Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 12:28, контрольная работа
Приступая к написанию реферата на столь важную в осмыслении и понимании темы как эстетический вкус хотелось бы обосновать актуальность и значимость рассматриваемого мной понятия. Выбор данной темы неслучаен, ибо для нас невероятно важен вопрос вкуса! Посмотрим вокруг, что мы видим солнце землю, каплю воды на листке клена. Кто-то скажет мне не нравится эта капля, потому что она слишком ярко сверкает, она вульгарна по своей сути, я возражу нет она невинна как слеза младенца, она застенчива как восточная красавица, закрывшая лицо прекрасной чадрой.
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. История появления термина…………………………………………………………..4
Глава 2.Разработка категории эстетический вкус……………………………………………..5
Глава 3. Понятие в срезе Иммануила Канта …………………………………………………..8
Глава 4. Воспитание эстетического вкуса с точки зрения массовой и элитарной культуры……………………………………………………………………………………...…12
Заключение…………………………………………………………………………………...…15
Практическая значимость работы……………………………………………………………..15
Список используемой литературы ….…………………………………………………….…..16
Введение…………………………………………………………
Глава 1. История появления термина………………………………………………………….
Глава 2.Разработка категории эстетический вкус……………………………………………..5
Глава 3. Понятие в срезе Иммануила Канта …………………………………………………..8
Глава 4. Воспитание эстетического вкуса
с точки зрения массовой и элитарной культуры…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Практическая значимость работы…………………………………………………………….
Список используемой литературы ….…………………………………………………….…..16
Введение
Приступая к написанию реферата на столь важную в осмыслении и понимании темы как эстетический вкус хотелось бы обосновать актуальность и значимость рассматриваемого мной понятия. Выбор данной темы неслучаен, ибо для нас невероятно важен вопрос вкуса! Посмотрим вокруг, что мы видим солнце землю, каплю воды на листке клена. Кто-то скажет мне не нравится эта капля, потому что она слишком ярко сверкает, она вульгарна по своей сути, я возражу нет она невинна как слеза младенца, она застенчива как восточная красавица, закрывшая лицо прекрасной чадрой. Чадра невероятно красива и легкий орнамент из самоцветных камней подчеркивает ее индивидуальность. Как же так, камни не дают насладиться невесомостью и легкостью газовой чадры. Мы спорим, причем спорим о чем - об эстетических особенностях предметов. В абсолюте любого объекта исследования. Мы по разному воспринимаем объективную реальность с точки зрения уровня развития, образованности, кругозора, принадлежности к социальной группе, то есть уровня своего эстетического развития. Но мы спорим об эстетических особенностях, спорим с точки зрения собственного восприятия, с точки зрения собственного вкуса, собственного эстетического вкуса. Вот мы и подошли к понятию эстетического вкуса.
Целью данной работы является изучение вкуса, как эстетической категории. В процессе приближения к цели встают следующие задачи:
- познакомиться
с историей возникновения
- разобрать
характеристику эстетического
- познакомиться с разработкой категории эстетического вкуса великим классическим немецким философом Иммануилом Кантом;
- выяснить такие аспекты, как влияние эстетического вкуса на развитие личности, а также влияние на воспитание эстетической культуры в массовой и элитарной культуре.
Глава 1. История появления термина.
Вопрос об эстетическом вкусе, тесно связанный с нашей повседневностью, с проблемами художественного творчества, мастерства, эстетической теории и практики, приобрёл в наше время дискуссионный характер. Ему посвящены статьи, брошюры и соответствующие разделы в словарях и книгах по эстетике.
У теоретических проблем – как и у художественных – бывает причудливая судьба, то они популярны, то они отодвигаются в тень, то игнорируются. Также сложилась судьба и с эстетическим вкусом. Рассмотрим историю появления этого термина в истории философии.
Для реализации эстетического опыта, эстетической коммуникации (гармонии) человека с Универсумом, восприятия красоты и искусства, выявления эстетической ценности субъект должен обладать некоей специфической особенностью. Это хорошо ощущали многие мыслители с древнейших времён, так Платон, а затем Плотин связывали восприятие красоты с Эросом, то есть любовью к прекрасному, а Аристотель же в понятии катарсиса фиксировал психологический момент художественного переживания. Однако адекватное терминологическое закрепление эта способность получила только в середине XVII века, когда для её обозначения была выбрана категория вкуса, до этого употребляется только в качестве обозначения одного из 5 внутренних чувств, локализованного в ротовой полости. По аналогии с тем, как вкусовые рецепторы способны различать сладкое, горькое, солёное, понятие вкуса было перенесено в сферу эстетического опыта и распространено на способность выявлять (чувствовать) прекрасное, высокую художественность искусства, отличать их от пошлого, безобразного, низкого художественного уровня в искусстве и т.п.
