Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 23:14, доклад
Уильям Петти (1623 – 1687) – английский экономист, представитель классической школы, которого Карл Маркс назвал отцом политической экономии и, возможно, статистики. Также именно его принято считать автором трудовой теории стоимости. Родился Уильям Петти на юге Англии в городе Ромси. Почти все предметы в школе давались ему легко, даже латынь. В 14 лет он пошел работать юнгой на корабль. Потом оказался во Франции и смог поступить в колледж, именно потому, что знал латынь. В 1640 г. он приехал в Лондон, чтобы продолжать свое обучение. В 27 лет получил степень доктора физики, а в 38 лет – рыцарское звание. Уильям Петти известен как автор многих работ – таких, как «Трактат о налогах и сборах» (1662), «Политическая анатомия Ирландии» (1672), «Разное о деньгах» (1682).
Экономические взгляды Уильяма Петти
Уильям Петти (1623 – 1687) – английский экономист, представитель классической школы, которого Карл Маркс назвал отцом политической экономии и, возможно, статистики. Также именно его принято считать автором трудовой теории стоимости. Родился Уильям Петти на юге Англии в городе Ромси. Почти все предметы в школе давались ему легко, даже латынь. В 14 лет он пошел работать юнгой на корабль. Потом оказался во Франции и смог поступить в колледж, именно потому, что знал латынь. В 1640 г. он приехал в Лондон, чтобы продолжать свое обучение. В 27 лет получил степень доктора физики, а в 38 лет – рыцарское звание. Уильям Петти известен как автор многих работ – таких, как «Трактат о налогах и сборах» (1662), «Политическая анатомия Ирландии» (1672), «Разное о деньгах» (1682).
В одном из его трудов можно прочесть знаменитую формулу: «Труд – отец и активный принцип богатства, Земля – его мать». Он считал, что источники богатства – это труд и земля, а не только деньги, т. е. драгоценные металлы. С другой стороны, по его мнению, богатством можно назвать практически все: дома, корабли, товары, домашнюю обстановку, земли, драгоценные камни и деньги. Но все же богатство создается трудом и результатами труда. Уильям Петти предположил, что запрет на вывоз денег – глупое и бессмысленное занятие. Также он полагал, что торговля не приносит пользы для экономики, поэтому предлагал «распустить» часть купцов. По мысли Петти, зарплата рабочего – это цена его труда, которой обязательно должно хватать на существование его самого и его семьи.
В одной из своих книг Петти сумел объяснить, как отделить то, что произвела земля, от того, что произвел труд. Рентой, по его мнению, является избыток продукта над затратами на его производство. Это дало толчок для новой теории классической политической экономии. Петти создал «Политическую арифметику»
29 (70-е гг. XVII в.), в которой берут свое начало эконометрика и статистика. Также Уильям Петти занимался исследованиями в области торговых пошлин и налоговых пошлин. Он считал, что людей, пойманных на воровстве, следует отдавать в рабство, чтобы они работали.
Учение Адама Смита
Адам Смит (1723 – 1790) – шотландский экономист, которого прозвали отцом экономики благодаря его труду под названием «Исследование о природе богатства народов» (1776).
Он является представителем английской классической школы политэкономии. Главная идея этого направления состоит в том, что богатство создается только путем производства в любой области экономики, а не только в сельском хозяйстве, как думали физиократы.
Адам Смит считал, что самое главное в обществе – это разделение труда по отраслям, а в каждой отрасли – по операциям. Разделение труда позволяет ускорить темпы производства за счет того, что каждый делает то, что умет лучше всего. По мнению Смита, чтобы появлялось как можно больше мануфактурного производства, правительство должно дать предприимчивым людям возможность работать. Они, вероятно, обладают экономическим складом ума, так как сумели сэкономить деньги, и могут создать производство, развивая тем самым экономику страны в целом.
Адам Смит был уверен, что либеральный подход – самый лучший (государство ни во что не вмешивается и дает полную свободу предпринимателям).
