Экономический рост

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 14:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – охарактеризовать сущность и особенности современного экономического роста России.
Задачами для достижения поставленной цели являются:
разобрать сущность экономического роста;
рассмотреть типы и показатели экономического роста;
проанализировать государственное регулирование экономического роста;
рассмотреть особенности современного экономического роста в России.

Содержание

Введение 3
1. Сущность экономического роста, его типы и показатели 5
2. Государственное регулировнаие экономического роста 13
3. Особенности современного экономического роста в России 17
Практикум 23
Заключение 26
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ЭК.РОСТ.doc

— 279.50 Кб (Скачать файл)

     Основной  пик экономического роста в РФ приходился с 2003-2007 год, это связанно с увеличением цен на нефть  и газ. С 2003 года темпы роста промышленности повысились до 7%. В этот период самый  быстрый рост цен на никель, медь, коксующийся уголь, в результате эта отрасль резко пошла вверх. В результате добыча нефти увеличилась на 11%. Объем экспорта нефти увеличился с 107,3 до 135,4 млрд.долл, или на 26,2%, а в 2004 году он увеличился на 17,3% по сравнению с 2003 годом. Но в 2005 году произошло замедление роста экономики и промышленного производства, причинами которого стало сокращение темпов роста добычи и экспорта нефти, но все таки РФ удалось продолжить повышения промышленного производства в 2006 году хоть и не на много. Так же можно отметить, что с 2007 года начали увеличиваться цены на нефть. В январе-августе 2008 года при сохранении в целом относительно высоких темпов экономического развития России, начиная с мая, отмечается «замедление экономического роста»: начали снижаться темпы промышленного производства, произошло понижение цен на нефть. В I квартале ВВП вырос на 8,5%, во II квартале – на 7,5%, то в июле и августе — на 6,9% и 7,0%, соответственно. «Замедление экономического роста» РФ связанно с Мировым экономическим кризисом, который начался в 2008 году, и отразился на экономике России. Причиной того, что глобальный кризис некоторое время не оказывал негативного влияния на экономику страны, по оценке Всемирного банка, можно назвать хорошие макроэкономические условия — высокие цены на энергоносители, взвешенная бюджетная политика и отсутствие влияния на РФ кризиса ипотечного кредитования в США. Но затем экономика России столкнулась с «одновременным тройным потрясением». Во-первых, резко — с 144 долл. за баррель упали цены на нефть (снижение цены на 1 долл. уменьшает годовой доход от экспорта на 1,6 млрд. и поступления в бюджет на 1,1 млрд. долл. соответственно). Во-вторых, в середине 2008 г. начался резкий отток капитала из России, который не компенсировался обратным притоком. В-третьих, резко ужесточились условия заимствований для российских бизнесменов. Повышение стоимости кредитов привело к снижению потребительского спроса.

      Экономическое положение нашей страны на ближайшей время рассмотрено по данным Консенсус прогноза на 2009-2010гг. (опроса профессиональных прогнозистов), который проходил 4-11 февраля 2009 года.

     Вместо  роста реального ВВП на 4,9% Консенсус-прогноз  теперь предвещает спад в 2009 г. на 0,4%; вместо роста промышленности на 4% -

     снижение  на 3,9%(Рис 4.). 
 

        
 
 
 
 
 

     Рис.4 Динамика ВВП и  промышленного производства. 

      Вместо  курса рубля 27,4 руб./долл. на конец  года–35,9 руб./долл.(Рис.5).  
 
 
 
 
 
 
 

      Рис.5 Инфляция и курс доллара.

      Вместо  цены нефти Urals 73 долл./барр. – только 45 долл./барр.(Рис 6).

      

      Рис.6 Цена нефти Urals и валютные резервы.

