Экономические воззрения в Древнем Востоке и их использование в процессе формирования методологии научного исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 15:47, реферат

Краткое описание

Актуальностью работы являются проблемы, которые стояли в течение тысячелетий перед экономической мыслью стран Древнего Востока. С появлением первых государственных образований и зарождением различных форм участия государства в хозяйственной жизни, т.е. со времен древних цивилизаций, перед обществом возникало множество насущных проблем, актуальность и важность которых сохраняется до сих пор и едва ли когда будет утрачена. В их числе наиболее значимой была и, очевидно, будет всегда проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества, на основе логически выверенной систематизации экономических идей и концепций в экономической теории, принимаемой в результате всеобщего одобрения в качестве руководства к действию при осуществлении хозяйственной политики. Как же эта проблема решалась в Древнем мире? Коротко ответы на эти вопросы могут быть сведены к следующему.

Содержание

Введение-------------------------------------------------------------------------------------
1 Предпосылки и проблемы экономической мысли Древнего Востока-----
2 Характеристика экономической мысли Древнего Египта--------------------
3 Исследование экономических идей Вавилонии---------------------------------
4 Анализ экономической мысли Древнего Китая---------------------------------
4.1 Конфуцианство----------------------------------------------------------------------
4.2 Экономические идеи Мо-цзы----------------------------------------------------
4.3 Экономическая суть трактата «Гуань-цзы»---------------------------------
5 Особенности экономической мысли Древней Индии-------------------------
6 Влияние экономических воззрений стран Древнего Востока на процесс формирования методологии научного исследования----------------------------
Заключение----------------------------------------------------------------------------------
Список литературы------------------------------------------------------------------------

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 66.20 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

«Костромской государственный технологический университет»

Институт Управления, Экономики и Финансов

Кафедра экономической теории

 

          

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

На тему Экономические воззрения в Древнем Востоке и их использование в процессе формирования методологии научного исследования

 

 

 

 

Студентка                                                     Опацкая Анна   Ярославовна

Гр. 12-МагМ-7

 

Руководитель                                                                            Тяжов А. И.

 

 

 

Кострома 2012

Содержание

Введение-------------------------------------------------------------------------------------

3

1 Предпосылки и проблемы  экономической мысли Древнего  Востока-----

5

2 Характеристика экономической  мысли Древнего Египта--------------------

7

3 Исследование экономических  идей Вавилонии---------------------------------

10

4 Анализ экономической  мысли Древнего Китая---------------------------------

13

   4.1 Конфуцианство----------------------------------------------------------------------

13

   4.2 Экономические идеи Мо-цзы----------------------------------------------------

14

   4.3 Экономическая суть трактата «Гуань-цзы»---------------------------------

16

5 Особенности экономической  мысли Древней Индии-------------------------

18

6 Влияние экономических  воззрений стран Древнего Востока  на процесс формирования методологии  научного исследования----------------------------

 

22

Заключение----------------------------------------------------------------------------------

25

Список литературы------------------------------------------------------------------------

27


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Экономика государства в известной мере связана с экономическим мышлением, менталитетом жителей этого государства. Экономические воззрения возникли в глубокой древности. Человеческий разум постепенно осознавал процессы и закономерности хозяйственной жизни, познавал их причины. От примитивных взглядов до подлинно научных теорий – таков трудный путь познания сути экономических процессов, явлений, тенденций. При этом одна теория, одна школа сменяла другую, вступали в противоборство различные концепции, внося, как правило, какие-то рациональные зерна в общий кладезь экономической мудрости.

Процесс познания и сейчас не завершен, поэтому можно считать себя сознательным субъектом хозяйственной деятельности, лишь познакомившись, хотя бы в общих чертах, с основными направлениями экономических теорий, как прошлого, так и настоящего.

Использование принципа историзма в экономических исследованиях открывает широкие возможности для сравнительного анализа экономической мысли и хозяйственного развития различных стран и народов на разных ступенях их развития. Становление экономической мысли совпадает со становлением человеческого общества. Поэтому, чтобы понять экономическую науку нужно знать не только законы и принципы экономики в период своего времени, но и то откуда, из какого времени и при каких обстоятельствах зарождались основные вехи всех закономерностей это науки.

