Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 13:19, реферат
Экономические потребности еще определяют как внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности. Различают первичные, жизненно важные потребности (пища, одежда, жилище) и вторичные (досуг).
Американский социолог российского происхождения Маслоу предложил классификацию потребностей, ставшую общепринятой в социальных науках. Она включает 5 уровней: потребность в материальных благах, в безопасности, в отношениях с другими людьми, в признании со стороны окружающих, в самореализации. Считается, что потребности эти образуют иерархию. Только после сравнительно полного обеспечения потребностей одного уровня внимание лица, принимающего решение, переключается на потребности следующего уровня. Экономическая теория имеет дело в основном с первым и вторым уровнями.
1. Предмет экономической теории
1.1. Экономические потребности и ресурсы
1.2. Экономический выбор: альтернативные издержки, производственные возможности
1.3. Экономические агенты и экономический кругооборот
Задачи и упражнения
Литература
2. Экономические системы
Задачи и упражнения
Литература
3. Очерк истории экономических учений
Задачи и упражнения
Литература
4. Метод экономической теории
Задачи и упражнения
Литература
5. Рыночное равновесие
5.1. Спрос и факторы его определяющие
5.2. Предложение и факторы его определяющие
5.3. Равновесие спроса и предложения. Дефицит и излишки
5.4. Выигрыш потребителя и производителя
Задачи и упражнения
Литература
6. Эластичность спроса и предложения
6.1. Эластичность спроса по цене и факторы ее определяющие
6.2. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса
6.3. Эластичность предложения
Задачи и упражнения
Литература
7. Теория поведения потребителя
8. Производство и экономические издержки
Этих двух предположений (о наборах и о сравнениях) оказывается достаточно, чтобы построить непротиворечивую теорию потребительского выбора. Эту теорию разработал Дж. Хикс – первый нобелевский лауреат по экономике.
А1 = А2 = А = С, где С – некоторое значение полезности. Все Аn, принадлежавшие АА1 = С. Товарный набор В > C, а товарный набор D < C.
Если нам удастся выявить все точки с одинаковой полезностью, то мы получаем кривую безразличия – ГМТ в пространстве товаров, обладающие с точки зрения потребителя одинаковой полезностью. Это понятие ввел Эджуорт.
Для того чтобы математические выводы были более строгими, вводятся предположения:
Кривые безразличия имеют некоторые свойства:
Вывод: в каждый данный момент времени мы будем считать, что потребитель имеет систему предпочтений. Это означает, что он как бы упорядочил (проранжировал все товарные наборы с точки зрения их полезности) все пространство товаров. Если мы рассмотрим область потребительского выбора, то мы увидим, что она равномерно наполнена кривыми безразличия. Чем дальше она от начала координат, тем выше полезность. Стремление потребителя заключается в том, чтобы достичь как можно более дальней точки. При движении по кривой безразличия происходит эквивалентное замещение одного товара другим при той же полезности набора. В действительности пространство товаров N-мерное. Тогда будет не кривая безразличия, а поверхность безразличия.
№4. ФУНКЦИЯ ПОЛЕЗНОСТИ.
Условие задачи :
Свойства:
Это неоклассическая функция.
Пример: , где a > 0, b < 1
Общее положение: для описания поведения потребителя можно использовать особую функцию с перечисленными свойствами (неоклассическая функция потребления).
Экономический смысл: мы рассматриваем пространство товаров, в котором мы можем рассмотреть различные уровни полезности (C – значение полезности). qi > 0 означает, что все товары необходимы. Свойство 2a показывает, как изменится полезность набора, если увеличить на единицу количество одного из благ – предельная полезность (Uj). В свойство 2b показывает: если в одном наборе мы последовательно наращиваем количество одного из благ, то предельная полезность уменьшается – закон Госсена.
Отныне мы можем считать, что каждый потребитель имеет собственную функцию полезности. С помощью этой функции он может определить полезность любого уровня благ. Если C – число, то возвращаемся к количественному подходу. Если C нельзя определить до числа, то остаемся в рамках порядкового подхода. Количественный и порядковый подход не противоречивы.
