Министерство образования и
науки Российской Федерации
ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Р Е Ф Е Р А Т
по экономической теории
«Экономическая политика
и стратегия России»
Студента 1 курса
факультета менеджмента
Катайкина Николая Алексеевича
Руководитель:
Ноченкова Виктория Валентиновна
Псков
2013
Содержание
1.Введение ------------------------------------------------------------------стр.
3-5
2.Обобщенная характеристика
мировой экономики и экономической политики---------------------------------------------------------------------стр.
6-9
3. Макроэкономическая политика
России-----------------------------стр. 10-14
4.Внутренняя политика России------------------------------------------стр.
15-16
5.Заключение ---------------------------------------------------------------стр.
17-18
6. Список использованной литературы--------------------------------стр.
19
Введение
На протяжении всей своей истории
человечество занималось вопросами ведения
домашнего хозяйства. Уже в первобытных
общинах люди пытались решить различные
вопросы по распределению ограниченных
ресурсов. Будь то пища, шкуры животных
или огонь – все подвергалась пусть примитивному,
но все-таки распределению. Позднее человек
начал мыслить более стратегически, осваивая
методы, повышавшие эффективность использования
ресурсов – то есть он занимался экономикой.
Конечно, такие рассуждения
носят чисто эмпирический характер,
но они же показывают, насколько
древней является экономика как
хозяйство – то есть предмет
научной экономики, а именно –
методы распределения ограниченных
ресурсов в обществе.
Каждому современному человеку
необходимо разбираться в современных
экономических тенденциях – ведь от этого
зависит как уровень, так и способ его
жизни в мировом обществе. Знания об основных
экономических показателях позволяют
разбираться в мировых и государственных
событиях и, как следствие, формировать
свою собственную стратегию экономической
жизни в рамках отдельного человека.
Главная проблема в человеческой
жизни, и главный предмет изучения экономики,
это постоянный конфликт между неограниченными
потребностями и ограниченными ресурсами
для их удовлетворения. Причем эти проблемы
встречаются на всех уровнях и эпохах
человеческой организации и истории –
от отдельной семьи до целой планеты, от
первобытных веков до новейшей истории.
Как отмечалось ранее – этому конфликту
уже многие тысячи лет и продлится он,
наверняка, еще столько же. Главная трудность
здесь состоит не столько в самой ограниченном
количестве ресурсов в земле, а сколько
в самой сложности его добычи. Ведь, по
сути самих ресурсов будь они минеральными
или натуральными бесконечно многого
– Вселенная для нас бесконечна и запасы
в ней велики, точно так же как была бесконечна
огромная неосвоенная территория для
древнего человека. Самая главная трудность,
на мой взгляд, это сложность добычи этих
ресурсов. Ведь как в древности людям было
тяжело добыть пропитание, так и нам сейчас
представляется невозможным добыть ресурсы
из космоса.
Люди всеми силами
пытаются решать эту проблему
несоответствия своих возможностей своим
потребностям. И первым, к тому же самым
эффективным методом решения этой
проблемы стало объединение сначала в
племена, позднее в страны. С развитием
уровня организации сообщества выросла
и степень возможностей с окружающей средой.
На современном этапе истории
экономика и люди ее осуществляющие взаимодействуют
с окружением посредством экономической
политики, в примитивном понимании – посредством
решений и правил на официально-выборном
уровне. Сегодняшние крупнейшие сообщества
– страны и их различные объединения влияют
на общемировую ситуацию через собственные
решения и методы их осуществления.
Целью данного реферата ставится
осветить сначала на мировом уровне процесс
экономической политики и ее стратегии
осуществления, а затем перейти конкретно
к ситуации в России. Причем планируется
охватить не только текущую экономическую
ситуацию в стране, но и события, повлиявшие
на образовании такой ситуации, ее производные
и возможные последствия, как в рамках
отдельной страны, так и всего мира.
Методом написания будет являться
анализ сопряженной с темой литературы
– статистические данные, нормативно-правовые
акты, мнения независимых экспертов по
этому вопросу.
Задачей данного исследования
предполагается представления собственной
систематизации различных данных как
экономических, так и субъективно-политических,
представление выводов из этого анализа,
раскрытие основных принципов функционирования
политико-экономических связей и сопряженных
с ними общественных процессов.
