развитии элементов эк-ки (цен, пр-во, безработица, инфляция и т.д.). В последнее время в РБ наблюдается полжительная тенденция. Сегодня ук. Президента №555 прогноз перспектив развития РБ: - ВВП -109-110%, продукция пром-ти – 109-110%, продукция сел. хоз-ва – 109-111%, инвест. в осн. капитал – 118-120%, объем внешней торговли – 112,2-113,2%, реальные денежные доходы населения – 108-109%, планир. уровень рентабельности пром-ти – 12,5%. Для хар-ки эк-го роста используется ряд показателей, с помощью которых измеряется результативность применения отдельных факторов пр-ва. В эк-ой теории принято выделять факторы, лежащие как на стороне совокуп. спроса. к последним относятся: а) кол-во и кач-во природных ресурсов, б) кол-во и кач-во трудовых ресурсов, в) объем основного капитала, г) уровень НТП. Важнейшим из факторов явл. Затраты труда. Этот фактор определ-ся прежде всего числен-ю населения страны. Наряду с кол-ми факторами важную роль играет кач-во раб. силы и соответственно затрат труда в процессе пр-ва. По мере возрастающего образования и квалификации работников происходит повышение произв-ти труда, что способствует повышению уровня и темпов эк-го роста. |
Рынок - совокупность экономических отношений производство и обмен товаров при помощи денег, одновременно, он выступает как форма организованного хозяйства, обеспечивающая решение эффективных экономических проблем в результате конкуренции, а проблемами экономики являются следующие: что производить, как производить и для кого (чего) производить.
Основные субъекты: домашнее хозяйство;
предприятия - экономическая единица
которая использует фактор Объекты рынка - товары и услуги, факторы производства, деньги, ценные бумаги, валюта, социальные выплаты. Основные элементы рынка: 1) цена - денежное выражение стоимости; 2) спрос и предложение; 3) конкуренция. Функции рынка: Регулирующая функция . Реализация данной функции позволяет находить ответы на вопросы что, как и для кого производить. Рынок подсказывает производителям, что им производить, от производства каких товаров и услуг отказаться или уменьшить объем их выпуска. Не менее ценную информацию дает рынок и потребителям. На ее основе они постоянно делают выбор, каким именно способом им лучше всего удовлетворять свои многочисленные потребности. Ценообразующая функция: реализуется при столкновении спроса и предложения, а также благодаря действию сил конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги, устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре. Стимулирующая функция: посредством цен рынок стимулирует освоение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг. Распределительная функция: получаемые субъектами рынка доходы представляют собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они обладают. Величина дохода зависит от количества и качества фактора производства и от цены, которая устанавливается на рынке на этот фактор. Информационная функция. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка. Посредническая функция. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбирать наиболее подходящего покупателя. Санирующая функция. Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и вместе с тем поощряет развитие наиболее эффективных, предприимчивых, перспективных структур. Рынок имеет сложную структуру, охватывая своим влиянием все сферы экономики. В экономической
литературе выделяется более
десятка критериев для По экономическому назначению объектов рыночных отношений: Рынок товаров и услуг (потребительский рынок); Рынок ценных бумаг; Рынок труда (рынок рабочей силы); Рынок и валюты; Рынок информации; Рынок научно-технических разработок (патентов, лицензий ноу-хау). По товарным группам: Рынки товаров производственного назначения; Рынки потребительских товаров (например, продовольствия); Рынки сырья и материалов и т.д. По географическому положению: Местные (локальные) рынки; Региональные рынки; Национальный рынок; Мировой рынок. По субъектам или их группам: Рынок покупателей; Рынок продавцов; Рынок государственных учреждений; Рынок промежуточных продавцов – посредников и др. По степени ограничения конкуренции: Монопольный рынок; Олигопольный рынок; Рынок монополистической конкуренции; Рынок совершенной конкуренции. По уровню насыщения: Равновесный рынок; Дефицитный рынок; Избыточный рынок. По степени зрелости: Неразвитый рынок; Развитый рынок; Формирующийся рынок. По соответствию законодательству: Легальный (официальный) рынок; Нелегальный По характеру продаж: Оптовый рынок; Розничный рынок. По характеру ассортимента товаров: Замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя; Насыщенный рынок, на котором представлено множество сходных товаров многих производителей; Рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей; Смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой. По отраслевому признаку: Рынок автомобилей; Рынок нефти; Рынок компьютерной техники и т.д. В
реальной практике основные Для
нормального функционирования Основными
элементами инфраструктуры 1)биржи 2)аукционы 3)кредитная
система 4)эмиссионная система 5)система
регулирования занятости
К основным функциям 1)облегчение участникам
рыночных отношений реализации
их интересов, экономия средств
и снижение издержек в ходе
проведения различных операций;
2)повышение оперативности и 4)облегчение юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования хозяйственной деятельности. |
Конкуренция: понятие, виды Конкуренция - экономическое соперничество, борьба за достижение лучших результатов на каком-либо поприще. Конкуренция - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за максимальную прибыль. Функции конкуренции: 1)обеспечение нацеленности
производителя на запросы В
экономической литературе Во-первых, различают внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию. Их механизм был достаточно подробно рассмотрен К. Марксом.
