Экономический рост: сущность, цели, инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 18:22, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы объясняется тем, что экономический рост является одной из центральных задач экономики, а именно, достижение непрерывного и устойчивого экономического роста. Чтобы понять, как осуществляется эта цель, важно выявить внутренний механизм увеличения производства экономических благ в масштабе страны. Такой механизм можно обнаружить в самой структуре национального хозяйства, которая способна обеспечить сбалансированное расширенное воспроизводство.
Темпы экономического роста, его качество и другие показатели зависят не только от потенциала национального хозяйства, но в значительной степени от внешнеэкономических и внешнеполитических факторов. Однако сам по себе экономический рост не может являться самоцелью общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы экономического роста……………………………………………………………………........5
1.1 Сущность понятия «экономический рост»...........................................5
1.2 Факторы экономического роста……………………………………….6
1.3 Типы экономического роста………………………………………….10
1.4 Показатели экономического роста …………………………………..12
1.5 Цели, эффективность и качество экономического роста……………13
2. Теории экономического роста…………………………………………..17
2.1 Кейнсианские модели экономического роста…………………………………….17
2.2 Неоклассические модели экономического роста……………………..23
2.3 Теория нулевого экономического роста……………………………….27
3. Роль государства………………………………………………………….31
3.1 Государственное регулирование экономического роста……………...32
3.2 Перспективы экономического роста в России………………………...34
Заключение…………………………………………………………………...39
Список используемой литературы…………………………………………..41

Вложенные файлы: 1 файл

макроэконмика курсовой.docx

— 116.48 Кб (Скачать файл)

Прямое регулирование рынка проявляется, прежде всего, в законодательной деятельности государства, а также в расширении государственных заказов, государственных закупок и развития госсектора в экономике.

Косвенное регулирование рынка осуществляется с помощью методов налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.

Политика стабилизации направлена на сглаживание циклических колебаний. В фазе кризиса все мероприятия  государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности, а в фазе подъема – на ее сдерживание. В области налогово-бюджетной  политики это означает: увеличение государственных расходов, снижение ставок налогов, предоставление налоговых  льгот на новые инвестиции в фазе кризиса и обратные мероприятия  в условиях экономического подъема.

Инструменты кредитно-денежной политики включают: уровень процентных ставок по ссудам, размеры кредитных  ресурсов банка. В период экономического кризиса проводится политика "дешевых  денег", когда снижаются процентные ставки и увеличиваются кредитные  ресурсы банков, в период экономического роста, наоборот, проводится политика "дорогих денег": повышается уровень процентной ставки, сокращаются кредитные ресурсы.

В современных условиях практически  в любой стране, с любой моделью  экономики существует объективная  необходимость государственного регулирования  общественного производства и социальных процессов за счет и в интересах  всего общества. Государство играет значительную роль в регулировании  экономического роста и следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшем образом могут стимулировать этот процесс.

Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику “дешевых денег”) как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.

В противоположность кейнсианцам, сторонники “экономики предложения” делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники “экономики предложения” отдают предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.

Экономисты разных теоретических  направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством  которой правительство взяло  бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения  экономического роста. Правительство  могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низко производительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образования также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.                                                                                                                                                                             

3.2 Перспективы развития экономического роста в стране

Для достижения роста национальной экономики необходимо четко знать  факторы, способные его обеспечить. Принципиальные решения в этом направлении  приняты, изложены в ежегодном послании Федеральному собранию РФ и др. официальных документах и выступлениях. Среди таких факторов называются: модернизация отечественного производства, рациональное использование природных ресурсов, налоговая реформа, развитие рынка финансовых услуг, медицина и др. Эти и другие факторы, как правило, отражают существующие проблемы отечественной экономики. Предполагается, что их преодоление обеспечит экономический рост.

!!!Сегодня главная задача нашей страны состоит в том, чтобы сделать экономический рост устойчивым, обеспечить высокие темпы повышения производительности труда и конкурентоспособности российских отраслей и компаний. Перспективу долгосрочного и успешного развития технологически сложных отраслей обеспечит, конечно, не модернизация конструктивно устаревших моделей, а разработка и запуск конкурентоспособных, востребованных на мировом рынке изделий - станков и моторов, самолетов и автомобилей, турбин и реакторов. Пока даже модернизированные модели, которые выпускает наша промышленность, ориентированы на сбыт, на маргинальных рынках. Но устойчивый спрос и деньги находятся не там, а на глобальных рынках. Сохранение существующего положения — это даже не концепция догоняющего развития, а закрепление нарастающего отставания.

Высокий внутренний инвестиционный и  потребительский спрос обеспечивают стабилизацию темпов роста экономики  до конца года и позволяют достичь  в 2012 году рост ВВП в 3,7% и сохранить высокие темпы роста в 2013 году. Важнейшей задачей остается создание условий для устойчивого развития обрабатывающих, прежде всего машиностроительных производств.

Факторы, на которых во многом базировался  подъем , будут ослабевать. Во-первых, это касается как ухудшения конъюнктуры мировых рынков энергоресурсов, так и снижения возможностей наращивания энергосырьевого экспорта. Во-вторых, усилится действие ограничений - со стороны производственной инфраструктуры и со стороны предложения трудовых ресурсов, особенно квалифицированных кадров.

В этих условиях поддержание высоких  темпов экономического роста требует  перехода к инновационному характеру  развития экономики, обеспечения интенсивного развития человеческого капитала, наращивания  внешнеэкономической активности российских предприятий.

