Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 13:37, реферат
В истории мысли древнего Китая большое место занимает конфуцианство — учение, созданное Конфуцием (551479 гг. до н.э.). Конфуций одним из первых создал учение о естественном праве, на котором базировалась его философская и социально-экономическая концепция. Он исходил из того, что в основе общественного устройства лежит божественное начало, которое определяет судьбу человека и общественный порядок. Деление общества на «благородных» и «простолюдинов» Конфуций считал естественным. Его учение нацелено на обеспечение стабильности формировавшегося рабовладельческого строя, укрепление авторитета государства, использование в этих целях традиционных форм и обрядов.
В истории мысли древнего Китая большое место занимает конфуцианство — учение, созданное Конфуцием (551479 гг. до н.э.). Конфуций одним из первых создал учение о естественном праве, на котором базировалась его философская и социально-экономическая концепция. Он исходил из того, что в основе общественного устройства лежит божественное начало, которое определяет судьбу человека и общественный порядок. Деление общества на «благородных» и «простолюдинов» Конфуций считал естественным. Его учение нацелено на обеспечение стабильности формировавшегося рабовладельческого строя, укрепление авторитета государства, использование в этих целях традиционных форм и обрядов.
Другим значительным памятником истории экономических идей в Китае является трактат «Гуань-цзы», принадлежащий перу неизвестных авторов (IV-III вв. до н.э.). Проявляя заботу о крестьянстве, авторы предлагали ограничить их обязательную трудовую повинность, оградить от спекулянтов и ростовщиков. В целях укрепления экономического положения крестьян предлагалось изменить систему налогов, повысить цены на хлеб. Заботу об улучшении благосостояния народа авторы трактата возлагали на государство, которому надлежало активно вмешиваться в экономические дела, устранять причины, мешающие благополучию народа, создавать запасы зерна для стабилизации цен, принимать меры по преодолению неблагоприятных природных условий.
Одним из первых экономических трудов является древнекитайский «Гуан-Цзи», объединивший 564 трактата, созданных в VII—IV вв. до н. э. В «Гуан-Цзи» появилась идея уравновешивания рыночной стихии. Правитель должен удерживать товар, который находится в избытке у населения и выпускать в обращение товар, который находится в недостатке. Авторы трактатов высказывались за нормированную эмиссию денежных знаков, а также государственное регулирование цен в целях стабилизации экономики
Чаще всего Древний Китай ассоциируется с Конфуцием. Также у более знающих историю этой страны он ассоциируется еще и с популярным в то время коллективным трактатом под названием «Гуань-цзы». Конфуций (Кун Фуцзы) (551(2)—479 гг. до н. э.) — философ и мыслитель Древнего Китая. Он известен всем как автор трактата «Лунь-юй» («Беседы и суждения»). По мнению Конфуция, хорошее государство должно быть похоже на добропорядочную семью. Государь — это отец, который обо всех заботится, а жители государства — это дети, которые во всем слушаются своего государя-отца. (Возможно, что даже оттуда к нам пришло словосочетание «царь-батюшка».) Но так может править лишь высокообразованный государь. Только он способен повлиять на распределение богатства в стране.
Конфуций всегда стоял на защите привилегий родовой знати. Также он считал, что все люди разделены по сословиям самим богом, но все- таки напоминал, что человек любого сословия должен стараться стать совершенным в моральном плане. Конфуций полагал, что может наступить тот момент, когда у каждого появится достаток, потому что управление хозяйством будет умелым, богатство государства станет приумножаться, причем независимо от того, будет ли это частное хозяйство или общее крестьянское владение.
Главной задачей автора книги «Гуань-цзы» тоже было построение такого общества, в котором весь народ стал бы обеспеченным и поэтому счастливым. Конфуций, считал, что народ по своей сути разделен на сословия правильно, хотя точно так и не известно, к какому же сословию он относился сам. Возможно, если бы он был из самого бедного класса, то думал бы немного по-другому. Также он полагал, что государство должно обязательно регулировать цены на хлеб и создать хлебный запас на случай неурожая. Еще, по его мнению, государство должно создать самые выгодные условия по кредитованию для земледельцев. Он предложил заменить прямые налоги на соль и железо на косвенные, которые бы учитывались уже в готовых продуктах, изготовленных из этих товаров. Золото он считал товаром, который существует для измерения других товаров
Экономическая мысль Древнего Китая.