То, что современные люди называют спросом и предложением, Адам Смит называл «невидимой рукой Провидения». Любой современный человек, как в свое время Адам Смит, понимает, что конечная цель предпринимателя – это получение максимальной прибыли в кратчайшие сроки. Конечно, закон рынка диктует предпринимателям свое мнение, когда и какую продукцию выпускать (зимние шины не нужны летом), по какой цене продавать. Предпринимателям приходится снижать цены, чтобы быть более конкурентоспособными. Никто из предпринимателей не задумывается о том, чтобы принести пользу обществу, но здоровая конкуренция среди них обеспечивает общество более богатым выбором товаров и услуг по более низким ценам. Тем самым конкуренция заставляет предпринимателей стараться сократить издержки на производство, чтобы позволить себе снизить цену, не уменьшая своей прибыли. Такой поиск ведет к совершенствованию техники и поиску более дешевого заменителя сырья.
\Интересы буржуазии заключались в том, чтобы свободно нанимать работников, продавать и покупать землю, выходить на внешний рынок и использовать свои деньги так, как захочется, а не согласно диктату государства. Все это делало идеи Адама Смита очень привлекательными для этого класса.
Труды Адама Смита настолько разнообразны, что он стал праотцом двух враждующих направлений в экономике:
политэкономия труда (деление общества на классы с абсолютно противоположными интересами; эксплуататорское происхождение прибыли при капитализме) (Карл Маркс);
Экономикс (принцип «невидимой руки»; экономический либерализм; конкуренция).
Учение Давида Риккардо
Давид Риккардо (1772 – 1823) – представитель английской классической школы, человек, не имеющий приличного по тем временам образования, который был профессиональным игроком на бирже, а также членом парламента. Это автор труда «Принципы политической экономии и налогообложения» (1817), после которого экономисты перестали опираться на труд А. Смита. Но писал он его уже тогда, когда сумел заработать достаточное состояние на бирже. Давид Риккардо стал новым и бесспорным лидером классической школы. Сам же он опирался на труды Адама Смита и Томаса Мальтуса, хотя намного четче излагал свою концепцию. Давид Риккардо старался объяснить все, что осталось не вполне ясным в трудах Адама Смита и Томаса Мальтуса, являясь их рьяным последователем. Его главные темы – проблема распределения доходов и земельная рента.
Вот что представляет собой земельная рента, по словам Риккардо:
дифференциальная рента – дополнительные доходы, которые хозяева получают благодаря более хорошим землям;
плохие земли не дают ренты;
земельная рента не влияет на цены, так как цены устанавливаются исходя из худших условий (урожайности на более плохой земле).
Давид Риккардо всегда боялся, что то, как распределяются доходы, может вызвать снижение темпов роста, а после – остановку экономического роста. По мнению Риккардо, из-за роста темпов производства возможен недостаток земель, так как их количество ограничено. Это может вызвать подорожание земли, а затем и продукта, снижая тем самым рост производства.
В своей теории распределения доходов Давид Риккардо сделал два главных вывода:
цена на зерно не зависит от ренты, уплаченной за землю;
если денег в стране становится больше, то приходится использовать менее плодородные земли, что вскоре приведет к снижению доходов.
Давид Риккардо предложил теорию «сравнительных издержек». Хотя суть теории для нашего времени в принципе проста, но для его времени это был настоящий прорыв: использовать теорию распределения труда не на уровне одного государства, а на уровне мировой экономики в целом. Самое главное – это чтобы правительство не налагало огромных пошлин на ввозимые и вывозимые товары, помогая тем самым снизить на них цены. Снижение цен само по себе ведет к улучшению жизни населения.
Имена:
Предшественник: У. Петти
Основоположники: А. Смит, Д. Рикардо
Последователи: Ж.-Б. Сэй, Дж. Ст. Милль, Т. Мальтус.
Важнейшие черты классической школы:
Первая научная школа, предложившая для изучения экономики систему взаимосвязанных законов и категорий.
Источник богатства — не внешняя торговля (меркантилизм), не природа как таковая (физиократия), а сфера производства, трудовая деятельность в ее многообразных формах.
Выдвинута трудовая теория ценности (стоимости): в основе цен — затраты живого и овеществленного труда.
Обоснован принцип экономической свободы.
Lassez faire: люди, действуя в собственных интересах, способствуют умножению общего богатства. Государство должно создавать правовые основы экономической деятельности.
Показана связь факторов производства (земли, капитала, труда).
От поиска внешних сил и обращений к власти А. Смит и Д. Рикардо направили экономистов к анализу внутренних причин функционирования экономики.
