Виды делового общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 13:05, курсовая работа

Краткое описание

Общение имеет свои функции, средства, виды и типы, каналы и фазы. Без общения невозможно понять и проанализировать процесс личностного становления отдельного человека, нельзя проследить закономерности всего общественного развития. По словам Г.М. Андреевой, общение выступает как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих индивидов. Исследования психологов и социологов показывают, что до 70% управленческих решений принимаются руководителями в устной форме в процессе делового взаимодействия. Без преувеличения можно сказать, что характер деловых контактов оказывает решающее влияние на эффективность совместной деятельности, на успешность проведения бесед, деловых совещаний и переговоров, пресс-конференций, торгов и презентаций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..........2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ…………….......4
1.1.Признаки делового общения…………………………………………….…….. 6
1.2.Структура делового общения…………...………………………………………8
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ФОРМЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ……………...13
2.1. Виды делового общения………………………………………...…………….15
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ. ………………………..22
3.1 Деловая беседа: сущность и содержание. ……………………………………23
3.2 Деловое совещание как форма делового общения…………………………...32
3.3 Общение по телефону. ……………………………………………………...…39
3.4.Деловые переговоры. ……………………………………………………….…42
3.5.Презентация как специализированная форма делового общения…………45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….……….47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание деловое общение.doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)

Вербальное общение - речь - значение и смысл слов;

Невербальное общение:

Мимика;

Жестикуляция;

Визуальный контакт;

Проксемика;

Пара- и экстралингвистика;

Рассмотрим кратко основные невербальные средства общения.

Кинесические  средства. Кинесические средства наиболее значимы. Это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке.

Особая роль в передаче информации отводится мимике - движениям  мышц лица, которую недаром называют зеркалом души. Исследования, к примеру.

Показали, что при неподвижном  или невидимом лице лектора теряется до 10-15% информации. Основные характеристики мимики - её целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и презрения) все движения мышц лица скоординированы.

С мимикой очень тесно  связаны взгляд, или визуальный контакт, составляющий исключительно важную часть общения. Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт, если она отсутствует.

Поза - это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Общее количество различных устойчивых положений, которые способны принять человеческое тело, около 1000. Из них в силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запрещаются, а другие - закрепляются. Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринуждённые позы, чем их подчинённые.

Так же легко, как и  поза, может быть понято и значение жестов, тех разнообразных движений руками и головой, смысл которых  понятен для общающихся сторон.

Конкретный смысл отдельных  жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные  жесты, среди которых можно выделить:

  • коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запретов, удовлетворительные, отрицательные, вопросительные и т.д.);
  • модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности и т.п.);
  • описательные жесты, имеющие смысл только в контексте речевого высказывания.

И, наконец, походка человека, т.е. стиль передвижения, по которой довольно легко распознать его эмоциональное состояние. Так, в исследованиях психологов испытуемые с большой точностью узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Причём оказалось, что самая тяжёлая походка при гневе, самая лёгкая - при радости, вялая, угнетённая походка - при страданиях, самая большая длина шага - при гордости.

Просодические и экстралингвистические  средства. Просодические и экстралингвистические  средства общения связаны с голосом, характеристики которого создают образ человека, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности.

Просодика - это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения.

Экстралингвистическая система - это включение в речь пауз, а также различного рода психофизических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вдоха и т.д.

Такесические  средства общения. К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции, а не просто сентиментальной подробностью человеческого общения. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнёра, возраст, пол, степень их знакомства. Рукопожатия, например, делятся на три типа: доминирующие (рука сверху, ладонь развёрнута вниз), покорное (рука снизу, ладонь развёрнута вверх) и равноправное.

Такесические средства общения в большей мере, чем  другие невербальные средства, выполняют  в общении функции индикатора статусно-ролевых отношений, символа  степени близости общающихся. Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении.

Проксемические  средства. Общение всегда пространственно организовано. Одним из первых пространственную структуру общения стал изучать американский антрополог Э.Холл, который ввёл сам термин «проксемика», буквальный перевод которого означает «близость». К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнёров в момент общения и дистанция между ними. На проксемические характеристики общения прямое влияние оказывают культурные и национальные факторы.

Э.Холл описал нормы приближения  человека к человеку - дистанции, характерные  для североамериканской культуры. Эти  нормы определены четырьмя расстояниями:

интимное расстояние (от 0 до 45 см) - общение самых близких людей;

персональное (от 45 до 120 см) - общение со знакомыми людьми;

социальное (от 120 до 400 см) - предпочтительно  при общении чужими людьми и при  официальном общении;

публичное (от 400 до 750 см) - при выступлении  перед различными аудиториями.

Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается негативно.

Ориентация и угол общения - проксемические компоненты невербальной системы. Ориентация, выражаемая в повороте тела и носка ноги в направлении партнёра или в сторону от него, сигнализирует о направлении мыслей.

