Экономический рост и его сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 21:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного доклада является ознакомление с сущностью экономического роста и факторами, оказывающими на него влияние; рассмотреть основные теоретические модели экономического роста, дать анализ национальной модели; дать характеристику основным источникам и направлениям экономического роста; ознакомиться с основными направлениями устойчивого развития.
Для написания данной курсовой работы автор использовал такие экономические журналы, как “Белорусский экономический журнал”, ”Весник БГЭУ”, учебное пособие по экономике Лемешевского И.М. и др.

Вложенные файлы: 1 файл

Малый бизнес1.doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)

Бурное развитие белорусской  промышленности требует столь же серьезного кредитования, в том числе  и внешнего. Это особенно важно  сегодня, когда инновационную и  инвестиционную деятельность (данные об инвестициях в основной капитал приведены в Приложении Б, таблица 1 )  белорусское правительство считает одной из приоритетных.[8, 8-9]

Предприятиями Министерства промышленности в 2004г обеспечено увеличение производства  продукции на 22 %. При  этом они  значительно нарастили  экспорт. Обеспечить такой рост стало возможным прежде всего благодаря переходу на метод  целевого финансирования государственных программ по машино-,  станко- и приборостроению, а также созданию научно-технических центров с сосредоточением в них высококлассного оборудования и интеллектуального потенциала, а также автоматизированных систем проектирования машин и механизмов . В целом же в истекшем году предприятиями Минпрома освоено в производстве новой научно-технической продукции на сумму свыше 700 млрд. рублей, что в 2 раза больше запланированного. Эффективность  такого подхода особенно наглядно подтверждает работа ведущих  предприятий страны.

Например, БелАз произвел более 1 тысячи единиц техники, что на 40,9 % больше, чем в 2003г. При этом в  минувшем году здесь началось переоснащение  и перераспределение производственных мощностей для увеличения выпуска большегрузных  самосвалов грузоподъемных  самосвалов грузоподъемностью от 90 до 320 тонн, особо востребованных на мировых рынках. Внедрены также новые  материалы из легированных сталей для корпусных деталей , шестерен, валов, проведены испытания и запущены в производство усиленные узлы трансмиссий грузоподъемностью 45-60 тонн, созданы новые кабины повышенной комфортности, оснащенные к тому же надежной системой безопасности, усовершенствованы системы диагностики и т.д. Всего в 2004г на БелАЗе внедрено 509 новых конструкторских разработок.

Благодаря широкомасштабной реконструкции производства, прежде всего строительству комплекса  каталитического крекинга, что позволило  достичь глубины переработки нефти 68 %, в 2004 на наиболее  высокий за свою историю объем переработки – свыше 9,6 млн. тонн нефти – вышло и открытое акционерное общество «Мозырский НПЗ». Темпы производства товарной продукции к уровню 2003г здесь составили более 130%. Нынче мозыряне планируют переработать уже не менее 10 млн. тонн нефти. При этом, напомню, сейчас реализуется очередной - -пятый этап реконструкции завода. .[1, 35-40]

   В целом суммарная стоимость выпущенной в 2004г новой научно-технической продукции составила около 466млн. долларов США

Говоря о производственном росте страны, не следует забывать и о социальном благосостоянии населения  нашей страны. Только в пошедшем году обеспечено существенное повышение  заработной платы, пенсий, пособий и  в целом денежных доходов государства. Реальные денежные доходы возросли на 12,7 %, реальная заработная плата – на 16,8 % , пенсия по возрасту – на 19,2 %.

В декабре средний  уровень заработной платы в республике составил в эквиваленте 200 долларов США, трудовой пенсии по возрасту – 83 доллара США.

Стабильная работа реального  сектора экономики наряду с принятыми  мерами в сфере содействия занятости  позволили сократить уровень  регистрируемой безработицы в республике с 3,1 % к численности экономически активного населения на конец 2033г до 1,9 % на конец 2004г.[8, 10]

Полностью реализована  программа жилищного строительства. В 2004г в республике введено в  эксплуатацию 3 млн.501тыс. квадратных метров жилых домов, что на 15,7% больше, чем  в 2003г. В целом же инвестиции в  строительство в Беларуси в 2004г составил 1,8 трлн.руб. и в общей сложности на строительство жилья было использовано 17,3 % всех инвестиций в основной капитал.