Немаловажным будет так же и
выделение возможного развития текущей
экономической стратегии России, и её
сравнение с другими странами. Часть
информации будет представлена по моей
задумке в графиках и таблицах, что может
более наглядно продемонстрировать текущие
тенденции.
Ключевым полем рассмотрения
темы будет мировая экономика, поэтому
необходимо сразу ввести ее определение.
Мировая экономика — многоуровневая, глобальная
система хозяйствования, объединяющая
национальные экономики стран мира на
основе международного
разделения труда посредством системы международных
экономических отношений. В целом, мировую экономику
можно определить как совокупность национальных
хозяйств и негосударственных структур,
объединённых международными отношениями.
Мировая экономика возникла
благодаря международному разделению
труда, что повлекло за собой как разделение
производства (то есть международную специализацию),
так и его объединение — кооперацию.[1]
Именно в этом поле и действует
экономическая политика отдельных стран
– по сути, представление их действий
на международной арене.
Глава 1 Обобщенная характеристика
мировой экономики и экономической политики
В обывательском плане люди
понимают под термином экономика способы
рационализации доступных ресурсов для
удовлетворения своих нужд. Как отмечалось
ранее, количество ресурсов ограничено
и поэтому между индивидуумами за них
постоянно ведется борьба. Раньше использовались
преимущественно силовые методы по принципу
права сильного на добычу, сейчас такой
подход начинает считаться неуместным,
поэтому люди вынуждены договариваться
друг с другом по вопросам распределения
доступных ресурсов. Так как к соглашению
зачастую прийти очень сложно, некоторые
государства вынуждены оперировать ограниченным
запасом ресурсов. Выживать в таких условиях
им и помогают экономические принципы
разделения и распределения ресурсов.
Это разделение выражается
в проведение определенной экономической
политики государства.
Экономическая политика - система
методов, инструментов и форм государственного
воздействия на социально-экономические
процессы, реализующая тот или иной тип
экономической стратегии. Сложная структура
развитой рыночной экономики требует
применения разнообразных инструментов
и мер экономической политики. В зависимости
от этапа развития страны и конкретной
социально-экономической ситуации в соответствии
с принятой экономической стратегией
на первый план выступают различные методы
и формы экономической политики. Например,
бюджетно-финансовой, налоговой или кредитно-денежной
и др.
На современном этапе главной задачей
экономической политики государства в
индустриально развитых странах становится
обеспечение конкурентных преимуществ
национальной экономики на мировых рынках.
Это достигается, во-первых, путем создания
наиболее благоприятных условий для предпринимательства,
развития конкурентной рыночной среды.
Во-вторых, путем поддержания конкурентоспособности
в тех сферах, где эти преимущества по
тем или иным причинам не могут быть реализованы
при посредстве только механизма свободного
рынка. Для выполнения этой задачи используется
комплекс мер экономической политики:
бюджетно-финансовой, кредитно-денежной,
антимонопольной, научно-технической,
инновационной, экологической и др.[2]
Как пример можно выделить экономическую
политику Британии.
Экономическая политика консервативного
правительства Великобритании основывается
на философии свободного предпринимательства,
конкуренции и уменьшения государственного
вмешательства. Главная роль правительства
заключается в создании базовых условий
для процветания частного предпринимательства.
В основе экономической политики консервативного
правительства Великобритании, по крайней
мере, на начальном этапе, лежали монетаристские
концепции. Монетаристские принципы регулирования
экономики заключаются в отказе от прямого
воздействия на весь комплекс микроэкономических
показателей и в воздействии на рынок
посредством регулирования денежной массы
и контроля над инфляцией. В условиях рыночной
экономики правительство Великобритании
активно влияет на экономические процессы,
прежде всего посредством кредитно-денежной
политики, а также бюджетных мероприятий,
проведения политики по защите и развитию
конкуренции, антимонопольной деятельности,
приватизации государственной собственности,
защиты интересов потребителей и т.д. Важнейшим
инструментом этой политики является
среднесрочная финансовая стратегия правительства,
которая рассчитывается на 3-4 года и ежегодно
корректируется в зависимости от состояния
экономики и утверждается при принятии
бюджета на сессии парламента Великобритании.[3]
Существует большое количество
классификаций экономической политики.