Основателями классической школы принято считать Уильяма Петти, Пьера Буагильбера, Адама Смита, Давида Риккардо, Томаса Мальтуса, Джона Стюарта Милля. Они полагали, что экономика – это наука о богатстве и о том, как его достичь.
Перечислим основные идеи представителей классической школы.
1 Главная и практически единственная цель капиталиста – получение максимальной прибыли за минимальный промежуток времени.
2 Увеличение богатства может происходить лишь за счет накопления капитала.
3 Человек по своей природе эгоистичен, а посему самое главное для него – это получение выгоды.
4 Самое лучшее развитие государства будет достигнуто лишь при либерализме.
5 Величина зарплаты зависит и всегда будет зависеть от востребованности профессии на данный момент времени.
6 Должна существовать свободная конкуренция, для того чтобы работал «принцип невидимой руки Провидения», т. е. то, что сегодня принято называть законом спроса и предложения.
7 В сделках каждый должен быть экономически подкован и иметь представление обо всем, что происходит на любом из рынков (земельном, трудовом, товарном и т. п.).
Во-первых, классическая школа исследовала сферу производства, сделав сферу обращения вторичной. Применяя логический аппарат, включавший причинно-следственный метод, дедукцию и индукцию, а также научную абстракцию, классики выводили свои экономические законы из законов производства, носящих объективный характер. А поскольку законы производства были аксиомами для классической школы, то полученные результаты не нуждались в опытной проверке.
Во-вторых, законы ценообразования в классической школе вытекали из законов производства, т.е. цены имели затратную основу. Поскольку цены на рынке должны неизбежно основаны на затратах, то любой протекционизм является попыткой отклонения экономики от идеального состояния. Поэтому протекционизм воспринимался классической школой негативно.
В-третьих, категория стоимость являлась для классиков единственной исходной категорией экономического анализа. Именно анализ этой категории был главной основой экономических исследований.
В-четвертых, классическая экономическая школа старалась всесторонне исследовать проблемы экономического развития и повышения благосостояния населения. Но при этом она не обладала достаточным аппаратом для исследования данных проблем и строила свой анализ на недоказанных законах, таких как например закон Сэя.
В-пятых, классическая экономическая школа пришла к выводу о товарной природе денег, т.е. к тому, что деньги - особый товар, стихийно выделившийся из остальной массы товаров. И деньгам в классической политэкономии отводилась, в основном, роль средства обращения. Влиянием монетарного сектора экономики на реальный, которое активно исследовали меркантилисты, классики пренебрегали.
Воззрения классической школы
В принципе на рынке труда теоретически возможно установление равновесия. Механизм его установления, согласно воззрений классической школы таков: в первом случае, то есть при нехватке работников, предприниматели готовы не только привлечь новых работников при неизвестной заработной плате, но и повысить её, чтобы занять пустующие рабочие места; во втором - появление безработных, готовых трудиться за более низкую заработную плату.
Исходя из этого, причину безработицы представители классического направления видели в требованиях наёмными работниками высокой зарплаты. Соответственно безработица, по их мнению, могла быть устранена автоматически, самим рыночным механизмом, вследствие “давления” предложения труда на зарплату вниз до равновесия. Другими словами, с позиции экономической теории сама безработица способна снижать уровень зарплаты и повышать занятость.
Из классической концепции вытекает однозначный ответ о роли государства в экономике. Если рынок обладает регуляторами, способными обеспечить автоматическое использование имеющихся ресурсов, то вмешательство государства является излишним. Именно в классической теории был сформулирован принцип невмешательства государства в экономику вообще и в сферу рынка труда, в частности.
Общие характерные признаки классической школы:
1) неприятие протекционизма в экономической политике государства;
2) преимущественный анализ сферы производства в отрыве от сферы обращения, выработка и применение прогрессивных методологических приемов анализа;
3) попытки выявить механизм формирования стоимости товаров и колебания уровня
цен на рынке в связи с издержками производства или количеством затраченного труда;
4) категория «стоимость» признается исходной категорией экономики и анализа;
5) попытка обосновать динамизм и равновесность состояния экономики;
6) деньги были признаны стихийно выделившимся товаром в товарном мире, который нельзя отменить никакими соглашениями.
4