Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 17:24, реферат
Краткое описание
На протяжении столетий в России господствовала авторитарно-политическая культура, составной частью которой является бюрократическое управление. Отсюда возникает вопрос: в какой мере можно говорить о проявлении бюрократизма как общей тенденции русской культуры? Смена социально-политического устройства не приводит к немедленному изменению ментальности и внутреннего настроя людей. Поэтому в ежедневных проявлениях бюрократизма постоянно угадываются тени прошлого, которые оставили глубокий след в индивидуальном и коллективном сознании общества.
На протяжении столетий
в России господствовала авторитарно-политическая
культура, составной частью которой является
бюрократическое управление. Отсюда возникает
вопрос: в какой мере можно говорить о
проявлении бюрократизма как общей тенденции
русской культуры? Смена социально-политического
устройства не приводит к немедленному
изменению ментальности и внутреннего
настроя людей. Поэтому в ежедневных проявлениях
бюрократизма постоянно угадываются тени
прошлого, которые оставили глубокий след
в индивидуальном и коллективном сознании
общества.
Говоря об историографии
проблемы, необходимо отметить, что несмотря
на постоянную актуальность феномена
бюрократии, социальные науки еще не имеют
надежной теории, объясняющей природу
бюрократии на различных этапах общественного
развития. Это неудивительно: тема была
практически закрыта для исследований.
В советское время в основном разрабатывались
общие проблемы социального управления
и критиковались западные теории в этой
области. Свою оценку бюрократии, которую
никто из советских социологов не отваживался
пересмотреть, давал еще В. И. Ленин, отмечая
ее “всевластие”, но его оценка распространялась
на дореволюционные времена, где господствовали
капиталистические производственные
отношения, которым и служила старая государственная
машина подавления и угнетения. Но слом
старой машины не привел к ликвидации
бюрократии, она приобрела другие формы
и совсем другие властные возможности.
Его последователи, учитывая мощь и традиции
бюрократии в России, находили определенную
форму компромисса с нею. Они проводили
отдельные декларативные компании, не
задаваясь целью глубокого исследования.
После 1985 года вопросы, связанные с технологией
управления продолжали разрабатываться.
Проблемы бюрократии затрагивались во
многих работах перестроечного периода,
начало которым было положено многочисленными
публикациями в периодической печати.
Позже многие из них легли в основу первых
изданий по этой теме. Для них характерен
определенный эмоциональный настрой и
антибюрократическая эйфория, в которых
ярко выражалось стремление высказаться
о назревших проблемах общества и твердая
уверенность в возможности их быстрого
решения. Научная разработка проблемы
бюрократии и бюрократизма началась лишь
с 1985 г. В основном, это были работы, обращенные
к анализу нашего недавнего прошлого.
Появились научные публикации, в которых
было показано, что бюрократия остается
значимым фактором истории и нашего сегодняшнего
дня. Вышли в свет и работы, в которых утверждается,
что на рубеже 20-30-х гг. Сталин осуществил
государственный переворот и в дальнейшем
своем развитии Советское государство
опиралось не на живое творчество масс,
как требовал Ленин, а на партийно-государственную
бюрократию. Но можно ли говорить о живом
творчестве масс, если практически, оно
рано или поздно трансформируется в живое
творчество отдельных людей, которое с
течением времени превращается в живое
бумаготворчество.
Современные западные
социологи и политологи считают бюрократизацию
социальных и политических отношений
самоочевидным фактом. Еще Макс Вебер,
которого некоторые из его современников
склонны были называть «свирепым», в начале
века говорил, что на горизонте современной
цивилизации маячит бюрократия древнеегипетского
типа, усовершенствованная по последнему
слову науки и техники. Другим интересным
исследователем феномена бюрократии является
всемирно известный английский публицист-сатирик,
историк и политолог С. Н. Паркинсон. Его
работы написаны очень живым языком со
свойственным англичанам юмором, не без
помощи которого вскрываются всеобщие
законы кошмарной бюрократической нелепицы.
Таким образом, практически
все авторы единодушны в оценке бюрократии,
но существуют разные подходы к определению
его истоков, и, исходя из этого, к методам
его преодоления, а так же и к самой возможности
такового. Поэтому задача данного реферата
будет заключаться в том, чтобы по возможности
представить точки зрения различных исследователей
на феномен бюрократии, его социальную
и политическую сущность, современные
проблемы, связанные с бюрократизмом и
возможности преодоления его проявлений.