Социальную направленность имеет и большинство других проектов Государственной инвестиционной программы  на 2005г. Государственные средства предусматриваются прежде всего на строительство школ, детских реабилитационно - оздоровительных центров, на укрепление материально технической базы других учреждений здравоохранения, строительство спортивных и иных социальнозначимых объектов.

Несмотря на то, что  в экономике РБ наблюдается положительная  динамика экономического роста, необходимо помнить, что  надо не только сохранять  достигнутые результаты, но двигаться  вперед. В этой связи приоритетным направлением  развития экономики остается сокращение энергоемкости и материальных ресурсов. Правительство продолжит работу по созданию условий, стимулирующих экономию ресурсов, чтобы в 2005г снизить энергоемкость ВВП не менее чем на 5 %, а за следующее пятилетие – более чем на четверть. При этом будет постоянно увеличиваться использование местных видов топлива и альтернативных источников энергии. К 2012г мы планируем достичь их использования на уровне 25% от общего объема производства тепловой и электрической энергии.

Повышенное внимание будет сохранено и к инвестиционной деятельности. Производственный потенциал страны требует дальнейшей модернизации и технического перевооружения. Для этого необходимо обеспечить дальнейшее увеличение инвестиций цели около 14 трлн. рублей, что составит порядка 24% ВВП.[3, 29-32]

Подводя итоги, необходимо отметить, что в 2005г правительством будет продолжена работа над тем, чтобы экономический рост обеспечивал  соответствующую социальную отдачу в виде создания новых рабочих  мест, роста заработной платы, уровня пенсионного обеспечения и социальной защиты населения.

 

IV Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития РБ на период до 2020 г.

Переход страны к устойчивому  развитию во многом определяется ее ролью и местом в мировом сообществе, имеющимися национальными ресурсами, созданным социально-экономическим потенциалом и возможностями его наращивания. Национальное богатство Республики Беларусь представлено совокупностью накопленных материальных благ, созданных трудом людей, которыми в настоящее время располагает общество, а также человеческим и природным капиталами. По имеющимся оценкам, доля человеческого капитала в национальном богатстве Беларуси составляет более 55%, что выше, чем в других странах СНГ.

Республика  Беларусь обладает совокупностью благоприятных факторов и условий, которые способствуют ее переходу к устойчивому развитию. Это, прежде всего: выгодное экономико-географическое и геополитическое положение; развитая система транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры в целом; значительные земельные, водные и лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов и др.);высокий общеобразовательный уровень населения и сложившаяся система подготовки квалифицированных кадров; значительный научно-технический потенциал; многоотраслевой промышленный комплекс; достаточно мощная строительная база; комплексность развития внутриреспубликанских регионов; многосекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков.

В прикладном плане модель устойчивого развития - это способ организации и функционирования общества, государства, экономики на принципах устойчивости, обеспечивающих предупреждение и нейтрализацию внешних и внутренних угроз. Национальная стратегия является долгосрочной программой поэтапного перехода к устойчивому развитию, определяющей конкретные направления преобразований и виды деятельности по достижению стратегических целей, необходимые для этого ресурсы и механизмы, системы управления и координации на локальном, региональном, национальном и международном уровнях. [2, 4-5]

Белорусская модель социально-экономического развития - это, прежде всего, высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников - в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение для нетрудоспособных, престарелых и инвалидов, базируется на принципах конституционных гарантий прав и свобод граждан, свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда. Развитие экономики должно осуществляться с учетом улучшения экологической ситуации, рационального использования природных ресурсов и сохранения природы не только для нынешних, но и будущих поколений.[2, 94-95]

Для перехода к устойчивому развитию необходим длительный период, включающий несколько этапов социально-экономического развития.

Первый этап (до 2010 г.). Основной целью этапа является дальнейшее повышение качества и уровня жизни населения на основе развития и эффективного использования человеческого потенциала, технико-технологического перевооружения и совершенствования структуры экономики, роста ее конкурентоспособности. На этом этапе должно быть завершено создание необходимой законодательной и правовой базы устойчивого развития, заложены основы для формирования новой модели белорусской экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство благ и услуг, обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста и позволяющей решать задачи повышения благосостояния народа, безопасности страны, модернизации производственного аппарата, что потребует усиления экономической функции государства в построении основ рыночной экономики. Приоритетными направлениями в этот период должны стать: развитие человеческого потенциала на основе качественного совершенствования систем образования, здравоохранения, жилищного строительства и других отраслей сферы услуг; инновационное развитие национальной экономики; наращивание экспортного потенциала 
на основе повышения уровня конкурентоспособности, развития наукоемких высокотехнологичных ресурсе- и энергосберегающих экологически чистых отраслей и производств; развитие агропромышленного комплекса и социальное возрождение села.

