Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 17:06, курсовая работа
Цель работы: краткий обзор, изучение и описание рынков несовершенной конкуренции, их видов и возможностей их использования в условиях современной экономики.
Задачи: рассмотреть общие черты и особенности рынков несовершенной конкуренции; рассмотреть ситуацию на рынке несовершенной конкуренции в современной действительности.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Конкуренция. Виды конкуренции……………………………………...5
1.1. Подходы к определению конкуренции в экономической теории……5
1.2. Понятие и условия возникновения конкуренции……………………..7
1.3. Функции конкуренции………………………………………………….8
1.4. Виды конкуренции……………………………………………………..10
Глава 2. Модели рынков несовершенной конкуренции………………………13
2.1. Анализ процесса монополизации экономики представителями марксизма…………………………………………………………………….…..13
2.2. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина………….14
2.3. Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон.……………………………………………………………………...….15
2.4. Основные формы современной несовершенной конкуренции……..17
2.4.1. Чистая монополия………………………………………………...18
2.4.2. Монопсония…………………………………………………….…21
2.4.3. Олигополия………………………………………………………..23
2.4.4. Дуополия…………………………………………….…………....25
2.4.5. Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта……………………………………………………………………….….27
Глава 3. Конкурентность рынков в России…………………………….…....…30
Заключение………………………………………………………………….……34
Библиографический список……………………
Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы.
Позитивное влияние конкуренции на экономику:
1) она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы;
2) она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев ведет к их снижению;
3) в известной мере выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.
К числу негативных сторон можно отнести следующее:
1) придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства;
2) ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения;
3) перепроизводство товаров и недогрузка мощностей в периоды производственных спадов.
Большинство рынков не удовлетворяет условиям чистой конкуренции, которая означает, что большое количество продавцов занимается продажей идентичного товара на рынках, на которые довольно легко попасть или их покинуть.
Рынки с несовершенной конкуренцией могут в различной степени отличаться от совершенной конкуренции с точки зрения одного или нескольких из этих факторов. На большинстве рынков представлены не идентичные товары, а несколько видов близких товаров-заменителей. На многие рынки нелегко попасть из-за высоких капитальных затрат и сложности конкуренции с установившимися производителями, продающими хорошо известные, широко разрекламированные марки товаров. Кроме того, на многих важных рынках чаще действует небольшое количество крупных продавцов, а не множество мелких. Например, в сфере производства таких продуктов, как автомобили, жевательная резинка, сигареты, пишущие машинки, фотокопировальное оборудование и швейные машины, на четыре крупнейшие американские компании-производителя приходится более трех четвертей всех продаж по соответствующей отрасли. На местных рынках иногда наличествуют всего несколько конкурирующих фирм, даже если на государственном или региональном уровне конкурирует значительно большее их число. Например, даже если в большом городе имеется значительное число продавцов бензина, в каком-то конкретном районе этого города может существовать сильная конкуренция между всего лишь несколькими продавцами.
Таким
образом, конкуренция - определяющее условие
поддержания динамизма в экономике, и
в условиях конкуренции создается большее
национальное богатство при меньшей стоимости
каждого вида продукции по сравнению с
монополией и плановой экономикой.
Библиографический
список
1. Чепурин М.Н., Киселева В.А. Курс экономической теории [Текст]: / М. Н. Чепурин, Е. А. Киселева. – М.: 1997. ISBN 2-16254-5874-2.
2. Агапова И. И. История экономической мысли. Курс лекций. – М. [Текст]: / Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998 г. – 248 с.
3. Ядгаров Я. С. История экономических учений: Учебник. [Текст]: / 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 480 с. – (Высшее образование).
4. Грязнова А. Г., Чечелева Т. В. Экономическая теория: Учебник. [Текст]: / Под ред. А. Г. Грязновой, Т. В. Чечелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 592 с.
5. Базылев Н.И., Базылева М.Н. Экономическая теория: учебник для вузов. [Текст]: / 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2006.
6. Леонтьев А.Н. Экономическая теория [Текст]: / А.Н. Леонтьев. - М.: Юнити, 2002. - 345с. ISBN 5-7548-0254-2.
Информация о работе Экономическая теория рынков несовершенной конкуренции