Вербальные средства общения образуют логико-смысловую линию, определяющую его содержание. Эту линию целесообразно назвать «словесным действием».

Ведущей стилистической чертой современного публичного общения является разговорность, т.е. простота и живость построения фразы, использование разговорной лексики и фразеологии.

Стилистическое своеобразие словесного действия проявляется в особенностях синтаксического строя, т.е. в построении фраз и словосочетаний. Но вместе с  этим своеобразие разговорного стиля  словесного действия создаётся рядом психотехнических приёмов:

а) воображаемой диалогизацией (синтаксический строй словесного действия имитирует  воображаемую обстановку диалога);

б) вопросно-ответным ходом (субъект общения сам задаёт себе вопрос и сам на него даёт ответ);

в) риторическим вопросом (который, как известно, содержит утверждение  или отрицание, возбуждает мысли, эмоции партнёров по общению);

г) эмоциональными восклицаниями (что позволяет усилить внимание к теме общения, стимулирует разговорность  общения);

д) инверсией (т.е. преднамеренным нарушением порядка слов).

Качество и эффективность  словесного действия, его коммуникативная  действенность зависят от того, насколько  субъект владеет психотехникой  речи (именно психотехникой, а не техникой, как считают некоторые авторы).

Психотехника  речи - это система индивидуально-психологического управления голосом, дикцией, интонацией, логикой в соответствии с социально- психологическими условиями общения.

Интонация и тональность  воздействуют не только на сознание, но и на сферу чувств, придают эмоциональную окраску словам и фразам.

Темп словесного действия - это скорость его осуществления. Быстрый темп затрудняет возможность сосредоточить внимание на логике и содержании словесного действия, медленный - утомляет. Наиболее оптимальный вариант темповой организации словесного действия - психологически целесообразное управление. Паузы, при их правильном использовании, позволяют лучше передать смысл слова, фразы, подчеркнуть или усилить наиболее важные места.

Дикция, т.е. ясное, чёткое произношение звуков, облегчает процесс проникновения в содержание словесного действия.

Оптико-кинетические средства организуют динамические психофизические  действия.

Жест - это движение, передающее психическое состояние говорящего или думающего про себя человека.

Мимика - это динамическое выражение лица в конкретный момент общения.

Пантомимика - это динамическое состояние позы в конкретный момент общения.

деловой общение невербальный мимика

 Глава 2. Основные виды и формы делового общения

2.1. Виды  делового общения.

По способу обмена информацией различают устное и  письменное деловое общение.

Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на: монологические и диалогические.

К монологическим видам относятся:

  • Приветственная речь;
  • Торговая речь (реклама);
  • Информационная речь;
  • Доклад (на заседании, собрании).
  • Диалогические виды:
  • Деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему.
  • Деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений.
  • Переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу.
  • Интервью - разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения.
  • Дискуссия;
  • Совещание (собрание);
  • Пресс-конференция.
  • Контактный деловой разговор - непосредственный, "живой" диалог.
  • Телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию.

В прямом контакте и непосредственной беседе наибольшее значение имеют устная и невербальная коммуникации.

Беседа или передача сообщений по телефону являются самыми распространенными формами коммуникаций, их отличает непосредственный контакт и большое разнообразие способов общения, что позволяет без труда сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части всякого сообщения.

Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.

По содержанию общение может быть разделено на:

  • материальное - обмен предметами и продуктами деятельности;
  • когнитивное - обмен знаниями;
  • мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями;
  • деятельностное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.

По средствам общения  возможно деление на такие четыре вида:

  • непосредственное - осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.;
  • опосредованное - связанное с использованием специальных средств и орудий;
  • прямое - предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения;
  • косвенное - осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.

В зависимости  от содержания многопредметность делового общения позволяет

выделить основные виды делового общения: деятельностное, когнитивное,

мотивационное, материальное, духовное, регулятивное.

Деятельностное  деловое общение осуществляется в виде обмена действиями, приемами, навыками, умениями в совместной профессионально-предметной деятельности людей. Здесь общение между деловыми партнерами носит явно выраженный научающий и инструментально-операциональный характер. С помощью этого вида делового общения идет усвоение профессиональных приемов, навыков, умений, отдельных операциональных действий, поведенческих актов. 
Когнитивное деловое общение предполагает обмен познавательным профессиональным и социальным жизненным опытом деловых партнеров. Этот обмен осуществляется как на базовом, социально значимом для делового общения, профессиональном уровне (обмен профессиональными знаниями, идеями, представлениями), так и на обыденно-практическом уровне. Последний присутствует в деловом общении лишь в косвенной форме, как когнитивный фон общения, обнаруживая себя лишь в отдельных вербализированных суждениях, верованиях, убеждениях, сложившихся на основе повседневного практического

Информация о работе Виды делового общения