Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:52, курсовая работа
Основными задачами данной работы выступают последовательные этапы решения проблемы экономического развития: определение целей и характеристик экономического роста и экономического развития, выявление проблем, которыми занимается экономическое развитие, описание основных типов и факторов экономического роста, а также их положительных, отрицательных аспектов и влияния государства на рост и развитие экономики. В процессе выполнения работы использовались следующие методы исследования:
- изучение, и анализ научной литературы;
- обобщение изученной информации;
- моделирование, т.е. сравнение посредством графиков и таблиц.
Введение…………………………………………………………………………... 3
Глава I.
Cсущность и природа экономического роста.
Понятие экономического роста и его основные показатели…… 4
1.2. Проблемы экономического развития……………………………9
1.3. Цели и основные характеристики роста и развития экономики ………………………………………………………………………..11
1.4. Основные модели экономического роста……………………...16
1.5. Факторы экономического роста…………………………….….21
Глава II.
Типы экономического роста и их характеристика.
1.1Особенности экстенсивного типа…………………………………..25
1.2Интенсивный тип как более сложный тип эконом-го роста…… 29
Государственное регулирование экономического роста……………...... 35
Глава III.
Перспективы развития и экономического роста Мурманской области ………39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..……..46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..………………..49
Интенсивный тип экономического
развития основывается на широком использовании
более эффективных средств
Интенсивное расширенное
воспроизводство обладает рядом
особенностей. Это – более прогрессивный
тип экономического роста, поскольку
решающую роль в подъеме эффективности
вещественных условий производства
начинает играть новый «мотор» - достижения
науки и техники. В связи с
этим в масштабе общества развивается
производство научно-технической информации,
которая, в конечном счете, воплощается
во все более эффективные средства
производства. Одновременно система
образования, подготовки и переподготовки
кадров обеспечивает повышение культурно-
Несомненным достоинством интенсивного
увеличения производства является то,
что оно преодолевает преграды экономического
роста, порожденные известной
Между тем интенсификация связана с глубокой прогрессивной перестройкой структуры народного хозяйства11, широкой подготовкой кадров инициативных и высокопрофессиональных работников. Особенности интенсивного типа расширенного воспроизводства состоят в том, что при нем возможны очень высокие темпы экономического роста, а вместе с тем научно-технический прогресс может вызывать безработицу, которая усиливается в трудоизбыточных регионах страны.
В зависимости от тех или иных направлений экономии производственных ресурсов различают несколько видов интенсификации .
Трудосберегающий вид
интенсификации предполагает, что новая
техника вытесняет из производства
рабочую силу. В этом случае темпы
роста выпуска продукции
Такой вид интенсификации наиболее характерен для начальных периодов развития машинного производства – индустриализации народного хозяйства. Технический прогресс, а, следовательно, вытеснение рабочей силы из производства происходит быстрее всего в I подразделении (производстве средств производства) и медленнее – во II подразделении (производство предметов потребления). Очевидно, что в этом случае производство набирает темпы главным образом за счет средств производства, особенно тех, которые выпускаются ради самого производства. Не случайно данному виду экономического роста свойственно острое противоречие: между ускоренным ростом производства ради производства и все большим отставанием от него производства предметов потребления. Такое противоречие неблагоприятно сказывается на жизненном уровне населения.
Капиталосберегающий вид
интенсификации: благодаря применению
более эффективных машин и
оборудования, сырья и материалов
достигается экономное
Наконец, всесторонняя интенсификация
– это такой вид экономического
роста, при котором используются
все указанные формы
В противовес затратному экстенсивному наращиванию производства всесторонняя интенсификация обеспечивает антизатратную траекторию экономического роста. Она наглядно изображена на графике , где приведены условные данные.
На графике видно, что быстрее всего растет объем национального дохода (НД), несколько медленнее увеличивается выпуск средств производства (Ко) и численность рабочей силы (Р). В итоге снижается стоимость единицы продукции (Сс), расширенное же воспроизводство приобретает качественно новые черты .
Новое качество экономического развития
Экономичность
производства структуры
хозяйства потребления
Рост технического
уровня и качества
продукции продукта
Новое качество экономического развития выражается прежде всего в возрастающей экономичности производства национального дохода: уменьшаются затраты труда и средств производства в расчете на единицу национального дохода. Существенно улучшается все хозяйственное развитие, неуклонно повышается научно-технический уровень и качество выпускаемой продукции. Это является прямым следствием перехода к более технологическому способу производства.