      При этом вероятность кризиса (то есть снижения реального ВВП ниже уровня предыдущего  года) в текущем году оценивается  как «высокая», но все же не «очень высокая». Почти треть опрошенных экспертов считает, что по итогам 2009 г. России удастся выйти на положительные темпы роста ВВП, и только три прогнозиста ожидают снижения реального ВВП в 2010г. Консенсус-прогноз нефтяных цен на 2009-2015 гг. остается умеренно оптимистическим, предполагая постепенное их повышение с 45 долл./барр. до 73 долл./барр. Восстановление внешнего спроса и нефтяной выручки, по мнению прогнозистов, должны обеспечить рост российской экономики примерно на 5% в 2012-2015 гг.

      Можно предположить, что именно такой темп прогнозисты считают «нормальным». Правда, раньше они ожидали, что «слишком высокие» темпы постепенно замедлятся до такого уровня, а теперь – что темпы постепенно до него ускорятся. Основные «сценарные» особенности Консенсус-прогноза на

     кризисный 2009 г. следующие:

  • Внутренний спрос сократится, прежде всего, за счет падения инвестиционного спроса (как более циклически чувствительного) – на 5,0%. Потребительский спрос (как более циклически устойчивый), согласно Консенсус-прогнозу, немного вырастет (0,6% в реальном выражении). Учитывая прогнозируемое снижение реальных располагаемых доходов на 3,5% и наблюдаемое сокращение объемов кредитования, можно сделать вывод, что население собирается финансировать свои расходы за счет накопленных сбережений, в том числе за счет банковских депозитов. Это несет в себе достаточно серьезные риски для ресурсной базы банковской системы;
  • Внешний спрос также сократится существенно. Валютная экспортная выручка снизится на 38%, что - с учетом уменьшения нефтяных цен и цен на другие товары российского экспорта (прежде всего, металлы) - эквивалентно падению физического объема экспорта примерно на 5-6%;
  • Наиболее важным «позитивным» фактором в 2009 г. окажется падение импорта, вызванное ослаблением рубля в сравнении с валютами основных стран – торговых партнеров (так, по доллару номинальная девальвация в 2009 г. должна составить 22,4%). В стоимостном выражении импорт, как ожидается, снизится на 19%, что в физическом выражении может означать падение на 21-23% в год. Именно по этой причине падение ВВП окажется существенно менее сильным, чем со- кращение спроса;
  • при нефтяных ценах несколько ниже 45 долл./барр. в России сохранится небольшое положительное торговое сальдо (58 млрд. долл.), а счет текущих операций окажется чуть меньше нуля (-5,4 млрд. долл.). Тем не менее, отток капитала из частного сектора, как ожидается, достигнет почти 100 млрд. долл.;
  • Столь значительный отток капитала «в принципе» может привести либо к значительной девальвации (если Банк России решится отпустить рубль в свободное плавание), либо к резкому сокращению валютных резервов (если Банк России будет активно противодействовать девальвации рубля). Эксперты склоняются к тому, что события будут развиваться по второму сценарию: хотя за год рубль обесценится по отношению к доллару на 22,4%, девальвация была бы еще больше, если бы не активная поддержка рубля за счет валютных резервов;
  • Оборотной стороной девальвации будет удорожание импортной продукции в рублевом выражении; с другой стороны, продажа резервов Банка России будет способствовать сокращению темпов наращивания денежного предложения, то есть будет сдерживать инфляцию. Результирующей этих двух разнонаправленных факторов, согласно Консенсус-прогнозу, окажется цифра ИПЦ, лишь ненамного превосходящая прошлогодний уровень (13,6% в 2009 г. против 13,3% в 2008 г.);
  • Консенсус-прогноз дефицита федерального бюджета в 2009 г. составляет 5,0% ВВП (68 млрд. долл.). Это существенно меньше, чем на данный момент предполагает Правительство (8,0% ВВП или 105 млрд. долл.). Впрочем, стратегические решения властей о том, как корректировать бюджетные расходы в условиях кризиса, пока носят сугубо предварительный характер, что, конечно, затрудняет прогнозирование (предвидеть нужно не только, как будет развиваться макроэкономическая ситуация, но и как власти будут на это реагировать).