Глава 2: Формирование индивидуального рыночного спроса.
№1. АНАЛИЗ КРИВЫХ БЕЗРАЗЛИЧИЯ.
Требуется определить, как происходит эквивалентное замещение одного блага другим?
Условие задачи:
Пусть изменяется количество блага q1. Необходимо определить, насколько должно измениться количество q2, чтобы общая полезность набора не уменьшилась (q2 – ?).
Решение задачи:
Мерой эквивалентной замены 2-х благ в потреблении является специальный показатель: – интервальная норма взаимной замены. Интервальная норма взаимной замены показывает, на сколько единиц нужно уменьшить потребление второго товара при увеличении первого товара на единицу при условии, что общая полезность неизменна. При последовательном увеличении количества одного и того же товара в наборе нам будет требоваться все меньшее количество второго товара для поддержания уровня полезности. Из этого следует два вывода:
– предельная норма замещения.
MRS показывает, как изменится потребление 2-ого товара при небольшом изменение 2-ого товара при неизменном уровне полезности – та же интервальная норма, но только в точке.
О возможностях эквивалентной замены благ можно судить по показателю предельной нормы замещения. Видно, что MRS двух благ должна быть каким–то образом связана с величиной предельной полезности. Рассмотрим некоторую неоклассическую функцию U(q1, q2). Известна формула Эйлера:
Экономический смысл: если q1 растёт, то MRS падает, а U1 стремится к 0 и U2 стремится к бесконечности Þ U1/U2 ® 0. Общая тенденция: q1 растет ÞU1 падает Þ MRS быстро падает.
№2. БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ.
Условие задачи:
R – бюджет потребителя – количество денег, которым он обладает. Пусть известны цены товаров . Запишем условие полного расходования бюджета потребителя. Пусть потребитель приобрел набор q1 и q2.
Требуется найти все комбинации товаров, которые потребитель может приобрести при данном бюджете и данных ценах.
Решение задачи:
Экономический смысл: рассмотрим различные наборы товаров, которые потребитель желает приобрести: набор А – может пробрести; набор D – может; B – нет. Бюджетное ограничение делит все пространство на 3 части.
Свойства:
№3. РАВНОВЕСИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ.
При известных предпочтениях потребителя, заданной системе цен и бюджете надо определить оптимальный потребительский набор.
Эта задача имеет две постанов
Условие задачи 1:
Решение 1:
Рассмотрим 3 кривых безразличия. Потребительские наборы, лежащие на 1-ой кривой недоступны. На 3-ей кривой доступны многие ситуации. На 2-ой кривой существует один набор, который можно купить. Обозначим его точкой Е. Заметим, что не существуют других наборов, которые достигают E в полезности и находятся в рамках бюджета. Все наборы на 2-ой кривой лучше, чем на 3-ей. Решением этой задачи будет точка, полученная в результате касания бюджетной линии и максимально удаленной от начала координат кривой безразличия. При заданном бюджете цель потребителя – найти максимально удаленную от начала координат кривую безразличия. Точка касания единственная, следовательно, задача решена и имеет единственное решение.
Условие задачи 2:
Известно предпочтение. Задан целевой уровень благосостояния.
Решение задачи 2:
При заданных ценах, потребительском
бюджете и потребительском
Существует правило, которое называется условие равновесия потребителя:
отсюда
Экономический смысл: предложим, потребитель осуществил закупки 1–ого и 2–ого товаров. Рассмотрим последние закупленные единицы обоих товаров. При оптимальном плане закупок предельная полезность от закупки каждого товара в расчете на единицу затрат, должна быть постоянной – правило условия равновесия потребителя.
Надо найти потребительский набор, который возвращает максимум этой функции при заданном ограничении
Данная задача относится к классу
задач нелинейного
№4. СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТАТИКА
Существуют 2 модели: