Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 19:44, реферат
Настоящее издание представляет собой конспект лекций по дисциплине «Экономика предприятия», подготовленный в соответствии с государственным стандартом и содержащий всю необходимую информацию для подготовки к экзамену или зачету в предельно сжатые сроки. Издание содержит основные понятия, знакомит с экономическими законами, основами функционирования предприятия, рынком.
Дифференциация цен по стадиям образования – количественная взаимосвязь цен, складывающихся по мере движения товара от производителя к конечному потребителю. Цена на каждой предыдущей стадии движения товара является составным элементом цены последующей стадии. Они подразделяются на оптовые цены изготовителя, отпускные оптовые цены, оптовые цены закупки и розничные цены.
Дифференциация цен по характеру ценовой информации строится на учете ценовой специфики этой информации и включает аукционные цены, биржевые цены, цены фактических сделок, справочные цены и ценовые индексы.
Ценовые индексы – информационные показатели динамики цен за определенный период.
ЛЕКЦИЯ 8. Имущество и прибыль предприятия
1. Уставный капитал и имущество предприятий
Уставный капитал (фонд) любого юридического лица является минимальной гарантией интересов его кредиторов. Чем больше уставный капитал, тем большее доверие к себе должно вызывать юридическое лицо, им обладающее.
Уставный капитал (упрощенно) – это совокупность всего имущества предприятия.
Уставный капитал составляется из номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами, и определяет минимальный размер имущества юридического лица, гарантирующий интересы его кредиторов. Размер уставного капитала:
1) для ОАО – не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда на дату регистрации общества;
2) для ЗАО – не менее 100 минимальных размеров оплаты труда на дату регистрации общества.
Образование уставного капитала акционерного общества происходит путем слияния общей номинальной стоимости всех акций. Уставный капитал следует показывать в балансе как подписной капитал акционерного общества. Уставный капитал не может быть меньше регламентированной законом суммы. Средства акционерного общества могут складываться не только из средств, вырученных от продажи акций (собственного капитала) и накопленной прибыли, но и за счет кредитов банка и выкупа облигаций.
Вкладом участника предприятия, акционерного общества могут быть здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности, ценные бумаги, права пользования землей, природными ресурсами, ноу-хау. Стоимость вносимого имущества определяется совместным решением участников. Формирование и увеличение уставного капитала производится путем выпуска и продажи акций, обмена облигаций на акции, увеличения номинальной стоимости акции. Уставный капитал на момент учреждения акционерного общества должен быть обеспечен имуществом общества. В процессе создания общества его учредители объединяют свое имущество на определенных условиях. На основе такого объединенного капитала в дальнейшем и будет вестись хозяйственная деятельность с целью получения прибыли.
Объединенное имущество, оцененное в денежном выражении, составляет уставный капитал (фонд) общества. Последний разделяется на определенное количество равных долей. Свидетельством о внесении таких долей является акция, а денежное выражение этой доли носит название номинальной стоимости акций. Каждый участник объединенного капитала наделяется количеством акций, соответствующим размеру внесенной им доли. Владельцы акций – акционеры – являются так называемыми долевыми собственниками, а по сути, совладельцами акционерного общества.
Уставный капитал общества может быть увеличен путем увеличения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций.
Уставный капитал общества может быть уменьшен путем уменьшения номинальной стоимости акций или сокращения их общего количества, в том числе путем приобретения части акций. Уменьшение уставного капитала общества путем приобретения и погашения части акций допускается, если такая возможность предусмотрена в уставе общества. Акционерное общество не вправе уменьшать уставный капитал, если в результате этого его размер станет меньше минимального уставного капитала общества.
2. Финансовые ресурсы предприятия
Финансовые ресурсы предприятия – совокупность собственных денежных доходов и поступлений извне, предназначенных для выполнения финансовых обязательств предприятия, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с развитием производства.
Финансовые ресурсы по источникам образования подразделяются на собственные (внутренние) и привлеченные на разных условиях (внешние), мобилизуемые на финансовом рынке и поступающие в порядке перераспределения.
Собственные финансовые ресурсы включают в себя: доходы, прибыль от основной деятельности, прибыль от прочей деятельности, выручку от реализации выбывшего имущества, амортизационные отчисления.
Не вся прибыль остается в распоряжении предприятия, часть ее в виде налогов и других налоговых платежей поступает в бюджет. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, распределяется решением руководящих органов на цели накопления и потребления.
Амортизационные отчисления – денежное выражение стоимости износа основных производственных фондов и нематериальных активов. Они имеют двойственный характер, так как включаются в себестоимость продукции и в составе выручки от реализации продукции поступают на расчетный счет предприятия, становясь внутренним источником финансирования как простого, так и расширенного воспроизводства.
Привлеченные, или внешние, источники формирования финансовых ресурсов можно разделить на собственные, заемные, поступающие в порядке перераспределения и бюджетные ассигнования. Это деление обусловлено формой вложения капитала. Если внешние инвесторы вкладывают денежные средства в качестве предпринимательского капитала, то результатом такого вложения является образование привлеченных собственных финансовых ресурсов.
Предпринимательский капитал представляет собой капитал, вложенный в уставный капитал другого предприятия в целях извлечения прибыли или участия в управлении предприятием.
Ссудный капитал передается предприятию во временное пользование на условиях платности и возвратности в виде кредитов банков, выданных на разные сроки, средств других предприятий в виде векселей, облигационных займов.