      Что касается более долгосрочного прогноза, то можно констатировать следующее:

           - Консенсус-прогноз на 2010 г. указывает  на постепенное восстановление  экономики после кризисного шока: ВВП вырастет на 2,5%, потребительский спрос – на 4,7%, инвестиции – на 5,7%, нефтяные цены – на 23% и т.д. К 2012 г. последствия кризиса будут, в целом, изжиты и экономика выйдет на траекторию роста около 5% в год при постепенно снижающейся инфляции (до 5,7% в 2015 г.) и укреплении рубля (к 2015 г. - на 4% в сравнении с 2009 г.);

           -  Вероятность экономического кризиса  (снижения ВВП) в России в  следующем году (2010 г.) эксперты считают  достаточно заметной, но затем  она постепенно снижается до  «низкой»;

              - За 2009-2015 гг. цены вырастут на 80%. Поскольку номинальный     курс рубля ослабнет за это время всего на 17%, реальное укрепление рубля к 2015 г. составит 35% от уровня 2008 г. В этих условиях не приходится рассчитывать на долговременный эффект импортозамещения; его действие, скорее, ограничится несколькими кварталами в начальной фазе оживления экономики;

           - Консенсус-прогноз указывает на  то, что эксперты почитают нынешнее  падение нефтяных цен «эпизодом»  и ждут продолжения «эры дорогой  нефти»; на 2015 г. прогноз цены нефти  Urals превышает 70 долл./барр.

     Качественные  оценки изменения конкурентоспособности  российских предприятий и инвестиционного климата показывают, что в этих сферах ситуация резко ухудшилась (на ухудшение инвестиционного климата вообще указали все 100% участников опроса). Что касается оценки эффективности работы Правительства, то она осталась примерно на прежнем уровне. В условиях острого кризиса это можно даже счесть некоторой похвалой.

     В российской экономике потребности в государственных расходах невоенного назначения для обеспечения роста экономики особенно велики, так как велика необходимость государственной поддержки прежде всего отраслей легкой промышленности, а также государственного финансирования социальных трансфертов. Тем не менее в последние годы расходы на национальную оборону и укрепление национальной безопасности являлись одними из приоритетных. При этом доля расходов на повышение уровня и качества жизни населения (а именно в эту рубрику включены все социальные трансферты) сокращалась. Аналогично сокращалась и доля государственных расходов на создание потенциала для будущего развития (т.е. на создание новых рабочих мест и т.д.), а доля бюджетных расходов на создание условий для экономического роста оставалась примерно одинаковой. Именно для ограничения этих тенденций в динамике структуры государственных расходов осенью 2005г. Президентом РФ были предложены приоритетные национальные проекты, ориентированные на усиление социальной направленности бюджетной политики. В этом контексте четыре приоритетных национальных проекта — «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», «Здоровье», «Образование», и «Развитие агропромышленного комплекса» - были определены как инвестиции и в экономику, и в человека, способствующие общему поступательному развитию России.

     В настоящее время существует разрыв в уровнях заработной платы занятых в отраслях социальной сферы, с одной стороны, и в отраслях промышленности - с другой, который составляет примерно 2 раза. При сохранении такого же разрыва в будущем велика вероятность масштабного сокращения занятых в отраслях социальной сферы в связи с их массовым выходом на пенсию и замещением выбывающих работников кадрами более низкой квалификации. Приоритетные национальные проекты «Образование» и «Здравоохранение» разрабатывались как возможные стратегии относительного смягчения этой проблемы, однако финансовые ограничения, касающиеся источников их финансирования, вряд ли позволят в среднесрочной перспективе заметно изменить сложившуюся ситуацию.

     Исторический опыт государственного регулирования экономики в различных странах и теоретический анализ практики управления структурой государственных расходов за весь послевоенный период свидетельствуют о том, - что устойчивый экономический рост и повышение уровня жизни населения связаны с постепенной переориентацией структуры государственных расходов на преимущественное финансирование тех отраслей и секторов экономики, результатом функционирования которых является рост потребления и качества жизни населения. В противном случае темпы экономического роста (с точки зрения чисто количественных показателей), возможно, могут быть увеличены, однако позитивных изменений в качестве экономического роста, к сожалению, не произойдет.