Первые государства на Земле, первые очаги цивилизации сложились в строго определенных местах, в странах с жарким климатом, в долинах рек с плодородными наносными почвами: в долине Нила (за 3000 лет до н.э.), затем в долинах Тигра и Евфрата, в долине Ганга, в лесовых долинах китайских рек. Эти государства и принято называть государствами Древнего Востока.

В работе рассмотрены взгляды мыслителей и развитие экономической мысли стран Древнего Востока.

Актуальностью работы являются проблемы, которые стояли в течение тысячелетий перед экономической мыслью стран Древнего Востока. С появлением первых государственных образований и зарождением различных форм участия государства в хозяйственной жизни, т.е. со времен древних цивилизаций, перед обществом возникало множество насущных проблем, актуальность и важность которых сохраняется до сих пор и едва ли когда будет утрачена. В их числе наиболее значимой была и, очевидно, будет всегда проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества, на основе логически выверенной систематизации экономических идей и концепций в экономической теории, принимаемой в результате всеобщего одобрения в качестве руководства к действию при осуществлении хозяйственной политики. Как же эта проблема решалась в Древнем мире? Коротко ответы на эти вопросы могут быть сведены к следующему.

Выразители экономической мысли Древнего Востока стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство как главные условия открытого разумом и охраняемого гражданскими законами непреходящего «естественного порядка». Доказательства идеологов Древнего Востока базировались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, то есть против свободного функционирования денежного и торгового капитала, в которых усматривали искусственную сущность, нарушающую принцип эквивалентности и пропорциональности процесса обмена товаров на рынке по их стоимости. Однако для более обстоятельной и полной характеристики эволюции экономической мысли Древнего мира необходимо обособленное рассмотрение особенностей хозяйственной жизни восточного рабства и основных идей и воззрений в дошедших до нас памятниках экономического мышления цивилизаций Древнего Востока.

 

 

1 Предпосылки  и проблемы экономической мысли  Древнего Востока 

Экономико-специфическая сфера человеческой деятельности родилась одновременно с возникновением человеческого общества. В процессе своей хозяйственной деятельности первобытные люди накапливали производственный опыт, приобретали навыки решения проблем экономического характера. Все это закреплялось в родовой памяти поколений. Однако в те отдаленные от нас времена экономические представления людей являлись составной частью их архаического мышления. Поэтому ошибочно утверждать, что члены первобытного общества умели мыслить экономически.

Экономические представления древних народов облеклись в форму экономического мышления лишь с появлением письменности, которая является одним из атрибутов цивилизации. Процесс его формирования нашел свое отражение в письменных памятниках древневосточных цивилизаций [1, c. 36].

Наиболее ранние проявления экономической мысли следует искать в истории стран Древнего Востока. Это объясняется благоприятными экономическими условиями, наличием пищи, теплым климатом. Это привело к значительной концентрации населения в довольно ранний период, возникает охота, скотоводство, земледелие. Основа экономики того периода - земледелие, в дальнейшем географические условия теряют свои приоритеты и экономика (ее развитие, степень развития) опирается только на земледелие. Возникают прочные людские поселения. Совершенствуются методы агрокультуры, повышаются урожаи, строятся ирригационные системы, становится возможным накопление материального богатства. Появляется прибавочный продукт, человек приобретает хозяйственную ценность, все в целом это приводит к возникновению рабства. Возникает государство: строительство в грандиозных масштабах - храмы, дворцы - это выходит за рамки общины и даже племенных союзов [1, 2].

Таким образом, страны Древнего Востока очень рано пережили экономический подъем, процесс политического объединения и культурный расцвет. Все это и послужило основой раннего развития экономической мысли Древнего Востока. Оно происходит на основе обострения экономических противоречий вместе с развитием рабства и образованием деспотических государств. Возникали острые проблемы, которые и пыталась решить экономическая мысль. Она отражалась и в хозяйственном законодательстве и в экономических требованиях народных масс, философских системах и даже в специальных сочинениях.

