Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:18, контрольная работа
Цель контрольной работы – проанализировать предмет и содержание экономической безопасности региона.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Рассмотреть общее понятие и составные части экономической безопасности.
2. Выявить особенности экономической безопасности региона.
3. Проанализировать алгоритм обеспечения экономической безопасности региона.
Введение 2
1. Общие понятия и составные части экономической безопасности 4
2. Особенности экономического безопасности региона 8
3. Алгоритм обеспечения экономической безопасности в регионе 15
Заключение 20
Список использованных источников и литературы 22
К основным критериям, характеризующим интересы муниципального образования в области безопасности и обеспечивающим приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, относятся:
- расширенное воспроизводство
экономической и социальной
- границы критической зависимости региона от ввоза важнейших видов продукции первой необходимости;
- обеспечение необходимого
уровня обслуживания
Выявление угроз экономической безопасности региона и прогнозирование их последствий осуществляется с помощью мониторинга.
В распоряжении органов
государственной власти региона
постоянно должен находиться инструментарий
анализа потенциальных и
Важнейшей проблемой, от
решения которой зависит
Исследование регионов России по семи группам факторов:
- экономический спад,
- межрегиональные экономические связи,
- финансовое положение,
- демографическая ситуация,
- занятость и уровень жизни населения,
- экология и техногенная нагрузка на территорию
показало, что хотя бы по одному фактору все субъекты Федерации находятся в кризисной или предкризисной ситуации. По значительному числу регионов концентрация угроз намного превышает среднероссийскую. Имеется три кризисных зоны: Центральная, Южная и Уральская. Формируется также Юго-Восточный кризисный пояс, включающий регионы Юга Сибири и Дальнего Востока. Сложный узел проблем экономической безопасности сложился во многих районах Крайнего Севера, а также на Северном Кавказе.
Необходима разработка механизма предотвращения возникающих угроз экономической безопасности России и регионов. Для этого важно разработать систему прогнозирования и оценки возможных последствий для национальной и региональной безопасности решений, принимаемых в экономической сфере, а также рационального государственного управления. Требуются согласованные действия субъектов с учетом баланса их интересов на всех уровнях: микроэкономическом, отраслевом, макроэкономическом. Все это предъявляет новые требования к системе принятия управленческих и хозяйственных решений.
Отсутствие адекватной
требованиям времени
Применение стандартных решений макроэкономической концепции в условиях неадекватной микроэкономической среды сопровождается разрушением значительной части производственного потенциала, в результате экономика отделяется от равновесного состояния.
Игнорирование реальных
экономических процессов на микроуровне,
прежде всего реального экономического
поведения хозяйствующих
Достижимость
Региональная экономика подвержена ряду факторов внешней среды:
- нехватка собственных оборотных средств;
- ограниченность ресурсов денежного рынка;
- депрессивное налоговое воздействие на экономику товаропроизводителей, особенно малого и среднего уровня;
- дисбаланс в
- нестабильность хозяйственных связей.
Закономерно, что вследствие неадекватного экономического поведения субъектов хозяйствования экономическая безопасность регионов находится под угрозой.
Таким образом, обеспечение
экономической безопасности регионов
требует разработки и осуществления
комплекса мер в рамках программ
социально-экономической
- создание децентрализованного
механизма структурной
- обеспечение занятости
населения и государственной
поддержки создания рабочих
- селективная инвестиционная
поддержка экономического
- реальный сбор налоговых платежей;
- переориентация налоговой
системы на активное
- активная поддержка
предприятий с
- противодействие
Все эти меры практически могут быть осуществлены лишь при значительном усилении властных функций государства, активизации рыночных и административных методов регулирования, при возрастании роли государства как гаранта стабильности социальных и экономических процессов.
3. Алгоритм обеспечения экономической безопасности в регионе
Управление безопасностью
– непрерывный процесс
Функционирование системы обеспечения безопасности региона можно представить в виде особого алгоритма.
Последовательное выполнение всех стадий на этапах мониторинга и управления экономической безопасности позволит не только отслеживать все негативные процессы в экономике региона, но и своевременно предотвращать все критические угрозы безопасности.
Результаты функционирования системы проявятся в следующем:
- создание единой
- определение основных угроз и разработка мер по их устранению;
- координация и методическое
руководство деятельностью
- внедрение в практику
органов власти принципов
- выработка единых стандартов и методов антикризисного управления;
- разработка программ
развития проблемных
Основными преимуществами предлагаемой системы являются:
- возможность непрерывно
отслеживать негативные
- малозатратность при
ее создании и
- стимулирование работы
региональных органов власти
по принципу взаимодействия
- высокая эффективность
функционирования, за счет коллегиального
принятия решений, четкого расп
В связи с тем, что основным барьером на пути возникновения кризисных ситуаций в социально-экономических отношениях региона должна стать скоординированная деятельность органов власти, возникает необходимость в определении инструмента реализации ими своих функций и полномочий по обеспечению безопасности. Таким инструментом должна стать региональная целевая программа по обеспечению экономической безопасности.
Под региональной целевой программой понимается комплекс производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам осуществления и обеспечивающих эффективное решение системных проблем в сфере экономического, экологического, социального и культурного развития региона.6
Использование ПЦМ управления в процессе обеспечения экономической безопасности региона получает конкретное проявление в разработке и реализации целевой комплексной программы обеспечения экономической безопасности, представляющей собой комплекс мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. В исследовании выделены этапы разработки программы обеспечения экономической безопасности региона:
1. Выявление наличия проблемной ситуации (ситуаций) в анализируемом регионе; формулировка конкретной проблемы (проблем).
2. Выбор программно решаемой проблемной ситуации.
- определение желаемого
состояния объекта
- выявление и оценка
действующих факторов
- определение и оценка
предполагаемых ущербов от
- оценка угроз экономической безопасности по степени их важности, времени наступления и т.д.;
- выбор проблемной
ситуации для программного
3. Формирование программных целей и задач (формирование «дерева целей»).
4. Предварительная ресурсная проработка разрешения проблемной ситуации (установление ограничений по видам ресурсов).
5. Выработка стратегии
обеспечения экономической
6. Окончательная ресурсная
проработка программы - распределение
ресурсного обеспечения по
7. Подготовка проекта
программы, ее сопряжение с
другими, уже действующими
8. Утверждение программы
и ее доведение до
9. Создание организационного
механизма управления
Вследствие осуществления
постоянного мониторинга
Качество системы управления
экономической безопасностью
1. Развитие регионального рынка товаров и услуг и межрегиональных связей.
2. Обеспечение эффективного
функционирования
3. Проведение эффективной бюджетной политики в регионе.
4. Развитие производственной и социальной инфраструктуры.
5. Использование природных
ресурсов и природоохранная
6. Энергетическое обеспечение региона.
7. Информационное обеспечение управленческой деятельности органов власти и субъектов хозяйствования, прозрачность деятельности органов управления (дебюрократизация).