Экономика и право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 19:56, шпаргалка

Краткое описание

1. Соотношение экономических отношений и правового регулирования.
Экономика – совокупность экономических отношений по поводу обмена благами.
Право – обычаи и порядок общества, защищаемые и принимаемые этим обществом (общие для всех членов, понятные им, принудительно поддерживаемые).

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика и право_билеты.doc

— 52.50 Кб (Скачать файл)

1. Соотношение  экономических отношений и правового  регулирования.

Экономика – совокупность экономических отношений по поводу обмена благами.

Право – обычаи и порядок  общества, защищаемые и принимаемые  этим обществом (общие для всех членов, понятные им, принудительно поддерживаемые).

Экономические отношения  могут существовать и существовали вне государства. Государство появляется после ‘общества’, а право и государство появляются одновременно. Право, в свою очередь, не может существовать без обмена и благ. Оно соответствует какому-то конкретному обществу, а значит не может быть оторвано от него (закон может). Право выбирается обществом (в соответствие с его интересами). Общество неоднородно (интересы у разных групп различны), поэтому право нуждается в принудительной силе. В современной структуре общества государство имеет принудительную силу.

2. Принципы  образования норм права, их  воздействие на экономические  отношения.

Право – динамическая система, она меняется вместе с обществом (особенно быстро меняются этические нормы, в каком-то смысле право – мораль общества).

  • Право – отражение морали и нравственности в обществе.
  • Стремление к избавлению от двойных стандартов (но даже в демократическом обществе это невозможно)
  • Проблема внутренней свободы (свобода – мера внутреннего самоограничения)

Право вторично по отношению  к экономическим отношениям (сначала  был обмен, потом появилось право). Поэтому право не изменяет экономические  отношения в обществе. Право описывает  то, что существует. Когда общество забывает о необходимости некоторого регулирования, то тут вступает государство. Государство занимается перераспределением благ внутри общества. 

3. Действие  государства в экономико-правовых  отношений.

Государство – институт, осуществляющий управление в обществе. В государстве создается система перераспределения, которая отвечает необходимости некоторого регулирования, когда экономические отношения не справляются с задачами воспроизводства.

Общество – неструктурированная  масса интересов. Государство посредством  права и закона систематизирует и структурирует эти интересы. Затем, используя механизм принудительной силы, оно защищает эти интересы.

Но государство (аналогично с правом) вторично. Поэтому если общество недовольно государством, то оно может формировать институты, выполняющие функции государства (например, частные охранные организации) или вообще отказаться от услуг государства (хотя в долгосрочном плане это неправильно, ведь некоторые функции может выполнять только государство → механизм перераспределения). 

4. Модели осуществления государственных функций.

Государство – властный институт, осуществляющий управление в обществе.

1) Модель рациональной  бюрократии

  • Четкое распределение компетенций
  • Профессиональность служащих
  • Бюрократ должен следовать конкретным инструкциям (попытка избежать возможности проявления воли бюрократа)
  • Строгая дисциплина
  • Отсутствие личных предпочтений
  • Минимальное количество вопросов, открытых для обсуждения.

Недостатки: модель дорогая  для общества, так как необходимо прописать компетенции в регламентах, что повышает трансакционные издержки. Бюрократы будут считать себя политической элитой, но это не так. Также сложно сформулировать метод оценки действий бюрократии (государственные органы будут соревноваться в количественных показателях, а важны качественные показатели – например, качество регулируемой среды. В таком случае критерием оценки может стать соблюдение законодательства на подведомственной территории в целом).

2) Модель нового государственного  регулирования

Государство должно относиться к населению как к клиентам. В этой модели часть государственных органов может оказывать конкурентные услуги, в результате конкуренции неэффективные органы отомрут.

Недостатки: ответственность  государства сводится лишь к удовлетворению экономических потребностей, а государство не должно обслуживать лишь экономические интересы общества.

3) Модель кооперации с рынком

Власть привлекает к своей деятельности рыночных субъектов (консультанты, ГЧП).

Особенности: необходим информационный обмен, единые цели.

5. Причины появления норм права, не отвечающих экономическим интересам агентов.

Вопрос соотношения позитивного (то, что общество хочет от права) и нормативного (то, что существует на самом деле).