Внутриотраслевая конкуренция –
Межотраслевая конкуренция –
это конкуренция между Во-вторых, в зависимости от уровня конкуренции различают две ее формы: совершенная и несовершенная.
Совершенная конкуренция
Конкуренция, при которой не соблюдается
хотя бы один из признаков
совершенной конкуренции, называется
несовершенной. Несовершенная конкуренция
означает известную степень
|
11 Несовершенства (провалы) рынка и
необходимость Роль государства в рыночной экономике. Методы регулирования рынка. Рыночная экономика – тип функционирования экономической системы, в котором рыночные отношения пронизывают все фазы общественного производства, а не только фазу обмена. У рыночного механизма есть свои преимущества и недостатки. Преимущества рынка:
Отрицательные черты (недостатки):
Все эти отрицательные черты порождают вмешательство государства в рыночную экономику. Функции государства в рыночной экономике:
государство обеспечивает социальную защиту и социальные гарантии: это заключается в: гарантировании минимальной з/п; пенсиях по старости, инвалидности, пособия по безработице, различные виды помощи малоимущим; осуществлении индексации фиксированных доходов с ростом цен.
Государственное воздействие на рыночное ценообразование (налоги, контроль над ценами, дотации) и его последствия. Государственное регулирование цен необходимо для предотвращения:- инфляции роста цен при устойчивом дефиците;- монополизма производителей;- резкого роста цен на эксплуатируемое сырье и топливо. Государственное регулирование цен способствует созданию нормальной конкуренции, достижению определенных социальных результатов.Меры воздействия на производителей со стороны государства могут быть прямыми (путем установления определенных правил ценообразования) и косвенными, через экономические рычаги.Прямое государственное регулирование цен применяется лишь в высокомонополизированных отраслях. Замораживание цен и заработной платы ограничивает межотраслевой перелив капитала, тормозит инвестиционную политику, снижает уровень деловой активности, сдерживает рост доходов. Косвенное регулирование цен это: - рестрективная (ограничительная) кредитно- денежная политика, регулирование учетной ставки федеральных резервных банков;- сокращение дефицита государственного бюджета;- федеральные закупки товаров и услуг;- налоговая политика. Контроль за ценами сдерживает производство, стимулирует потребление, подавляет технические достижения и ставит в зависимость от импорта. Государство может влиять на процесс ценообразования тремя способами: назначать фиксированные цены (вводить государственные прейскурантные цены, например, на электроэнергию, железнодорожные тарифы, жилищно-коммунальные услуги, проезд в общественном транспорте), замораживать цены, фиксировать цены предприятий-монополистов; определять правила, в соответствии с которыми предприятия сами назначают регулируемые государством цены (установление предельного уровня цен отдельных видов товаров; регламентация основных параметров цены, таких как прибыль, скидки, косвенные налоги и т.д.; определение предельного уровня разового повышения цен конкретных товаров); устанавливать рыночные "правила игры", т.е. вводить ряд запретов на недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка (запрет на горизонтальное и вертикальное фиксирование цен; запрет на демпинг). Налоговое регулирование является одним из достаточно эффективных принципов государственной ценовой политики. Все налоги можно разделить на две большие группы: прямые и косвенные. Прямые налоги выплачиваются непосредственно из доходов налогоплательщика, а косвенные включаются непосредственно в цену товара и оплачиваются потребителем при его покупке. Косвенные налоги приводят к росту равновесной цены и снижению объема продаж, к тому же они сокращают выручку производителя. Следовательно, бремя косвенного налога распределяется между потребителем и производителем.К методам налогового регулирования цен относится установление налога на добавленную стоимость (НДС) и размера акцизного сбора. Освобождение отдельных товаров от НДС, а также изменение ставки этого налога на те или иные товары позволяют эффективно влиять на структурные изменения и развитие производства в важнейших отраслях народного хозяйства.В большинстве стран определены перечень подакцизных товаров и размеры акцизного сбора, которые существенно влияют на цены. Установление акцизных сборов со стороны государства призвано обеспечивать распределение потребления товаров, защищать отечественных производителей, регулировать прибыль товаропроизводителей в случае большой разницы между ценами и себестоимостью продукции, пополнять бюджет государства.В качестве мер ценового регулирования используются государственные дотации. Некоторые отрасли промышленности требуют постоянной государственной поддержки (например, угольная промышленность) в виде дотационных доплат производителям либо потребителям. Дотация - это ассигнования из государственного бюджета, направляемые на покрытие предприятием убытков, получаемых, в частности, за счет продажи своей продукции по государственным ценам, которые не покрывают его затрат. Иными словами, это означает, что если на товар установлена дотация, то одна часть реальной цены оплачивается потребителем, а другая - государством. Таким образом, цена товара для потребителя снижается |
