Экономические аспекты глобальных проблем современности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 13:32, курсовая работа

Краткое описание

Перед современным человечеством встал целый ряд проблем, которые благодаря масштабности и важности для жизнедеятельности людей получили название глобальных. Это проблемы предотвращения ядерной войны, охраны окружающей среды, освоения космического пространства и т.д.В этой работе рассматриваются вопросы, связанные с разоружением стран, управлении природопользованием, проблемы продовольствия и пути ее разрешения.

Содержание

Введение 3
1.Сущность и причины возникновения глобальных проблем 4
2. Глобальные проблемы экономики
2.1. Разоружение ради развития 9
2.2. Взаимосвязь народохозяйственных систем и природного базиса 12
2.3. Управление природопользованием 17
2.4. Проблема продовольствия и пути ее решения 19
3. Перспективы появления новых глобальных проблем и пути ее решения 21
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

титульный лист.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

   При всем различии глобальные  проблемы имеют ряд общих черт, позволяющих объединить их в  единое, хотя и внутренне противоречивое  целое.

Прежде всего каждая из них и  все они, вместе взятые, принципиально  важны для судеб человечества, а задержка с их разрешением грозит гибелью цивилизации или ухудшением условий жизни и производственной деятельности на

Земле. Они характеризуются глубокой связью между собой и взаимозависимостью своих экономических, политических, научно-технических и других аспектов. В глобальных проблемах отражаются углубление и усложнение мирохозяйственных связей и интернационализация других сторон общественной жизни.

   Наконец, особенность глобальных  проблем в том, что они могут  быть решены лишь на основе  усилий всех государств мира, ибо абсолютно все народы заинтересованы в спасении человечества от уничтожения в ядерной катастрофе, от болезней, вызванных загрязнением окружающей среды и др. Найти совместное решение этих проблем – значит обеспечить условия выживания всех народов и возможности дальнейшего поступательного развития цивилизации.

   Лидеры 189 государств – членов  ООН в 2000 году на Саммите  Тысячелетия сформировали и утвердили  цели мирового развития, которые  должны быть достигнуты к 2015 году, кратко они состоят в  следующем:

   1.Ликвидировать абсолютную  бедность и голод 

-За период с 1999 по 2015 гг. сократить  вдвое долю населения, чей доход  составляет менее одного доллара  день.

                                                                                                                                                         7

-Обеспечить полную и продуктивную  занятость и достойную работу  всем, включая женщин и молодежь.

-За период с 1990 по 2015 гг. сократить  вдвое долю голодающего населения.

   2.Обеспечить всеобщее начальное образование

К 2015 г. обеспечить детям во всем мире, как мальчикам, так и девочкам, возможность в полном объёме получить начальное школьное образование.

   3.Содействовать равноправию  полов и расширению прав женщин 

Ликвидировать неравноправие по половому признаку в сфере начального и среднего образования, предпочтительно уже к 2005 г., а к 2015 г. добиться этого на всех уровнях системы образования.

   4.Обеспечить экологическую  стабильность 

-Включить принципы устойчивого  развития в политику и государственные программы стран; предотвратить иссякание природных ресурсов.

-Сократить потерю биологического  разнообразия, достигнув к 2010 г.  существенного понижения коэффициента  убыли.

-К 2015 г. вдвое сократить долю  населения, не имеющего постоянного  доступа к чистой питьевой воде и живущего в антисанитарных условиях.

-К 2020 г. достичь значительного  улучшения в жизни, по меньшей  мере, 100 миллионов обитателей трущоб.

 

 

 

 

                                                                                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ                 

 

                                      РАЗОРУЖЕНИЕ РАДИ РАЗВИТИЯ

 

 

   Наиболее острой проблемой  современности является проблема войны и мира, милитаризации и демилитаризации экономики. Длительное военно-политическое противостояние, в основе которого лежат экономические, идеологические и политические причины, было связано со структурой международных отношений. Оно привело к накоплению огромного количества боеприпасов, поглотило и продолжает поглощать огромные материальные, финансовые, технологические и интеллектуальные ресурсы. Гонка вооружений обошлась человечеству дорого. Только военные конфликты, имевшие место с1945 г. до конца 80-х гг. нашего столетия, обернулись потерями 10 млн. человек, огромным ущербом. Общие расходы на военные нужды в мире превысили 1 трлн. долларов в год. Это примерно 6-7% от мирового ВНП. Так, например, в США они составили 8%, в бывшем СССР – до 18% ВНП и 60% продукции машиностроения.

