Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 09:53, курсовая работа
В работе особое внимание уделено динамике интересов различных групп, обладающих различными лоббистскими возможностями. В такой борьбе «потенциальным аутсайдером» становится, прежде всего, самая многочисленная группа - население, потребители общественных благ. Выделив объективные противоречия в экономических отношениях по воспроизводству общественных благ, автором предлагаются конструктивные пути их разрешения. Поэтому работа нацелена на поиск нового баланса экономических интересов и теоретическое обоснование трансформаций финансовых, институциональных рычагов развития в сфере производства общественных благ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА С ПОЗИЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 5
1.1 Экономические отношения в институциональной и эволюционной теориях 5
1.2 Свойства и классификация общественных благ 9
1.3 Специфика производства общественных благ 18
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ 23
2.1 Национальные и частные интересы в экономических отношениях по производству общественных благ 23
2.2 Бюджетные противоречия в экономических отношениях по производству общественных благ 26
2.3 Пути повышения эффективности производства общественных благ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 41
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российская академия народного хозяйства
и государственной службы
при Президенте Российской Федерации»
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Факультет Экономики и права
Направление магистерской подготовки «Экономика фирмы»
Кафедра Экономики и налогообложения
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Микроэкономика»
на тему:
ЭКОНОМИКА С ОБЩЕСТВЕННЫМИ БЛАГАМИ
Автор работы:
студент 711 М ЭФ группы
Подгаец Константин Александрович
Подпись __________________
«09» января 2013 г.
Руководитель работы:
к.э.н., доцент
Бардаль Анна Борисовна
Оценка ___________________
Хабаровск 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА С ПОЗИЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 5
1.1 Экономические отношения в институциональной и эволюционной теориях 5
1.2 Свойства и классификация общественных благ 9
1.3 Специфика производства общественных благ 18
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ 23
2.1 Национальные и частные интересы в экономических отношениях по производству общественных благ 23
2.2 Бюджетные противоречия в экономических отношениях по производству общественных благ 26
2.3 Пути повышения эффективности производства общественных благ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 41
Динамика производства общественных
благ в современных условиях развития
мирового сообщества и России, как
значительной и неотъемлемой его
части, приобретает особое не только
экономическое, но и политическое, социальное
значение. Усиление всеобщей интеграции,
взаимозависимости на всех уровнях:
мировом, региональном и индивидуальном
проявляет новые общественные потребности
и, как следствие, проблемы, противоречия,
в разрешении которых определяющая
роль отводится сфере производства
общественных благ. В современной
России проблема развития исследуемых
экономических отношений
«Экономические отношения, то есть отношения по производству, распределению, обмену и потреблению благ и услуг традиционно считалось предметом политической экономии. Но это ранее фундаментальное понятие исчезло из дискурса не только стандартной неоклассической экономической теории, но и из современных институциональных направлений (институционализм, неоинституционализм, новая институциональная экономика). Как отмечает И.И. Агапова, «отрицание этой теории последующими поколениями экономистов было не в последнюю очередь связано с выводами, которые непосредственно вытекали из этой теории. ... проблема распределения созданного продукта ... также уходит на второй план именно вследствие своей остроты ...».1 В связи с этим на наш взгляд выдвижение этой проблемы, институционально-эволюционной методологии, ограничение прежних выводов и формулирование новых по-прежнему актуально именно вследствие остроты данной проблемы.