Новое проявляется в создании
современной структуры
Прогресс виден и в
том, что уменьшается доля промежуточного
продукта и соответственно увеличивается
удельный вес конечного продукта,
идущего в потребление. Такое
структурное изменение –
Улучшение расширенного воспроизводства достигается, когда в составе национального дохода возрастает доля продуктов потребления по сравнению со средствами производства, идущими для накопления. В результате повышается уровень и качество жизни населения, растет социальная эффективность хозяйственного развития.
При новом качестве экономического
развития существенно меняются пропорции
воспроизводственного процесса. Относительно
медленнее растет производство средств
производства и, наоборот, возникает
тенденция к ускорению
2. Государственное
регулирование экономического
Государство12 играет значительную роль в регулировании экономического роста, и поэтому следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшим образом могут стимулировать этот процесс:
При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического роста большинство экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей, - капиталоемкость и склонность к сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования.
Год |
Количество труда (часы) |
Производительность труда (долл. в час) |
Реальный объем ВВП (долл.) |
1 |
800 |
50 |
40000 |
2 |
1000 |
50 |
50000 |
3 |
1000 |
60 |
60000 |
1.Рассчитайте реальные объемы ВВП:
ВВП = Количества труда (часы) * Производительность труда (2.1.)
1год:
2год:
3год:
2.Рассчитайте темпы
Экономический рост = (2.2.)
2 год: = 1,25 или 125%.
3 год: = 1,2 или 120%.
3.Какие факторы
Анализирую полученные данные можно предположить, что определяющим фактором во 2-ом году, является количество труда. Количество труда возросло по сравнению с 1-м годом на 1.25, а также произошло увеличение реального ВВП на 25% ((100-800)/800*100%).
А определяющим фактором
в 3-ем году несомненно
4.Как можно охарактеризовать
экономическую динамику во
Как нам стало известно из предыдущего задания, в 2-ом году определяющий фактор был количество труда. А так как экстенсивный рост формируется за счет привлечения дополнительных факторов производства. В данном случае за счет фактора – труд. Так что можно утверждать, что во 2-ом году преобладал экстенсивный рост.
В 3-ем году определяющий фактор
был производительность труда. А
интенсивный тип экономического
развития основывается на широком использовании
более эффективных средств
Глава III.
Перспективы развития и экономического роста Мурманской области .
Сегодня13 Мурманская область – один
из наиболее промышленно развитых и привлекательных
для инвесторов регионов России. В основе
этой привлекательности – богатейшие
природные ресурсы Кольского полуострова,
омывающих его морей, перспективы освоения
углеводородов шельфа Западной Арктики,
расширение Мурманского транспортного
узла и открывающиеся возможности трансконтинентальных
маршрутов по Северному морскому пути.
Область является крупным транспортным
узлом, имеющим федеральное значение,
который включает незамерзающий глубоководный
порт, торговый, рыбодобывающий флота
и атомный ледокольный флот, осуществляющий
навигацию по Северному морскому пути,
высокую обеспеченность железнодорожными
и автомобильными магистралями, аэропорты,
в том числе международный, а также транспортные
коридоры в Европу, Азию и Америку. Кроме
того, Мурманская область достаточно обеспечена
электроэнергией, имеет неплохие перспективы
развития этой отрасли. Правительство
и предприятия региона открыты для экономического
и научно-технического сотрудничества
с деловыми партнерами из других регионов
России и из-за рубежа.
Правительством Мурманской области разработаны
основополагающие документы развития
региона на долгосрочную и среднесрочную
перспективу:
- Стратегия экономического развития Мурманской
области до 2015 года утверждена постановлением
Правительства Мурманской области №251-ПП
от 20.12.2001;
- Программа социально-экономического
развития Мурманской области до 2008 года
утверждена Законом Мурманской области
и зарегистрирована в Министерстве экономического
развития и торговли Российской Федерации.
Правовое регулирование инвестиционной
деятельности является одним из существенных
факторов, воздействующих на инвестиционную
активность в области. На территории региона
приняты:
- Закон Мурманской области «О государственном
регулировании инвестиционной деятельности»,
предусматривающий государственное регулирование
и государственную поддержку инвестиционной
деятельности на территории Мурманской
области;
- региональная целевая программа «Развитие
инвестиционной деятельности в Мурманской
области» на 2007 – 2010 годы. Программа направлена
на более благоприятные условия для привлечения
отечественных и зарубежных инвестиций.
В рамках РЦП проведен открытый конкурс
по выбору организации на оказание услуг
по присвоению Мурманской области международного
кредитного рейтинга. Победителем признана
компания «Fitch Ratings Ltd».
Fitch присвоило Мурманской области национальный
долгосрочный рейтинг «А+(rus)». Национальный
долгосрочный рейтинг Мурманской области
выше, чем в Ленинградской области и Карелии.