   Военным производством заняты 60 млн.человек. Выражением сверхмилитаризованности  мира является наличие у шести  стран ядерного оружия в количестве, достаточном для уничтожения  жизни на Земле несколько десятков раз.

   К настоящему времени  сложились следующие критерии  определения степени милитаризации  общества: доля военных расходов  по отношению к ВНП, количество  и научно-технический уровень  вооружений и вооруженных сил,  объем мобилизованных ресурсов и подготовленных к войне людских резервов, степень военизации жизни, быта, семьи, интенсивность использования военного насилия во внутренней и внешней политике. С этих позиций можно выделить ряд уровней милитаризованности общества: сверхпредельный (на военные цели тратится 30-40% бюджета), сверхдостаточный, оборонительной достаточности и поддержки изменения не только внутренней стабильности.

   Отход от конфронтации  и сокращение вооружений началось  в 70-е гг. как следствие определенного  военного паритета между СССР и США. Распад блока стран Варшавского договора, а затем СССР привел к дальнейшему ослаблению атмосферы конфронтации. НАТО сохранился как военный и политический блок, пересмотрев некоторые из своих стратегических установок. Есть ряд стран, которые довели расходы до минимума, процветают благодаря такой политике (Австрия, Швеция, Швейцария).

   Наметился переход от  экстенсивного пути к интенсивному  в области производства вооружения. Новая техника предопределила  способов ведения боевых действий, но и приоритетов качественных параметров в структуре вооруженных сил. Модернизация вооружений продолжается, подталкиваемая новым этапом военно-технической революции. Но военные нужды ассигнуются крупные суммы. Так, например, военный бюджет США, возросший до 300 млрд. долларов, намечено сокращать не более чем на 3% ежегодно. Сохраняется колоссальный арсенал средств массового поражения, продолжается распространение передовой военной техники по планете, в результате чего она попадает в очаги политической напряженности и нестабильности, создает критические ситуации.

  Особенно неблагоприятные последствия  имела гонка вооружений на  экономику стран бывшего СССР. Она работала на износ. На  создание ВПК и содержание  огромной армии потрачено до 80-90% национальных ресурсов – сырьевых, технических, интеллектуальных, финансовых.

  Удовлетворение потребностей  людей постоянно отставало от  их запросов. В государстве накопились  структурные и социальные проблемы. Поэтому возникла необходимость                                                                                                                                        пересмотра национальных военных доктрин с ориентацией на конверсию военного производства и демилитаризацию (т.е. согласованное в рамках мирового сообщества снижение военной мощи государства до необходимого уровня – исключительно для обороны).

   Конверсия представляет  собой перепрофилирование экономики  и сопровождается материальными  и моральными издержками, порождает  много проблем в области занятости  и структуры экономики. Структурная перестройка может идти двумя путями: первый состоит в перепрофилировании экономики и переключении ресурсов оборонного комплекса, ранее связанных с разработкой и производством вооружения и военной техники, на выпуск продукции гражданского назначения, второй – в наращивании выпуска гражданской продукции при одновременном, параллельном сохранении в меньшем объеме военного производства или его снижении. Это процесс диверсификации.

Размежевать эти процессы крайне трудно. Практически конверсия была осуществлена после первой и второй мировых войн. В США после второй мировой войны военные расходы сократились с 41 до 4% ВНП в 1947 г., при этом вырос выпуск гражданской продукции, увеличились прибыли корпорации.

   Следующий этап конверсии  в СССР был осуществлен в 60-е годы: армия была сокращена на 2 млн.человек, национальный доход вырос в 2,1 раза. В следующем десятилетии уже при втягивании в гонку вооружений последний вырос лишь в 1,67 раза, а в 1980-1989 годы – в 1,3 раза, а затем вообще начал падать.