Центральной фигурой древнекитайской экономической мысли является Конфуций, он
является автором сборника «Беседы и суждения». В его хозяйственных воззрениях
обосновывается необходимость государственной защиты экономического
благополучия родовой знати, всех выше-стоящих.
По его мнению, труд преумножает богатство народа и государства и что вполне
оправдано сосуществование частного владения потомственной аристократии и
непотом-ственных рабовладельцев. Образованный правитель – это отец народа.
Гарант и правильного действия и более равно-мерного распределения богатства и
в том числе благодаря собственной умеренности в расходах. Он убеждал, что
общество разделилось на сословия богом и природой.
Он призывал чтобы каждый человек стремился к моральном у совершенству,
постигая естественные правила уважения к старшим.
Согласно учению Конфуция, у народа будет достаток, если умело хозяйствовать
при регламентированных нату-ральных отношениях.
Гуань-дзы
В 4-3 в д.н.э. в Китае получили распространение идеи коллективного
экономического трактата «Гуань-дзы». Его авторы задумали ряд положений,
заслуживающих внимания и в наше время, например золото и жемчуг не
рассматрива-лись как восхитительные богатства. Богатством признается
материальные блага. Увеличивается роль денег, золото называется товаром,
служащим мерой исчисления ресурсов государства.
Отчетливо проводится мысль о необходимости стильного развития экономики и
утверждается, что только там царит спокойствие, где цены на хлеб
регулируются. Для регулирования экономики в целом авторы трактата рекомен-
дуют создавать государственные запасы хлеба, вести льгот-ные кредиты
земледельцам, заменить прямые налоги на железо и соль с их использованием.
В учении 3- косвенными, то есть распределить налоги на товары, которые
производятся их мыслителей избыточная надежда сделать богатым государство
путем более равномерного распределения национального богатства без поощрения
торговцев и ростовщиков.
Место в обществе богом избранных знатных четко опре-делено, а именно не будь
знатных, страна осталась бы без дохода. Но не могут все быть знатными и
поэтому должны трудиться.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО КИТАЯ: КОНФУЦИЙ
Экономическая мысль Древнего Китая возникла и развивалась в рамках тогдашних философских и политических учений.
Основными направлениями древнекитайской общественного мнения были конфуцианство, легизм, даосизм и моизм, которые сформировались в IV - III вв. до н. э протяжении веков между этими направлениями велся острая дискуссия относительно экономического строя суспильстваДобщины, ее исторической судьбы, меры вмешательства государства в экономической жизни страны и методов управления им. Ведущим направлением было конфуцианство, которое, превратившись в государственную идеологию, оказывало большое влияние на социально-экономическое и политическое "развитие Китая в течение почти двух тысячелетий. Название этого направления происходит от имени его основателя - конф-ция (Кун-цзы) (ок. 55 - 479 до н. э.). Основные постулаты учения Конфуция изложены в сборнике «Лунь юй» («Беседы и рассуждения»), записанной его учениками Его учение защищало архаичные отношения, вечный и неизменный порядок, установленный еще легендарными правителями глубокой древности , строгую социальную иерархию, управление на засаде неукоснительного соблюдения ритуалов, обрядов, определенных норм этики и морали; рассматривало регламентацию патриархально-семейных отношений как залог стабильности государственного строя.
Конфуцием было предложено своеобразную социально-экономическую программу для правителей. По его мнению, правитель должен придерживаться экономии в расходах и заботиться о людях. Предлагалось богатство распределить «справедливее», чтобы не было слишком большой бедности, уменьшить налоги и привлекать народ к общественным работам, не нарушая сезонности сельскохозяйственного производства. Тогда, как считал Конфуций, будет обеспечено гармонию в государстве, мир в отношениях между верхами и низами, что устранит опасность свержения правителя.