Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 12:24, реферат
Становление экономической мысли совпадает со становлением
человеческого общества. Но до нас, к сожалению, дошли только те
фрагменты, которые были отражены в письменных источниках. Следовательно, мы можем судить об эк. мысли древности только после возникновения первых цивилизаций.
Особенностью экономической мысли древнего мира была ее недифференцированость от политико-правовой, религиозной идеологии.
ВВЕДЕНИЕ
Экономические мыслители Древнего Рима
Экономические воззрения Марка Тёренция Варрона
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Касаясь средств, «которыми
возделывают землю», Варрон выделял «орудия
говорящие, бессловесные и немые». «Говорящие
орудия»— это рабы, «бессловесные»— волы,
рабочий скот, а «немые»— телеги, грабли,
корзины и т. д. Трактат Варрона был написан
после восстания Спартака: хозяину приходилось
организовывать малоэффективный рабский
труд в новых условиях. Поэтому Варрон
считал, что «рабы не должны быть ни робки,
ни дерзки». Он отговаривал рабовладельцев
использовать бич, если желаемого можно
добиться словом. Варрон рекомендовал
применять более гибкие методы принуждения
к труду. По его мнению, «не следует покупать
много рабов одной и той же народности».
Варрон советовал даже совещаться с прилежными
рабами. Рабы лучше работают, если «хозяин
щедрее оделяет их пищей, не скупится на
одежду, позволяет отдохнуть и дает некоторые
льготы, например, разрешает в имении пасти
свою скотину и т. д.». Перед нами уже не
катоновский образ раба с относительно
скудными нормами довольствия, а раб сытый,
экипированный и обладающий некоторым
имуществом.
Варрон советовал помимо вилика найти
среди рабов грамотного и сведущего в
хозяйстве распорядителя, которого следовало
«наградить» рабыней. Как рачительный
хозяин, Варрон задумывался и над проблемой
естественного воспроизводства рабов.
В трактате он намекал на возможность
появления у рабов семей, потомство которых
будет привязано к поместью.
По мнению Варрона, на больших сельскохозяйственных
работах — сбор винограда, жатва — лучше
использовать труд наемных работников.
Римский ученый хорошо понимал ограниченные
возможности рабского труда.
Эффективность работы рабовладельческого
хозяйства зависела от его внутреннего
устройства. В этой связи Варрон подверг
критике катоновские нормы соотношения
культурной площади и ее рабской обслуги.
По его мнению, количество рабов нужно
определять в соответствии с характером
местности, агрикультуры и размером имения.
Большое значение при этом имел опыт предков
и практика. Варрон указывал, что обычная
величина обширных имений (латифундий)
— это 200 югеров земли. Ученый скептически
отнесся и к катоновским нормам тяглового
скота на единицу площади. Он подчеркивал
необходимость содержания домашних животных,
«которые обычно даются в собственность
рабам, чтобы им легче жилось и они были
бы прилежнее». За счет смягченных форм
рабства Варрон стремился решить многие
проблемы организации рабовладельческого
хозяйства. Определенная натурально-хозяйственная
ориентация поместья просматривалась
и при решении проблемы воспроизводства
«немых» орудий труда. Варрон настоятельно
советовал не «покупать того, что могут
сделать свои же люди (рабы.— Авт.) и из
материала, который растет в имении...».
Покупать следует хорошие, но и самые дешевые
инструменты. Их набор и количество должны
соответствовать характеру производства
и размерам хозяйства.
Варрон жил в период, когда происходило развитие товарно-денежных отношений. Рост товарности рабовладельческих хозяйств сопровождался интенсификацией агрикультуры. Однако достичь подобного в условиях малоэффективного рабского труда было трудно. Не случайно Варрон сомневался в рентабельности винодельческого поместья — хозяйства наиболее интенсивного типа. Отсюда его стремление создать условия, чтобы у раба была «охота к работе». Варрон не забывал и о натурально-хозяйственных возможностях рабовладельческого имения. Он по существу показал, что в Риме II — I вв. до н. э. господствовали рабовладельческие хозяйства полунатурального-полутоварного типа.
ВЫВОДЫ
Эволюция экономического мнения эпохи рабовладельчества прошла ряд этапов. Первый этап связан с экономическими идеями мыслителей периода раннего рабовладения (X - VI ст. до н.э.), у которых нашел отображение переходный характер общественных отношений, зарождение и развитие рабовладения в рамках общинного строя. Это перед всем так называемые экономические законы Ликурга (IX - VIII ст. до н.э.), которые заложили основы государственного строя Древней Спарты как классического плетня раннего тоталитарного государства: вся земля провозглашалась коллективной собственностью и разделялась на семейные надели, которые обрабатывались земледельцами полурабынями; устанавливался натуральный налог фиксированного размера; ремесло и торговля провозглашались позорными занятиями и тому подобное. Второй этап, связанный с периодом расцвета древнегреческого общества и широким распространением рабовладения в VII - VI ст. до н.э., завершением формирования полисной системы и созданием условий для развития товарно-денежных отношений, торговли. Важную роль в развитии экономических идей этого периода сыграла общественная деятельность афинского реформатора Солона (638 - 559 гг. до н.э.), произведения древнегреческих мыслителей Сократа, Демокрита и др.