     Приоритетные национальные проекты предполагают переход к такой стратегии управления государственными расходами в российской экономике, которая на макроуровне будет связана с бюджетированием, ориентированным на конечные результаты.

     Темпы роста российской экономики в 2010-11 годах будут ниже общемировых. Суммарный  ВВП в мире увеличится на 4,8% против 4,6% прогнозировавшихся ранее - главным  образом, благодаря активности развивающихся стран, но не России, пишет деловой портал BFM.ru со ссылкой на обзор мировой экономики, который подготовил Международный валютный фонд (МВФ).

     Россию, несмотря на относительно высокие цены на сырье, ждут скромные темпы роста, считают в МВФ. "Засуха и связанные с ней лесные пожары могли сказаться в краткосрочной перспективе на темпах роста, а текущее восстановление зависит от политической поддержки, но рост внутреннего потребления должен постепенно начать играть свою роль", - отмечается в обзоре.

     Прогноз по российскому ВВП на 2010 год снижен на 0,3% до 4%. В 2011 году российский ВВП  прибавит 4,3%. В среднем, на 2010-2011 годы рост российского ВВП ожидается  на уровне 4,153%, говорится в материалах МВФ. Это самые низкие темпы роста  среди стран группы БРИК. Лидером здесь остается Китай, чей рост ВВП, как ожидается, превысит 10%. Для Индии прогнозный показатель составляет 9,02%, для Бразилии - 5,833%. Объем ВВП России за II квартал 2010г. составил в текущих ценах 10859,4 млрд.рублей. Индекс физического объема относительно II квартала 2009г. составил 105,2%. Индекс-дефлятор ВВП за II квартал 2010г. по отношению к ценам II квартала 2009г. составил 111,1%.

     Китай на 2010-2011 годы будет в тройке мировых  лидеров по росту ВВП, ожидает  МВФ. Но первым может стать Катар (рост ВВП более 17%), на втором месте экономисты видят Туркменистан (10,422%). Китай с 10,023% роста ВВП на третьем месте. Сингапур с прогнозным ростом ВВП на 9,772% остается пока на четвертом месте.

     Ближайшее окружение России в рейтинге темпов роста ВВП на ближайшие два года - это в основном аграрные страны с теплым климатом: Сенегал (4,199%), Бурунди (4,156%), Марокко (4,15%), Украина (4,13%) и Чад (4,13%).

     Проблема  экономического роста, приемлемого  для России, с точки зрения достижения стратегических целей развития и сокращения разрыва с развитыми странами, обсуждается уже несколько лет.

     В настоящее время в Минэкономразвития  России продолжается работа над проектом Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.

     Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации разработана  в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания  Государственного совета Российской Федерации 21 июля 2006 года.

     Её  цель– определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления национальной безопасности и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (2008-2020 годах), укрепления позиций России в мировом сообществе.

     Согласно  данной Концепции для экономического роста России необходим переход  российской экономики от экспортно-сырьевого  к инновационному социально-ориентированному типу развития. Это позволит резко расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и, на этой основе, задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния.

     Перед правительством стоит задача выстроить  внутреннюю экономическую политику таким образом, чтобы радикально улучшить инвестиционный климат, сделав его предельно прозрачным и понятным для инвестора, а также пойти на радикальное снятие всех барьеров, препятствующих деловой активности в стране, главным из которых является коррупция. Ведь для бизнеса, как и для граждан, важна реально существующая ситуация, а ее требуется изменить к лучшему. Тогда бизнес сможет рассчитывать не на бюджетные деньги, а на реальные инвестиции. А для этого власти страны должны так изменить ситуацию, чтобы граждане могли не бояться открыть какое-то свое, пусть и маленькое дело и взять небольшой кредит. Для этого, повторю, требуется проведение большого числа реформ. Причем провести их необходимо не на формальном, а на реальном уровне.

Информация о работе Экономический рост