Экономический потенциал Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:24, лекция

Краткое описание

Потенциал – источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для достижения определенных целей.
Совокупный экономический потенциал – максимально возможная способность НЭ производить товары и услуги в соответствии с запросами рынка.
Важнейшими составляющими совокупного экономического потенциала РБ являются:
- природно-ресурсный потенциал;
- демографический и трудовой потенциал;
- научный, научно-технический и инновационный потенциалы;
- информационно-технологический потенциал;
- производственный потенциал;
- инвестиционный потенциал;
- внешнеэкономический потенциал;
- экологический потенциал.

Содержание

1. Понятие и состав совокупного экономического потенциала страны.
2. Территория и природные ресурсы Республики Беларусь.
3. Демографический и трудовой потенциалы.
4. Научный, научно-технический и инновационный потенциалы.
5. Информационно-технологический потенциал.
6. Производственный потенциал.
7. Инвестиционный потенциал.
8. Внешнеэкономический потенциал.
9. Экологический потенциал.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 2. Экономический потенциал Беларуси.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

В республике разведано 63 источника минеральных вод с общими запасами 15 тыс. куб. м в сутки.

 Оценка природно-ресурсного  потенциала Беларуси показывает, что он не может обеспечить народнохозяйственные потребности, в особенности энергетическую безопасность.

 За счет собственных месторождений Беларусь производит в год:

- 1,8 млн. т нефти;

- 5 млн. т. калийной соли;

- 0,4 млн. т каменной соли;

- 2 млн. т. известковой и доломитовой муки;

- 20 млн. т нерудных строительных материалов.

Импорт основных видов сырья за год составляет:

- 20 млрд. куб. м газа;

- 20 млн. т нефти;

- 300 тыс. т каменного угля;

- 90 тыс. т гипса.

Таким образом, природно-ресурсный потенциал  Беларуси выступает как фактор, сдерживающий развитие хозяйственной деятельности. Сегодня за счет его можно произвести только 4%ВВП (для сравнения: в России – 65%, Украине – 15%, Казахстане – 27%).

Для укрепления минерально-сырьевой базы Беларуси необходимо:

- наращивать геологоразведочные  работы;

- рационально использовать  добываемое сырье;

- использовать попутно  добытые материалы и т.д. 

 

 

 

3. Исследование демографического потенциала необходимо для оценки и прогноза трудовых ресурсов. Его важнейшие показатели:

- численность и продолжительность  жизни населения;

- рождаемость и смертность;

- половозрастная структура;

- распределение населения  на городское и сельское.

Численность населения определяется по итогам переписи и текущих оценок в годы между переписями. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении – то количество лет, которое в среднем предстоит прожить человеку при условии, что уровень смертности этого поколения останется таким, как в данный момент. Распределение населения на городское и сельское производится по месту проживания. К городским поселения относят города и поселки городского типа.

Численность населения  РБ по итогам переписи 2009 года составила 9480 (9520) тыс. чел. По количеству жителей Беларусь занимает 5 -е место среди стран СНГ и 17-е место в Европе. Наибольшая численность была достигнута в 1994 году – 10240 тыс. чел.

Динамика численности  населения страны определяется естественным и механическим его приростом (убылью). Естественный прирост равен разности между числом родившихся и умерших за год. Механический прирост – это сальдо миграции. Максимальный естественный прирост наблюдался в год Чернобыльской аварии, в1986 году родилось 99 тыс. чел. С 1995 года наблюдается убыль населения. В разные годы величина естественной убыли фиксировалась на отметке от 20 до 50 тыс. чел.  

Если численность городского населения ежегодно увеличивается  на 3 тыс. чел., то численность сельского населения уменьшается примерно на 50 тыс. чел.

Соотношения между численностью мужчин и женщин постоянно на протяжении последних 20-ти лет: 47% мужчин и 53% женщин.

Особенностью динамики численности населения РБ является не только растущая смертность, но и сокращающаяся рождаемость. Число рождений в расчете на одну женщину составляет немногим более 1-ого ребенка. Смертность в нашей стране является высокой не только за счет лиц старших возрастов, но и за счет мужчин молодых возрастов. Наименьшее число умерших и в абсолютных и в относительных показателях – в Минске, что связано с более высоким уровнем жизни, и с высоким уровнем медобслуживания, и, в целом, с общей культурой населения. Основной причиной  (более 50% случаев) смертности являются болезни системы кровообращения. Почти в такой же мере смерть вызывается внешними причинами – травмы и отравления. По смертности мужчин Беларусь занимает 2-е место в Европе (51 страна) после РФ.

