Экономические мысли древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 13:37, реферат

Краткое описание

В истории мысли древнего Китая большое место занимает конфуцианство — учение, созданное Конфуцием (551479 гг. до н.э.). Конфуций одним из первых создал учение о естественном праве, на котором базировалась его философская и социально-экономическая концепция. Он исходил из того, что в основе общественного устройства лежит божественное начало, которое определяет судьбу человека и общественный порядок. Деление общества на «благородных» и «простолюдинов» Конфуций считал естественным. Его учение нацелено на обеспечение стабильности формировавшегося рабовладельческого строя, укрепление авторитета государства, использование в этих целях традиционных форм и обрядов.

Вложенные файлы: 1 файл

экономические мысли древнего Китая.docx

— 19.55 Кб (Скачать файл)

В истории мысли древнего Китая большое место занимает конфуцианство — учение, созданное Конфуцием (551479 гг. до н.э.). Конфуций одним из первых создал учение о естественном праве, на котором базировалась его философская и социально-экономическая концепция. Он исходил из того, что в основе общественного устройства лежит божественное начало, которое определяет судьбу человека и общественный порядок. Деление общества на «благородных» и «простолюдинов» Конфуций считал естественным. Его учение нацелено на обеспечение стабильности формировавшегося рабовладельческого строя, укрепление авторитета государства, использование в этих целях традиционных форм и обрядов.

Другим значительным памятником истории экономических идей в Китае является трактат «Гуань-цзы», принадлежащий перу неизвестных авторов (IV-III вв. до н.э.). Проявляя заботу о крестьянстве, авторы предлагали ограничить их обязательную трудовую повинность, оградить от спекулянтов и ростовщиков. В целях укрепления экономического положения крестьян предлагалось изменить систему налогов, повысить цены на хлеб. Заботу об улучшении благосостояния народа авторы трактата возлагали на государство, которому надлежало активно вмешиваться в экономические дела, устранять причины, мешающие благополучию народа, создавать запасы зерна для стабилизации цен, принимать меры по преодолению неблагоприятных природных условий.

 

 

 

 

Одним из первых экономических трудов является древнекитайский «Гуан-Цзи», объединивший 564 трактата, созданных в VII—IV вв. до н. э. В «Гуан-Цзи» появилась идея уравновешивания рыночной стихии. Правитель должен удерживать товар, который находится в избытке у населения и выпускать в обращение товар, который находится в недостатке. Авторы трактатов высказывались за нормированную эмиссию денежных знаков, а также государственное регулирование цен в целях стабилизации экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чаще всего Древний Китай ассоциируется с Конфуцием. Также у более знающих историю этой страны он ассоциируется еще и с популярным в то время коллективным трактатом под на­званием «Гуань-цзы». Конфуций (Кун Фуцзы) (551(2)—479 гг. до н. э.) — философ и мыслитель Древнего Китая. Он известен всем как автор трактата «Лунь-юй» («Беседы и суждения»). По мнению Конфуция, хорошее государство должно быть похоже на добропорядочную семью. Государь — это отец, который обо всех заботится, а жители государства — это дети, которые во всем слушаются своего государя-отца. (Возможно, что даже оттуда к нам пришло словосочетание «царь-батюшка».) Но так может править лишь высокообразованный государь. Только он спосо­бен повлиять на распределение богатства в стране.

 

Конфуций всегда стоял на защите привилегий родовой знати. Также он счи­тал, что все люди разделены по сословиям самим богом, но все- таки напоминал, что человек любого сословия должен стараться стать совершенным в моральном плане. Конфуций полагал, что может наступить тот момент, когда у каждого появится достаток, потому что управление хозяйством будет умелым, богатство госу­дарства станет приумножаться, причем независимо от того, будет ли это частное хозяйство или общее крестьянское владение.

 

Главной задачей автора книги «Гуань-цзы» тоже было построе­ние такого общества, в котором весь народ стал бы обеспеченным и поэтому счастливым. Конфуций, считал, что народ по своей сути разделен на сословия правильно, хотя точно так и не известно, к ка­кому же сословию он относился сам. Возможно, если бы он был из самого бедного класса, то думал бы немного по-другому. Также он полагал, что государство должно обязательно регулировать цены на хлеб и создать хлебный запас на случай неурожая. Еще, по его мне­нию, государство должно создать самые выгодные условия по кре­дитованию для земледельцев. Он предложил заменить прямые на­логи на соль и железо на косвенные, которые бы учитывались уже в готовых продуктах, изготовленных из этих товаров. Золото он счи­тал товаром, который существует для измерения других товаров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономическая мысль Древнего Китая.

