Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 11:16, курсовая работа
Для достижения данных задач было проведено исследование основных трудов и работ, а также экономических и политических взглядов большого числа русских экономистов и были выбраны наиболее известные и значимые из них. Также были проанализированы некоторые работы данных экономистов и были сделаны определенные выводы, которые после проверки на подлинность, были опубликованы в данной работе. Для определения степени влияния данных экономистов на развитие российской экономики и мировой экономики в целом, их взгляды и пути решения определенных проблем были сопоставлены с взглядами современных экономистов и с теми путями решения проблем, которые были предприняты в то время. А также степень влияния этих экономистов определяется по тем проблемам, на которые данный экономист обращал внимание, на самые важные из них.
Введение
1 Экономика России дореволюционного периода
1.1 Общие особенности
1.2 Иван Тихонович Посошков
1.3 Иван Кондратьевич Бабст
2 Экономика России советских времен. Леонид Витальевич Канторович –
лауреат Нобелевской премии
2.1 Биография Канторовича
2.2 Основные взгляды и труды Канторовича
3 Экономисты нашего времени
3.1 Олег Васильевич Иншаков
3.2 Леонид Иванович Абалкин
Заключение
Библиографический список
Содержание
Введение
1 Экономика России дореволюционного
периода
1.1 Общие особенности
1.2 Иван Тихонович Посошков
1.3 Иван Кондратьевич Бабст
2 Экономика России советских времен. Леонид Витальевич Канторович –
лауреат Нобелевской премии
2.1 Биография Канторовича
2.2 Основные взгляды и труды Канторовича
3 Экономисты нашего времени
3.1 Олег Васильевич Иншаков
3.2 Леонид Иванович Абалкин
Заключение
Библиографический список
Введение
Тема данной курсовой «Выдающиеся русские экономисты» является важной и актуальной не только для современного общества, как российского, так и мирового в целом, но и для всей экономики в целом. В данной работе рассматривается влияние наиболее известных русских экономистов на мировую экономику и ее развитие.
В курсовой представлены не только основные взгляды русских экономистов разных времен, поколений и стилей мышления, но и их биографии, основные работы и награды. В данной работе представлены экономисты, работавшие при различных государственных строях – в царской России, в советской России и в современной России. Этим обуславливается коренное различие их политических и экономических взглядов, что позволяет увидеть влияние данных экономистов на общество и экономику в разные периоды времени.
Россия на протяжении всей мировой истории была и остается самой большой и влиятельной страной в мире, поэтому русские экономисты оказывают огромное влияние на мировую общественность и экономику. Россия всегда была одним из самых крупных экспортеров не только сырья, но и различной
Продукции и товаров, следовательно, российская экономика оказывает важнейшее влияние на мировую экономику. Поэтому, изучая экономику как науку, обязательно нужно изучать жизнь и деятельность наиболее известных русских экономистов.
Данная работа является очень актуальной не только в наши дни, но будет оставаться актуальной всегда, так как от того, какие в России экономисты, зависит развитие российской экономики, уровень жизни в стране, положение России на «мировой арене», да и вообще судьба России в целом. А так как Россия оказывает огромнейшее влияние на мировую экономику, то можно сказать, что от русских экономистов зависит и развитие мировой экономики. В данной работе рассматриваются также и основные экономические процессы разных времен, проблемы на пути развития экономики и предложенные данными экономистами пути выхода из проблемных ситуаций. Это помогает лучше понять политические и экономические взгляды данного экономиста, проанализировать их и сравнить с теми путями решения проблем, которые были предприняты.
Для достижения данных задач было проведено исследование основных трудов и работ, а также экономических и политических взглядов большого числа русских экономистов и были выбраны наиболее известные и значимые из них. Также были проанализированы некоторые работы данных экономистов и были сделаны определенные выводы, которые после проверки на подлинность, были опубликованы в данной работе. Для определения степени влияния данных экономистов на развитие российской экономики и мировой экономики в целом, их взгляды и пути решения определенных проблем были сопоставлены с взглядами современных экономистов и с теми путями решения проблем, которые были предприняты в то время. А также степень влияния этих экономистов определяется по тем проблемам, на которые данный экономист обращал внимание, на самые важные из них.
