Шпаргалки по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 18:17, шпаргалка

Краткое описание

1. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Закон спроса. Неценовые факторы спроса. Понятия спроса и предложения. На конкурентном рынке товаров н услуг именно покупатель определяет, что производить.

Вложенные файлы: 1 файл

Макро-микро экономика.doc

— 310.00 Кб (Скачать файл)

 

 

22. РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  В РФ

1. По мнению ряда экспертов,  финансовая поддержка малого  предпринимательства со стороны  государства является основным  направлением его развития. За  последние годы происходило снижение финансовой поддержки малого бизнеса из федерального бюджета. В 2000 г. было выделено 100 млн. руб., в 2001 г. - 140 млн. руб., в 2002 г. - только 20 млн. руб.4 На 2003-2005 гг. принято принципиальное решение по выделению ресурсов на поддержку малого бизнеса из федерального бюджета в размере: 250, 350 и 450 млн. руб..

Отсутствие  инвестиций в перерабатывающий сектор остается одной из острых проблем малого предпринимательства. Обновление производственных фондов и внедрение новых технологий в мясо-перерабатывающей, обувной, швейной, трикотажной отраслях требуют многомиллиардных вложений – от 30 млрд. до 50 млрд. руб. Львиная доля всех инвестиций приходится на добывающие, экспортоориентированные отрасли. В итоге большинство отечественных малых и средних производителей товаров и услуг просто не в состоянии конкурировать с западными предприятиями. Импорт продукции указанных отраслей в последние годы продолжает расти.

2. Формирование  благоприятного предпринимательского  климата.

Для этого  необходима реализация в регионах и  на местах принятых федеральных законов, направленных на улучшение предпринимательского климата в стране.

Принятый  пакет антибюрократических законов  должен ликвидировать барьеры для  ведения бизнеса как на федеральном, так и на региональном уровне. Это  относится к ряду законов, принятых правительством, которые предусматривают  упрощение порядка регистрации  хозяйствующих субъектов (Федеральный закон “О государственной регистрации юридических лиц”), существенное сокращение лицензируемых видов деятельности (Федеральный закон “О лицензировании отдельных видов деятельности”), унификацию и уменьшение контрольных административных процедур, усиление защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или проведение государственного контроля (Федеральный закон “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)”).

В 2002 г. был  принят рамочный федеральный законопроект “Об основах технического регулирования  в Российской Федерации”, необходимый  для установления жестких стандартов, обеспечивающих безопасность товаров  для потребителя. Таким образом, принятие закона заметно снизит уровень зарегулированности бизнеса, отменив огромное количество действующих стандартов.

3. Сокращение  налоговой нагрузки, прежде всего  для начинающих предприятий. В  этих целях возможно применение  налоговых каникул на первые  два года для новых производственно-инновационных, строительных, “инвалидных” малых предприятий, а также для социального малого предпринимательства – медицинских центров, учебных заведений, библиотек и т.п.

Создание  благоприятного налогового климата  для субъектов предпринимательства возможно не только через снижение налогового бремени, упрощение порядка учета и отчетности, налогообложения, но и путем получения возможности при расчете единого налога принимать к зачету сумму уплаченного единого социального налога.

4. Концентрация  финансовых средств, поступающих  на поддержку малых предприятий  из федерального и регионального  бюджетов, средств Федерального  фонда поддержки малого предпринимательства  и внебюджетных источников в  рамках Федеральной программы  2003-2005 гг. на таких приоритетных направлениях, как:

- создание  системы гарантий (поручительств), что  позволит коммерческим банкам  активнее включаться в процесс  кредитования начинающих и уже  работающих на российском рынке  предприятий;

- увеличение  объемов микрофинансирования и микрокредитования, что в 2-3 раза расширит сферу целевой финансовой поддержки начинающих предпринимателей;

- эффективное  использование возможностей финансового  лизинга и франчайзинга как  гибких технологий и одновременно  конструктивных способов ведения предпринимательской деятельности, сочетающих интересы крупного и малого бизнеса;

- создание  современных элементов инфраструктуры  – бизнес-инкубаторов, научных  и инновационных парков.

5. Налаживание  межведомственной координации и  установление контроля в сфере малого предпринимательства на федеральном уровне за реализацией решений президента РФ. В этой связи необходимо разделить полномочия между законодательной и исполнительной властью, отвечающими за формирование благоприятного предпринимательского климата в стране, формирование и проведение государственной политики поддержки малого предпринимательства и органами, отвечающими за меры по реализации федеральных программ и упрощению доступа малых предприятий к финансовых ресурсам.