 

 

Центральной фигурой древнекитайской экономической мысли является Конфуций, он

является автором сборника «Беседы и суждения». В его хозяйственных воззрениях

обосновывается необходимость государственной защиты экономического

благополучия родовой знати, всех выше-стоящих.

По его мнению, труд преумножает богатство народа и государства и что вполне

оправдано сосуществование частного владения потомственной аристократии и

непотом-ственных рабовладельцев. Образованный  правитель – это отец народа.

Гарант и правильного действия и более равно-мерного распределения богатства и

в том числе благодаря собственной умеренности  в расходах. Он убеждал, что

общество разделилось на сословия богом и природой.

Он призывал чтобы каждый человек стремился к моральном у совершенству,

постигая естественные правила уважения к старшим.

Согласно учению Конфуция, у народа будет достаток, если умело хозяйствовать

при регламентированных нату-ральных отношениях.

     Гуань-дзы

В 4-3 в д.н.э. в Китае получили распространение  идеи коллективного

экономического трактата «Гуань-дзы». Его авторы задумали ряд положений,

заслуживающих внимания и в наше время, например золото и жемчуг не

рассматрива-лись как восхитительные богатства. Богатством признается

материальные блага. Увеличивается роль денег, золото называется товаром,

служащим мерой исчисления ресурсов государства.

Отчетливо проводится  мысль о необходимости стильного развития экономики и

утверждается, что только там царит спокойствие, где цены на хлеб

регулируются. Для регулирования экономики в целом авторы трактата рекомен-

дуют создавать государственные запасы хлеба, вести льгот-ные кредиты

земледельцам, заменить прямые налоги на железо и соль с их использованием.

В учении 3- косвенными, то есть распределить налоги на товары, которые

производятся их мыслителей избыточная надежда сделать богатым государство

путем более равномерного распределения национального богатства без поощрения

торговцев и ростовщиков.

Место в обществе богом избранных знатных четко опре-делено, а именно не будь

знатных, страна осталась бы без дохода. Но не могут все быть знатными и

поэтому должны трудиться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО КИТАЯ: КОНФУЦИЙ

 

Экономическая мысль Древнего Китая возникла и развивалась в рамках тогдашних философских и политических учений.

 

 

 

Основными направлениями древнекитайской общественного мнения были конфуцианство, легизм, даосизм и моизм, которые сформировались в IV - III вв. до н. э протяжении веков между этими направлениями велся острая дискуссия относительно экономического строя суспильстваДобщины, ее исторической судьбы, меры вмешательства государства в экономической жизни страны и методов управления им. Ведущим направлением было конфуцианство, которое, превратившись в государственную идеологию, оказывало большое влияние на социально-экономическое и политическое "развитие Китая в течение почти двух тысячелетий. Название этого направления происходит от имени его основателя - конф-ция (Кун-цзы) (ок. 55 - 479 до н. э.). Основные постулаты учения Конфуция изложены в сборнике «Лунь юй» («Беседы и рассуждения»), записанной его учениками Его учение защищало архаичные отношения, вечный и неизменный порядок, установленный еще легендарными правителями глубокой древности , строгую социальную иерархию, управление на засаде неукоснительного соблюдения ритуалов, обрядов, определенных норм этики и морали; рассматривало регламентацию патриархально-семейных отношений как залог стабильности государственного строя.

 

Конфуцием было предложено своеобразную социально-экономическую программу для правителей. По его мнению, правитель должен придерживаться экономии в расходах и заботиться о людях. Предлагалось богатство распределить «справедливее», чтобы не было слишком большой бедности, уменьшить налоги и привлекать народ к общественным работам, не нарушая сезонности сельскохозяйственного производства. Тогда, как считал Конфуций, будет обеспечено гармонию в государстве, мир в отношениях между верхами и низами, что устранит опасность свержения правителя.


Информация о работе Экономические мысли древнего Китая