Не существует единой модели рыночной экономики. Их специфика зависит от исторических особенностей развития конкретной страны, уровня ее экономического развития, соотношения функций государственных и общественных структур, выбора приоритетов общественного развития и т. д. В этом смысле наиболее часто выделяют такие модели рыночной экономики, как американская, японская, немецкая и шведская. Для американской модели характерна наибольшая приближенность к реализации принципа «свободной игры рыночных сил». Здесь активно поощряется предпринимательство, а высокий уровень экономического развития позволяет за счет частичного перераспределения национального дохода поддерживать приемлемый жизненный уровень для малообеспеченных слоев населения. В целом же модель социальной политики строится на том, что каждый трудоспособный должен на себя, свою семью и обеспечение своей старости заработать сам. Функционирование японской модели в основном основано на исторических традициях этой страны, на приоритете интересов нации над личными интересами, высокой трудовой дисциплинированности и ответственности работников, сильно развитой восприимчивости ко всему новому. За счет перечисленных и других факторов достигается значительное снижение себестоимости продукции, ее высокое качество, что обеспечивает высокую конкурентоспособность японских шаров на мировом рынке. Японцы не преувеличивают роль «свободного рынка» и, начиная с послевоенных лет, активно применяя механизмы макроэкономического планирования. Для рыночной экономики ФРГ характерны значительный удельный вес государственной собственности, развитые государственные структуры управления, активная рационализация производственно-0 аппарата. Здесь сильны позиции частного предпринимательства и «.точного механизма в формировании структуры хозяйства, в то же время действующее законодательство направлено на строгое соблюдение договорных обязательств, качество продукции, защиту добросовестной конкуренции, охрану окружающей среды. Велика роль государства в решении социальных вопросов. Шведская рыночная модель отличается прежде всего сильной социальной направленностью и мощным государственным регулированием. Высокая норма налогообложения позволяет государству сосредоточивать в своих руках значительные финансовые средства и направлять их на решение социальных задач. В результате в стране один из самых низких уровней безработицы, в значительной степени выровнены текущие доходы населения. В последнее время, правда, все чаще звучат голоса о том, что подобная «благотворительная» деятельность государства вносит негативные моменты в развитие общественной деловой активности, не инициируя ее. Если обобщить сказанное и рыночную практику других стран, о все множество путей развития национальных рыночных экономик с известными допущениями можно свести к двум моделям: либеральной и социально ориентированной. Для либеральной модели рыночного развития характерно прежде всего господство частной собственности, всяческое поощрение частного предпринимательства. Экономические функции государства реализуются в основном на макроэкономическом уровне. В подобной системе вообще отсутствует принцип «социального равенства», а государственная социальная деятельность направлена главным образом i ia самые обездоленные слои населения. Из экономически развитых Стран к названной модели ближе всего стоят США и Англия. Для социально ориентированной экономики характерны сильные позиции государства в регулировании воспроизводственных процессов и решении социальных проблем. Социальная политика государства действует по отношению ко всем членам общества. Регулируются занятость населения, уровень доходов, в отдельных случаях – и цены. При этом регламентирующие функции государства распространяются не только на макроуровень хозяйственной деятельности, но и на деятельность субъектов микроэкономики. Сторонники данной модели утверждают, что абсолютно «свободный рынок», рынок без государственного регулирования, способен привести к таким же