1. Бюрократия: источники
и сущность
Слово «Бюрократия»
в буквальном переводе означает господство
канцелярии (от фр. bureau - бюро, канцелярия),
власть аппарата управления. Само по себе
это слово не несет никакой негативной
нагрузки. Различные учреждения и конторы,
как звенья государственного аппарата,
органы управления предприятий и организаций,
создаются для управления происходящими
в подведомственных структурах процессами,
для организации связей между участниками
общественной жизни и между ними и обществом
в целом. При этом вполне логично, что эти
органы наделены определенной властью
в рамках своей компетенции. Но, в свою
очередь, предполагается, что они стремятся
не к собственным выгодам, а действуют
в интересах прежде всего тех, кто уполномочил
их управлять, удовлетворяют потребности
самих управляемых.
Исходя из буквального
значения слова «бюрократия», его часто
употребляют как синоним административного
управления. Кроме того, термином «бюрократия»
нередко обозначается рационально организованная
система управления, в которой работают
компетентные служащие на должном профессиональном
уровне. Такое понимание бюрократии во
многом связано с работами немецкого социолога
Макса Вебера (1864-1920), оставившего заметный
след в теории управления. В широком же,
и наиболее часто употребляемом применении,
а также в политической лексике термин
«бюрократия» и все производные от него
употребляются в ярко выраженном негативном
смысле, как своеобразное «контруправление».
То есть акцент смещается в сторону извращенных
форм управления (раздутость и запутанность
аппарата управления, многописание, подмена
законов подзаконными актами, волокита,
консерватизм, недоступность, протекционизм
и др.). Поэтому необходимо четко дифференцировать
само понимание термина «бюрократия»,
так как возникает возможность нивелировать
различия самих принципов управления
и отрицательных черт их проявления. То
есть «бюрократизм» необходимо воспринимать
как врожденный, тяжелый и хронический
недуг органов управления, который свойственен
любому обществу, не взирая на различия
в социально-политическом устройстве.
Этот недуг всеобъемлющ. При изменении
форм управления он способен к мутации
и приспособляемости. Такая непотопляемость
бюрократизма обусловливается прежде
всего источниками его появления, его
социальной, экономической и политической
базой.
Если кратко определить
сущность марксистского подхода, можно
сказать: бюрократия - это социальный организм-паразит
на всем протяжении своего исторического
существования, результат социально-классовых
антагонизмов и противоречий и материализация
политического отчуждения. Бюрократия
органически связана с экономическими
отношениями, политическими структурами
и идеологическими формами сознания. Марксистский
подход имеет свою систему понятий («бюрократическое
отношение - государственный формализм
- политический рассудок») и ключевые принципы
анализа (целостность, конкретность, монизм,
классовость и революционное отношение
к классовому обществу и государству).
Бюрократическое
отношение обусловлено экономически,
не зависит от интересов, сознания и воли
индивидов, определяет их действия, и потому
объективно. Бюрократическое отношение
- форма проявления социальных противоречий
между государством и обществом, аппаратом
управления и гражданами. Чиновники, включенные
в систему государственного аппарата
обладают своего рода монополией на политический
разум и мораль, и стараются снять с себя
вину за социальные противоречия и переложить
ее на общество и граждан. Причем высшие
уровни доверяют опыту и разуму низших,
а низшие делегируют высшему знание всеобщего.
Классики марксизма
пришли к выводу, что бюрократизм приобретает
тем большие масштабы, чем авторитарнее
политический режим, а степень его ограничения
зависит от степени демократичности. В
условиях авторитарного режима государство
сводится к «... выделенному из человеческого
общества аппарату управления... особого
разряда людей специалистов, чтобы управлять...».
В этих условиях государственный аппарат
приобретает определенную степень самостоятельности
по отношению к обществу, которое делегирует
этому аппарату властные полномочия. А
эта самостоятельность питает почву для
процветания бюрократии. У бюрократа «государственная
цель превращается в его личную цель, в
погоню за чинами, в делание карьеры»,
в удовлетворение своих материальных
потребностей. Такое безразличие к общественным
делам выражается в государственном
формализме, т.е. превращение политических
целей в канцелярские задачи, и наоборот.
Социальная почва государственного формализма
- отношения собственности (частной и государственной),
материальные интересы и разделение труда,
которое порождает корпоративные интересы.
Необходимость их защиты культивирует
устойчивые организационные формы. «Государственный
аппарат не может быть слишком простым.
Ловкость жуликов всегда в том и заключается,
чтобы усложнить этот аппарат и сделать
его загадочным».