Средства, мобилизуемые на финансовом рынке, включают: средства от продажи собственных акций и облигаций, а также других видов ценных бумаг.
Средства, поступающие в порядке перераспределения, состоят из: страхового возмещения по наступившим рискам, финансовых ресурсов, поступающих от концернов, ассоциаций, головных компаний, дивидендов и процентов по ценным бумагам других эмитентов, бюджетных субсидий.
Бюджетные ассигнования могут использоваться как на безвозвратной, так и на возвратной основе. Они выделяются для финансирования государственных заказов, отдельных инвестиционных программ или в качестве краткосрочной государственной поддержки предприятий, производство продукции которых имеет общегосударственное значение.
Финансовые ресурсы используются предприятием в процессе производственной и инвестиционной деятельности. Они находятся в постоянном движении и пребывают в денежной форме лишь в виде остатков денежных средств на расчетном счете в коммерческом банке и в кассе предприятия.
3. Доходы и расходы предприятия
Источниками доходов и поступлений средств предприятия являются:
1) прибыль от производственно-
а) прибыль от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг основного производства;
б) прибыль от прочей реализации, в частности основных фондов и другого ненужного имущества предприятия (под прибылью от прочей реализации понимается финансовый результат от реализации: основных фондов, сырья, материалов, нематериальных активов, ценных бумаг, иностранной валюты);
в) финансовые результаты от внереализационных операций (к ним можно отнести доходы от сдачи имущества в аренду и лизинг, доходы от краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений, сальдо уплаченных и полученных штрафов и неустоек);
2) амортизационные отчисления
(они предназначены для
3) устойчивые пассивы (кредиторская
задолженность). К устойчивым пассивам
относятся не принадлежащие
Устойчивые пассивы:
1) задолженность по заработной
плате рабочим и служащим
2) отчисления во внебюджетные
фонды, связанные с фондом оплаты
труда, а также резерв предстоящих
платежей по отпускам
3) задолженность поставщикам
по неотфактурованным
4) средства от продажи ценных бумаг, финансовых операций с временно свободной денежной массой;
5) паевые, членские взносы членов трудового коллектива, юридических и физических лиц;
6) долгосрочные банковские кредиты;
7) займы;
8) пожертвования и
В расходной части финансового плана предусматриваются следующие статьи расходов:
1) отчисления в фонд
накопления, фонд потребления, резервный
фонд, на благотворительные цели.
Для эффективного
а) фонд накопления;
б) фонд потребления;
в) резервный (страховой) фонд.
Фонд накопления предназначен для: финансирования капитальных вложений; прироста собственных оборотных средств; научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; уплаты процентов по долгосрочным кредитам.
Фонд потребления предусматривает покрытие следующих расходов: вознаграждение трудового коллектива по итогам работы за год; оказание единовременной помощи членам трудового коллектива; премирование работников за выполнение особо важных производственных заданий; культурно-бытовое обслуживание работников предприятия; строительство и капитальный ремонт жилых домов, детских и спортивно-культурных учреждений.
Резервный фонд (страховой) предназначен для компенсации неполученных доходов от предпринимательской деятельности вследствие наступления факторов риска;
2) платежи в бюджет;
3) проценты по долгосрочным кредитам.
4. Выручка от продажи продукции (работ, услуг)
Чистая выручка от реализации продукции (работ, услуг) – валовая выручка от реализации за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов, возвращенных товаров и ценовых скидок. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) является основным источником возмещения затраченных на производство продукции (работ, услуг) средств, формирования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
В объем реализации не включаются стоимость продукции, не отгруженной в отчетном периоде покупателям, и внутризаводской оборот.
Кроме выручки от реализации готовой продукции, предприятие может получать выручку от прочей реализации (выбывших основных фондов, материалов и др.), а также от внереализационных операций (сдачи имущества в аренду, совместной деятельности, доходов по операциям с ценными бумагами и др.).
В настоящее время для составления финансовой отчетности метод формирования выручки от реализации продукции (работ, услуг) устанавливается лишь после отгрузки продукции и предъявления покупателю расчетных документов. При объявлении учетной политики предприятие выбирает методику определения выручки от реализации только для целей налогообложения: либо по срокам оплаты отгруженной продукции (по мере поступления средств на расчетный счет или в кассу предприятия), либо по срокам отгрузки продукции и предъявления покупателю расчетных документов.
При определении выручки по мере оплаты продукции прибыль от реализации будет меньше, если имеет место последующая оплата. При предварительной оплате сумма выручки не будет отличаться в зависимости от выбранного метода, так как в реализацию будет включаться только отгруженная продукция. Определение выручки по отгрузке при последующей оплате принесет больше начисленной прибыли. Но использование этого метода может привести к дефициту реальных финансовых ресурсов, так как признание отгруженной, но еще не оплаченной продукции означает объявление прибыли и влечет за собой уплату налогов.
Факторы, влияющие на величину выручки от реализации продукции, можно подразделить на три группы:
1) производственные факторы
– связаны с объемом
2) коммерческие факторы
– охватывают в широком смысле
понятие маркетинга: заключение
хозяйственных договоров на
3) финансовые факторы –
охватывают и выручку от
5. Сущность прибыли, ее структура
Прибыль является конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности предприятий и в общем виде представляет собой разницу между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию представляет разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции.
Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности, а в условиях товарно-денежных отношений на уровне предприятия чистый доход принимает форму прибыли.