Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 06:33, курсовая работа
Осуществляемый в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.
Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.
Введение
3
Формы безработицы и их специфика
4
Теоретические подходы к анализу безработицы
11
Динамика и структура мировой безработицы
15
Заключение
19
Список использованной литературы
22
Безработица в Южной Корее в среднем за год сократилась по сравнению с 1999 г. Однако к концу года вновь наметился ее рост, который, по всей вероятности, будет продолжаться в связи с реструктуризацией крупных конгломератов. Данные по безработице представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Уровень безработицы в ведущих в экономическом отношении странах мира, в % от численности рабочей силы.
Страны | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. |
США | 5,4 | 5,0 | 4,5 | 4,2 | 4,0 |
Япония | 3,4 | 3,4 | 4,1 | 4,7 | 4,7 |
Германия | 10,4 | 11,5 | 11,0 | 10,5 | 9,6 |
Франция | 12,3 | 12,5 | 11,9 | 11,2 | 9,7 |
Италия | 11,7 | 11,7 | 11,8 | 11,4 | 10,6 |
Великобритания | 7,2 | 5,5 | 4,7 | 4,3 | 3,7 |
Канада | 9,6 | 9,1 | 8,3 | 7,6 | 6,8 |
Процесс рассасывания безработицы, который наблюдался в странах с развитой рыночной экономикой в минувшем году, носил во многом “рваный” характер. По мере увеличения спроса на труд в результате ускорения темпов экономического развития первыми покидают ряды безработных наиболее квалифицированные кадры. Так, в США в удельный вес безработных среди менеджеров и специалистов снизился в 2000 г. по сравнению с предыдущим годом на 7,5%, среди специалистов со средним техническим образованием на 18,1%, в то время, как среди работников сферы услуг - на 4%, квалифицированных рабочих - на 5,2%, неквалифицированных - на 3,3%. Возможность трудоустройства для лиц с низким уровнем образования и профессиональной подготовки даже в условиях экономического подъема остается весьма проблематичной. В западноевропейских странах именно эти работники составляют ядро застойной, длительной безработицы, удельный вес которой, несмотря на благоприятную экономическую конъюнктуру, продолжает увеличиваться. Если в 1985 г. доля длительно безработных (тех, кто не имеет работы более года) составляла в странах Западной Европы 0,9% экономически активного населения, в1993 - 4,7%, а в 1994 г. - 6,6%.
Несмотря на некоторое сокращение молодежной безработицы, молодые люди до 24 лет по-прежнему составляют около 1/3 всех лиц, не имеющих работы, а в Испании, Бельгии и Италии - около половины. К этим проблемам рынка труда следует добавить сохранение значительных разрывов в уровне безработицы в отдельных географических районах. Они связаны с различиями в экономическом развитии регионов, их отраслевой специализации, особенностями государственной политики занятости. Например, уровень безработицы в Тихоокеанском регионе США (7,2%) в 1,7 раза превышает соответствующий показатель для Центрального северо-западного района (4,2%).
Сохранение высокой безработицы, особенно среди отдельных групп населения (длительно безработные, молодежь) вынуждает правительства промышленно развитых стран наращивать государственное финансирование на рынке труда. По сравнению с 1999 - 2000 гг. удельный вес расходов на проведение политики занятости в ВВП увеличился (%): в Великобритании - с1,6 до 2,2, в Швейцарии - с 0,3 до 1,9, в Португалии - с 1,1 до 2, в Испании - с 3,2 до 3,6, Норвегии - с 2,2 до 2,9, во Франции - с 2,6 до 3,3, в Германии - с 2,1 до 3,8, в Японии - с 0,3 до 0,4. В 1996-1997 гг. лишь страны, в которых произошло значительное снижение уровня безработицы, могли позволить себе сократить расходы на программы занятости, и то, прежде всего за счет сокращения выплат пособий по безработице. Так, в США доля финансирования таких программ по сравнению с 1999 - 2000 гг. снизилась с 0,73% до 0,69% ВВП, в Канаде - с 2,45 до 2,20.