Исследователи обнаруживают взаимосвязь уровня смертности со следующими факторами: социально-экономические  преобразования, наркомания, снижение доходов, ослабление института семьи, преступность, экология.

  Депопуляция кроме Беларуси, имеется и в еще 18 странах Европы. Но темпы депопуляции выше, чем у нас только в России, Украине, Латвии и Болгарии. Процесс депопуляции коренного населения Беларуси принял необратимый характер и решение проблемы численности возможно только за счет управляемой миграции.

Главная тенденция эволюции возрастной структуры населения  – его старение. Число лиц пенсионного возраста приблизилось к 25%. В соответствии с классификацией ООН, если в структуре населения эта категория лиц составляет более 7%, то общество находится на стадии демографической старости.  

Ожидаемая продолжительность  жизни в стране существенно отличается для мужчин и женщин: чуть более 60-ти и примерно 75 – соответственно.

Внутриреспубликанские потоки миграции довольно высокие: ежегодно перемещается более 200 тыс. чел., как правило, из сельской местности в города. Что касается внешней миграции, то большая часть въехавших в Беларусь на ПМЖ – граждане России, Украины, Казахстана. Более 80% эмигрантов выезжают в Россию и прогнозируется нарастание этого потока. Эмиграция в страны вне СНГ уменьшилась в 2000-е годы примерно в 3 раза. Более 50% эмигрантов уехали в Германию, Израиль и США

По некоторым оценкам  в стране находятся 100 тыс. чел. незаконных мигрантов.

 

К 2015 году прогнозируются следующие изменения в демографическом потенциале:

- численность детей сократится  на 1/3, их доля составит 15%;

- снизится численность населения  в трудоспособном возрасте до 60%;

- возросшее число лиц старше  трудоспособного возраста вызовет  рост смертности.

 

Трудовой потенциал определяется количеством и качеством трудовых ресурсов, их занятостью в экономике.

Трудовые ресурсы - это та часть населения, которая благодаря совокупности физических и интеллектуальных способностей, специальных знаний может участвовать в воспроизводстве материальных и нематериальных благ.

К трудовым ресурсам относятся:

- население трудоспособного  возраста (за исключением неработающих  инвалидов и неработающих лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях);

- лица старше и младше  трудоспособного возраста, занятые  в экономике.

 

Если лица младше трудоспособного  возраста в нашей стране крайне редко  работают, то работающие пенсионеры –  распространенное явление. В Беларуси практически каждый четвертый пенсионер продолжает работать. На начало 2011 г. - более 600 тыс. человек, из них только треть – мужчины.

 

Трудоспособный возраст для мужчин 16 – 60 лет, для женщин 16 -55 лет.

Экономически активное население – та часть жителей страны, которая предоставляет свой труд для производства товаров и услуг (занятые и зарегистрированные безработные). Экономически неактивное население - лица трудоспособного возраста, которые незаняты и не зарегистрированы как безработные. К этой части относят учащихся, студентов, аспирантов, докторантов, лиц, ухаживающих за детьми, больными, занятых в домашнем хозяйстве и т.п.

К занятым в экономике относят лиц, работающих на предприятиях, в организациях всех форм собственности, занятых предпринимательской деятельностью и самозанятых.

Численность трудовых ресурсов примерно 6 млн. чел. Экономика с таким предложением не справляется, а потому численность занятых примерно 4 млн. чел., однако в процентном отношении этот показатель лучше, чем, например, в Швеции, Германии, Польше, России. По прогнозу численность занятых к 2020 году сократится до 3865 тыс. чел. 

Политика государства в области  занятости направлена на поддержание  максимальной занятости, что вызывает незначительный  уровень безработицы – менее 1 -2%.

Основные проблемы в  области занятости:

- излишняя численность персонала;

- дисбаланс спроса и предложения  по некоторым  профессиям и  квалификациям;

- увеличение числа неформальной  занятости и нерегестрируемой  безработицы;

- почти во всех отраслях отсутствует  профессиональное соперничество  в силу родственных связей  и приятельских отношений, отсутствуют  регулярная ротация и перемещения.  В науке, в высшей школе,  органах управления многие специалисты,  особенно руководители занимают свои должности десятилетиями.