Их виды представлены таблицей:
Табл. 1
Экономическая политика
государства по: |
направлению действия |
сфере действия |
методу и характеру
действия |
научно-техническая |
аграрная |
правовая |
социальная |
промышленная |
организационная |
внешнеэкономическая |
отраслевая |
административная |
экологическая |
региональная |
кредитно-денежная |
антиинфляционная |
энергетическая |
фискальная |
структурная |
|
инвестиционная |
селективная |
|
институциональная |
стабилизационная |
|
|
В каждую из этих сфер правительство
определяет часть годового бюджета. От
выбранной стратегии зависит процентное
отношение распределения.
В мировой экономике выделяют
следующие стратегии, названные экономическими
концепциями, суть которых определяет
общее направление действия правительства
страны:
- Корпоративная стратегия реализуется в эгоистических интересах властвующего социального слоя (корпорации) за счет снижения уровня жизни граждан.
- Социально эффективная
стратегия обеспечивает устойчивый рост конечного продукта в оптимальной структуре для граждан, достижение полной занятости, отсутствие инфляции и справедливое распределение доходов.
- Либеральная стратегия означает, что экономика государства становится все более открытой для свободного движения товаров и капиталов.
- Регулируемая стратегия проявляется в установлении государством контроля за движением товаров и капиталов.
- Мобилизационная
стратегия требуется для выживания государства, когда оно усиливает прямое вмешательство в производство и внешнеэкономические связи.[4]
Далее следует немного подробнее
рассмотреть основные виды стратегий.
Первой из них является корпоративная.
Корпоративная стратегия - это общий план управления объединением, который
направлен на нахождение способов и методов
утверждения разноплановой компанией своих деловых принципов в
различных отраслях,[5] а также
действий и подходов, способствующих улучшению
деятельности групп предприятий, в которые
диверсифицировалась компания.
Разработка корпоративной стратегии
определяется следующими действиями:
действия по достижению расширению ассортимента продукции;
шаги по оптимизации общих показателей
работы в тех отраслях, где уже действует производство;
нахождение путей получения суммирующего эффекта среди родственных хозяйственных подразделений и превращение его в конкурентное преимущество;
создание инвестиционных приоритетов
и мобилизация ресурсов корпораций в наиболее
перспективные области.
Корпоративная стратегия создается
руководителями высшего звена - топ-менеджерами. При этом они несут основную
ответственность за анализ сообщений
и рекомендаций, поступающих от руководителей
более низкого звена менеджмента. Руководители
ключевых производств также могут принимать
участие в разработке стратегии компании,
особенно если это касается возглавляемого
ими производства.
Социальная стратегия направлена на защиту населения
от различных неприятностей, как экономического,
так и естественного характера. Для социальной
сферы отводиться отдельная статья бюджета
(По данным Минфина России - - 20% ВВП, хотя
некоторые эксперты говорят об общем сокращении[7]) Принципы
социальной стратегии предполагают расширение
бюджетной базы здравоохранения, образования
и т.п. Россия провозгласила эту стратегию,
как превалирующую до 2020 года.
К Либеральной стратегии
мы перешли после распада Советского союза.
Её олицетворением является рыночные
отношения. Сегодня приняты специальные
антимонопольные законодательства, которые
позволяют работать на рынках свободной
торговли частным предпринимателям. В
то же время государство монополизировало
основные предприятия общегосударственного
значения типа РЖД или горводоканала,
что позволяет им контролировать трафик
за эти ресурсы, не позволяя совершаться
большим ценовым скачкам.
Регулируемая стратегия управления необходима, поскольку
рыночные условия меняются довольно часто
и неожиданно. Все предусмотреть в стратегическом
плане не представляется возможным. Поэтому
в нем отражается набор переменных, которые
могут корректироваться в процессе выполнения
плана. Для осуществления изменений разрабатываются
специальные программы со своими задачами,
конкретными мероприятиями и временными
рамками.
Следует отметить, что разделение
стратегий в работе представлено условно,
так как это один из видов классификации.
Однако, именно эта классификация отражает
взаимосвязь государственного строя и
проводимой политики государства. Каждая
из этих стратегий имеет право на существование
в определенных тактических ситуациях