До настоящего момента история экономической мысли рассматривалась в ограниченных пределах западноевропейской экономической мысли. И это не случайно, так как именно последняя оказала решающее влияние на формирование современных представлений о законах и механизме функционирования рыночной системы хозяйства. Тем не менее, представляет значительный интерес история развития русской экономической мысли, отличающаяся определенным своеобразием. В рамках данной курсовой работы невозможно проанализировать взгляды всех видных представителей русской экономической мысли, поэтому акцент будет сделан на том, что отличает ее от западноевропейской экономической мысли и на том вкладе, который внесли русские ученые в мировую экономическую науку. Специфические особенности русской экономической мысли сводятся к следующему. Во-первых, большинству работ русских экономистов в высокой мере присущ дух социал-экономического реформаторства. Это объясняется как внутренними условиями развития страны, так и сильным влиянием марксизма на все течения русской экономической мысли начиная со второй половины девятнадцатого века. Во-вторых, для большинства экономистов России особое значение имеет крестьянский вопрос и весь комплекс связанных с этим социально-экономических проблем. В-третьих, в российской экономической мысли всегда большое значение придавалось общественному сознанию, этике, активной роли политики, другими словами,
внеэкономическим факторам. Можно назвать ряд российских традиций и особенностей, которые лучше помогут понять специфику русской экономической мысли. Хорошо известно, что в России, в отличие от Центральной и Западной Европы, не получило юридического закрепления
римское право собственности, опирающееся на хорошо организованную базу юридических уложений. Именно там многовековая культура частной собственности развила такое качество экономической личности, как хозяйственный индивидуализм и экономический рационализм. В России же на протяжении многих веков хозяйство было основано не на частной собственности, а на своеобразном сочетании общинного пользования землей и власти государства, выступающего в роли высшего собственника. Это оказало существенное влияние на отношение к институту частной собственности, наложив на него соответствующий нравственно-этический отпечаток. Русскому человеку свойственно убеждение, что «человек выше принципа собственности». Не случайно в русском менталитете идею «естественного права», которая является основой западноевропейской цивилизации, заменяли идеалы добродетели, справедливости и правды. Это определяет русскую социальную мораль и экономическое поведение. И потому явление «кающегося дворянства» – особенность чисто русская.
Еще
одна российская традиция – склонность
к утопическому мышлению, стремление мыслить
не реалиями, а образами желаемого будущего.
С этим же связана традиция полагаться
на «авось», неприязнь к точным расчетам,
строгой деловой организации. Характерной чертой
русского менталитета является также
стремление к соборности и солидарности,
которые реализуются в коллективных формах
труда и владения собственностью.
Что касается хозяйственных российских
традиций, то, несмотря на их многообразие,
они на протяжении веков складывались
вокруг двух осевых линий: традиции огосударствления
и традиции общинности.
Централизованное регулирование и социальные гарантии – таковы наиболее важные формы их проявлений. Что касается традиций мелкого и среднего предпринимательства, то в дореволюционной России как общенародная традиция они только зарождались. Зато крупное предпринимательство
существовало издревле и тяготело оно с самого начала к казне – княжеской, а затем и государственной. Более того, начиная со времен царствования Петра, первого крупное предпринимательство взяло четкую ориентацию на военно-промышленный комплекс, и эта ориентация на протяжении трех веков превратилась в прочную национальную традицию.
Эти российские особенности нашли отражение
во взглядах первого русского экономиста
И.Т. Посошкова (1652-1726), взгляды которого
представляют своеобразное сочетание
идей как классической политической экономии,
так и меркантилизма.
Взгляды представителей этой школы неоднородны.
Испанские меркантилисты выступали
за запрет вывоза золота из Испании и ограничения
ввоза иностранных товаров.
Французские – в центр внимания ставили
проблему обеспечения положительного
торгового баланса. Меркантилизм же
в России имел свои особенности, связанные
с тем, что внешняя торговля играла
для развития экономики нашей страны значительно
меньшую роль, чем в Западной Европе. Посошкова
в первую очередь интересовали не вопросы
обеспечения активного торгового баланса,
а вопросы развития национального хозяйства.
Работа рассматривает главные проблемы
политической экономии: сущность и формы
богатства нации, механизмы его роста.
Посошков источник национального богатства
видел в труде, при этом у него и сельскохозяйственный
и промышленный труд одинаково
важен. Ему было чуждо пренебрежение к
сельскому хозяйству,
характерное для меркантилистов
В
то же время меркантилизм Посошкова
отчетливо проявляется при характеристике
торговли. Он полагал, что «купечеством
всякое царство богатится», защищал ее
монополию. Совершенно в русле меркантилистских
идей, Посошков предлагал регламентировать
внешнюю торговлю: повышать экспортные
цены, ограничивать операции иностранцев лишь
рядом портов, запрещать ввоз предметов
роскоши и т.д. Однако Посошков был чужд
односторонности концепции «торгового
баланса». В отличие от западноевропейских
меркантилистов, у Посошкова богатство
не отождествлялось с деньгами. Более
того, в целом он осуждал денежное богатство
как символ корыстолюбия
и противоречащее нравственным устоям
общества и в этом заключается еще одна
особенность русского меркантилизма.
