Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 20:32, курсовая работа
Поставленные цели предполагают решение некоторых задач. Следует проанализировать, какие меры принимали руководители тех или иных государств в борьбе с этим явлением, какие были верны, а какие - обречены на провал. Конечно же, речь пойдёт о «Великой депрессии» США – кризисе, последствия которого затронули весь мир. В данной работе будут разобраны причины мирового энергетического кризиса 70-х годов, который имел не меньшее негативное значение для экономики многих государств, чем «Великая депрессия».
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Экономические кризисы и их виды …………………………………………… 5
1.1. Сущность экономических кризисов. Причины их возникновения………….5
1.2. Основные виды кризисов…………………………………………………........6
2. Мировой финансовый кризис…………………………………………………...21
2.1. Сущность мирового финансового кризиса…………………………………...21
2.2. Россия и мировой финансовый кризис…………………………………….…23
2.3. Проблемы выхода из кризиса…………………………………………………26
Заключение ………………………………….…………… .….……...……….……30
Библиографический список .. .……….………. .…
Промышленный кризис переплетался с аграрным. Сбор пшеницы упал к 1934г. на 36%, кукурузы - на 45%. Цены на сельскохозяйственные продукты снизились на 58%, а более 40% фермерских доходов шло на погашение задолженности и налоги. За годы кризиса разорилось более 1 млн. ферм, они были принудительно проданы, и фермеры лишились собственности на землю [7].
В США в этот период утвердилась
философия "американского индивидуализма"
Вернемся к биржевому кризису 1929г. Предвидя неизбежность падения прибылей и уменьшения дивидендов, акционеры многих компаний уже к осени начали лихорадочно продавать акции. В результате предложение ценных бумаг резко превысило спрос на них, что привело к падению их курсов. В этот период стоимость ценных бумаг на крупнейших биржах мира снизилась на 60 - 75%. Поскольку ценные бумаги - важная часть активов предприятий, фирм и частных лиц, биржевой крах резко ухудшил их платежеспособность. Наряду с этим начала снижаться деловая активность, потребительский спрос и т.д. Биржевой крах явился симптомом кризиса хозяйства США.
С 1933г. президентом США был избран Франклин Деланно Рузвельт. К этому моменту положение в стране было чрезвычайным. Для выхода из кризиса требовались неординарные меры. Правительством Рузвельта были осуществлены крупномасштабные реформы, которые вошли в историю под названием "Новый курс Рузвельта". Президент Рузвельт рассчитывал преодолеть кризис путем планирования хозяйства, установления "классового" мира внутри страны и доброго соседства с другими странами. Теоретической базой "Нового курса" стало учение выдающегося английского экономиста Кейнса, о котором шла речь ранее. В условиях глубоких изменений в экономике капиталистических стран при господстве монополий Кейнс и его последователи признавали необходимым участие государства в регулировании хозяйственной жизни. Исходя из этого, основной целью реформ Рузвельта стало активное вмешательство государства в процесс общественного воспроизводства. Прежде всего, началось спасение банковской и финансовой системы. Для их оздоровления запрещался вывоз золота. Для увеличения финансовых ресурсов государства и расширения его регулирующих функций в этот период США отказались от золотого стандарта, изъяли из обращения доллар и провели его девальвацию.
Примечание – Девальвация – это уменьшение золотого содержания денежной единицы в условиях золотого стандарта.
В январе 1934г. золотое содержание доллара снизилось на 41%.
Заслуживает внимание метод девальвации денежной единицы, примененный правительством Рузвельта. Девальвация доллара затруднялась активным торговым и платежным балансом. Встать же на путь массового выпуска необеспеченных золотом бумажных денег Рузвельт не считал возможным. Был найден оригинальный способ. США осуществили крупномасштабные закупки золота по ценам, превышающим курс доллара по отношению к золоту. До конца 1933г. золота было закуплено на 187, 8 млн. долларов. Это искусственно снизило курс доллара. Одновременно золотой запас был изъят из федеральных резервных банков и передан казначейству. Банкам взамен выдавались золотые сертификаты, приравненные к золоту и обеспечивающие банковский резерв. Вначале 1934г. был принят закон о золотом резерве, устанавливающий новую цену на золото - 35 долларов за унцию, действовавшую до 1971г.