В подавляющем большинстве промышленно развитых стран основные усилия направлялись на осуществление программ переподготовки и переквалификации безработных. Они составляют в среднем 30-60% всех расходов на проведение активных мероприятий на рынке труда. На второе место вышли расходы на поддержание занятости среди молодежи. И, наконец, в отдельных странах (Нидерланды, Люксембург, Германия) значительных размеров достигает финансирование программ помощи в трудоустройстве инвалидов.
Имеющиеся прогнозы свидетельствуют о том, что в ближайшие годы возможно лишь незначительное улучшение на рынке труда. Замедление темпов роста занятости до 1,1% при сохранении стабильных темпов роста экономически активного населения (0,9%) позволит снизить уровень безработицы не более чем на 0,2%. Таким образом, проблема недоиспользования трудовых ресурсов в промышленно развитых странах сохранит свою остроту.
Что касается стран Центральной Восточной Европы, то здесь складывается следующая ситуация. В связи с падением производства в странах ЦВЕ сократилась численность занятого в народном хозяйстве населения. Если в 80-ых годах во всех странах ЦВЕ она возросла на 5 % (в Словении на 16%), то в 90-ые годы снизилась на 13% (в Венгрии и Болгарии почти на 30%). Обобщенные сведения о динамике численности занятых в странах ЦВЕ приводятся в таблице 2.
Таблица 2.
Динамика численности занятых в странах ЦВЕ в 1989 – 1999 годы (1989 год=100%).
Страны | 1990г. | 1991г. | 1992г. | 1993г. | 1994г. | 1995г. | 1996г. | 1997г. | 1998г. | 1999г. |
Болгария | 93,9 | 81,6 | 75,0 | 73,8 | 74,3 | 75,2 | 75,3 | 72,3 | 72,2 | - |
Венгрия | 96,7 | 86,7 | 78,1 | 73,2 | 71,8 | 70,4 | 69,8 | 69,8 | 70,7 | 72,9 |
Польша | 95,8 | 90,1 | 86,3 | 84,3 | 85,1 | 86,7 | 88,3 | 90,8 | 92,9 | - |
Румыния | 99,0 | 98,5 | 95,5 | 91,1 | 91,5 | 86,7 | 85,7 | 82,4 | 80,5 | - |
Словакия | 98,2 | 85,9 | 86,8 | 84,6 | 83,7 | 85,7 | 84,5 | 82,6 | 81,8 | - |
Словения | 96,1 | 88,7 | 95,5 | 81,3 | 79,3 | 79,1 | 78,7 | 78,6 | 78,7 | 80,2 |
Хорватия | 97,1 | 89,2 | 79,3 | 76,6 | 74,8 | 73,9 | 74,6 | 72,9 | 78,8 | 76,5 |
Чехия | 99,1 | 93,6 | 91,,2 | 89,7 | 90,4 | 92,8 | 93,4 | 91,6 | 90,2 | - |
Югославия | 97,0 | 94,1 | 90,9 | 88,3 | 86,5 | 85,3 | 84,8 | 89,9 | 89,7 | - |
Все страны ЦВЕ | 97,0 | 90,7 | 85,0 | 82,6 | 82,7 | 82,3 | 82,7 | 82,7 | 83,1 | - |
При населении примерно в 130 млн. человек в 1989 г. в странах ЦВЕ численность занятых составила порядка 70 млн. В 1999 г. население региона достигла почти 150 млн. человек, а численность занятых сократилась до 60 млн. Интересно отметить, что ни одна страна ЦВЕ в 1999 г. не имела такого уровня занятости, который был, достигнут десятилетием ранее. Более того, такие страны ЦВЕ, как Польша, Словения и Словакия, которые в 1999 г. по объему ВВП уже превысили уровень десятилетней давности, по численности занятых отставали от уровня 1989 г. Такие данные говорят о том, что уровень производительности труда в этих странах заметно вырос. Все это вылилось в существенный рост безработицы.
