Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 15:10, курсовая работа
Целью данной работы является изучение российской бедности и неравенства в экономическом аспекте, их особенностей и способов преодоления. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть последствия бедности и экономического
неравенства для российской экономики;
исследовать особенности и характерные черты бедности и
неравенства в России;
выявить возможные способы выхода из сложившейся ситуации и
рассмотреть политику социальной защиты населения.
Введение…………………………………..……………………………………3
Глава 1. Теоретический аспект анализа трудовых доходов и бедности ..….5
Понятие, причины и критерии бедности ……………………………..5
Понятие «Трудовые доходы» и их роль в обеспечении качества жизни……………………………………………………..……. .............9
Глава 2. Экономическое неравенство и бедность как проблемы российской экономики …………………………………………………………………….13
2.1. Особенности, тенденции, динамика и результаты неравенства в
России…………………………………………………………………………13
2.2. Социальная защита населения в России………………………………16
Заключение …………………………………………………………………..21
Список источников ………………………………………………………….24
Общество охраняет и защищает трудовые доходы людей. В то же время оно дает отпор стяжательским устремлениям отдельных лиц, стремящихся жить за счет чужого труда.
Основная нагрузка по финансированию роста трудовых доходов населения, улучшению условий и охраны труда работников, повышению качества рабочей силы, совершенствованию пенсионного обеспечения и социального страхования, помощи семьям с детьми, сдерживанию массовой безработицы, помощи временно не работающим гражданам ляжет на предприятия, бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, финансовые ресурсы которых при их рациональном расходовании позволят осуществить намеченные меры.3
Нормативно – правовые документы регламентирующие трудовые доходы:
«О развитии системы сертификации персонала в РФ» Постановление Минтруда и СР РФ, от 29 апреля 1997 г., № 21/9.
Трудовой кодекс РФ. Принят ГД 21 декабря 2001 г., СФ— 26 декабря 2001 г., вводится в действие с 1 февраля 2002 г. (до этого действовал «Кодекс законов о труде РСФСР от 9 декабря 1971 г.»).
«О милиции». Закон РФ № 1026-1 от 18 апреля 1991 г.
«О федеральных органах налоговой полиции». Закон РФ от 24 июня 1993 г.
«О центрах психологической диагностики МВД, ГУВД, УВД (с изменениями от 25 мая 1996 г.)». Приказ МВД РФ № 330 от 22 августа 1995 г.
«Об утверждении Положения о психологической службе таможенных органов РФ». Приказ ГТК РФ № 402 от 7 июля 1997 г.
Об утверждении разрядов
оплаты труда и тарифно-
Об охране труда
«Об основах охраны труда в РФ». Федеральный закон. Принят ГД 23 июня 1999 г., одобрен СФ 2 июля 1999 г. // Бюллетень Минтруда, 1999, № 8.
«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Федеральный закон. 1998-1999-2000.
«О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда». Постановление Минтруда и СР РФ от 14 марта 1997 г. № 12.
Переход в России от государственной системы формирования доходов населения и гарантированной государством системы социального обеспечения всего населения к рыночным принципам формирования доходов граждан неизбежно вызвал кардинальные изменения во всей системе доходов. Об этом свидетельствуют данные таблицы [Приложение 2]. Эти изменения сочетались с падением объёмов производства, разрушением традиционных хозяйственных связей и приватизацией государственной собственности.
Произошло значительное изменение
источников доходов населения. С
одной стороны, происходило снижение
доли оплаты труда в исчислении денежных
доходов в силу объективного и
оправданного увеличения доходов от
собственности и
Это нашло выражение в разрыве между доходами самых бедных и самых богатых слоёв населения. Социальное неравенство в получении доходов нашло своё выражение в дифференциации расходов.
Таким образом, сформировались существенно различающиеся, фактически полярные группы по уровню доходов, уровню и характеру потребления благ. России оказалась перед сложной задачей - внести существенные изменения в характер распределения доходов в обществе при одновременном увеличении объёмов денежных доходов на душу населения.
О сложности данной задачи говорит тот факт, что хотя за 2004 - 2011 гг. номинальные среднедушевые денежные доходы увеличились значительно - с 3337,2 руб. в декабре 2004 г. до 15 880 руб. в декабре 2011 г., этот рост не сопровождался серьёзными изменениями структуры доходов населения в сторону более справедливого распределения благ. Об этом свидетельствует дальнейший, хотя и более медленный, рост коэффициента Джинни, который достиг в 2008 г. 0,406, продолжающийся рост коэффициента фондов. Конечно, позитивным является то, что рост данных показателей замедлился, однако прежние тенденции поляризации доходов далеко еще не преодолены.