6. Активизация  потребительского спроса и постепенное преодоление доминирующего консервативного типа потребительского поведения.

Низкий  уровень спроса не способствует обновлению ассортимента товаров и услуг, освоению новых технологий в производстве и торговле. Торговля и сфера услуг медленно увеличивают объемы заказов оптовикам и отечественным производителям. Последние нередко сужают ассортимент многих продуктов питания (молочных, мясных, кондитерских и т.п.), крайне вяло наращивают выпуск новой продукции. Это приводит к тому, что они практически не имеют средств для инвестирования, расширения мощностей и освоения новых технологий.

7. Для стабильной  работы малых и средних предприятий  в условиях глобализации с  учетом международного опыта  необходимо обеспечить условия  для создания оперативно действующей справочно-информационной системы о положении дел в России и странах СНГ. Необходимо выстроить надежную систему правового и информационного обеспечения деятельности малого предпринимательства.

 

 

29.ВНУТРИФИРМЕННОЕ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО 
В настоящее время в теоретических исследованиях уделяется внимание не только предпринимательству как способу ведения дел на самостоятельной, независимой основе, но и внутрифирменному предпринимательству, или интрапренерству. Термин "интрапренер" был введен в оборот американским исследователем Г. Пиншо. Он же впервые использовал и другой термин, производный от первого, — "интракапитал".

Появление интрапренерства связано  с тем фактором, что многие крупные  производственные структуры переходят на предпринимательскую форму организации производства. Поскольку предпринимательство предполагает обязательное наличие свободы творчества, то подразделения целостных производственных структур получают право на свободу действий, что подразумевает и наличие и н т р а к а п и т а л а — капитала, необходимого для реализации идей, лежащих в основе внутрифирменного предпринимательства.

Под интрапренерством понимается развитие духа предпринимательства и его осуществление внутри существующего предприятия. Интрапренерство заключается в том, что на действующем предприятии, выпускающем определенную продукцию (работу или услуги), создаются условия для выдвижения новаторских предпринимательских идей: 
· выделяются ресурсы – интракапитал [4] – для их реализации; 
· оказывается всесторонняя помощь для реализации идеи и ее практического использования.

Его можно рассматривать как  деятельность по производству и реализации товаров и услуг на основе интеграции предпринимательских возможностей личности и предприятия.

Интрапренер – это человек, инициирующий и ведущий свою предпринимательскую деятельность в рамках сложившегося, действующего предприятия.

Элементы внутреннего предпринимательства  – интрапренерства – представлены на рис. 1.5, а особенности сведены в табл. 1.5.

Целью интрапренерства является повышение  эффективности предприятия за счет: 
· активизации и использования творческого потенциала сотрудников; 
· повышения эффективности использования ресурсов предприятия; 
· быстрой реакции на изменения потребностей рынка; 
· быстрой реализации всевозможных нововведений (технических, организационных и т. п.); 
· создание основы для дальнейшего развития производства.

Особенности интрапренерства на различных стадиях жизнедеятельности предприятия предпринимательского типа [5]

Стадии жизнедеятельности

Взаимоотношения предприятия  – учредителя и предпринимательской  структуры

1. Зарождение предпринимательской идеи

Предпринимательская идея зарождается  внутри предприятия и подхватывается им с учетом своего потенциала

2. Реализация предпринимательской  идеи, создание предпринимательских  хозяйственных структур

Предприятие и автор предпринимательской идеи становятся партнерами, объединяющими свои возможности для ее реализации. Используются ресурсы предприятия - учредителя при создании предпринимательских хозяйственных структур

3. Устойчивая работа, прибыльность

Предприятие-учредитель сохраняет контроль над предпринимательской структурой и получает определенные дивиденды

4. Затухание

Предприятие-учредитель участвует  либо в диверсификации бизнеса, либо в его ликвидации


Возникновение интрапренерства обусловлено  объективными тенденциями социально-экономического развития общества, когда доминирующими для многих становятся социальные аспекты мотивации деятельности человека, когда люди стремятся к самостоятельности, самовыражению. Они хотят реализовать эти потребности, получить больше самостоятельности на своем предприятии в рамках его организационной структуры (рис. 1.6). Недооценка этих желаний может привести к снижению интереса к выполняемой работе и уходу с предприятия наиболее способных и перспективных работников в поисках возможности для самореализации и творчества. В большинстве случаев эти специалисты уходят в малые предприятия.