Первое. Развитие человеческого капитала, создание эффективной, ориентированной на конечный результат, социальной инфраструктуры. Необходимо обеспечить реализацию национальных проектов в сфере здравоохранения и образования, обеспечения населения доступным и комфортным жильем, преодоления бедности и значительным повышением благосостояния широких слоев населения, эффективной демографической политики, направленной на увеличение рождаемости, снижение младенческой смертности и смертности от неестественных причин, поддержку материнства и детства, формирование здорового образа жизни, укрепление социального института семьи. Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса, которая будет обеспечена через увеличение объемов и повышение эффективности бюджетных инвестиций.

Второе. Улучшение инвестиционного климата, обеспечение конкуренции и создание четко работающих рыночных институтов. Это требует обеспечения надежной защиты прав собственности, совершенствования системы корпоративного законодательства, повышения эффективности деятельности системы государственного управления в рамках проводимой административной реформы. Будут реализованы необходимые шаги по совершенствованию законодательства в сфере землепользования и рынка недвижимости в части регулирования порядка предоставления земельных участков под строительство, переоформления права постоянного пользования земельными участками юридическими лицами, резервирования и изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Третье. Диверсификация экономики - повышение конкурентоспособности перерабатывающей промышленности, развитие высокотехнологичных отраслей «экономики знаний».

Будет продолжена целенаправленная работа по снижению реальной налоговой нагрузки на предприятия несырьевого сектора экономики.

Четвертое. Развитие инфраструктурных отраслей экономики - транспорта и электроэнергетики, в том числе с помощью масштабных проектов Инвестиционного фонда. Необходимо стимулировать расширение масштабов частного финансирования инфраструктурных проектов за счет развития механизмов частного государственного партнерства и совершенствования политики тарифного регулирования.

Пятое. Повышение эффективности государственных институтов и развитие институтов гражданского общества на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, включая развитие механизмов управления, ориентированного на результат, последовательное проведение административной реформы, развитие механизмов общественной экспертизы и общественного контроля.

Шестое. Развитие механизмов частного государственного партнерства, направленных на содействие частным инвестициям. Для этого необходимо укрепление государственных институтов развития, которые позволят обеспечить концентрацию государственных и частных ресурсов на приоритетных направлениях экономического роста, станут основным инструментом частного государственного партнерства.

 

Седьмое. Требуется обеспечить формирование новых региональных центров экономического развития на Дальнем Востоке и на Юге России, преодоление отставания депрессивных регионов.

Необходимо активное проведение кластерной политики, обеспечивающей стимулирование развития конкурентоспособных комплексов взаимосвязанных производств в регионах.

Для того чтобы противостоять конкуренции  на внешних и все более открытом внутреннем рынках, российской промышленности необходимо наращивать стратегические инвестиции, осваивать прорывные  направления, усиливать свой исследовательский  потенциал. Одновременно правительство  страны должно создавать и постоянно  совершенствовать систему стимулов, подталкивающих бизнес к новой стратегии  роста. Это позволит принципиально  заинтересовать предпринимателей в  реализации средне- и долгосрочных стратегий, повышения эффективности  и конкурентоспособности.

 

 

2010

2011

2012

2013

2014

ВВП 

96

100

104

108

113

Промышленность

98

103

106

110

115

Инвестиции  

89

95

102

109

117

Экспорт*                                  

85

112

113

114

120

Импорт*                                   

85

117

136

152

167

Оборот розничной торговли

101

106

112

118

124

Реальные доходы населения

106

108

113

119

125

Реальный эффективный обмен курс рубля

103

110

114

114

112





*в долларах США                                               

 

К 2014 году ВВП году будет превышать  свой предкризисный уровень на 13 процентов. Инвестиции достигнут уровня 2008 года в 2012 году (а максимального  уровня II квартала 2008 г. не раньше 2013 года). При этом в 2014 году инвестиции будут  уже на 17% выше, чем в 2008 году. В  еще большей степени вырастет потребление товаров – на 24% превысит докризисный уровень.

 

 

 

 

 

 

                           Заключение

Исследуя данную курсовую работу, могу сделать следующие выводы о  том, что экономический рост характеризуется  наращиванием объема производства путем  вовлечения дополнительных ресурсов в хозяйственный Оборот и качественного их улучшения. Экономический рост, достигнутый за счет количественного наращивания одних и тех же в качественном отношении ресурсов, имеет экстенсивный характер, а обеспеченный исключительно качественным совершенствованием ресурсов носит интенсивный характер.

Экономический рост измеряется темпами  роста ВВП (ВНП) или темпами его  прироста. В первом случае за основу берется объем ВВП (ВНП) в предшествовавшем году, принятый за 100%, во втором - объем производства, равный на начало года нулю. Однако как сами абсолютные величины ВВП (ВНП), так и их изменение с течением времени указывают на экономическую мощь страны и ее динамику. Однако социально-экономическое благополучие нации, уровень жизни населения измеряются удельными показателями. В частности, ВВП (ВНП), приходящийся надушу населения. ВВП (ВНП) страны, разделенный на численность ее населения, позволяет определить величину ВВП (ВНП), приходящуюся на одного человека (подушевой показатель).

К наиболее весомым факторам, определяющим экономический (рост, относятся природные, трудовые, капитальные, финансовые ресурсы, а также характер социально-экономической  системы.

Соотношение между темпами роста  продукта и изменением объемов факторов производства может быть разным в  зависимости от типа экономического роста. В теоретическом плане  могут быть выделены два основных типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный.

Для России проблемы эффективности  и качества экономического роста имеют особую значимость. Длительное время результаты экономического развития в стране оценивались по темпам количественного увеличения валового общественного продукта, включающего в свой состав промежуточный продукт и не учитывающего итоги деятельности отраслей нематериального производства.

Экономический рост находится в  прямой зависимости от сложившейся  структуры общественного производства, направлений и динамики ее изменения, так как они определяют уровень  фондовооруженности материалоемкости национального производства.

Информация о работе Экономический рост: сущность, цели, инструменты