Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2014 в 03:14, реферат
В развитии экономики государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму. Рынок не способствует сохранению не воспроизводимых ресурсов, защиты окружающей среды, не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству (рыбные богатства океана). Рынок всегда был ориентирован на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги.
Административные методы государственного регулирования находят эффективное применение в таких основных направлениях:
прямой контроль государства над монопольными рынками;
административное регулирование рынков тех товаров неэластичного спроса, которые отнесены к монополии государства, с применением планирования цен, введением жестких ставок акцизных налогов;
обеспечение экономической безопасности производства;
Введение………………………………………………………………….3
1.Экономическая роль и функции современного государства
Рынок и государство……………………………………….4
Экономические функции правительства………………..8
Предпринимательская деятельность государства…...14
Налоги и бюджетное регулирование…………………..16
Монопсония работодателя и монополия профсоюзов на рынке труда.
Понятие монопсония………………………………………20
3.Экономический рост его типы, модели, факторы.
Понятие экономического роста…………………………29
Основные типы экономического роста………………..37
Различные классификации факторов экономического роста………………………………………………………….40
Список литературы……………………………………………………44
___________________________
ХАБАРОВСК 20г.
3.Экономический рост его типы, модели, факторы.
Список литературы……………………………………………………
1.1 Рынок и государство
Активное участие государства в экономической жизни обусловлено, как минимум, тремя причинами.
Во-первых, этого требует
"стержень" рыночного механизма -
конкуренция. Развитие монополий подрывает
конкурентное начало рыночной экономики,
отрицательно сказывается на решении
макроэкономических проблем, ведет к снижению
эффективности общественного производства.
Поэтому всесилию монополий должны быть
противопоставлена законодательная и
иная антимонополистическая деятельность
государства.
Первый опыт организованной антимонопольной
деятельности государства был положен
принятием антитрестовского законодательства
в США в 1890 г. ("Закон Шермана"). Позже
аналогичные законы появились в других
странах. Антимоно-полистическое законодательство
направлено на поддержание такой структуры
производства, которая позволяла бы ему
оставаться конкурентоспособной. Расчеты
показали, что одна компания не должна
производить более 40 процентов того или
иного вида продукции. Предусмотрены ограничения
на долю акций других компаний, которыми
может владеть крупная корпорация. Законодательство
запрещает всякий сговор по искусственному
поддержанию цен, не соответствующему
реальному соотношению между спросом
и предложением.
Правовая защита производителей и потребителей
является важнейшей функцией государства.
Прежде всего должно быть обеспечено право
собственности. Собственник, не уверенный
в неприкосновенности своей собственности,
будет опасаться ее отчуждения и не сможет
использовать в полную силу творческий
и материальный потенциал.
Во-вторых, всегда существовали такие виды производства, которые "отторгает" рыночный механизм. Прежде всего это производство с длительным сроком окупаемости капитала, без которых общество не может обойтись, а результаты которых нельзя соизмерить в денежной форме: фундаментальная наука. поддержание обороноспособности страны, охрана правопорядка, содержание нетрудоспособных, организация образования, здравоохранение, создание и поддержание нормального функционирования общеэкономической структуры (денежное обращение, таможенный контроль и др.).
В-третьих, есть причины, вытекающие
из ограниченных возможностей рыночных
саморегуляторов: обеспечение равновесия
в экономической системе, поддержание
занятости населения на необходимом уровне,
правовое обеспечение функционирования
рыночного механизма, разработка теории
общественного выбора и принципов рационального
экономического поведения.
Рынок, свободный от какого
бы ни было вмешательства государства
может быть только теоретической абстракцией. Экономическая
же реальность состоит в том, что государство
выступает активным участником рыночных
отношений. Уже в период свободной конкуренции
значительная часть производительных
сил перерастает рамки классической частной
собственности и государство вынуждено
было брать на себя содержание больших
экономических структур: железных дорог,
почты, телеграфа и т.д. В условиях монополистической
конкуренции, когда производство стало
характеризоваться большой сложностью,
капитало- и энергоемкостью, сами монополии
оказались заинтересованными в усилении
регулирующей роли государства, в постоянной
поддержке с его стороны на внутреннем
и внешнем рынках. Сегодняшнее усилие
межгосударственной интеграции ведет
к тому, что общие экономические процессы
перешагивают национальные границы, формируют
новые социально-экономические задачи,
связанные с обороной, наукой, экологией,
воспроизводством рабочей силы. Рыночный
механизм не в состоянии разрешить все
проблемы экономического роста. Наряду
с двигательными силами в нем заложены
и элементы, сдерживающие экономическое
развитие. Это наблюдалось и раньше, когда
равновесие в экономике достигалось при
неполной занятости ресурсов и прежде
всего рабочей силы.
рационального экономического поведения.
В развитии экономики государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму. Рынок не способствует сохранению не воспроизводимых ресурсов, защиты окружающей среды, не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству (рыбные богатства океана). Рынок всегда был ориентирован на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги.
Административные методы государственного регулирования находят эффективное применение в таких основных направлениях:
Сфера применения административных регуляторов рыночных отношений довольно обширна. В странах с развитой экономикой они успешно "работают" на повышение эффективности экономических отношений.
Однако воздействие государства на экономику не может носить произвольный характер. Конкурентный рынок "диктует" экономическим действиям государства свои требования. Применение "внешних" регуляторов не должно вести к ослаблению рыночных стимулов. В противном случае общество сталкивается с такими явлениями, как расстройство денежной системы и государственных финансов, с переплетением безработицы с растущей инфляцией и т.д.
1.2 Экономические
функции правительства
Чтобы сделать выбор, надо
оценивать исходные данные, определять
возможности и устанавливать, кто больше
заинтересован в общенародном (государственном)
интересе - чиновник или частник? Насколько
бескорыстны и тот и другой? Всегда ли
государство в состоянии добиваться того,
чего оно желает? Может ли быть добровольный
обмен (свободный рынок) единственным
стимулом склоняющим людей к совместной
деятельности? Кто будет заинтересован
в производстве и предложении благ, если
люди смогут получать эти блага, не платя
за них (проблема безбилетника на транспорте)?
Крупнейший американский экономист Джон
Гэлбрейт на эти и подобные вопросы отвечает
так: "Безоглядная приверженность идеологии
свободного предпринимательства и убежденность
в том, что государство не должно играть
в экономической жизни никакой роли - могли
бы стать губительным даже для нас, если
бы мы к этому прислушивались".
В смешанной экономике правительство
полностью интегрировано в кругооборот
материальных и денежных средств, образующих
экономический механизм. Все реально функционирующие
экономические системы - это системы "смешанные";
повсюду правительство и рыночная система
делят между собой функцию нахождения
ответа на центральные вопросы экономики:
1. Что и сколько следует
производить? В каком объеме или
какую часть имеющихся
2. Как эту продукцию следует производить? Как должно быть организовано производство? Какие фирмы должны осуществлять производство и какую применять технологию?
3. Кто должен получать
эту продукцию, как она должна
распределяться между
Разные экономические системы мира и отдельные государства отличаются друг от друга по соотношению ролей правительства и рынка в управлении экономикой. Различия касаются набора способов и форм регулирования, пределов действия той или иной формы, а также направленности регулирования экономики. Однако во всех случаях экономические функции правительства в развитии экономики играют очень существенную роль.
Количественно выразить экономическую роль правительства в управлении экономикой трудно. Эта роль осуществляется в таких широких масштабах, что на деле невозможно составить исчерпывающий перечень его экономических функций. С определенной достоверностью можно установить долю национального продукта, производимого под эгидой правительства, общий объем продукции, приобретаемой государством, удельный вес и абсолютные размеры государственных инвестиций. Но как количественно измерить регулирующие меры государства, предназначенные для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечения равного доступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикой ценообразования в определенных отраслях и т.д.
Некоторые экономические задачи правительства имеют целью поддержать и облегчать функционирование рыночной системы. К их числу можно отнести:
Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики.
Задачи по обеспечению правовой базы рыночной экономики разрешаются путем введения правил поведения, которыми должны руководствоваться производители в своих отношениях с потребителями. Законодательные акты правительства касаются определения прав собственности, отношений между предприятиями, запрета на продажу фальсифицированных продуктов и лекарств, установления стандартов качества, маркировки продукции, ответственности за соблюдением условий контрактов и т.д. О мерах государства по защите конкуренции уже сказано.
Действительно, рост монополий резко изменяет рыночную ситуацию. Создается положение, при котором число продавцов становится ограниченным и в силу этого каждый из них в состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а поэтому и на цену продаваемого продукта.
Монополия по своей природе порождает нерациональное распределение экономических ресурсов. Однако на пути всевластия монополий есть ограничитель. Первым из них является сам рыночный механизм. Если продавец товара А будет только один, то у потребителя не окажется выбора. Тогда он будет искать альтернативы, т.е. заменителя данного товара. А поскольку спрос на эти товары-заменители возрастет, то увеличится и предложение. В итоге у этого единственного монополиста появятся косвенные конкуренты.
Вторым ограничителем господства монополий является деятельность правительства по защите конкуренции. В тех отраслях, где технологические и экономические условия исключают возможность существования конкурентных рынков правительства регулируют цены и устанавливают стандарты на оказываемые услуги. Транспорт, связь, производство и сбыт электроэнергии и другие предприятия общественного пользования в той или иной степени в большинстве государств подвергаются правительственному регулированию, во многих странах являются собственностью государства.
Одна из экономических функций
правительства связана с перераспределением
доходов и ресурсов. В распределении доходов
рыночная система может порождать большое
неравенство. За короткий срок перехода
к рыночным отношениям в странах СНГ быстро
появились миллионеры-миллиардеры, а десятки
миллионов людей оказалась за чертой бедности.
В отличие от цивилизованных государств,
где рыночная система приносит крупные
и сверхкрупные доходы лицам, чей труд
высоко оплачивается в силу природных
способностей, благоприобретенного образования
и мастерства, или тем, кто владеет крупным
капиталом, заработанным упорным трудом
многих поколений, новоявленные наши миллионеры
в большинстве своем не обладают ни интеллектом,
ни положительным опытом предпринимательства
и мастерства. Большинство из них воспользовалось
тем хаосом и безвластием, на фоне которых
произошел распад советской цивилизации.
В стабильных государствах правительства
разрабатывают и осуществляют программы
социального обеспечения, устанавливают
минимальные размеры заработной платы,
пособия по безработице, фиксируют цены
с целью повышения доходов определенных
групп населения, устанавливают дифференцированные
ставки налогов на личные доходы населения.
Таким образом, правительства регулируют
распределение доходов путем прямого
вмешательства в функционирование рынка
и косвенно с помощью системы налогов
и других платежей. Через механизм налогообложения
и государственных расходов по социальному
обеспечению все большая доля национального
дохода переводится от относительно богатых
к относительно бедным.
Четвертая функция связана с корректированием
распределения ресурсов с целью изменения
структуры национального продукта. Утверждение,
что одним из достоинств конкурентной
рыночной системы является обеспечение
эффективного распределения ресурсов
на производство товаров и услуг справедливо
при одном немаловажном допущении: все
выгоды и издержки, связанные с производством
и потреблением каждого продукта, находят
полное отражение в кривых рыночного спроса
и предложения.
Между тем, при производстве и потреблении
товаров и услуг могут возникать побочные
эффекты, а выгоды или издержки таких эффектов
перемещаться к третьим сторонам, которые
не имеют прямого отношения ни к производству,
ни к потреблению данного товара или услуг.
Чаще всего такой "третьей стороной"
выступает само население. Когда химическое
предприятие или металлургический комбинат
загрязняют своими отходами водоемы и
атмосферу, то часть издержек перекладывается
на население, которому они ни как не компенсируются.
В целях предотвращения или уменьшения
вредного воздействия на окружающую среду
правительства принимают законодательства,
обязывающие потенциальных загрязнителей
нести расходы по обезвреживанию промышленных
отходов. Правительство может ввести особый
налог, который равен или очень близок
к издержкам перелива на единицу продукции.
Корректировка может производиться в
сторону увеличения спроса или предложения.
Так, в США программа продовольственных
талонов предназначена для улучшения
рациона питания семей с низкими доходами.
Смысл этой программы сводится к тому,
что улучшение питания поможет детям из
бедных семей лучше учиться в школах, а
низкооплачиваемым взрослым лучше выполнять
свою работу. Более производительный труд
участников экономического процесса несет
за собой выгоды для всего общества. Противоположный
подход реализуется на стороне рыночного
предложения, когда правительство субсидирует
производителей (безвозмездные кредиты,
субсидии на образование, здравоохранение
и т.д.).
Информация о работе Экономическая роль и функции современного государства