Состав элементов регулирования
рынка труда на уровне регионов уже,
чем на общегосударственном уровне.
Часть названных выше направлений
регулирования осуществляется преимущественно
властями федерального уровня: такова
в основном демографическая политика, многие аспекты
внешнеэкономической политики (курс рубля,
уровни пошлин, лицензии и квоты). В значительной
степени на федеральном уровне регулируются
основные направления финанасово-кредитной
политики. Принципиально по сравнению
с федеральным уровнем регионы могут регулировать
доходы, трансфертные платежи и через
уровень жизни – уровень предложения
рабочей силы в регионе; могут регулировать
демографическое качество населения (снижение
заболеваемости, травматизма, пьянства
и, в конечном счете, смертности трудоспособного
населения), миграционные процессы. На
региональном уровне в интересах рынка
труда осуществляются программы жилищного,
транспортного и производственного строительства,
государственных (в том числе муниципальных
и др.) закупок продукции предприятий всех
форм собственности; целевое предоставление
предприятиям дотаций, кредитов и налоговых
льгот (региональные налоги), направленных
на поддержание и развитие производства
(и рабочих мест) в приоритетных отраслях.
На региональном уровне во многих случаях
более эффективны, чем на общегосударственном,
меры поддержки фермерства, индивидуального
и малого бизнеса. Подобно тому, как на
федеральном уровне проблемы рынка труда
должны стать наивысшими приоритетами
наравне с ведущими направлениями реформ,
региональное регулирование должно не
просто учитывать интересы рынка труда,
а сделать их равными с другими приоритетами
региональной политики.
В число задач данного
блока на региональном уровне входят
информационное обеспечение, повышение
эффективности трудоустройства, в том числе
за счет развития временных и общественных
работ, развитие систем подготовки и переподготовки
рабочей силы, совершенствование социальной
поддержки безработных, самой структуры
органов регулирования. Региональный
уровень регулирования рынка труда в отличие
от государственного устанавливает местные
специфические особенности.
Несмотря на различное
социально-экономическое положение
и состояние региональных рынокв
труда сохраняется множество
проблем в обеспечении занятости. К ним относятся:
- недостаточная реформированность трудовой сферы, приведшая к преобладанию неэффективной занятости, к наличию значительного числа неформально занятых, к отсутствию экономически обоснованной зависимости доходов работника от его трудового вклада;
- снижение трудового потенциала квалифицированных кадров за счет сокращения производства в оборонно-промышленном, аграрном коплексах, сельхоз-машиностроении и станкостроении, науке и научном обслуживании;
- продолжающееся падение спроса на рабочую силу, дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда области;
- медленное наращивание новых рабочих мест, особенно в производственных отраслях;
- недостаточность инвестиций в новые технологии усугубляется негибкостью налоговой системы, серьезными недостатками в механизме ценообразования;
- система государственного, профессионального образования медленно перестраивается, а у работодателей нет заинтересованности во внутрифирменном переобучении и повышении квалификации персонала;
- недостаточность рынка жилья и низкие доходы населения ограничивают мобильность рабочей силы;
- недостаточен конртоль государственных органов за соблюдением отдельными работодателями норм трудового законодательства о режиме, охране и оплате труда;
- трудоустройство отдельных социально-демографических групп населения (инвалидов, матерей-одиночек, лиц пенсионного возраста, граждан, вернувшихся из мест лишения свободы и т.д.) остается чрезвычайно сложным;
- усиление дифференциации локальных рынков труда.
И в заключение я хочу
еще раз подчеркнуть приоритетные направления регулирования
рынка труда. В первую очередь, - это трудоустройство
незанятых граждан, во-вторых, их подготовка
или переподготовка к современным видам
деятельности и, в-третьих, материальная
поддержка безработных и нетрудоспособных
граждан.
Объективная реальность,
таким образом, обязывает пересмотреть
не только основные позиции в регулировании
рынка труда, но и найти такие
решения, которые позволили бы привести
в действие формы экономической
активности в сфере занятости:
- предпринимательство и самозанятость как высшие формы активности населения предпочтительнее с точки зрения развитости и регулирования рынка труда;
- наемный труд, как рыночная категория, касается преобладающей части населения, которая на сегодня, в основном, и является объектом регионального регулирования;
- безработица – это промежуточная форма экономической активности, выражающаяся в активном поиске и готовности работать и требующая от государственного регулирования самого пристального внимания и организации.
