Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:58, реферат
Понятие института было заимствовано экономистами из социальных наук, в частности из социологии.
Институтом называется совокупность ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной потребности.
to institute (англ) — устанавливать, учреждать.
Понятие института было заимствовано экономистами из социальных наук, в частности из социологии.
Институтом называется совокупность ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной потребности.
Определения институтов можно также
найти в работах по политической
философии и социальной психологии.
Например, категория института является
одной из центральных в работе
Джона Ролза «Теория
Под институтами я буду понимать публичную систему правил, которые определяют должность и положение с соответствующими правами и обязанностями, властью и неприкосновенностью, и тому подобное. Эти правила специфицируют определенные формы действий в качестве разрешенных, а другие в качестве запрещенных, и по ним же наказывают одни действия и защищают другие, когда происходит насилие. В качестве примеров, или более общих социальных практик, мы можем привести игры, ритуалы, суды и парламенты, рынки и системы собственности.
В экономической теории впервые понятие института было включено в анализ Торстейном Вебленом.
Институты — это, по сути дела, распространенный
образ мысли в том, что касается
отдельных отношений между
Также под институтами Веблен понимал:
привычные способы реагирования на стимулы;
структура производственного или экономического механизма;
принятая в настоящее время система общественной жизни.
Другой основоположник институционализма Джон Коммонс определяет институт следующим образом:
Институт - коллективное действие по контролю, освобождению и расширению индивидуального действия.
У другого классика институционализма — Уэсли Митчелла можно найти следующее определение:
Институты — господствующие, и в высшей степени стандартизированные, общественные привычки.
В настоящее время в рамках современного институционализма наиболее распространенной является трактовка институтов Дугласа Норта:
Институты — это правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми.
Экономические действия индивида протекают не в изолированном пространстве, а в определенном социуме. И поэтому имеет большое значение, как общество будет реагировать на них. Таким образом, сделки, приемлемые и приносящие доход в одном месте, необязательно окажутся целесообразными даже при сходных условиях в другом. Примером тому могут служить ограничения, налагаемые на экономическое поведение человека различными религиозными культами.
Чтобы избежать согласования множества внешних факторов, влияющих на успех и на саму возможность принятия того или иного решения, в рамках экономического и социального порядков вырабатываются схемы или алгоритмы поведения, являющегося при данных условиях наиболее эффективным. Эти схемы и алгоритмы или матрицы поведения индивидов есть ни что иное, как институты.
Основоположником
Главный тезис работы Веблена: «Институты — основа экономического поведения». Веблен выступил против односторонней трактовки мотивов поведения «экономического человека», получившей распространение еще со времен классиков (А. Смита).
Веблен считает неправильным, что в экономической науке не рассматривается человеческое поведение, его закономерности, а основное внимание уделяется инструментам рыночного механизма, денежной системе.
У Веблена — две основные идеи.
Экономика постоянно развиваетс
Критикуя классиков, Веблен заявлял: человек не должен трактоваться как подобие механического шарика или счетной машины, своего рода «калькулятор удовольствий и тягот». Он руководствуется не только мотивом прибыли и не строго арифметическим расчетом, соизмеряя величину издержек с размерами выгоды.
Поведение индивидуума как потребителя и участника производства весьма неоднозначно. Его экономические интересы представляют сложную и противоречивую систему, поэтому следует полнее учитывать социальные условия, психологические мотивы.
Институты — привычные способы осуществления процесса общественной жизни. В основе принятого образа жизни лежит система взглядов, которых придерживаются социальные группы. Формирование институтов консервативно. Сложившиеся ранее формы и правила не отвечают сегодняшней ситуации и должны постоянно изменяться.
В настоящее время наблюдается особый интерес в определенных институтов, в том числе экономических. В науке сформировалось направление, получивший названия экономического институционализма. За ним экономическую жизнь и экономические категории имеют институциональный характер. Его представители (Т. Веблен, Дж. Митчел) уделяют основное внимание государстве, частной собственности, налоговой системе, монополий и т.д.
Проблемы, связанные с функционированием
экономических институтов, в настоящее
время являются наиболее актуальными.
Всем понятно, что без восстановления
отечественной экономики
Известный американский экономист-социолог П. Самуэльсон отмечает, что экономическая ситуация любого типа общества должно предопределять, что и в каком количестве необходимо производить; кто и как, с помощью каких ресурсов и технологий должен производить; для кого предназначено как будет распределено том, что будет производиться.
В социологии, что рассматривает экономику как подсистему общественного целого, ее (экономики) главная функция заключается в обеспечении важнейшей задачи социальной системы - адаптации к социальной и окружающей среды, постоянно меняется, и удовлетворении потребностей индивидов.
Адаптация - это обязательное условие выживания любой системы, а тем более такой, как человеческое общество. Именно хозяйственно-экономическая деятельность всех времен обеспечивала нормальную жизнедеятельность общества.
Социологическое изучение экономики имеет свои особенности. Социологи анализируют функционирования экономической системы в ее связях с другими системами общества, экономических институтов - с другими социальными институтами.