Реформы Солона отобразили переход от родовых к полисным отношениям и были направлены на преодоление противоречий развития древнегреческого государства путем отмены долгового рабства, проведения "сейхастей" (списание всех долгов, которые были предоставлены под залог земли). Предусматривались мероприятия по развитию среднего и мелкого землевладения, усиления товарности сельскохозяйственного производства. С целью поощрения ремесленника в город приглашались иностранные умельцы, которым даже предоставлялось афинское гражданство. Соответственно величине земельной собственности и движимого имущества все граждане были разделены на четыре категории, каждая из которых платила налоги соответственно доходу.
Третий этап, связанный с периодом кризиса полисной системы и заострением противоречий рабовладельческого общества (V - IV ст. до н.э.), нашел отображение в трудах выдающихся древнегреческих мыслителей Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Экономические взгляды Ксенофонта нашли яркое отображение в трактате "Ойкономия" ("О домашнем хозяйстве"). По определению Ксенофонта, ойкономия - это наука об организации и обогащении рабовладельческого хозяйства, что имеет натуральный характер. Ксенофонт квалифицировал физический труд как занятие, пригодное для рабов (орудие, что разговаривает), утверждая, что свободные эллины должны заниматься лишь умственным трудом. Первым из древнегреческих мыслителей обратил внимание на значение деления труда для улучшения качества продукции и увеличения производства потребительских благ. Экономические идеи Платона нашли яркое отображение в его произведениях "Государство" и "Законы". В социально-экономической концепции "идеального государства" Платона идея справедливости является главной в основе справедливого „природного" уклада, в котором каждый занимается делом, исходя из своих природных способностей. Таким образом, основу идеального государства составляет деление труда в обществе и существования социальных групп: правителей (философы), воинов, производителей (земледельцы, ремесленники).
В границах концепции хрематистики Аристотель проанализировал процесс развития торговли от непосредственного обмена товара на товар к товарному обращению с функционированием денег как средства обращения, в дальнейшем - к большой торговле, что связанная с функционированием денег как капитала Исследуя процесс обмена благ, Аристотель углубил характеристику свойств товара: потребительской стоимости и меновой стоимости, решая вопрос относительно условий определения пропорций обмена разных товаров. Аристотель предложил концепцию "справедливого обмена" ("справедливой цены"), в которой цена будет считаться справедливой, если стороны пришли к компромиссу относительно оценки „ценности" товара и труда, который у него вложенная. В процессе обмена, когда устанавливается „пропорциональное равенство" благ, усиливается значимость денег. Аристотель положил начало конвенциональной (договорную) концепции происхождения денег, трактуя их как условные знаки, которые появляются в обмене за общей договоренностью, выполняя функции меры стоимости и средства обращения. Экономическое мнение античности приобрело последующее развитие и завершение в Древнем Риме. В древнеримских законах, аграрных проектах, произведениях государственных деятелей и ученых отобразилось ускоренное развитие рабовладения. Центральное место среди социально-экономических проблем древнеримской экономической мысли заняли вопросы организации и ведения рабовладельческого хозяйства в сельскохозяйственных имениях, взаимоотношений между большими и мелкими землевладельцами относительно распределения земельных ресурсов, а также проблемы взаимоотношений рабов и рабовладельцев .
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Історія економічних вчень. Текст лекцій. / Укл. Н.Д. Свиридова Луганськ: Вид-во СУДУ, 2000. - 112с.
2. История экономических учений: Учеб. пособие / Г.А. Шмарловская, А.Н. Тур, Е.Е. Лебедько и др.; Под общ. ред. Г.А. Шмарловской. - 2-е изд., испр. - Мн.: Новое знание, 2001. - 340с.
3. Овєчкіна О.А. Історія економіки та економічної думки: навчальний посібник. / Овєчкіна О.А., Бугайова І.М., Іванова К.В. - Луганськ: Вид-во СНУ ім. В.Даля, 2009. - 344с.
4. Экономика: Учебник / Под ред. проф. Л.Е. Басовского. - М.: ИНФРА - М, 2002. - 256с.
5. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник. 3-е издание. - М.: ИНФРА - М, 2001. - 320с.
Информация о работе Экономические воззрения Марка Теренция Варрона