Также агентство присвоило области долгосрочные
рейтинги в иностранной и национальной
валюте «ВВ-» (ВВ минус) и краткосрочный
валюте рейтинги в иностранной валюте
«В». Прогноз по долгосрочным рейтингам
в иностранной и национальной валюте и
национальному долгосрочному рейтингу
– «Стабильный».
Рейтинги Мурманской области учитывают
низкую долговую нагрузку региона и хорошие
показатели местной экономики, обеспечивающие
стабильный рост налоговых доходов, а
также положительный операционный баланс,
достаточный для покрытия потребностей
в обслуживании долга. Прогноз «Стабильный»
отражает ожидания Fitch, что экономический
рост обеспечит прирост доходов, который
будет способствовать повышению бюджетных
показателей области и увеличению капитальных
расходов на изношенную инфраструктуру;
- региональная целевая программа «Развитие
системы ипотечного кредитования и жилищного
строительства в Мурманской области»
на 2006-2010 годы. В рамках реализации программы
создан региональный оператор ОАО «Агентство
ипотечного жилищного кредитования Мурманской
области»;
- разработан законопроект «О внесении
дополнений в некоторые законодательные
акты Мурманской области в целях установления
льготного налогообложения при осуществлении
инвестиционной деятельности на территории
Мурманской области», где предусмотрены
налоговые льготы на имущество организаций
и преференции для инвесторов. Следует
учитывать, что федеральные и региональное
законодательство влияет не только на
степень инвестиционного риска, но и на
возможности инвестирования в те или иные
сферы или отрасли.
Основным
источником инвестиций в экономику региона
являются собственные средства предприятий,
которые составляют до 60 % всех средств,
направляемых на инвестиции. Однако, учитывая
тенденции развития Мурманской области
в краткосрочной перспективе, структура
инвестиций будет меняться в сторону увеличения
доли привлеченных средств, в первую очередь
кредитов и финансовых средств институциональных
инвесторов.
Вклады населения области в банках на
срок свыше одного года за 2007 год достигли
22.6 млрд.рублей. Поэтому одной из
основных задач Правительства Мурманской
области в сфере инвестиционной деятельности
на среднесрочную перспективу становится
создание механизмов и гарантий для долгосрочного
вложения средств, снижения рисков их
возврата и обеспечения деятельности
институциональных инвесторов.
За 2007 год объем инвестиций в основной
капитал за счет всех источников финансирования
составил 25.9 млрд. рублей.
Объем финансирования
87 объектов по адресной инвестиционной
программе в 2007 году составил 1011.6 млн.
рублей. Рост объемов финансирования в
рамках АИП, направленный, прежде всего,
на развитие и укрепление материальной
базы учреждений социальной сферы, составил
263 % к уровню 2006 года. В текущем году необходимо
разработать адресную инвестиционную
программу на 2009-2011 годы.
Инвестиционные
проекты, которые предполагается осуществить
в 2007-2015 годах позволят увеличить валовой
региональный продукт и объем промышленного
производства к 2015 – в 2,5 раза. В ближайшие
три года планируется инвестировать в
энергетику – 9.0 млрд. рублей, черную металлургию
– 8.7 млрд. рублей, цветную металлургию
– 10.0 млрд. рублей, химическую и нефтехимическую
промышленность – 8.5 млрд. рублей. Всего
инвестиции в экономику Мурманской области
за 2008-2010 годы могут составить около 140
млрд. рублей.
Перспективные инвестиционные проекты
развития области, имеющие федеральное
значение.
1. В 2006 году межведомственной комиссией
по размещению производительных сил Мурманской
области одобрена Декларация о намерениях
инвестирования в разработку платинометалльного
месторождения Федорова Тундра. Проект
стоимостью около 17 млрд. рублей является
практическим результатом совместного
труда ученых Кольского научного центра
РАН, геологов и недропользователей. Проект
осуществляет консорциум в составе ОАО
«Пана», компании «Cascadia», владеющих лицензией
на разработку и результатами геологоразведки
и компании «Barrick», осуществляющей финансирование
проекта. В ближайшие 3 года будет создано
почти 700 новых высокооплачиваемых рабочих
мест. Бюджеты всех уровней получат дополнительно
около одного миллиарда рублей ежегодно.
2. Основные стратегические направления
развития транспортного комплекса региона
будут связаны с реализацией проекта «Комплексное
развитие Мурманского транспортного узла»
федеральной целевой программы «Модернизация
транспортной системы России».
В последнее время удалось немало сделать,
чтобы повысить эффективность и конкурентоспособность
Мурманского транспортного узла. Реконструкция
торгового порта и дноуглубительные работы
в Кольском заливе позволили принимать
суда водоизмещением более 200 тысяч тонн
(такими возможностями не располагает
ни один порт в европейской части России).