Богатство народов Посошков видел не в
деньгах, а в вещественном богатстве, приобретаемом
исключительно трудом, и потому считал
более полезным увеличение материальных благ,
чем денег. Трактуя деньги,
Посошков развивал номиналистическую
концепцию (что опять-таки в традициях
классической политической экономии),
полагая, что их курс определяется лишь
царским штампом. Важны не вес и чистота
металла в монете, а ее название, номинал,
присвоенное государством.
Посошков призывал из дешевой меди чеканить
дорогие деньги, что, с одной стороны, даст
казне доход, а с другой стороны, предоставит
стране достаточное для развивающейся
торговли количество денег. Посошков призывал
делать легкие деньги из меди, серебро беречь,
а золотые монеты печатать только в целях
поддержания престижа государства за
рубежом. Как и все идеи Посошкова, его
денежная теория преследует
сугубо практические цели. Посошков приводит
расчет, согласно которому доход казны
от чеканки медных гривенников по предлагаемым
им нормам из 10 тысяч пудов меди составит
1 млрд. 820 тысяч рублей, сумма огромная,
так как все государственные доходы в
последние годы царствования Петра I не
достигали и 8 млн. рублей в год. Посошков
предлагал сделать медные деньги не мелочью
при серебряных и золотых монетах, а именно
основой денежного обращения. Его деньги
были чем-то вроде современных бумажных
денег.
Рассуждая о факторах, определяющих цену
товара, Посошков высказывает два различных
мнения. Первое заключалось в том, что
цена в своей основе определяется издержками
производства, и так как в России издержки на
сырье и оплату труда ниже, то и цена может
быть ниже, а разница между ней и ценой
на аналогичный иностранный товар
Это предполагает рыночный механизм ценообразования. С другой стороны, Посошков предлагает для внутреннего рынка устанавливать сверху единые цены для всех купцов, чтобы избежать ненужной, по его мнению, конкуренции. И русским купцам Посошков тоже предлагает устанавливать при торговле с иностранцами единую для всех цену. Это явное государственное вмешательство в свободу торговли. Этот пример явно показывает, что взгляды Посошкова лишены стройности и последовательности. Посошков рассматривает деньги как ценность, созданную законом, средство для создания определенного правопорядка. Правда, это касается только внутреннего обращения, в сфере же внешней торговли безусловно деньги должны быть полноценными. Рассматривая торговлю и производство как единый хозяйственный комплекс и видя в них источник богатства нации, Посошков выступал за всемерное развитие отечественной торговли, промышленности, сельского хозяйства, укрепление экономического могущества России и ее независимости. Посошков формулирует следующую аксиому по отношению к крестьянам: бедные крестьяне – бедное государство, богатые крестьяне – богатое государство. Посошков не был противником крепостного права, но предлагал внести в отношения между помещиками и крестьянами гуманность и экономическую рациональность. В своих рассуждениях Посошков опирается на старинный принцип, согласно которому помещики суть опекуны приписанных им государством крестьян. Это дает им не только права, но и обязанности по отношению к крестьянству и государству. Чтобы рационально использовать крестьянский труд, в частности, между сезонными работами, Посошков предлагал расширить оброчную систему. Крестьянам, отпущенным на оброк, надо платить в ремесле или промышленности сдельно, чтобы они были заинтересованы в результатах своего труда. Посошков является сторонником сильной государственной власти. В то же время, признавая самодовлеющую роль государства в экономике, в своем сочинении Посошков говорит о том, что нельзя считать богатым государство, если там любыми средствами деньги собираются в казну и проводит четкое различие между богатством казны и богатством народа. Для увеличения последнего необходимо, по его мнению, хорошее управление страной, хорошие законы, правильный суд. Посошков писал о «правде» как необходимой предпосылке возможности устранения скудости и умножения богатства в стране. В поисках правды и справедливости И.Т.Посошков проявляет значительный радикализм, осуждая подушную подать (как не учитывающую разницы в экономическом положении плательщиков), рост оброков и барщины, предлагая фиксировать повинности крестьян при наделении их землей. К этому добавляются предложения о размежевании крестьянских и помещичьих земель, снижении податей, установлении равного суда для всех сословий и т.д. Возможно, именно за эти предложения Посошков был арестован и заключен в Петропавловскую крепость, где и скончался.