Для  Беларуси характерна высокая  доля занятых в материальной сфере. В сравнении с развитыми странами (Бельгия, США, Франция), где доля занятых  в этой сфере составляет 40% , в  Беларуси она составляет 67%.

Занятость по формам собственности распределена поровну (50/50).

Уровень образования трудовых ресурсов в РБ опережает средний уровень  по странам СНГ, но отстает от таких  стран как Япония и США по числу  лет обучения.

Формально высокий уровень образования, особенно в органах  управления, в сфере финансов и кредита не спасает от неадекватных хозяйственных решений и от безответственности чиновников. Эта болезнь лечится только конкурентной средой на рынке труда.

 

В последние годы для характеристики демографического и трудового потенциалов используется ИРЧП, который представляет собой среднюю арифметическую трех важнейших индикаторов уровня жизни – индекса ожидаемой продолжительности жизни при рождении, индекса уровня образования населения и индекса реального среднедушевого ВВП. В 2000-е годы Беларусь занимает места в 7-ом десятке среди 180 стран.

 

 

4. Научная и инновационная политика государства играет важную роль в решении задач социально-экономического развития государства.

Будучи в составе СССР в 1990 году Беларусь имела показатель наукоемкости ВВП  2,3% (доля внутренних затрат,  в процентах, на научные исследования и разработки в ВВП). Экономическую отдачу от вложений в научные исследования  и разработки можно получить при уровне наукоемкости ВВП не менее 1,5-2,0%.

После распада СССР произошел перенос  центра тяжести преобразований в  область отношений собственности, в финансовую сферу, в сферу обращения. В результате – падение производства, технологический кризис, потеря внутренних и внешних рынков. Практически прекратилось финансирование науки, до распада СССР 75% общих затрат на науку контролировалось общесоюзными министерствами.

           В  2003 году наукоемкость ВВП в  Беларуси достигла 0,63%. Для примера наукоемкость ВВП в США, Японии, Германии, Финляндии и Швеции достигает 2-3%.

Сегодня ситуация несколько стабилизировалась, но остается сложной – показатель наукоемкости ВВП – 0,85%. Очень медленно меняется структура финансирования НИОКР. На долю бюджетного финансирования приходится 64%, в то время как в высокотехнологических странах пропорции обратные: большую часть затрат несут производители. 

Научный потенциал - совокупность ресурсов и условий осуществления  научных (фундаментальных) исследований.

Научно-технический потенциал – совокупность ресурсов и условий осуществления прикладных научных исследований и разработок, включая опытно-конструкторские исследования.

Инновационный потенциал – совокупность ресурсов и условий обеспечения практического освоения результатов научных исследований и разработок, повышающих эффективность производства.

 Все эти три вида потенциалов  дополняют друг друга, являясь  звеньями одной цепи: открытие  – испытание – внедрение.  

Институционально-правовая база функционирования науки:

- законы «Об основах государственной  научно-технической политики»(1993), «О научной деятельности»(1996), «О Национальной академии наук Беларуси»(1998);

- указы президента РБ;

- постановления правительства. 

Организационная система научной  деятельности, а так же система  органов госуправления, которые обеспечивают реализацию научно-технической политики:

- Государственный комитет по  науке и технологиям (ГКНТ);

- Национальная академия наук (НАН);

- Высшая аттестационная комиссия (ВАК).

Показатели, характеризующие научный  и научно-технический потенциалы:

- количество научных организаций  и их функциональные особенности;

- объемы и структура исследований  и разработок;

- финансовое обеспечение (источники,  объемы затрат);

- научные кадры (численность,  квалификация);

- материально-техническая база (оборудование, приборы, помещения)

- научно-информационные ресурсы  (библиотеки, компьютерные информационные  системы и т.д.);

- система управления научной  сферой.

 За годы перестройки численность  работников, выполняющих НИОКР в  Беларуси сократилась почти  в 4 раза. На каждые 10 тыс. жителей в нашей стране приходится 18 исследователей, в то время как в России – 32, в Израиле -38, в США -52. Произошло существенное устаревание материально-технической базы – 60% основных фондов физически и морально устарело.

 На сегодняшний день в стране 295 организаций и предприятий выполняют ИР, в них задействовано 29 тыс. работников. 88% затрат на науку направляется в НАН Беларуси и в различные министерства, а так же в Государственный военно-промышленный комитет (ВПК) и в концерн «Белнефтехим».

Информация о работе Экономический потенциал Беларуси