   В странах бывшего СССР  перевод военных заводов и  целых отраслей на производство  гражданской продукции осуществляется  в сложных экономических условиях  и под влиянием ряда факторов. Во-первых, у государств СНГ практически  отсутствуют бюджетные средства на финансирование закупок вооружения и военной техники и осуществление конверсии. Во-вторых, перепрофилирование производственного потенциала часто неэффективно, так как не использует в полной мере научно-технические возможности. В-третьих, этот процесс в различных государствах СНГ осуществляется разрозненно, тогда как ВПК – единое взаимосвязанное образование. Все это обусловлено еще и тем, что сложная, внутренне противоречивая и крайне неоднородная структура оборонного комплекса и размытость его границ затрудняют оценку реально заключенного в нем ресурсного потенциала и возможностей конверсии, многие показатели в открытых источниках отсутствуют.

   Период со второй половины 1991 года можно охарактеризовать  как этап «обвальной конверсии». В этот период политическая и экономическая ситуация в стране кардинально изменилась. В связи с провозглашением суверенитета произошел пересмотр объема и структуры военных расходов.

   Такие государства, как  Россия, Украина, Казахстан, Беларусь  стали правопреемницами союзной военной политики и конверсии. Белорусская экономика – одна из самых милитаризованных. Как известно, Украина – одно из четырех государств, владеющих стратегическим ядерным потенциалом. Этот крупнейший современный арсенал размещен в центре Европейского континента на стратегических ракетах мобильного базирования. Украина отказалась от престижа ядерной державы, ею была принята доктрина оборонного типа. В 1992 году были выведены тактические ядерные вооружения, причем сделано это было досрочно.

   Поскольку перестройка структуры военного производства и конверсия в государстве осуществляются под влиянием рыночных сил, изменяются и подходы к конверсии. Центральной задачей должно быть не плановое управление процессами конверсии и перестройки оборонного комплекса, а создание условий для функционирования оборонных предприятий при переходе к рынку и их поддержка. Эта задача должна реализовываться как на государственном уровне, так и на уровне регионов и конкретных предприятий, причем с участием не только государственных организаций, но и специально создаваемых общественных и коммерческих структур. Так, при Министерстве обороны Белоруссии функционируют различные структуры, связанные с конверсией. Это

 «Белконверс» (белорусско-американское  предприятие, созданное для утилизации боеприпасов с использованием самых современных технологий), «Трансавиаэкспорт» (занимается перевозками грузов по всему миру с помощью грузовых военных самолетов).

   Поддержка конвертируемых  предприятий включает прямые  и косвенные меры. К прямым относятся государственные бюджетные ассигнования, выделяемые на создание вооружений и конверсию, госзаказы, директивно устанавливаемые требования к некоторым видам деятельности. Косвенные меры чрезвычайно многообразны и охватывают многие сферы: экономическую (определение льгот и т.д.), организационную (создание системы государственных, общественных и коммерческих организаций для содействия конверсируемым предприятиям ), законодательную, (принятие законов, указов и документов, регламентирующих акционирование и приватизацию оборонных предприятий и их конверсию), информационную (создание банка данных).

   Для осуществления этих  мер необходимо формирование  разветвленной рыночной инфраструктуры, состоящей из следующих основных  элементов:

   1)товарно-сырьевых бирж и других коммерческих структур, решающих проблемы материально-технического снабжения и сбыта;

   2)организаций финансовой  поддержки конверсируемых проектов  – инвестиционных фондов, специальных  банков;

   3)хозрасчетных функциональных  организаций, осуществляющих отдельные виды деятельности: внешнеторговую, маркетинговую и др.;

   4)независимых организаций  и советов, имеющих целью выработать  согласованную политику по вопросам  конверсии и обороны.

   И, наконец, политика конверсии  должна проводиться комплексно с учетом возможностей развития других отраслей народного хозяйства и уровня благосостояния населения.

   Опыт ХХ в. показывает, что главным условием прекращения  войны является не исчезновение  частной собственности и основанной  на ней общественной системы, а глубокая демократизация внутренней и международной жизни государств, экономики, политики, духовной сферы. Смешанная высокотехнологическая, демократизированная экономика – фактор в пользу демилитаризации общества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ И ПРИРОДНОГО БАЗИСА.

 

   История цивилизации включает  сложные отношения общественных  и природных систем. Их можно  проследить через процесс перехода  от материальных культур, с  относительно низкими нагрузками  на природные комплексы, к материальным культурам с более высокими параметрами данных нагрузок.

Информация о работе Экономические аспекты глобальных проблем современности