Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 20:52, реферат
ДЕМОСФЕН (лат. Demosthenes, греч. Димосфенис) (около 384 до н.э., Афины - 322 до н.э., остров Калабрия близ восточного берега Пелопоннеса), афинский политический деятель, оратор, вождь демократической антимакедонской группировки. Призывал греков к борьбе против захватнической политики македонского царя Филиппа II (речи Демосфена против него - "филиппики"). Добился создания антимакедонской коалиции греческих полисов.
ДЕМОСФЕН (лат. Demosthenes, греч. Димосфенис) (около 384 до н.э., Афины - 322 до н.э., остров Калабрия близ восточного берега Пелопоннеса), афинский политический деятель, оратор, вождь демократической антимакедонской группировки. Призывал греков к борьбе против захватнической политики македонского царя Филиппа II (речи Демосфена против него - "филиппики"). Добился создания антимакедонской коалиции греческих полисов.
Современная наука признает
принадлежащими Демосфену 41 речь, а
также несколько десятков вступлений
к речам и писем. Условно его
речи разделяют на судебные, судебно-политические
и политические. Судебные речи (364-345)
Демосфена характерны точной и конкретной
аргументацией, в них даны яркие,
живые картины современного ему
быта. Из судебно-политических речей
наиболее яркие - "О преступном посольстве"
(343) и "За Ктесифона о венке" (330), направленные
против Эсхина. Самым значительным в наследии
Демосфена признают политические речи,
из которых выделяются 8 речей против Филиппа
II, произнесенных между 351-341 годами.
Демосфен тщательно готовил свои публичные
выступления, но большое значение уделял
живому и непринужденному изложению текстов
речей. Поэтому он не придерживался жесткого
плана, активно использовал паузы, которым
способствовали риторические вопросы:
"Что это значит?", "В чем причина?".
Вступление и повествовательная часть
у Демосфена были сведены до минимума,
все усилия он направлял на опровержение
доводов оппоненДемосфену было важно
именно в момент произнесения речи убедить
слушателя в своей правоте. Начиная новый
раздел речи, он сразу раскрывает его содержание,
в процессе изложения подводит итоги сказанному,
неоднократно повторяет особо важные
мысли. Нередко он строил воображаемый
диалог с противником. Большое значение
в ораторском искусстве Демосфена имела
мимика, жестикуляция, модуляции голоса.
Он свободно соединял и варьировал риторические
стили, использовал разнообразные варианты
построения фраз и предложений. Демосфен
умело применял антитезы ("век нынешний"
и "век минувший"), соединения синонимов
в пары ("знайте" и "понимайте"),
метафоры, олицетворения, фигуры умолчания,
когда слушатели сами догадывались о чем
шла речь. В результате его выступления
никогда не были монотонными.тов и доказательство
своей правоты.
Легенда ораторского искусства Анатолий Федорович Кони
«Только в творчестве и есть радость, всё остальное прах и суета» (А.Ф. Кони).
Кони А.Ф. был творцом во всех сферах жизни. В самоотверженной работе юриста, в бесчисленных публичных выступлениях, в писательском труде, в устных миниатюрных рассказах, которыми он охотно делился.
Он был мастером живого слова. Любил рассказывать о себе и интересных людях, с которыми он встречался. Истинным удовольствием было слушать вновь и вновь даже те рассказы, которые слушатели знали наизусть. Он всегда сразу завладевал разговором. При нём все смолкали. Он говорил так выразительно и живо, что все видели то, о чём он рассказывал. Это были потрясающие монологи, убеждавшие ясной мыслью, увлекавшие образностью повествования.
Все твёрдо считали, что если бы он не выбрал профессию юриста, то стал бы превосходным актером. Станиславский К.С. включил в свою книгу воспоминаний юмористическую «прокурорскую» речь, в которой Кони А.Ф. «обвиняет» создателей Художественного театра в «убийстве» милой и всеми горячо любимой рутины и предлагает подвергнуть «виновных» самому суровому наказанию – навсегда заключить их в наши сердца…
Живая мысль всегда светилась в его взгляде. Он чувствовал великолепие родного языка, которым владел безупречно. Переживал о засорении его, об употреблении чуждых ему оборотов и слов. Язык был для него силой, которая находила способы выразить его чувства и мысли.
Кони А.Ф. подытоживает свой жизненный путь, говоря: «Я прожил жизнь так, что мне не за что краснеть». Его книги на тему риторики будут вдохновлять ещё много поколений.
Большая часть рукописей Кони находится в Институте литературы и русского языка, его произведения издаются в зарубежных странах, слова и выражения цитируются, как образец судебного красноречия. Творчество этого человека изучается и сегодня, тем более что сегодняшний суд, по мнению специалистов, имеет многие черты системы судов 1864 – 1866 годов.
Великий оратор древности - Аристотель
Аристотель родился в 384 году до н.э., в семье потомственных лекарей при дворе Аминты III – царя Македонского. Отец обучал юного Аристотеля врачебному искусству. После смерти отца, Аристотель унаследовал значительные средства, что позволило ему продолжить образование. Аристотель быстро пристрастился к чтению, несмотря на то, что книги были весьма дороги.
Что Аристотель ставил на первую строчку в ораторском искусстве? «Достоинство стиля заключается в ясности». Аристотель считал, что речь оратора не должна быть похожа на речь оратора. Парадоксально, но факт. Аристотель призывает строить свою речь из общеупотребительных слов, избегая слов, которые могут неверно истолковать.
Достижения греческого ораторского
искусства были обобщены и возведены
в правила энциклопедистом
В первой книге рассматривается место риторики среди других наук, обозреваются три вида речей: совещательные, эпидеиктические, судебные. Цель этих речей — благо, категориями которого являются добродетель, счастье, красота и здоровье, удовольствие, богатство и дружба, честь и слава, умение хорошо говорить и действовать, природные дарования, науки, знания и искусства, жизнь, справедливость. Назначение речей судебных — обвинять или оправдывать, они связаны с анализом мотивов и поступков человека. В основе эпидейктических речей — понятия прекрасного и постыдного, добродетели и порока; их цель — восхвалять или порицать.
Вторая книга рассказывает о страстях, нравах и общих способах доказательства. Оратор, по Аристотелю, должен эмоционально воздействовать на слушателей, выражать речью гнев, пренебрежение, милость, вражду к ненависти, страх и смелость, стыд, благодеяние, сострадание, негодование.
Третья книга посвящена проблемам стиля и построения речи. Учение Аристотеля о стиле — это учение о способах выражения мысли, о составлении речи. Он требовал от стиля, прежде всего принципиальной и глубочайшей ясности: «Достоинство стиля заключается в ясности, доказательством этого служит то, что раз речь не ясна, она не достигнет своей цели». Построение речи, по Аристотелю, должно соответствовать стилю, должно быть ясным, простым, всем понятным. Обязательными структурными частями речи он называл: предисловие, обвинение и способы его опровержения, рассказ-изложение фактов, доказательства, заключение. Труды Аристотеля по риторике оказали огромное влияние на все дальнейшее развитие теории красноречия. Риторика Аристотеля затрагивает не только область ораторского искусства, она посвящена искусству убедительной речи и останавливается на способах воздействия на человека с помощью речи.