Экономическая программа Людвига Эрхарда в ФРГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 17:28, контрольная работа

Краткое описание

Старшему поколению Бывшей Западной Германии есть чем гордиться. Это именно его трудом и потом поверженная и разрушенная страна за сравнительно короткий срок сумела после войны подняться на ноги и превратиться в одну из самых благополучных и процветающих в Европе.
Восстановление Германии было не просто экономической победой. Это было, прежде всего, демонстрацией воли большинства населения вырваться из плена прошлого, вновь обрести национальное достоинство.

Содержание

Введение 3
Экономическое положение в послевоенной Германии 4
Программа национального спасения 6
Старт экономических реформ 8
Основные понятия и противоречия концепции, 12
реализованной Л. Эрхардом, и периоды ее реализации
Заключение 16
Список используемой литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа (история экономики).docx

— 42.54 Кб (Скачать файл)

При этом автор цитируемой статьи профессор X. Херберг считает, что  «западногерманское экономическое  чудо является ребенком от брака денежной реформы и рыночного порядка».

Необходимо только добавить социальную реформу, которая тесно связана с двумя другими. Именно она сыграла роль того «обезболивающего средства», которое помогло проглотить «горькую пилюлю» денежной реформы и операцию введения рынка. Во-первых, это относительно равные стартовые условия (вспомним процедуру обмена денег). Элементы социальной реформы, которая, как и экономическая развивалась на протяжении всего периода строительства рыночного хозяйства (приблизительно 10—15 лет, до достижения конвертируемости DM), следующие:

— восстановление свободного рынка  рабочей силы и социальной структуры  путем введения свободы ассоциаций и тарифной автономии. самоуправления в системе социального страхования;

— введение зашиты работников, в особенности  от увольнений (1951 г.), защиты материнства (1952 г.) и инвалидов (1953 г.);

— определение законных прав участия  рабочих в управлении сначала на горных предприятиях (1951 г.), а затем на других—в Законе о предприятиях (1952 г.);

— возмещение военных потерь на основе Федерального закона о попечении 1950 г. и Закона о возмещении ущерба, нанесенного войной (1952 г.);

— программа строительства жилья, которая с самого начала имела целью поддержку частной собственности в жилищной сфере;

— восстановление дееспособности пенсионного  страхования и введение динамической пенсии 1957 г. путем пересчета ее в зависимости от зарплаты;

— введение пособий на детей (начиная  с троих детей) в 1954 г.

Эти и другие меры позволили значительно  облегчить переход к рыночной экономике. Но как точно заметил Ральф Цепперник. «социальное в конкуренции как раз то, что вообще на рынок приходит большое предложение товаров».

Ту же самую мысль Эрхард выразил  другими, более эмоциональными словами: «Мы были на наилучшем пути, чтобы приговорить демократию к смерти и превратить демократические основные права нашего народа в химеру - Только когда эти права вновь найдут свое выражение в свободном выборе профессии, в свободном выборе рабочего места и прежде всего в свободе потребления, лишь тогда сможем мы ожидать, что немецкий народ будет вновь активно участвовать в политическом определении своей судьбы».

Именно так стоял тогда вопрос: союзники готовы были снять свое опекунство над Западной Германией лишь тогда, когда она докажет свою способность  к экономически эффективному и демократическому развитию. Вскоре это и произошло.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.  Основные  понятия   и  противоречия  концепции,  реализованной  эрхардом, и   периоды  ее  реализации

 

Концепция, которой руководствовался Л. Эрхард в проведении экономических  реформ, была названа концепцией социального рыночного хозяйства (СРХ). Рассмотрим основные моменты этой экономической программы.

Концепция СРХ сформировалась как  неоклассическое осмысление новых социально-экономических процессов «социализации» экономики, как попытка разрешения противоречия «экономика и личность» путем применения синтетической категории «социальность». Причем последняя раскрывается через целый ряд понятий, важнейшие из которых — «рамочные условия», «конкурентная политика» и «политика поддержания порядка».