Второй этап (2011-2020 гг.)- Целью этана является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах с материально-вещественных ценностей на духовно-нравственные. В этот период будут формироваться основы нового постиндустриального информационного общества с постепенным освобождением от стереотипов потребительства, новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства. Экономическое развитие предусматривается за счет создания зрелых институтов рыночной экономики, активизации структурных преобразований, расширения частного бизнеса, широкого внедрения достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, ускорения интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированного развития территорий и населенных пунктов. Совершенствование социальных процессов должно базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества.[2, 5-7]

Устойчиво развивающаяся  национальная экономика должна быть эффективной, конкурентоспособной и одновременно социально ориентированной, ресурсе- и энергосберегающей, экологозащитной. В связи с этим предусматривается совершенствование структур производства и потребления с учетом имеющихся ресурсов и оптимального уровня удовлетворения потребностей населения. Важнейшим средством обеспечения устойчивости развития национальной экономики и решения социальных задач является дальнейший рост валового внутреннего продукта, развитие межотраслевых комплексов и отраслей народного хозяйства. По сравнению с 2005 г. ВВП в 2020 г. предусматривается повысить в 2,3-2,5 раза, инвестиции в основной капитал - в 2,4-2,7, продукцию промышленности - в 1,6-1,7, сельского хозяйства - в 1,6, сферы услуг - в 2,4-2,6 раза.[1, 42-44]

В структуре  экономики страны в прогнозном периоде должна последовательно снижаться доля производства товаров до 37-38% в 2020 г. и возрастать доля сферы услуг до 50-52% соответственно. В структуре использования ВВП к концу прогнозного периода потребуется увеличение удельного веса накопления до 30-31% и доли инвестиций до 26-27% против соответственно 24-25 и 21-22% в 2005 г. При этом, несмотря на снижение в структуре ВВП доли конечного потребления, рост его объемов позволит последовательно увеличивать уровень потребления на душу населения.

На первом этапе (до 2010 г.) предусматривается повысить конкурентоспособность национальной экономики, прежде всего, за счет улучшения использования факторных условий (природные и трудовые ресурсы, научно-технический и инновационный потенциалы, производственная и социальная инфраструктура), а также создания привлекательного инвестиционного климата и благоприятных условий для предпринимательской деятельности, развития рыночной инфраструктуры, расширения внутреннего потребительского рынка. Для этого необходимо ускорить формирование социально ориентированной рыночной (многоукладной) экономики, повысить уровень ее эффективности за счет приоритетного развития отраслей и производств, конкурентоспособных как на внутреннем, так и на мировых рынках. В решении этих задач первостепенное значение имеет реализация Программы структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь.

На втором этапе (2011-2020 гг.) ставится задача приблизить структуру экономики Республики Беларусь к структуре хозяйства экономически развитых стран по удельному весу сферы услуг, доле прогрессивных V и VI технологических укладов, создать условия для формирования постиндустриального общества.

Главная цель структурных преобразований в промышленности - значительное расширение выпуска конкурентоспособной высокотехнологичной продукции на основе внедрения современных ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий. Реализация мер, предусмотренных Программой структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, позволит к 2010 г. увеличить долю новой научно-технической продукции в общем объеме выпуска почти в два раза и удельный вес наукоемкой продукции в объеме экспорта до 18-20%.[1, 44-45]

Для стабильного  обеспечения платежного спроса населения на высококачественные отечественные изделия предусматривается:

улучшение структурно-ассортиментной сбалансированности производства и потребления важнейших продовольственных и непродовольственных товаров с учетом потребностей конкретных групп населения; повышение конкурентоспособности отечественных товаров на основе модернизации производства; реструктуризация и совершенствование организационных структур с созданием небольших и средних предприятий, выпускающих товары для конкретных групп потребителей.

Информация о работе Экономический рост и его сущность