Экономика как социальный институт - это прежде всего устойчивое комплекс правил, принципов, норм экономического поведения, с помощью которых организуется практическое взаимодействие индивидов и осуществляется адаптация общества к условий его существования. Экономическом поведении присуща рациональность, тщательный учет расходов и доходов.
Для обеспечения своего функционирования экономическим институтам нужны определенные обязательные условия: технологии производства, предусматривающие разделение труда, функций и обязанностей; помещения; средства производства; транспорт; финансовые средства и, главное, трудовые ресурсы - люди.
Формы сочетание этих составляющих
экономики как социального
Чтобы глубже осознать сущность экономических институтов, следует рассмотреть их функции. О основную их функцию уже шла речь. Она заключается в обеспечении адаптации к окружающей среде, которое постоянно меняется. Такая адаптация возможна при условии производства определенных товаров и услуг для удовлетворения потребностей каждого индивида и общества в целом.
Экономические институты выполняют стимулирующее функцию, формируя экономический интерес, заинтересованность в уменьшении затрат, повышении производительности труда, улучшении качественных показателей, увеличении дохода. Поэтому особое значение для их нормального функционирования приобретает определение принципов оплаты труда и правильное использование (распределение и перераспределение) средств.
Обновление системы
Кроме того, экономические институты выполняют интегративную функцию, которая не всегда осознается. Функционирования экономики предусматривает специализацию и кооперацию труда, обмен (с помощью денег) результатами труда. Это все интегрирует членов общества в едином процессе общественного производства. Они попадают в экономическую зависимость друг от друга.
Эффективность выполнения рассматриваемых функций зависит от уровня экономической культуры - совокупности норм, ценностей, традиций, обычаев, с помощью которых направляется и регулируется экономическое поведение субъектов.
Среди составляющих экономической
культуры наибольшую силу влияния на
экономическое поведение
Важной составляющей экономической культуры является научные и профессиональные знания. Они являются предпосылкой эффективного выполнения профессиональных ролей. Особенно это важно в условиях рыночной экономики, конкуренции. Еще одна составляющая - это нормы и нормативная регуляция поведения, которая формирует потребности, интересы, убеждения, представления человека относительно экономических процессов и явлений, собственного социального или экономического положения и возможности его изменения, видов социальной деятельности, труда, отношение к ней и вознаграждения за труд, возможностей продвижения по службе и экономической свободы, возможностей удовлетворения различных потребностей в процессе экономической деятельности.
Основой экономической культуры личности является экономическая сознание, то есть способность познавать, отображать и обобщать экономическую действительность, предвидеть и прогнозировать развитие экономических процессов. В условиях общественного кризиса экономическая сознание является неустойчивой и противоречивой. Она может формироваться как эмпирические, так и научным способом. Особую роль в его формировании играет политика государства в экономической сфере.
Успех экономических преобразований в Украине много зависит и от экономического поведения трудящихся. Анализируя ее, известный специалист по экономической социологии, академик Т. Заславская обнаружила две возможные ситуации:
ü первая - требует максимальной интенсификации труда, ориентированная на высокую прибыль, но не исключает риска;
ü вторая - исключает риск, перегрузки, творческий поиск, однако, гарантирует определенный доход, который строго лимитируется.
Именно последняя стратегия преобладала в трудовом поведении людей советской системы и именно она сформировала отчуждения от труда, незаинтересованности в ее содержании, в улучшении трудовых результатов.
Социологи, анализируя функционирование
экономики как социального
предприниматель;
менеджер;
рабочий;
покупатель (потребитель).
В Украине проводятся социологические исследования по изучению социально-психологического портрета предпринимателя, проблем мотивации предпринимательской деятельности, причин, которые тормозят ее развитие.
На бытовом уровне понятие «предприниматель» часто ошибочно отождествляется с понятием «менеджер». В деятельности предпринимателя и менеджера действительно много общего, но есть и принципиальные отличия. Предприниматель - это в первую очередь владелец, который распоряжается своим имуществом, нанимает рабочих для производственной деятельности. В малом бизнесе предприниматель имеет определенное количество рабочих, и он может совмещать функции собственника и менеджера-специалиста по управлению и организации производства. Владельцами крупных предприятий чаще всего бывают акционеры, которые сами не выполняют управление и организацию производства, потому что это достаточно сложные процессы, которые требуют надлежащей профессиональной подготовки. Эти функции делегируются высококвалифицированным менеджерам, работающих, как правило, по найму.
Менеджер является центральной фигурой в структуре рыночной экономики. Ему присущи творческий поиск, личная инициатива в решении проблем управления трудовыми ресурсами, организации эффективного производства. Советский институт экономики не способствовал формированию таких качеств у управленцев и руководителей. Управленцы тех времен часто не имели надлежащих профессиональных знаний, были безынициативными, боялись риска, не умели работать в условиях быстрых изменений экономической ситуации.
В рыночных условиях появляется новый полноправный экономический субъект - покупатель. От его спроса и оплаты им товара напрямую зависит благосостояние производителя. Однако на его экономическое поведение влияет не только качество, но и цена товара. Немалое влияние на выбор товара производят обычаи, традиции и т.д. Так, например, мусульмане не едят свинину, а американцы культивируют здоровый образ жизни - абсолютное большинство населения не курит, употребляет только обезжиренные и витаминизированные продукты.