«Рамочные условия» — объемлющее понятие данной концепции, аналогично тому, как в классической школе  объемлющим понятием является рынок, а в институционализме — понятие социального института. Рамочные условия — это, прежде всего те социальные ценности, которые предшествуют процессу производства и опосредуют его.

Уже неолибералы постоянно подчеркивали, что к неотъемлемому праву  человека на независимое развитие своей  личности относится «право на улучшение  своего благосостояния в рамках заданных обществом правовых и моральных рамок — свободно и ответственно выбирать и действовать. Эта целевая установка требует в экономической сфере организовать децентрализованные процедуры волеизъявления и принятия решений...».

Как видим, экономический порядок  следует здесь из социального, а  не наоборот. Отсюда основной задачей  государства становится проведение политики поддержки условий конкуренции и общего социального порядка. Государство же, в свою очередь, возникает здесь не как продукт «общественного договора» Руссо и Вольтера, а как одно из необходимых рамочных условий хозяйствования и деятельности индивида. В таком понимании государства представители концепции СРХ гораздо ближе к институционализму (где государство также лишь один из социальных институтов), чем к неоклассицизму, в рамках которого сформировалась концепция. И это является первым из рассматриваемых нами проявлений внутренних противоречий СРХ.

В самом общем виде это противоречие можно сформулировать так: пытаясь  в теории через понятие «социальности» (а на практике путем построения «социального государства») связать  экономику и личность, мы неизбежно «вставляем» оба этих элемента во внешние рамки (порядка, государства и пр.), то есть с помощью категории «социальность» не удается построить естественной, внутренней взаимозависимости экономики и личности, а на этой основе уже также общества и государства. Отсюда — незавершенный, теоретически неполный характер концепции СРХ, позволяющий считать ее скорее даже не концепцией, а «способом мысли».

Как это мы сейчас увидим, данное противоречие давало о себе знать во все периоды  практического развития СРХ в  ФРГ, позволяя представителям различных  взглядов в экономической теории апеллировать к этому понятию. Можно утверждать, что в рамках СРХ проявилась все та же борьба двух основных течений в социальной и экономической науке XX в.

Итак, после успешного проведения денежной реформы сразу встали новые проблемы, связанные, прежде всего с повышением цен. Необходимо различать две фазы. Первая фаза после денежной реформы заключалась в искусственном создании покупательной силы в объеме 10 млрд. марок. Здесь имеются в виду подушные деньги (60 DM), выданные для создания первоначальных стартовых условий.

При этом у Л. Эрхарда было два пути: либо изменить систему цен, либо продолжить их замораживание и тем самым вновь породить скрытую инфляцию. Второй вариант был категорически неприемлем, так как он означал отказ от принципов реформы. Первый вариант представлял также социальную структурную перестройку экономики, ее переориентацию с преимущественного производства сырья и средств производства на ускоренное развитие потребительской сферы.

С другой стороны, оздоровление последней  не могло не сказаться на тяжелой  индустрии (но это действительно  уже была новая, здоровая связь двух подразделений — от предметов потребления, оплаченных деньгами потребителя, а не наоборот): эта сверхнормальная ликвидность, которую создали эти 10 млрд. марок в потреблении, действовала так, что отсюда часть покупательской способности перенеслась также в индустрию средств производства.

Первый этап еще не мог полностью  обойтись без регулирования цен: Л. Эрхард говорил: «Мы должны сейчас осуществить выравнивание цен... Затем должны мы со всей определенностью заявить: теперь все! С этого момента цены повышаться не будут». Таким образом, эти первоначальные 10 млрд. марок создали, с одной стороны, потенциал развития реформ и возможность маневра по изменению структуры цен, а с другой — ответственность действий Экономического совета, который должен был удержаться от соблазна регулирования цен.