Политический
рассудок есть форма мысли, которая
отражает бюрократические отношения и
государственный формализм. Политический
рассудок определяется материальным положением
индивидов, групп и классов. А чем более
политика выше над экономикой, тем бюрократичнее
государство. Бюрократизм возник еще в
рабовладельческом обществе и особенно
развился в восточных деспотиях, базировавшихся
в соответствии с терминологией К. Маркса
на «азиатском способе производства»
с характерным для него большим значением
централизованно управляемых ирригационных
работ. Бюрократизм развивался на почве
исторически закономерного процесса выделения
управления в особый вид общественной
деятельности, профессионализации аппарата
управления и наделение его необходимыми
для управления властными полномочиями.
По мнению марксистов он достиг наивысшего
расцвета в буржуазных государствах, прежде
всего в тех, которые и на капиталистической
стадии развития сохранили многое от аппарата
управления абсолютной монархии. Не случайно
анализ К. Марксом прусского бюрократизма
40-х гг. XIX в. и анализ В. И. Лениным российского
бюрократизма в конце XIX и начале XX в. долгое
время оставались единственным приемлемым
в нашей стране взглядом на природу бюрократии.
Таким образом, социально-политические
корни бюрократизма, с точки зрения марксистской
парадигмы, так как он сформировался в
эксплуататорском, главным образом в буржуазном
обществе, заключаются в чрезмерном обособлении
аппарата управления от общества, утверждении
чиновничьего эгоцентризма, использовании
работниками аппарата предоставленных
им властных полномочий для обеспечения
своих собственных групповых и индивидуальных
интересов, которые определяются прежде
всего их материальным положением.
Совсем иные истоки
проявления бюрократии в общественно-политической
и хозяйственной жизни описывает М. Вебер
в своем итоговом, в буквальном смысле
этого слова, труде «Хозяйство и общество»,
который к сожалению остался незавершенным.
Общим для Вебера и марксизма был взгляд
на бюрократию, как аппарат господства.
Но если марксисты рассматривали этот
аппарат прежде всего как инструмент военно-политического
господства, то М. Вебер видел в этом организационный
аспект господства, обеспечивающий целостность
существования общества. Социальная структурированность,
по мнению М. Вебера, необходима не только
для сил (социальных групп, сословий и
т.д.), находящихся непосредственно в системе
аппарата управления и заинтересованных
в его консервации, но и для всех членов
общества. В этом аспекте господство получает
свое функциональное оправдание, дающее
право на применение прямого насилия узкой
группой лиц в интересах всего общества,
а не того или иного класса. Источник дальнейшего
развития бюрократии, пронизывающей все
сферы общественной деятельности, М. Вебер
видит в процессах концентрации (социальной,
политической, экономической и др.), которые
сопровождаются отчуждением непосредственного
исполнителя («производителя») от средств
производства. Это приводит к необходимости
в посреднике, обеспечивающем восстановление
этой связи. То есть, корни бюрократии
по мнению М. Вебера более глубокие и лежат
не столько в плоскости экономических
отношений и вопросов собственности, а
исходят из онтологической потребности
человека в социальной структурированности
и организации для обеспечения своей повседневной
безопасности. Поэтому М. Вебер считает,
что бюрократия не является «надстройкой»
над «отношениями эксплуатации и частной
собственности». Он видит глубокую внутреннюю
связь процессов бюрократизации, огосударствления
собственности и потребности в социальной
организации общества вообще.
2. Типология
бюрократии и ее сущность
Б. П. Курашвили, как
представитель марксистского подхода,
различает два типа бюрократизма - добросовестный
(патерналистский) и своекорыстный. Формула
добросовестного (патерналистского) бюрократизма:
максимум общественной пользы при максимуме
задаваемого сверху порядка и минимуме
доверия к управляемым, минимуме их самостоятельности
и инициативы в их собственном деле и в
общественной жизни в целом. Формула своекорыстного
бюрократизма: максимум карьеры и корыстного
использования служебного положения при
минимуме заботы об общественной пользе.
Надо также сказать, что Б. П. Курашвили
отождествляет своекорыстный бюрократизм
прежде всего с капитализмом, а при социализме
он «сохраняется во враждебной ему среде»,
хотя «исторически загнан в угол». Представителями
патерналистского («отеческого» ) бюрократизма
Б. П. Курашвили считает добросовестных
и честных чиновников, которые тем не менее
пропитываются «эгоцентристским духом
аппарата, профессиональным снобизмом,
технократическим высокомерием». В социалистическом
обществе они существуют также не в чистом
виде - в виде местничества и ведомственности.