Построены нефтеперегрузочные комплексы
общей мощностью по переработке более
20 млн. тонн нефти.
Проводимая реконструкция портов области,
строительство рейдовых нефтеперегрузочных
комплексов создают хорошие предпосылки
для развития Мурманского транспортного
узла не только в традиционном направлении,
но и для постепенного превращения его
в крупный нефтеперевалочный порт России
и севера Европы.
Строительство контейнерного терминала
в Мурманском торговом порту позволит
привлечь грузы транзитных направлений
Север – Юг и Восток – Запад.
В 2006 году
Минтранс России провёл конкурс на разработку
обоснования инвестиций по проекту «Комплексное
развитие Мурманского транспортного узла».
Стоимость государственного контракта
– 215 млн. руб. Проект будет представлен
в ноябре 2007 года.
Министерством экономического развития
России на основании подписанного президентом
РФ закона о портовых зонах объявил конкурс
по отбору таких зон.
Особая экономическая зона портового
типа в порту Мурманск будет включать
новые территории на западном берегу Кольского
залива в устье р. Лавна, где намечается
строительство нефтяного и угольного
терминалов и комплекса перегрузки генеральных
грузов, территорию Мурманского морского
торгового порта, а также территорию ОАО
«Мурманский судоремонтный завод морского
флота». Особая экономическая зона призвана
стимулировать развитие портового хозяйства
и портовых услуг, конкурентоспособных
с зарубежными портами, прежде всего нашими
соседями.
В число приоритетных мероприятий, обеспечивающих
развитие транспортной системы Северо-Западного
Федерального округа, включен проект реконструкции
взлетно-посадочной полосы Мурманского
аэропорта. Реализация данного проекта
планируется в текущем году.
2. Основные надежды и возможные прорывы
в экономике региона Правительство Мурманской
области связывает с освоением нефти и
газа шельфа и побережья Северных морей.
Мурманская область уже в ближайшей перспективе
может стать базовым регионом освоения
углеводородных ресурсов Арктического
шельфа. Начиная с 2008 – 2010 г.г., прогнозируется
активная добыча углеводородного сырья
на шельфе Арктических морей и, в перспективе,
обеспечение России углеводородным сырьем
в значительной мере будет достигаться
за счет освоения месторождений ее морской
периферии, причем значение «морской»
компоненты по мере исчерпания возможностей
суши будет непрерывно возрастать.
Наиболее
перспективным на нефть и газ является
шельф Западной Арктики, занимающий более
2.6 млн. км2 под водами Баренцева,
Печорского и Карского морей. Он содержит
около 75% всех запасов углеводородов шельфа
России и может рассматриваться как регион
долговременной стратегической перспективы
развития нефтегазовой отрасли.
Разведанные запасы нефти по выявленным
месторождениям и прогнозируемые ресурсы
по перспективным структурам позволяют
считать, что в недалеком будущем здесь
будет сформирован новый нефтедобывающий
регион. Близость к индустриально развитым
районам европейского севера России –
потенциальным потребителям нефти и газа,
возможность транспортировки через незамерзающий
порт Мурманск в Западную Европу и Америку
– все это создает предпосылки для развития
сырьевой базы и организации добычи углеводородов
в этом регионе.
В сентябре 2005 года на заседании межведомственной
комиссии по размещению производительных
сил Мурманской области одобрена «Декларация
о намерениях инвестирования в строительство
объектов обустройства Штокмановского
ГКМ с учетом применения технологии сжижения
газа с выполнением многофакторного анализа
выбора площадки размещения завода сжижения»,
которую представил Гипроспецгаз по поручению
ОАО «Газпром». Сырьевой базой проекта
служит Штокмановское ГКМ, его запасы
оцениваются в 3.7 трлн.м3 газа. Проект
потребует капитальных вложений в сумме
до 70 млрд. долларов США, в том числе 17 млрд.
долларов США - в Мурманской области. В
ноябре 2005 года подписано Соглашение о
сотрудничестве между Правительством
Мурманской области и ОАО «Газпром». Учитывая
заинтересованность Сторон в развитии
взаимовыгодного экономического и научно-технического
сотрудничества на долгосрочной и стабильной
основе, Соглашением определены первоочередные
направления деятельности ОАО «Газпром»
на территории Мурманской области, в т.ч.
подготовка к реализации программ, связанных
с освоением нефтегазовых месторождений
шельфа Баренцева моря, включая Штокмановское
месторождение.
Информация о работе Экономический рост :типы, модели, проблемы