Следовательно, новая позиция
требует отказа от предположения
о конфронтации, присущей экономическим
отношениям, и замены его на предположение
о конфликтно-компромиссном
Современные институциональные теории также используют понятие экономические отношения. Так Дж. Бьюкенен обосновывает применимость данного понятия тем, насколько сильно экономические отношения распространены в человеческой деятельности, и связывает экономический характер отношений между людьми с преобладанием в этих отношениях экономической мотивации. Р. Коуз выделяет транзакционные издержки, которые более широко можно трактовать как издержки взаимодействия, или издержки экономических отношений. Однако нами предполагается, что взаимодействие и в том числе в результате экономических отношений не всегда характеризуется издержками, в ряде случаев, и действительность подтверждает это, взаимодействие характеризуется дополнительными выгодами или бонусом взаимодействия. Экономические отношения отражают взаимодействия индивида с другими индивидами, или с агрегированными субъектами, причем экономическая мотивация играет ключевую роль в этих взаимодействиях. Они обладают неопределенностью, порождаемой, прежде всего, информационным фактором. В определении экономических отношений должна быть учтена их возможная асимметрия, которая может наблюдаться по нескольким «осям»: распределение информации, распределение общей выгоды, распределение издержек, распределение переговорной силы. Экономические отношения, возникающие в ходе повторяющегося или длительного обмена, являются источником институциональных изменений на микроуровне. Классификация экономических отношений по критерию отношений, складывающихся между субъектами, в том числе агрегированными, по нашему мнению может быть произведена следующим образом: экономические отношения, складывающиеся на уровне наноэкономики (экономика физических лиц), номоэкономики (экономика домохозяйств), микроэкономики (экономика фирмы), мезоэкономики (экономика регионов отраслей), макроэкономики (экономика государств), субэкономики (экономика транснациональных корпораций), мегаэкономики (мировая экономика). Перекрестная взаимосвязь и столкновения интересов агрегированных субъектов разных уровней очевидно может быть как достаточно сильной и потому существенной, так и слабой, когда эффект противоречий и конфликтности не приведет к существенным экономическим и социальным потрясениям. Взаимодействие интересов различных субъектов (в том числе и агрегированных) в экономических отношениях может проявляться не только как их столкновение, наоборот, такие отношения могут диктоваться однонаправленностью интересов. «И реальное частнопредпринимательское решение часто бывает не таким уж частным: оно опирается на многообразные формы государственной поддержки».
Экономические отношения формируются под влиянием различным типов соглашений (следовательно, тип соглашений можно выделить в отдельный критерий классификации экономических отношений). Причем моделированию экономических взаимодействий людей не посредством рынка, а с помощью иных механизмом в экономической теории уделяется достаточно серьезное внимание. Каждому типу соглашений соответствует свой предметный мир, т.е. блага, по поводу которых возникают отдельные специфические отношения социально-экономического присвоения. Следовательно, можно выделить экономические отношения, регулируемые следующими типами соглашений: рыночное (предметный мир - товары и деньги); индустриальное (технологическое оборудование); традиционное (предметы старины); гражданское (общественные блага); общественное мнение (предметы престижа); творческая деятельность (изобретения); экологическое (природные объекты)2. Классификацию самих соглашений, выделенных у Олейника А.Н., по нашему мнению, необходимо дополнить, так как соответствующий каждому типу соглашений «предметный мир» (или блага, по поводу которых возникают отдельные отношения социально-экономического присвоения) действительно «предметен», в нем не фигурируют нематериальные блага. Мы бы особо выделили репутацию, честь и достоинство, имидж, по поводу которых возникают в последнее время судебные разбирательства, связанные с компенсацией нанесенного ущерба. Кроме того, в современном мире информация - это главный объект, по поводу которого складываются экономические отношения. «Как труд и капитал были центральными переменными в индустриальном обществе, так информация и знания становятся решающими переменным постиндустриального общества». Предварительный анализ экономических отношений с институциональной и эволюционной точки зрения позволит применить высказанные теоретические положения в исследовании и по-новому раскрыть сущность производства общественных благ.
В современной экономике
каждой страны большинство продуктов
распределяется на рынках, когда покупатели
платят за то, что они получают, а
продавцы принимают деньги за то, что
они предоставляют. В этих случаях
цены на продукты служат сигналами, ориентируясь
на которые принимают решения
и покупатели и продавцы. Но существует
ряд товаров, на которых нет привычных
ценников, потребителю они
Развивая данную теорию, Д. Роулз характеризует блага как "то, чего хотят люди, будучи свободными и равными гражданами, а также нормальными членами общества, сотрудничающими всю жизнь".3 Эта теория позволяет выделить особую группу благ - общественные блага, как блага "высшего" порядка, опосредованно удовлетворяющих либо все человеческие потребности (выживание, безопасность, материальная удовлетворенность, статус и положение в обществе, оценка собственной значимости и моральная удовлетворенность) либо отдельные ее виды. Наиболее заметная традиция экономической науки девятнадцатого века - британская традиция laisser-faire - ограничивала теорию общественных благ. Фактом является то, что большинство наиболее известных экономистов перечисляли функции, которые, как они считали, должно представлять государство. Этот общий список включал, по крайней мере, обеспечение национальной безопасности, законности и правопорядка. Однако они не пояснили, какие общие черты заключены в этих функциях государства. В логике теории Маркса и Энгельса государство не может обеспечивать общественные блага, так как признается первичность классовых интересов и их доминирующее влияние на жизнь общества и политику государства. В целом государство выступает как инструмент, посредством которого господствующий класс управляет другим угнетенным классом. В капиталистический период истории государство является "исполнительным комитетом буржуазии": оно защищает собственность капиталистического класса и проводит политику, в которой заинтересована буржуазия. "Политическая власть в собственном смысле слова - это организованное насилие одного класса для подавления другого". Таким образом, согласно марксистской экономической теории, блага, производимые государством, не могут быть использованы приоритетно в интересах отдельной личности, а только в интересах определенного класса. Такое положение может иметь и имело отрицательные последствия в форме подавления интересов личности вплоть до репрессий. Современные экономисты, развивая принципы неоклассики, провозглашают первичными индивидуальные интересы (индивидуальные потребности). Многие из них поддерживают минималистский подход к функциям государства - laisser-faire (оправдание существования государства в рамках "ночного сторожа"). В качестве примера такого подхода можно привести работу Нозика, чьи воззрения подытожены во введении к "Анархии, государству и утопии": "минимальное государство, сведенное к узким функциям защиты против насилия, воровства, мошенничества, к инфорсменту контрактов и т.д., оправдано; более экстенсивное по функциям государство неизбежно нарушит право личности не быть принужденным к выполнению определенных вещей, оно неоправданно"4. Можно отметить: почему более широкое предоставление общественных благ в обстоятельствах, когда это способствует повышению благосостояния по Парето, непозволительно?