В принципе к 1950—1951 гг. первый этап осуществления  реформ по переходу к экономическим  методам регулирования был в  целом завершен. Но только «в начале 1959 г. была достигнута полная конвертируемость немецкой марки», понадобилось десятилетие  «экономического чуда» для закладки основ социального рыночного хозяйства. Это показывает всю сложность перехода от командной экономики к рыночной даже в благоприятных условиях.

В 1957 г. бундестаг принял два важных для становления хозяйственной системы закона:

1) о бундесбанке, который окончательно  закрепил независимость последнего от правительства;

2) против ограничений конкуренции в 1961 г. были приняты еще два ключевых закона— о свободе внешней торговли и о защите капитала.

К этому времени ФРГ вступила в международные организации: в  Организацию европейского экономического сотрудничества в 1949 г.,  в ГАТТ в 1951 г., в Международный валютный фонд в 1952 г., благоприятным фактором было и образование в 1957 г. Европейского сообщества.

В целом с конца 50-х годов в  ФРГ наступило десятилетие интенсивного развития социального рыночного хозяйства. Безработица (и это несмотря на значительный прирост населения за счет переселенцев) почти сошла на нет, темпы роста общественного продукта были на уровне 5% в год, инфляция оставалась в незначительных размерах — 1-2% в год. При этом доля государственных расходов в валовом общественном продукте выросла с 34,2% (113,4 млрд. DM) в 1961 г. до 39,1% (264,1 млрд. DM)  в 1970 г. Это свидетельствует о становлении «социального государства» и принятии многочисленных социальных программ. В течение 15 лет, с 1959 по 1973 г., социальные выплаты на одного жителя в среднем возросли в 3,4 раза, именно с 1242 DM (1960 г.) до 4239 DM (1973 г.). (При этом валовой социальный продукт вырос в меньшей пропорции, в 3 раза.).

Строительство жилья достигло невиданного  ни до, ни после уровня—579 000 квартир в год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Основным плюсом вообще в жизни  Эрхарда было то, что он оставался  всегда тверд и последователен. Он противостоял любым попыткам навязать правительству такую линию, которая могла бы спровоцировать и подстегнуть инфляцию. Он отказывался осуществлять любые меры, которые бы противоречили принципам рыночной экономики. Это не значит, что правительство          бездействовало, «перепоручив» все рынку. Но активность правительства и Центрального банка (селективная поддержка экспортных отраслей промышленности, стимулирование инвестиций методами налоговой политики, создание инвестиционных фондов с государственным участием, гибкое манипулирование учетной ставкой и так далее) напоминала скорее тонкую работу настройщика музыкальных инструментов, чем беспорядочное размахивание кувалдой.

Уже к середине 50-х годов даже завзятым скептикам стало ясно, что  система «социального рыночного  хозяйства» выдержала испытание  на прочность. К 1958 году, спустя 10 лет  после начала реформ, Германия утроила свой ВНП, став вторым после США мировым экспортером. Стабильность немецкой марки вызывала зависть соседей, каждый седьмой немец обзавелся машиной, система социальной защиты не плодила иждивенцев, но позволяла каждому достойно встретить старость.

Людвиг Эрхард мог быть доволен. Как человеку и ученому, ему, безусловно, повезло. Жизнь предоставила Людвигу Эрхарду и его команде редкую возможность экспериментально отработать свою стратегию, день за днем проверяя ее на практике и убеждаясь в своей правоте.

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Зарицкий Б. Секреты «Германского чуда» // «Новое время». – 1995. - № 14. – С. 18-19.
  2. Зоммер Т. Смена эпох // Deutschland. – 1999. - № 5. – С. 6-12.
  3. Ломакин Д. Мировая экономика. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 620с.
  4. Мельников П. Концепция социального рыночного хозяйства: мифы и реальность // Вопросы экономики. – 1997. - № 7. – С.65-80.
  5. Херцог Р. 50 лет Основному закону // Deutschland. – 1999. - № 3. – С.16-22.

 




Информация о работе Экономическая программа Людвига Эрхарда в ФРГ