Благодаря девальвации доллара распределение дохода изменилось в пользу промышленного, а не ссудного капитала. Тем самым были предотвращены массовые банкротства в кредитной сфере, уменьшилась задолженность монополий правительству, усилились экспортные возможности США.
Центральное место в мероприятиях "Нового курса" отводилось проблеме восстановления промышленности. Закон о восстановлении промышленности вводил систему государственного регулирования этого подразделения экономики. Он включал три раздела. Первый раздел предусматривал меры, способствующие оживлению экономики и выводу ее из бедственной ситуации. Основной упор делался "на кодекс честной конкуренции", в котором устанавливались правила конкуренции, занятости и найма. Во втором и третьем разделах закона определялись формы налогообложения и фонд общественных работ с указанием порядка использования средств этого фонда. Для оказания помощи безработным Конгресс создал Администрацию общественных работ, которую возглавил министр внутренних дел Гарольд Икес. На организацию общественных работ выделялось 3,3 млрд. долларов. В числе других мер борьбы с безработицей было создание трудовых лагерей для безработной молодежи в возрасте 18 - 25 лет. Они обеспечивались бесплатным питанием, жильем, форменной одеждой, им платили 1 доллар в день. Численность молодежи в лагерях достигала 250 тысяч человек. К 1935г. лагеря были расширены вдвое, и в них побывало 3 млн. человек. Молодежь очищала леса, проводила мелиорацию, занималась лесонасаждением, ремонтировала дороги. Администрация чрезвычайной помощи выдавала штатам дотации для помощи безработным. Масштабы общественных работ, организованных американским правительством, следует признать значительным. На них к январю 1934г. было занято 5 млн. человек. Сам Рузвельт придавал этому закону очень большое значение: "В истории закон о национальном промышленном восстановлении войдет, возможно, как наиболее важное идущее законодательство, когда-либо принятое конгрессом" [1].
Второй важный закон – закон о регулировании сельского хозяйства – конгресс США принял в начале 1933г. В канун объявленной фермерами всеобщей забастовки. Для его проведения была создана Администрация Регулирования сельского хозяйства, так называемая ААА. Для преодоления аграрного кризиса закон предусматривал меры повышения цен на сельскохозяйственную продукцию до уровня 1909 - 1914 гг. В их числе:
Проведение этого закона в жизнь привело к тому, что запахали 10 млн. акров засеянных хлопком площадей, уничтожили 1/4 всех посевов. За один год действия ААА было забито 23 млн. голов рогатого скота и 6,4 млн. голов свиней [7]. Мясо убитых животных превращали в удобрения. Если наблюдались неурожаи, то это считалось удачей. Выше перечисленными методами удалось к 1936г. поднять доходы фермеров на 50%. Часть зерна оплачивалась, а другая часть формировала кредиторскую задолженность СССР. США решали свои проблемы: занятость, гарантированные закупки у фермеров и др. И ими было найдено отличное экономическое решение - вместо уничтожения зерна часть его продавали государству, которое, в принципе, без особых усилий могло полностью обеспечивать свои потребности в данном виде продукции.
В 1935г. в политике "Нового курса" обозначился поворот влево. Этого добились трудящиеся своей борьбой. За 1933 - 1939 гг. бастовало более 8 млн. человек. Наиболее активной формой классовой борьбы стали "сидячие стачки", когда часть рабочих оставалась внутри заводов, а остальные круглосуточно пикетировали. Такие стачки оказались эффективными и способствовали образованию профсоюзов даже в тех отраслях, где произвол предпринимателей был особенно ощутим. Рабочие добивались введения федеральной системы социального страхования. В 1936г. произошло сплочение всех рабочих организаций, и они влились в единый рабочий альянс Америки.