Одним из обоснований бюрократического
отчуждения аппарата управления от управляемых
Б. П. Курашвили видит в необходимости
профессионализма в управлении, который
нередко порождает у чиновников чувство
превосходства над «простыми» людьми.
Как отмечает А. П. Бутенко, одно из извращений
социализма состоит в том, что подменяется
«механизм двусторонней связи управляющих
и управляемых... механизмом одностороннего
командования сверху». Этот механизм неизбежно
вызывает к жизни своекорыстное обособление
и отчуждение аппарата управления от общества,
использование в корыстных (групповых
или индивидуальных) интересах предоставленных
им властных полномочий, элитарно-кастовые
тенденции в их среде, что в совокупности
составляет социально-политическую сущность
бюрократизма. Организационно-техническую
сущность этого явления Б. П. Курашвили,
апеллируя к работам классиков марксизма-ленинзма,
видит в сплошной формальной заорганизованности
всего и вся, и в стремлении бюрократии
выдать формальное за содержание, а содержание
- за формальное, когда весь принцип управления
приобретает призрачный характер и сводится
к обожествлению «показателей» как инструмент
для измерения эффективности аппарата
управления. Немаловажен, по мнению сторонников
марксистской точки зрения, при определении
социально-политической сущности бюрократизма
и вопрос о «правовой» основе бюрократии,
которая уделяет исключительное внимание
«правовому обеспечению» своего воспроизводства,
созданию юридической базы для своего
существования.
Несколько другую классификацию
бюрократии приводит в своей работе «Хозяйственная
этика мировых религий» Макс Вебер. Он
различает два типа бюрократии: традиционную
«патримониальную», которой свойственно
иррациональное начало, и современную рациональную.
Первый тип зародился и развивался, проникая
постепенно во все сферы общественной
жизни, вместе с зарождением и развитием
государственной машины. Он охватывал
прежде всего область государственного
управления и поддержания общественного
порядка. Среди традиционной бюрократии
М. Вебер вычленяет «бюрократию древнекитайских
мандаринов» и древнеегипетских, позднеримских,
а также византийских чиновников. Древнекитайский
мандарин отличался от чиновника «египетского,
позднеримского и византийского типа»
тем, что он вообще не был специалистом
управления, а скорее «литературно-гуманитарно
бразованным джентльменом». Рациональная
бюрократия сформировалась в эпоху Нового
времени, первоначально охватывая сферу
частно-хозяйственной деятельности и
прежде всего сферу внутрихозяйственного
управления наиболее крупных предприятий.
Постепенно влияние рациональной модели
бюрократии распространилось и на другие
сферы общественной жизни, постепенно
вытесняя патримониальную. Но тем не менее,
общегосударственная бюрократия, приобретая
черты рациональности, четко отделялась
М. Вебером от бюрократии частно-хозяйственной,
т.к. существовал принцип невмешательства
государства в частно-хозяйственную область
и разграничение экономической и государственно-политической
деятельности. Современный М. Веберу бюрократ
отличается по его мнению от патримониального
бюрократа второго типа гораздо большей
«рациональной предметной специализированностью
и вышколенностью», т.к. произошло вливание
рационального начала частно-хозяйственной
бюрократии.
Социально-политическую
сущность бюрократии М. Вебер определяет
через онтологическую потребность общества
в социальной организации, структурированности
и упорядочения вообще и видит глубокую
внутреннюю связь процесса бюрократизации
с процессом огосударствления собственности.
Эти процессы порождают неминуемое возникновение
угрозы исчезновения элементов свободы
в экономической и других сферах. Государственная
бюрократия начинает вмешиваться во внутрихозяйственное
управление предприятий, подрывая его
мелочной опекой и вступая в противоречие
с экономической рациональностью и рентабельностью.
Такая ситуация вмешательства и тотального
контроля с целью обеспечения фискальных
интересов и укрепления военной мощи государства
была, к примеру, очень характерна для
системы органов управления горнозаводской
промышленностью Урала XVIII-XIX вв., когда
частные предприятия организовывались
и функционировали под неусыпным надзором
государства. Сфера деятельности этих
предприятий также строго регламентировалась
и направлялась в русло военной промышленности.
Выполнение заказов военного ведомства
пользовалось неоспоримой приоритетностью,
а вопросы экономической целесообразности
и, тем более, рентабельности волновало
государство в меньшей степени.