Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 19:00, реферат
Экономическая теория особенно необходима тем. кто принимает экономические решения, проводя экономическую политику на микро-уровне - уровне отдельного предприятия или на макроуровне - уровне всего народного хозяйства. При этом она помогает принимать правильные решения не только с точки зрения интересов отдельного человека, но и всей экономики в целом, интересов большинства людей.
Введение……………………………………………………………………3
1. Возникновение и развитие экономической теории 4-10
2. Предмет экономической теории 11-14
3. Методы экономической теории 15-18
Заключение…...……………………………………………………………..19
Литература 20
Современная экономическая теория развивается в основном в рамках трех основных течений:
1) неоклассическое (о нем было сказано выше),
2)
теория регулируемого
3) институционализм.
Современная экономическая теория4. Становление и развитие теории регулируемого капитализма началось в 30-х годах 20-го века. Ее главная идея состоит в том, что государство должно активно вмешиваться в экономическую жизнь. Это учение отрицает способности рыночного механизма к саморегулированию, т.е. считает, что рыночная экономика не может сама «вылечить» себя от таких болезней, как безработица, инфляция, низкие темпы экономического роста, кризисы. По мнению теоретиков этого направления, рыночный механизм должен быть безусловно сохранен (ибо в смысле экономической эффективности ему нет альтернативной замены), но дополнен всесторонним государственным регулированием.
Наиболее признанная школа, предложившая свои рецепты регулирования экономики, связана с работами английского ученого Джона Мейнарда (1883-1946гг.)
Весьма оригинальное течение в Экономикс составляет так называемый институционализм. Это течение довольно расплывчато, т.к. взгляды его представителей сильно различаются по целому ряду проблем. Однако можно выделить некоторые ведущие идеи этого течения:
Основоположником
институционализма считается
Предмет экономической теории менялся по мере развития науки. Первоначально экономическая теория изучала только особенности домашнего хозяйства, затем — экономику города-государства, отдельных сфер экономической деятельности — сельского хозяйства, торговли.
Во времена классической политической экономии в XVIII в., когда экономическая наука превратилась в самостоятельную отрасль знаний, предметом экономической теории стали считаться экономические закономерности, действующие в общественном производстве, распределении и потреблении в условиях рыночной системы. Исследования экономистов были направлены на изучение источников увеличения национального богатства в сфере производства5.
Марксистская политическая экономия уточнила предмет экономической теории, с одной стороны, расширив его, предметом теории стали экономические отношения и экономические законы, управляющие производством материальных благ на разных этапах развития человечества. С другой стороны, марксистская политическая экономия сузила предмет экономической теории, рассматривая производственные отношения и их главную составляющую — отношения собственности на средства производства — с классовых позиций.
Предметом современной экономической теории является теоретическое обоснование эффективного использования редких экономических благ с целью наибольшего удовлетворения потребностей людей.
Для более полного представления о предмете экономической теории следует рассмотреть такие основополагающие понятия, как: потребности людей, редкость ресурсов, проблемы выбора.
Потребности людей являются главным движущим мотивом человеческой деятельности. Они имеют сложную структуру и включают потребности в определенных жизненных благах, услугах, жилье, духовном развитии и общении, в самореализации и самоутверждении. Такие потребности имеют тенденцию к постоянному росту и приданию импульса развитию производства.
Редкость ресурсов заключается в их ограниченности по отношению к растущим потребностям. К экономическим ресурсам относятся труд, земля, капитал, а также предпринимательские способности, интеллектуальный потенциал и информация. Научно-технический прогресс благодаря новым технологиям существенно увеличивает возможности удовлетворения потребностей людей. Несмотря на это проблема редкости ресурсов остается, поскольку она связана не с абсолютным уровнем потребления, а с относительными возможностями при помощи данных экономических ресурсов удовлетворить все имеющиеся потребности. В результате редкости, ограниченности ресурсов перед обществом возникает проблема выбора.
При выборе наилучшего способа использования ограниченных ресурсов приходится учитывать разные альтернативные варианты применения одних и тех же ресурсов, разные цели, которые преследуют государство, фирма, домохозяйство. Например, интеллектуальный потенциал советских конструкторов направлялся в основном на разработку военной техники, а не на создание современного бытового оборудования. Государство должно было делать выбор между сферами использования ограниченных ресурсов ради приоритетной для него цели. С проблемой выбора сталкиваются все экономические организации во все времена, она носит всеобщий характер. Поэтому все чаще предмет экономической теории определяется как способ распределения ограниченных ресурсов между разнообразными целями или как управление редкостью.