  • Общество еще не знает, что хочет от регулирования по какому-либо вопросу (не сформировано более или менее единое мнение)
  • Интересы руководителей государства (материальные, политические и т.д.)
  • Интересы государства (общество не понимает необходимость какой-либо нормы, т.к. живет сегодняшним днем, а не далеким будущим. Тем не менее, это последнее требует внимания. Пример: экология).

6. Причины  и последствия появления "неработающих" норм права.

Государство не может  в большинстве случаев сформировать «искусственный» закон, если в обществе не появились неписаные правила регулирования данного вопроса, поддерживаемые большинством.

Причины:

  • Отсутствие прогнозирования социально-экономических изменений
  • В правотворческий процесс вмешиваются интересы других экономических агентов (например, интересы руководителей государства)
  • Несогласованность с другими правовыми нормами (нормы дублируют, перекрывают друг друга) – государство недостаточно квалифицировано.

Последствия:

  • Внесение поправок в закон (доведение нормы до ума)
  • Отмена нормы
  • Ухудшение социально-экономического состояния общества
  • Экономические потери от введения нормы
  • Снижения доверия общества к государству

7. Прогнозирование  изменения экономической среды  посредством введения норм права.

Любая норма (особенно экономическая) должна анализироваться на предмет  прогнозирования социально-экономических изменений.

  • Математические методы
  • Экстраполяция (географическая и историческая; в России применение последней затруднятся вследствие значительного изменения политического строя в предыдущие десятилетия)
  • Экспертное мнение

Также необходимо анализировать каждый новый закон с точки зрения того, вписывается ли он в уже существующую систему правовых норм.

8. Причины  правонарушений в экономической  сфере.

Объективные («неработающие» нормы права; дублирование и противоречивость норм права) и субъективные (связаны с экономическим интересом)

Виды коррупции:

  1. Интерес чиновника не совпадает с его функцией (он требует ренту, чтобы сделать что-либо)
  2. Интерес чиновника совпадает с его функцией (он требует ренту, чтобы сделать что-то быстрее)

9. Функции государства в экономико-правовых отношениях.

Функция – социальное назначение государства для общества.

1) Функция обороны,  функция безопасности, функция защиты  от внешних врагов. Общество –  это в первую очередь общность  интересов. Общество не всегда едино по вопросам целостности и суверенности → суверенитет, границы, общность населения.

+++ Функция осуществления  взаимодействия с другими участниками  мирового пространства, включая  недопущение мировых конфликтов.

2) Функция перераспределения:  государство должно обеспечивать развитие экономики и поддержание воспроизводства общества. Государство должно следить за нормальными условиями экономического развития (провалы рынка, общественные блага, долгосрочная экономическая координация, создание инфраструктуры для поддержания определенного уровня жизни).

3) Социально-политическая  функция – учет интересов каждого,  каждой политической группы.

4) Социальная функция – поддержание наиболее уязвимых в условиях рынка отраслей.

5) Экологическая функция

6) Борьба с последствиями стихийных бедствий

7) Поддержание права  и правопорядка на территории  страны – сначала государство  устанавливает правила, исходя  из интересов общества, а потом  следит за их выполнением. Общество  не в состоянии защитить само  себя (нужна единая воля), поэтому государство становится структурой, обеспечивающей внутренний правопорядок.

10. Правовой  нигилизм и его последствия.

Правовой нигилизм — отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям и, в целом, тормозить развитие правовой системы.

Правовой нигилизм может  быть активным или пассивным; бытовым, связанным с незнанием закона, или философским, связанным с построением личностью мировоззрения, в котором отрицается социальная роль права; в то же время правовой нигилизм может наблюдаться у людей, активно взаимодействующих с правом в качестве номинального института, но реально для реализации своих интересов использующих коррупцию и иерархические структуры.

Последствия:

Могут быть позитивными: норма неэффективна, она не исполняется, она отмирает.

Но в основном отрицательные:

  • Невозможность контроля действий экономических агентов (у государства нет методов контроля деятельности субъектов, вышедших из правового поля и избравших в качестве своих ориентиров прагматизм и рациональность).
  • Нарушение или несоблюдение прав человека (слабая система защиты прав и свобод граждан побуждает и развивает неверие в правовые институты → правонарушения)
  • Конфронтация законодательной и исполнительной власти (нарушение принципа разделения властей, когда сами власти не действуют в рамках правового поля).
  • В совокупности с нравственным, духовным, политическим и т.д. нигилизмом → хаос
  • Распространение негативизма

Информация о работе Экономика и право