Черта бедности (poverty line) Ориентировочный уровень дохода, позволяющий не опуститься до нищеты. Этот уровень зависит от многих факторов: количества иждивенцев в семье, пристрастия к дурным привычкам, включая алкоголь и табак; необходимости платить проценты по займам, взятым по причине чрезмерных предыдущих трат; способности расходовать столько денег, сколько у них есть. Страны различаются также тем, в какой мере некоторые потребности например медицинское обслуживание, обеспечиваются коллективно. Из-за этого бедность, похоже, будет приносить значительные страдания, до тех пор, пока минимальный доход не превысит уровня, достаточного для средней семьи со средним уровнем развития, без долгов, пороков и совершенно здоровой.
Направления и механизмы снижения уровня бедности.
Среди государственных мер по снижению бедности выделяют:
Предпринятые меры по легализации скрытых доходов через введение единой ставки налога на доходы физических лиц несколько снизило долю данных доходов. По данным Минэкономразвития и торговли РФ, основную часть денежных расходов населения составляют потребительские расходы - их доля уменьшилась с 77,7% в 2006 г. до 68,5% в 2011 г. При этом доля покупки товаров также устойчиво сокращалась (соответственно с 62 до 54,4%), а доля оплаты услуг, напротив, возрастала - с 14,9 до 18,8%. Однако, следует отметить, что в 2012 г. тенденция сокращения потребительских расходов в денежных расходах населения существенно изменилась. Указанная доля в 2012 г. по сравнению с 2011 г. возросла с 68,5 до 69,3%. Потребительская активность населения в 2012 была столь велика, что привела к росту доли потребительских расходов в доходах населения, которая до этого непрерывно снижалась, начиная с 2005 г. В целом подобная динамика достаточно прогрессивна с учётом роста общего уровня доходов и формирования более сбалансированной структуры расходов населения. Позитивным аспектом прогрессивного изменения структуры расходов населения является также тенденция к росту сбережений населения.4
В современных условиях система социальной защиты населения имеет большое значение для экономического и социального развития России. Её качественные и количественные параметры определяют порядок в стране, степень согласия в обществе, устойчивость экономической динамики, что особенно актуально в период экономического кризиса. При формировании дальнейшей политики социально-экономического развития регионов России особое внимание необходимо уделить факторам, которые обеспечивают рост экономических показателей. Одним из таких факторов является обеспечение социальной защиты населения. Социальная защита - это совокупность институтов и комплекс экономических, социальных и правовых мер экономической политики, направленных на предупреждение или смягчение негативных последствий для отдельного человека или группы людей действия социальных рисков и угроз и обеспечивающих всем гражданам равные возможности для сохранения определённого уровня жизни.
Социальная защита, её институты и меры призваны обеспечить социальную устойчивость положения граждан независимо от их статуса и положения в обществе. Она тем самым выполняет важнейшую функцию обеспечения нормальной жизнедеятельности всех членов общества, включённых в трудовые отношения, так и по тем или иным причинам не являющихся субъектами последних. Отсюда - многообразие форм социальной защиты, их постоянное развитие и изменение. Благодаря этой роли социальной защиты в поддержании социальной устойчивости она одновременно позволяет сглаживать противоречия и минимизировать неблагоприятные последствия социально-трудовых отношений, недостатки распределения доходов, обеспечить гарантии доступа к благам лиц, которые по тем или иным причинам не включены или не были включены в трудовую деятельность.5
Следовательно, социальная защита в системе социальной устойчивости общества выполняет следующие функции. Во-первых, она обеспечивает определённые минимальные гарантии для всех граждан страны по доступу к базовым (основным) социальным благам, обеспечивающим жизнедеятельность любого человека. Во-вторых, она обеспечивает страхование граждан страны от рисков, возникающих в процессе их жизненного цикла. В-третьих, она обеспечивает помощь и поддержку гражданам страны, которые в силу тех или иных причин поставлены в трудное, а иногда особо сложное положение в обществе.
Исходя из роли и основных функций социальной защиты, можно выделить следующие основные её направления:
Социальное страхование
- направление социальной защиты населения,
предназначенное для
В России эффективное управление финансовыми средствами на социальное страхование призваны обеспечивать государственные внебюджетные социальные фонды (ВСФ): пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ); Фонд социального страхования (ФСС); Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФМС).
Внебюджетные социальные
фонды являются финансовыми учреждениями
при Правительстве РФ и формируются
в основном за счёт средств работодателей,
а также бюджета и в
Обязательное социальное
страхование – одна из основных
форм социального обеспечения, осуществляемая
в соответствии с федеральным
законом от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об
основах обязательного
Пенсионеры – лица, постоянно
проживающие в Российской Федерации
и реализовавшие право на получение
пенсии в соответствии с законодательством
Российской Федерации и
Средний размер назначенных пенсий определяется делением общей суммы назначенных пенсий на численность пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации таблица 2.3. (см. Приложение 1).
Социальная помощь - оказание
поддержки гражданам,
Информация о работе Экономическое неравенство и бедность как проблемы российской экономики