Исследование общественных товаров экономистами на основе предельного анализа позволило выделить два существенных свойства этих благ. Экономисты используют концепцию общественных товаров и услуг, чтобы обозначить класс товаров и услуг, где выгоды коллективны и доступны для всего общества, а не отдельного индивидуума или частного лица. При такой форме осмысления "чистый" общественный товар, или продукт, имеет два признака. Общественный продукт создает атмосферу выгоды, которой могут наслаждаться все, общественные товары не соперничают при использовании. Первый признак - несоперничество или неконкурентность в потреблении. Польза от общественного продукта одного потребителя не преуменьшает способность другого извлечь выгоду. "Неконкурентные товары доступны каждому, что не отражается на возможности потребления их отдельными лицами". Этот признак экономически объясняется так: для большинства товаров, которые производятся в частном секторе, предельные издержки производства большого объема благ положительны. Но для таких товаров как общественные блага дополнительное потребление не увеличивает издержек. Таким образом "товар является неконкурентным, если при любом заданном объеме его производства дополнительные издержки предоставления его дополнительному потребителю равны нулю". Второй признак состоит в том, что если товар или услуга обеспечивается вообще, нет никакой возможности отрицать "ее доступность любому человеку или требовать прямой платы за доступ". Второй признак - неисключаемостъ. "Товар является неисключаемым, если люди не могут быть исключены из сферы его потребления. Как следствие этого трудно или вовсе невозможно назначить плату за пользование неисключаемыми товарами - ими можно пользоваться без прямой оплаты". Сложность осмысления категории "общественные блага" заключается в ряде причин. Во-первых, в экономике не встречается "чисто" общественных товаров. Во-вторых, отсутствие соперничества в использовании и неспособность перекрыть доступ или заставить платить услугой за услугу взаимосвязаны. Эти два основных используемых признака можно объединить одним понятием - общедоступность. "Общественным благом называют товар, который, став доступным для одних потребителей, становится практически доступным и для всех остальных"5. Не случайно именно доступность используется у Р. Нельсона в контексте признака неисключаемостии, Р. Пиндайка в контексте признака неконкурентности. В-третьих, доступность (или общедоступность) - "это вопрос степени, в обоих измерениях". Р.Нельсон, к сожалению, не указывает, что значит "вопрос степени в обоих измерениях". Видимо автор подразумевал такие степени измерения как пространство и время. Этот вопрос также может рассматриваться с точки зрения степени (предела) не исключаемости и степени (предела) неконкурентности. В-четвертых, сложность осмысления категории "общественные блага", заключенной в признаке неисключаемости. Характеристика неисключаемости общественного блага означает, что потребление благ одним человеком не исключает из потребления других индивидов. Взимание платы за использование конкретного блага невозможно, или другими словами, невозможно исключить из его пользования тех, кто не платил за него. Сложность состоит в том, что важно различать два качества понятия неисключаемость: исключение, относящееся к техническим возможностям; исключение с точки зрения экономической и социальной целесообразности. В целом с экономическим развитием государства (появлением новых технологий и ростом благосостояния) исключение с технической точки зрения не является невозможным. Таким образом, когда исключение не является технически невозможным, может быть все-таки принято решение о государственном обеспечении этого блага на основании второго, выделенного нами, качества неисключаемости.