Общая численность безработных в регионе ЦВЕ в 1999 г. превысила 6 млн. человек против 2,8 млн. человек в 1990 году, т.е. возросла более чем в два раза. Норма безработицы (отношение числа зарегистрированных безработных к общей численности рабочей силы) за эти годы также резко возросла и составила в 1999 году 12,4%. Наибольший уровень безработицы сейчас имеет место в Югославии (29%), наименьший в Чехии (9%). Весьма высок уровень безработицы в Хорватии (19%) и Словакии (18%). На фоне положение с безработицей в Беларуси не выглядит уж столь безнадежным. Необходимо также отметить, что, несмотря на начавшийся после 1994 г. рост производства в странах ЦВЕ норма безработицы там почти не снизилась, а в 1999 г. практически вернулась к уровню, соответствующему кризисному периоду их развития, т.е. периоду 1990-1993 годов. Данные по безработице в странах ЦВЕ представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Нормы безработицы в странах ЦВЕ в 1990-1999 годах (%).
Страны | 1990г. | 1994г. | 1995г. | 1996г. | 1997г. | 1998г. | 1999г. |
Болгария | 1,8 | 12,8 | 11,1 | 12,5 | 13,7 | 12,2 | 16,0 |
Венгрия | 1,7 | 10,9 | 10,4 | 10,5 | 10,4 | 9,1 | 9,6 |
Польша | 6,5 | 16,0 | 14,9 | 13,2 | 10,3 | 10,4 | 13,0 |
Румыния | 1,3 | 10,9 | 9,5 | 6,6 | 8,8 | 10,3 | 11,5 |
Словакия | 1,6 | 14,8 | 13,1 | 12,8 | 12,5 | 15,6 | 19,2 |
Словения | - | 14,2 | 14,5 | 14,4 | 14,8 | 14,6 | 13,0 |
Хорватия | - | 17,3 | 17,6 | 15,9 | 17,6 | 18,6 | 20,8 |
Чехия | 0,7 | 3,2 | 2,9 | 3,5 | 5,2 | 7,5 | 9,4 |
Югославия | - | 23,9 | 24,7 | 26,1 | 25,6 | 27,2 | 27,4 |
Все страны ЦВЕ | - | 13,6 | 12,5 | 11,7 | 11,9 | 12,6 | 14,6 |
Таким образом, проанализировав развитие уровня безработицы в странах ЦВЕ можно сделать вывод о том, что при создавшемся положении безработицы необходимо противодействовать нарастающей ее волне и в связи с этим уже сейчас принимаются решительные меры. Так, правительства Польши, Словакии, Болгарии и ряда других стран развернули деятельность, направленную на разработку программы создания новых рабочих мест. Например, Министерство народного образования Польши подготавливает реформу профессионального обучения, осуществление которой должно начаться в 2002 году. В конечном итоге меры, применяемые в настоящее время с различной степенью успеха странами ЦВЕ по снижению инфляции, условиям дешевых кредитов, снижению наивысшей налоговой ставки, принятию более гибкого трудового законодательства и резкому повышению расходов на образование, приведут к решению такой социально значимой проблемы как безработица.
Заключение
Важнейшим показателем – индикатором социально-демографической безопасности выступает уровень безработицы. Возникновение безработицы в России связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. В качестве материальной предпосылки безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике. Масштабы безработицы оцениваются по ряду критериев: регистрация безработных в службе занятости; не занятость и активный поиск работы независимо от факта регистрации (по методологии МОТ); отсутствие работы, независимо от наличия официального статуса занятости (в случае отпусков и неполного рабочего дня по инициативе нанимателя). Показательно, что в нашей стране безработица измеряется не с помощью обследования, а количеством безработных, зарегистрированных государственной службой занятости. Опыт прибалтийских стран свидетельствует, что такое прямое измерение приводит к недооценке действительного уровня безработицы, поскольку из-за низких пособий по безработице, а также малого шанса получить статус безработного люди не спешат регистрироваться. Если западные страны обеспокоены щедростью социальных пособий по безработице, что может снижать стимулы к поиску нового рабочего места, и увеличивает продолжительность безработицы, то в России нищенские пособия способствуют сохранению невысокого официального уровня безработицы. Таким образом, низкий уровень безработицы в большей мере связан с действующей системой регистрации безработицы, чрезвычайно низким пособием по безработице, ограниченными возможностями переподготовки безработных и низкой вероятностью последующего трудоустройства, предложением, как правило, низкооплачиваемых рабочих мест, которое сдерживает поступление квалифицированной рабочей силы на рынок труда.