Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 08:32, статья
В статье рассмотрены теоретические и практические направления совершенствования SWOT-анализа как современного инструмента управленческого анализа, представлено практическое использование этого метода на примере крупного машиностроительного предприятия ФГУП ПО «Стрела» (г. Оренбург).
Знание действия зависит от знания причины и заключает в себе последнее. (Б. Спиноза) В статье рассмотрены теоретические и практические направления совершенствования SWOT-анализа как современного инструмента управленческого анализа, представлено практическое использование этого метода на примере крупного машиностроительного предприятия ФГУП ПО «Стрела» (г. Оренбург).
SWOT-анализ применяется широко, но требует совершенствования.
В настоящее время SWOT-анализ применяется достаточно широко в различных сферах экономики и управления. Его универсальность позволяет использовать его на различных уровнях и для различных объектов: анализ продукции, предприятия, конкурентов, города, региона и т.д. Этот метод как инструмент управленческого обследования (управленческого анализа) можно использовать для любого предприятия, чтобы предотвратить его попадание в кризисную ситуацию. Технология SWOT-анализа, как ее чаще всего отражают в учебной и специальной литературе, заключается в характеристике:
Факторы сводятся в таблицу; по значимости, как правило, не ранжируются.
Как
показывает практика многие аналитики
и экономисты-менеджеры, работающие в
режиме недопущения предприятия до кризисного
состояния, используют именно этот вариант,
недопонимая исследовательского предназначения
SWOT-анализа. Другие специалисты прекрасно
понимают возможности SWOT-анализа, но в
условиях кризиса, когда ощущается резкий
дефицит времени для принятия решения
по его урегулированию и давление интересантов,
вынуждены проводить анализ в поверхностном
варианте. Как правило, и в первом и во
втором случаях исследование просто обрывается
на середине, ограничившись лишь простым
описанием внутренней и внешней среды
предприятия, хотя именно на этом этапе
самое интересное только и начинается.
Только на первый взгляд SWOT-анализ может
освоить любой начинающий аналитик (не
требуется знаний математики, теории вероятности,
статистики и т.д.). На самом деле здесь
нужны системные экономические знания,
опыт и интуиция. Заметим, что в научной
литературе содержание SWOT-анализа предполагает
в дополнение к двум вышеназванным моментам
(внутренняя, внешняя среда) и составление
матрицы SWOT-анализа. Имеются и другие модификации.
Развитие теории анализа и антикризисного
управления требует совершенствования
SWOT-анализа.
Внутренняя
среда и группировка
факторов внутренней
среды по специализированным
функциям
В литературе, так или иначе затрагивающей SWOT-анализ, описание элементов внутренней среды предприятия носит, как правило, поверхностный (неполный) характер, определяя лишь отдельные направления, на которые следует обратить внимание. В качестве исключения, пожалуй, можно выделить группировки, предложенные Симкиным Л. и Диббом С. в книге"Практическое руководство по сегментированию рынка". Но и она, при всей ее замечательности, все-таки не отражает всех сторон деятельности отечественного предприятия, хотя бы потому, что не включает такой важный блок как финансы. Интересным представляется рассмотрение организационной культуры предприятия. Однако этому вопросу не уделяется почти никакого внимания. Новое теоретическое направление управленческого анализа – функциональная диагностика или диагностика специализированных функций. Она дает возможность повысить качество управления промышленным предприятием. Поэтому, рассматривая совершенствование управленческого анализа в рамках SWOT-анализа, мы предлагаем сгруппировать факторы внутренней среды в соответствии с функциями предприятия:
3) Управление предприятием:
4) Финансы:
5) Персонал:
6) Снабжение:
7) Характер взаимодействия с клиентами:
8) Возможности организации, собственные ресурсы, инфраструктура:
9) Инновационная деятельность:
Предложенный
перечень элементов внутренней среды
является достаточно емким, характеризующим
состояние внутренней среды с различных
сторон. Такая группировка дает возможность
аналитику акцентировать внимание на
тех или иных аспектах деятельности. Заметим,
что в любой экономической системе все
тесно взаимосвязано и достаточно сложно
выделить непересекающиеся группы (блоки)
и, тем не менее, использование этих функциональных
блоков позволяет увидеть прежде всего
слабые стороны. Преимущество SWOT-анализа,
как метода, состоит в том, что он позволяет
сформировать набор элементов внутренней
среды в зависимости от поставленной цели,
будь то изучение маркетинговой деятельности
предприятия, исследование проблем управления,
оценка инвестиционной привлекательности
или диагностика конкурентоспособности.
Внешняя
среда и группировка
факторов внешней среды
SWOT-анализ,
помимо изучения внутренней
7. Природные факторы:
Следует
особо отметить, что каждый SWOT-анализ
сугубо индивидуален, поэтому он может
включать разнообразные вариации этих
элементов. Каждый аналитик делает свой
набор в зависимости от глубины исследования
и наличия необходимой информации. Если
среди рассматриваемых окажутся элементы
со «средними значениями», не являющиеся
ни преимуществом, ни недостатком, то они
в SWOT-анализе не отражаются.
Реализация
SWOT- анализа в ФГУП
ПО «Стрела» (г. Оренбург)
В целях демонстрации рассматриваемого метода и обобщения опыта его использования было выбрано федеральное государственное унитарное предприятие «Производственное объединение «Стрела» (г. Оренбург). В настоящее время ФГУП ПО «Стрела» входит в структуру Российского авиационно-космического агентства и относится к числу его ведущих предприятий. Оно ориентировано на выпуск сложной техники специального назначения, авиационной техники, гражданской продукции. По своему производственно-техническому потенциалу это многопрофильное предприятие современного машиностроения одно из крупнейших в оренбургской области, имеющее перспективы развития. Резкое снижение государственного заказа в 90-е гг. заставило предприятие осуществлять широкомасштабную конверсию и наладить параллельное производство товаров гражданского назначения самого широкого ассортимента. В настоящее время ФГУП ПО «Стрела» почти не утратило своего организационно технического потенциала и производит наукоемкую продукцию. В частности, особое место среди продукции гражданского назначения занимает производство легких вертолетов Ка-226.
Первый этап
Для
проведения SWOT-анализа на первом этапе
дадим характеристику внутренней среды
предприятия (таблица 1). При этом определимся
с целевой установкой анализа
– исследование факторов, определяющих
состояние предприятии, его устойчивость
и конкурентоспособность.