Проблема выбора ставит перед любым обществом, будь то первобытное племя или развитое постиндустриальное государство, три фундаментальных вопроса: 1. Что производить? 2. Как производить? 3. Для кого производить?
Вопрос что производить никогда не снимается с повестки дня, поскольку на него нельзя ответить — все производить, что душе угодно. Каждый раз общество наталкивается на ограниченные ресурсы и вынуждено делать выбор и от чего-то отказываться.
Полностью
загруженная экономика при
Полное использование производственного потенциала связано с эффективным использованием всех составляющих его факторов: природных ресурсов, трудового потенциала, капитала, достижений научно-технического прогресса, предпринимательских способностей населения. Одновременное решение долгосрочных целей структурной перестройки социальных проблем возможно при экономическом росте, т.е. увеличении экономического потенциала страны.
Разрешение проблемы как производить товары связано с выбором определенной технологии и необходимого набора ресурсов. Один и тот же результат, может быть, достигнут разными средствами. Производители стоят перед выбором использования различных комбинаций ресурсов, который зависит от цен на ресурсы и технологий.
Решение вопроса о том, как производить продукты, связано не только с технологическим выбором, но и с особенностью организационно-правовых форм производства. Преобладающими могут стать предприятия частные или государственные, крупные или мелкие.
Решение третьего фундаментального вопроса — для кого производить — зависит от того, как распределяется созданный национальный продукт между домохозяйствами: на основе принципа по труду, уравнительно или в зависимости от факторов производства?
Проблема
распределения общественного
Способы решения трех фундаментальных экономических проблем являются критериями для выделения разных типов экономических организаций7.
Развитие производства товаров и услуг невозможно без привлечения достижений всех наук, в том числе и экономических. В самом начале — использование накопленного опыта, интуиция. Затем — собственно научные знания, но преимущественно эмпирические. И лишь примерно с XIX в. на первый план выходит теоретическая наука.
Из многочисленных функций экономической теории выделим самые важные:
-познавательная
-практическая
-методологическая
-эмпирическая
-теоретическая
-образовательная
Познавательная функция - заключается в том, что экономическая теория призвана изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни общества.
Практическая функция связана с тем, что экономическая теория не может ограничиться простой констатацией фактов, их описанием. Прежде всего она должна проникнуть в суть того или иного явления и вскрыть экономические законы, управляющие хозяйственными процессами, а это очень ценно для общества.
Методологическая функция заключается в том, что экономическая теория выступает в качестве теоретического фундамента всего комплекса экономических наук как отраслевых экономических наук (экономика промышленности, сельского хозяйства, транспорта), так и функциональных экономических наук (экономика труда, финансы, кредит, экономическая статистика). Кроме того, существуют экономические науки, находящиеся на стыке различных областей знания: экономическая география, демография. Значение экономической теории по мере развития общества возрастает, ибо усиливаются задачи о движении общества к прогрессу.
Эмпирическая функция, она говорит нам о том, что, как и всякая научная деятельность, экономические исследования носят эмпирический характер (от греч. empeiria - опыт), то есть основываются на живом, практическом опыте. Учёные-экономисты постоянно ведут сбор и обработку конкретной экономической информации, следят за реальными хозяйственными процессами (ростом или падением производства, за изменениями себестоимости продукции и цен, за потоками капиталов, товаров, денег и другими событиями). Только на такой, фактической, базе можно делать научные, объективные выводы и строить правильные, жизненные теории.
Теоретическая функция как раз и проявляется тогда, когда учёные обобщают и систематизируют эмпирические данные, выявляют закономерности и принципы экономики, представляют полученные знания в виде тех или иных понятий, терминов, определений, а также теорий, концепций, доктрин. Без всего этого наши знания неизбежно оставались бы путаным нагромождением фактов8.
Благодаря образовательной
Экономическая теория - наука в своей основе эмпирическая, то есть основана на фактах реальной жизни, но в то же время ей присущи определенные методы исследования:
1. Общемировоззренческие – предполагают изучение процессов в единстве, во взаимосвязи и в развитии).
2. Общенаучные - ими пользуются не только экономическая теория, но и другие науки. Сюда относятся:
-метод научной абстракции - он состоит в выделении наиболее существенных сторон изучаемого явления и отвлечении от случайного;
-метод анализа и синтеза. Анализ – сложные явления и процессы расчленяются на отдельные простые элементы, которые подвергаются детальному изучению. Синтез – результаты изучения отдельных частей обобщаются, и устанавливается взаимосвязи элементов системы в целом;
-метод индукции и дедукции. Индукция - это переход от частного к общему (обобщение фактов). Дедукция – наоборот;