Заключение
В заключение своего реферата
я хотела бы подвести некоторые итоги.
Проблема безработицы
является одной из фундаментальных
в развитии и функционировании человеческого
общества. Безработица – явление,
свойственное стадии товарного производства.
Переход к рынку неизбежно вызывает значительный
рост уровня безработицы, о чем свидетельствует,
в частности, опыт восточноевропейских
стран, прошедших или проходящих путь
становления рыночных отношений. Это же
подтверждает и практика общественных
преобразований в России.
Безработицу предопределяют
различные факторы: научно-технический
прогресс обуславливает сокращение,
прежде всего, работников ручного труда;
структурные изменения в экономике
вызывают уменьшение числа занятых
в отдельных отраслях производства;
повышение производительности труда также
ведет к уменьшению числа занятых; сокращению
живого труда способствует действие закона
экономии времени. В условиях обострения
экономических проблем закрываются также
некоторые производства, загрязняющие
окружающую среду. Все это объективные
факторы, имеющие место во всех странах
независимо от их экономической системы.
Безработица, как свидетельствуют
многие социологические и социально-психологические
исследования, имеет исключительно
негативные социальные последствия
для общества в целом, отдельных его групп
и слоев, для семей, для каждого человека.
Среди всех этих последствий увеличение
смертности от сердечных заболеваний,
рост числа самоубийств и убийств, численности
пациентов в психиатрических лечебницах,
ухудшение отношений в семье, рост преступности
и т. д, ведь люди остро переживают невостребованность
своих знаний, производственного опыта,
переход от одной социальной группы в
другую. В связи с этим исследованиями
зафиксированы основные психологические
качества безработного: невысокий уровень
социальной смелости, уступчивость, конформность,
пессимистичность и осторожность в поведении,
недоверчивость или скептицизм, стойкое
маргинальное эмоциональное состояние.
На мой взгляд, главным в социальной политике
является (т.е. должно быть) упреждение
массовой безработицы, что обеспечивается
прежде всего нормальным функционированием
общества, его эволюционным развитием.
Органам службы занятости
всех уровней необходимо широкое
развертывание профориентационной
работы с молодежью для подготовки ее к трудовой деятельности
в условиях развивающегося рынка труда,
ведь именно нам, кому в будущем придется
взять на себя бразды правления государством,
и нужно будет решать проблемы, ставшие
неотложными уже на сегодняшний день.
Необходимо расширять сеть учебных центров профессионального
обучения, профессиональной подготовки,
переподготовки и повышения квалификации
высвобождаемых работников и безработных
граждан. Государственная программа уже
принята и начала действовать. Но она еще
не достаточно сильна, и нуждается в активной
государственной поддержке. Забота государства
о достижении в стране наиболее полной
и эффективной занятости, как важной социальной
гарантии для экономически активного
населения, является важнейшим аспектом
государственного регулирования рынка
труда, механизм формирования которого
будет постоянно совершенствоваться применительно
к новым условиям развития многоукладной
экономики, структурной перестройки производства,
формирования эффективной социальной
политики. Таким образом, комлексный подход
к системе занятости, мерам ее регулирования
и социальной защите населения, на мой
взгляд, позволит смягчить социальную
напряженность в сфере трудовых отношений.
Список литературы
- С. Е. Елкин Экономические и социальные последствия безработицы. Экономический вестник. М., 1997.
- Гендлер Г., Гильдингерш М. Социальные последствия безработицы. Человек и труд. 1996.
- Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. "Экономика и социология труда": учебник для вузов по экономическим специальностям. Москва: ЮНИТИ, 1999.
- Завельский М.Г. "Экономика и социология труда": курс лекций. Москва: Палиолит: Логос, 2001.
- под редакцией профессора Николаевой И.П. "Экономическая теория": учебник для вузов по экономическим специальностям. Москва: Финстатинформ, 1997
- И.Д.Мацкуляк «Стратегия занятости: предотвращение безработицы (политико-экономический аспект)» М.: Экономика, 1990
- Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стенли Л. Брю ЭКОНОМИКС, ПРИНЦИПЫ, ПРОБЛЕМЫ И ПОЛИТИКА, М.: Республика, 1995