Другой причиной интереса к интрапренерству  стала тенденция появления новых  технологий, которые необходимо внедрять как можно быстрее, иначе потеря конкурентных преимуществ неизбежна. Реализация возможностей интрапренерства на действующих предприятиях позволяет им решать указанные выше проблемы и обеспечивает их конкурентоспособность.

Предпосылки для возникновения: 
1) Экономический кризис 
2)Потрб-ть в получ. ср-в для выживания предприятия 
3) Завершающая фаза жизнедеятельности предприятия (устарев. продукция и техника) 
4)Потреб-ть в создании базы для перспективного развития предприятия 
5)Желание получить дополнительную прибыль к имеющейся 
6)Наличие у предпр-ия неиспольз. ресур-в.

На крупных предприятиях, работающих достаточно стабильно и успешно, сдерживается новаторство, блокируются  нововведения, могут игнорироваться инициативы, особенно, если они не связаны  непосредственно с основной деятельностью  предприятия, т. е. наблюдается консерватизм. Предприятия с традиционной структурой управления, как правило, действуют на основе четкого иерархического соподчинения и набора инструкций, всесторонне регламентирующих их жизнедеятельность.

На предприятиях предпринимательского типа создается атмосфера поиска, поощряются выдвигаемые идеи, предложения и новые решения, имеется возможность превращения человека, выдвинувшего предпринимательскую идею, в совладельца предприятия, партнера, существуют и другие виды заинтересованности. Развитие духа интрапренерства обеспечивает эффективное развитие предприятия и позволяет преодолеть барьеры на пути его гибкого роста.

Условия для внутрифирменного предпринимательства: 
1. Предпринимател. направл. предпр-ия 
 -созд. атмосф. поиска поощер. предл. идей 
 -система партнерства 
2. Организ.-произв. возможн-ти 
 -произв.-технологические возможности и наличие выс. технол. 
 -возм. выделения и созд. новых предприн. единиц 
3. Ресурсные возм-ти 
 -наличие финансов 
 -чел-ий капитал

С социально-психологических позиций предпринимательская деятельность – это средство реализации потребностей личности в независимости, богатстве, престижной работе, положении в обществе. Индивидуальный предприниматель может реализовать эти потребности полностью. В партнерском бизнесе они несколько ограничены, поэтому на действующем предприятии для интрапренера должны быть созданы определенные условия, обеспечивающие реализацию его новаторских идей.

Как и любое другое явление, интрапренерство  имеет положительные и отрицательные  качества (табл. 1.6). Для обеспечения его успеха необходимо знать возможности интрапренерства в решении актуальных задач, стоящих перед предприятием, и создавать комплекс условий по реализации этих возможностей.

Сравнительные характеристики внутрифирменного предпринимательства

Интрапренерство

Индивидуальное предпринимательство

Достоинства

Недостатки

Достоинства

Недостатки

1. Доступность финансов предприятия  – партнера 
2. Организационно-технологическая помощь при реализации предпринимательской идеи 
3. Возможность получения помощи в форс-мажорных обстоятельствах 
4. Возможности использования предпринимательской структуры системы продвижения и сбыта предприятия-учредителя 
5. Возможности использования опыта, деловой хватки, маркетинга и т.д.

1. Бюрократизация, рутинный характер деятельности, затрудняющий принятие и возникновение предпринимательской идеи 
2. Ограничение предпринимательской деятельности интрапренера принятыми организацией-учредителем рамками 
3. Необходимость первоочередного учета интересов предприятия-учредителя 
4. Погоня предприятия-учредителя за краткосрочными успехами

1. Полная свобода своих действий 
2. Повышенная мотивировка 
3. Максимальная мобилизация своих сил и средств для решения поставленной задачи

1. Недостаток финансовых и прочих  ресурсов для реализации предпринимательской идеи 
2. Сложности технологические, организационные 
3. Не на кого рассчитывать при появлении форс-мажорных обстоятельств


Итак: 
1.  Интарпренерство является одним из путей развития предпринимательства, расширяющих сферу его возможностей. 
2.  Под интрапренерством следует понимать деятельность предприятия по достижению своих целей на основе использования возможностей предпринимательства. 
3.  В основе интрапренерства лежат: создание условий для предпринимательской деятельности, стимулирование и реализация предпринимательских возможностей сотрудников на основе использования ресурсов и организационно-производственных возможностей предприятия интрапренера. 
4.  Целью интрапренерства является обеспечение интересов предприятия и на этой же основе обеспечение интересов интрапренера, выдвинувшего и реализовавшего предпринимательскую идею.

Информация о работе Шпаргалки по "Экономической теории"