В результате широкого движения трудящихся правительство Рузвельта на втором этапе осуществления "Нового курса" в значительно большей степени вынуждено было учитывать интересы рабочих и фермеров. Важнейшим завоеванием рабочего класса США следует признать принятие закона Вагнера. В нём признавались необходимость коллективной защиты рабочими своих интересов через профессиональные союзы и путем заключения с предпринимателями коллективных договоров. За рабочими признавалось право на стачки.
Не меньшее значение имел закон о социальном обеспечении, принятый несколько недель спустя после закона Вагнера. Им вводилась система пенсий по старости и пособий по безработице. Однако закон распространялся на рабочих крупных промышленных предприятий и не охватывал рабочих и служащих торговли, сферы обслуживания.
Все меры, проведенные "Новым курс", сделали его одной из самых прогрессивных страниц в истории США.
Благодаря активной регулирующей роли государства, страна смогла выбраться из кризиса, прибыли американских монополий пошли в гору. В то же время "Новый курс" нельзя расценивать как переход к социалистическому планированию, поскольку частная собственность оставалась незыблемой, не было национализировано ни одного предприятия или банка. Важнейшим инструментом политического курса Рузвельта стал государственный бюджет, за счет средств которого осуществлялось финансирование расширенного воспроизводства и социальных программ.
Последствия кризиса были ужасные. К 1932г. промышленное производство в США сократилось в целом на 46%, а по отдельным видам продукции значительно больше: производство чугуна – на 79%, стали – на 76%, автомобилей – на 80%. Из 279 доменных печей, в числе действующих оставалось только 44. Кризис вызвал массовую волну банкротства. За 1929 - 1933г.г. потерпели крах 135 тысяч торговых, промышленных и финансовых фирм, разорилось 5760 банков. Убытки корпораций только в 1932г. составили 3,2 млрд. долларов. Обороты внешней торговли сократились в 3,1 раза. Страна была отброшена к уровню 1911г [7].
Кризис 1929 — 1933 гг. нанес тяжелый удар и по мировой экономике. Мировое промышленное производство снизилось на 37%, сократилась емкость мирового рынка. Кризис привел к резкому сокращению экспорта капитала, который упал с 2,8 млрд. долларов в 1928г. до 344 млн. долларов в 1932г. и до 311 млн. долларов в 1936г. Соответственно сократилась и общая сумма частных долгосрочных инвестиций с 47,5 млрд. долларов в 1929 — 1930гг. до 31,1 млрд. долларов в 1938г. Оказалась разрушенной кредитная сфера: в период кризиса 25 стран прекратили платежи на общую сумму 6,3 млрд. долларов [7]. Стремление ведущих стран оградить свою экономику высокими таможенными барьерами в совокупности с вышеперечисленными проблемами вело к росту автаркических тенденций и формированию торговых блоков, что усиливало двустороннюю торговлю в ущерб многосторонней. Стремление великих держав преодолеть кризис и его последствия на путях расширения экспорта усиливало рост конкуренции, государственную поддержку экспортеров и протекционизм. В результате относительно единая мировая экономика 20-х гг. оказалась в кризисе и стала распадаться на локальные экономические системы, подрывая мировую стабильность.
Кризис в наибольшей мере
Следующим видом экономических кризисов является кризис недопроизводства. Кризис недопроизводства товаров - острая нехватка товаров для удовлетворения платежеспособного спроса населения. Кризисы недопроизводства вызываются следующими причинами:
1. Экономическими. Сырьевой
и продовольственный кризисы
70-х годов нарушили пропорции
воспроизводства в западных
3. Социальными. Это войны и недостатки планирования в административно-командной экономике. Например, СССР в период своего существования полностью монополизировал экономику и базировал ее на постоянном дефиците средств производства для гражданских отраслей хозяйства и предметов потребления. Замедленный рост количества предметов потребления на протяжении шести десятилетий привел к тому, что они стали составлять только 25% во всей продукции промышленности, а остальная доля приходилась на военную продукцию (в высокоразвитых странах предметы потребления составляют 35–45% объема производства). Экономическая политика была направлена на усиление материального стимулирования работников и социальных выплат населению. В 1990г. рост денежной массы в обществе в шесть раз обгонял увеличение внутреннего национального продукта.