Одним из важнейших противоречий экономического строя Древнего Востока была незавершенность процесса разрушения крестьянской общины. Община удерживала свои позиции в области сельского хозяйства: распределение воды, ремонт каналов. В борьбе с угрозой порабощения в качестве неоплатных должников, крестьяне яростно боролись за сохранение общины между рабством и общиной, что заполняет всю историю Древнего Востока. Порабощение иноземцев, а тем более местных жителей встречало большое сопротивление: восстания рабов находили поддержку у бедноты, государства находились в состоянии перманентной гражданской войны. Возникает проблема морального оправдания рабства. Были сделаны и попытки ее решения. Об этом свидетельствуют «Речения Ипусера», законы Ману, учение Конфуция и другие проявления экономической мысли [1, 3].

Расширение долгового рабства вело к сокращению социальных резервов деспотии и к накалу народных восстаний, часто рабовладельческие государства распадались. Например, в Египте централизованное государство распадалось несколько раз.

С момента появления государства, оно играло исключительно важную роль в экономической истории. Ирригационные системы наблюдались государственными чиновниками, распределение воды контролировалось фараоном, государем или царем, выражалась система государственных монополий (соль, железо), государственное рабовладение. Деспотическое и назойливое вмешательство государства нарушало экономику, ущемляло интересы, как господ, так и средних слоев населения. Впервые в истории экономической мысли возникает сложная проблема определения пределов вмешательства государства в экономическую жизнь страны [3, c. 123].

Хозяйство государств Древнего Востока было в основном натуральным, но уже получила значительное развитие торговля, а когда возникает торговля, тогда производство становится товарным. Так в экономической мысли появляется тема для дебатов - о преимуществе натурального и товарного хозяйства.

Основные проблемы, которые стояли перед ранней экономической мыслью Древнего Востока:

- рабство;

- община;

- государство;

- натуральное и товарное производство.

В странах Древнего Востока, являвшихся обществами азиатского способа производства, экономическая жизнь имела натурально-хозяйственную основу и регулировалась как первобытнообщинной традицией, так и государственной регламентацией. Поэтому в письменных источниках той эпохи важное место отводилось вопросам укрепления натурального хозяйства, организации и управления государственным хозяйством, защите имущественных интересов частных рабовладельческих хозяйств и регламентации, нарождавшихся товарно-денежных отношении.

 

 

2 Характеристика  экономической мысли Древнего  Египта

Древнеегипетская экономическая мысль представлена в основном различного рода «Поучениями» неизвестных авторов. Посвящены они вопросам государственного управления хозяйственной деятельностью, изложены в форме необязательных для выполнения советов хозяйствующим субъектам по поводу сооружения и обслуживания ирригационных систем, проведения мелиорационных работ. Всё это требовало централизованного управления со стороны правительства и четкой организации производства, на что и делали упор хозяйственные трактаты [4, 5].

На примере этой страны человечество располагает двумя самыми ранними памятниками экономической мысли. Один из них датируется 22 столетием до нашей эры и им является некое послание, получившее название «Поучение гераклеопольского царя своему сыну». Имя царя Десятой династии Ахтоя Третьего  (Хети Третий: 2120–2070 гг. до н.э.), автора поучения, установлено по царским спискам Туринского папируса.

В целом текст представляет собой политический трактат, содержащий наставление наследнику о том, как надо управлять государством. В начало поучения, судя по отдельным фразам и словам, речь шла о подавлении мятежа и борьбе с кочевниками, пришедшими с Востока. Дальнейшее содержание о том, как наказывать мятежников и обезопасить Египет от набегов, подтверждает это предположение [3, 5].

В этом «Поучении» приводятся «правила» государственного управления и руководства хозяйством, овладение которыми для правителя так же важно, как и всякая другая сфера искусства. Особое внимание уделяется эффективности функционирования аппарата управления, стоявшего между фараоном и населением.

В сплоченности высшего слоя, верности его центральной власти автор видит залог успешного царствования. Аппарат должен работать «как один отряд». Для этого царю необходимо заботиться о материальном поощрении чиновников: возвышать своих вельмож, чтобы они поступали по твоим законам, награждать вельмож податными списками, а жрецов — участками земли. Для подбора людей в аппарат управления необходимо приближать к себе человека за дела его, не делая различия между сыновьями знати и простолюдинов.

Информация о работе Экономические воззрения в Древнем Востоке и их использование в процессе формирования методологии научного исследования