последствиям, к каким приводит действие централизованно управляемой системы. Социально ориентированная рыночная экономика характерна для Швеции, ФРГ, Австрии. Жизненность и дееспособность рынка как формы функционирования товарного производства подтверждена длительным периодом развития человеческой истории. Такое его «долголетие» предопределено тем, что в самой сути развитого рынка содержатся механизмы его саморазвития и саморегулирования. Государство своей экономической деятельностью лишь дополняет и направляет эти процессы. До сих пор речь шла о рынке как некоей статической модели. Динамику же рынка можно понять, лишь изучив механизм его функционирования. Особенности белоруской модели социально-экономичного развития. Во-первых , в центре белорусской модели социально- Во-вторых , руководство государства отказалась от либеральной модели рынка и взяло на вооружение социально ориентированную модель рыночной экономики. Государство защищает интересы всех классов и слоев населения, в том числе и тех, кто по разным причинам зарабатывает мало, совсем ли ничего ни зарабатывает (устаревшие, инвалиды, многодетные семьи, студенты, учащиеся и т. д .). Это исключает социальные катаклизмы и обеспечивает социальную стабильность в обществе. В-третьих , учитывая опыт стран с развитой рыночной инфраструктурой, Республика Беларусь стала на путь государственного регулирования экономики. В-четвертых , приостановлено дикая «прихватизация», разграбление кучкой дельцов общенародного богатства и создание крупных частных капиталов, большинство из которых имеют криминальную природу. Приватизация проводиться при участии и под контролем государства, в интересах укрепления ее мощности и повышения благоустройства народа. В-пятых, народ и государство отказались от купли-продажи земель сельскохо В-шестых , Республика Беларусь открыта для экономического сотрудничество со всеми странами мира. Она притягивает в народное хозяйство капиталы отечественных и заграничных и нвесторов |
13 Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Последствия государственного вмешательства в рыночное ценообразование. Спрос – форма выражения потребности, представленная на рынке и обеспеченная деньгами. Закон спроса: чем выше цена на товар, тем меньше покупателей, готовых его приобрести, т. е. меньше спрос. Каждая точка на кривой Д показывает количество продукции, которое могут купить потребители по данной цене. Главный фактор, влияющий на уровень спроса – цена. Обратная зависимость между спросом и ценой: цена снижается – увеличивается число покупателей; по мере удовлетворения потребности потребители будут приобретать дополнительные единицы продукции только в том случае, если цена на него снижается; если цена на один товар снижается при постоянстве цен на другие товары и постоянстве дохода потребителя, то подешевевший товар будет приобретаться чаще, причем потребитель не будет отказывать себе в приобретении другого товара; покупатель будет стремиться приобретать подешевевший товар вместо аналогичного, цена на который остается прежней. Индивидуальный спрос – спрос отдельного покупателя, индивида. Кривая спроса – выпуклая. Рыночный спрос – общий спрос потребителей предъявленный на рынке на определенный товар. Кривая спроса – вогнутая. Неценовые факторы спроса: вкусы потребителей, доход потребителя, число потребителей на рынке, цены на сопряженные товары, инфляционные ожидания, ожидание изменения дохода потребителя. Равновесная цена – цена такого уровня, при котором достигается соответствие спроса и предложения, а объем производства при этой цене - равновесный объем. Если на рынке не совпадают интересы покупателей и производителей, то образуется либо дефицит продукции (заниженная цена), либо излищек продукции (завышенная цена). Рыночное равновесие – явление временное, т. к. под действием неценовых факторов постоянно происходит либо увеличение, либо уменьшение объемов спроса и предложения. Нарушения рыночного равновесия: Предложение прежнее, спрос либо растет, либо снижается Спрос прежний: предложение либо растет, либо снижается
Предложение – количество продукции, предложенное на рынке. Закон предложения: чем выше цена, тем выше предложение на уровень продукции. Прямая зависимость между предложением и ценой. Каждая точка на кривой
предложения показывает какую
цену надо заплатить за Кроме цены на предложение влияют и неценовые факторы. Под их влиянием кривая предложения будет сдвигаться вправо вниз – предложение растет, и влево вверх – предложение падает. Неценовые факторы: издержки производства; применяемые технологии производства; налоги; количество производителей; ожидание изменения цены на созданную продукцию.
Рыночное равновесие - это когда планы покупателей (спрос) и продавцов (предложение) совпадают так , что при данной цене величина предложения равна величине спроса. Равновесная цена и равновесное количество устанавливаются в ходе взаимодействия рыночного спроса и рыночного предложения и определяются точкой пересечения кривых S и D. Соотношение рыночного спроса и предложения корректирует цену до той точки,где величина спроса и предложения совпадут. Способность рыночных
сил таким образом Изменение либо
спроса либо предложения Одновременное изменение
спроса и предложения вызывает
изменения равновесной цены и
равновесного количества по- |
Эластичность—это степень чувствительности спроса и предложения к различным факторам. Рассмотрим сначала эластичность спроса. Главным фактором, влияющим на спрос, является цена. Эластичность спроса по цене (прямая эластичность спроса)—это степень чувствительности спроса на какой-нибудь товар к изменению цены на этот товар. Прямая эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при уменьшении (увеличении) цены на данный товар на один процент. ПРАВИЛО 1. Чем больше у товара заменителей (субститутов) и чем ближе их полезные свойства, тем выше эластичность спроса на этот товар. Классический пример самых неэластичных товаров—соль, которую невозможно ничем заменить. ПРАВИЛО 2. (следствие первого). Спрос на товар тем более эластичен, чем уже и конкретнее этот товар определен. Чем более агрегирован товар, тем ниже эластичность спроса. Агрегирование—это объединение товара с другими товарами во все более и более расширяющиеся группы. ПРАВИЛО 3. (следствие первого). Спрос на товар одной фирмы обычно более эластичен, чем рыночный спрос на тот же самый товар, производимый во всей совокупности. Так, спрос на сигареты в целом менее эластичен, чем спрос на конкретный их сорт. ПРАВИЛО 4. (следствие первого). Товары, расходы на которые имеют значительный удельный вес в бюджете потребителя, обладают более высокой эластичностью, чем товары, требующие незначительных бюджетных расходов. С этой точки зрения, 20% снижение цен на телевизоры окажет большее влияние на бюджет потребителя, чем такое же процентное понижение цены на зубные щетки. Спрос на телевизоры ощутимо возрастет, на зубные щетки—слабо. ПРАВИЛО 5. (следствие первого). Невысокую эластичность имеет обычно спрос на предметы первой необходимости, т. к. не располагают близкими знаменателями, тогда как спрос на предметы роскоши отличается высокой эластичностью. ПРАВИЛО 6. (следствие первого). Для большинства товаров с ростом их цен эластичность спроса повышается, а с уменьшением цен—падает. Это происходит потому, что снижение цены какого-либо товара при неизменном спросе означает расширение его предложения. Появление на рынке дополнительных более дешевых единиц этого товара вытеснит товары—заменители, и эластичность спроса на него понизится. ПРАВИЛО 7. (следствие первого). Повышение спроса при неизменном предложении также в большинстве случаев приводит к снижению эластичности спроса, т. к. в этом случае данный товар начинает вытеснять с рынка конкурирующие товары-заменители. ПРАВИЛО 8. (следствие первого). Эластичность спроса по цене в значительной степени определяется временными рамками, в пределах которых принимается решение о покупке. Существует ряд причин, по которым на коротких временных интервалах спрос менее эластичен, чем на длинных. Причина первая. Полное приспособление к изменению цены какого-либо товара может потребовать изменений в структуре потребления покупателя. Причина вторая. Увеличение цены одного товара стимулирует предпринимателей наладить в ходе долгосрочного периода выпуск более широкого ассортимента товаров-заменителей, влияние которых на эластичность нам уже известно.
|
15 Теория потребительского Потребительское поведение — это процесс формирования спроса потребителей на товары и услуги с учетом их доходов и личных субъективных предпочтений. В основе потребления товаров и услуг лежит их способность удовлетворять потребности человека. Следовательно, товар должен быть полезен для потребителя. Под полезностью следует понимать способность экономического блага удовлетворять человеческие потребности. Полезность — категория субъективная и объясняет, почему потребитель предпочитает одно благо другому. Тем самым проявляется экономическое назначение полезности. Она служит критерием отбора, показывает насколько необходимо то или иное благо потребителю в данных условиях. Термин «полезность» в научный оборот был введен английским ученым И. Бентамом (1748 — 1832 гг.). Основные предпосылки потребительского выбора — ограниченный доход потребителя, фиксированные цены приобретаемых благ, наличие предпочтения разного уровня удовлетворения, мотив максимизации полезности. Потребительский выбор это принятое решение о структуре и количестве приобретаемых по определенным ценам благ с максимизирующей полезностью при существующей величине полезности. Функция полезности: u=f(Q1,Q2,…,Qn) или u=f(Qi) — отношение между объемами потребляемых благ и уровнем полезности, достигаемых потребителем. TU- общая полезность-сумма полезности всех потребляемых единиц благ. TU=fΣQi MU=∆TU/∆Q, TU=∑MU(Qi) MU- предельная полезность- По мере увеличения потребления блага предельн. полез-ть убывает, а общ. полез-ть возрастает до аксимального уровня, соответствующего полному удовлетворению потребности, после чего убывает. Динамика MU и TU объясняется действием закона убывания предельной потребности, согласно которой при последнем потреблении единиц блага, полезность каждой последующей потребленной единицы меньше полезности предыдущей. - правило максимизации
полезности (равенство взвешенной
и предельной полезностей). Правило
максимизации полезности |