Впервые, в собственно эстетическом смысле, термин «вкус» (gusto) встречается в сочинении испанского мыслителя Бальтасара Грасиана («Карманный оракул», 1646), обозначившего так одну из способностей человеческого познания, специально ориентированную на постижение прекрасного произведений искусства. От него этот термин заимствовали крупнейшие мыслители и философы Франции, Италии, Германии, Англии. В XVIII в. появляется много трактатов о вкусе, в которых ставятся важнейшие проблемы эстетики. Следовательно, «вкус» становится одной из центральных категорий эстетической мысли. Как раз в это период эстетика конституируется как самостоятельная философская дисциплина, именно в этот период авторитет красоты и искусства достигает небывалого уровня, а эстетическое воспитание оказывается главным средством гармонизации человека и преобразования социальных отношений. Центральное место занимал анализ вкуса.
Эстетический вкус - одна из основных категорий
эстетического воспитания. В эстетическом
словаре это понятие трактуется, как способность
человека по чувству удовольствия или
неудовольствия ("нравится" - "не
нравится") дифференцированно воспринимать
и оценивать различные эстетические объекты,
отличать прекрасное от безобразного
в действительности и в искусстве, различать
эстетические и неэстетические объекты
исследования, обнаружить в явлениях черты
трагического и комического. Индивидуальный
вкус эстетического воспитания представляет
собой эстетическую установку, формирующуюся
в эстетическом опыте человека и, в свою
очередь, включающуюся в новый опыт, опосредствуя
каждое новое эстетическое восприятие
и переживание. Он является субъективным
критерием эстетической оценки, которая
в известной мере интуитивна, т.е. эмоционально
предшествует рациональному эстетическому
суждению. Однако, качество эстетического
вкуса определяется тем, в какой мере выраженная
в нем субъективная оценка соответствует
объективной эстетической ценности. Будучи
социально обусловленным, эстетический
вкус личности студента формируется под
воздействием окружающей среды, образа
жизни, большое влияние на него оказывает
искусство, которое в качестве художественного
начала включается в быт и труд людей и
действует повседневно, подчас незаметно.
Категория вкуса является пограничной
категорией по отношению к сфере "эстетического"
и "художественного". Начиная с XVII
в. в эстетической литературе появляется
эта категория. До этого времени термин
- "вкус" не употреблялся в эстетическом
значении и означал, как правило, одно
из чувственных "вкусовых ощущений".
Однако с ХVII в. этот термин начинает приобретать
более широкий смысл, употребляется сначала
в иносказательном значении, а потом становится
понятием, обозначающим способность донимать
красоту и искусство и наслаждаться ими.
Определяя понятие вкуса, Кант вместе
с тем ставит вопрос о его эстетической
и познавательной ценности, о его отношении
к гению. Вкус представляет собой только
способность оценки произведений искусства
или красоты природы и человека, но он
не относится к продуктивным способностям
человека.
Гегель в своей критике понятия "вкуса"
трактует это немного иначе. Здесь утрачивается
универсальное значение вкуса, в отличие
от Канта. Гегель выделяет категорию вкуса,
как описательную категорию, характеризующую
только внешнюю структуру художественного
произведения искусства в целом. Вкус,
будучи абстрактной и односторонней категорией,
выступает как нормативный принцип, регулирующий
и ограничивающий деятельность субъекта.
Наконец, вкус является созерцательной,
оценивающей категорией.
В России с ХVII века проблема вкуса становится
предметом пристального внимания философов,
художников и теоретиков искусства. В
русской эстетической литературе получают
отражение концепции, гос-подствовавшие
в эстетике Франции, Германии и Англии
ХVII - ХVIII в.в. Особое внимание получает
трактовка вкуса философа и историка М.Н.
Муравьева. Он объявляет вкус своего рода
"внутренним ощущением". Муравьев
видел во вкусе проявления "врожденной
доброжелательности, субъективного, оценочного
момента, в системе эстетических знаний".
Эстетический вкус - одна из задач эстетического
воспитания. Проблеме знаний о вкусе, как
основной категории, уделялось большое
внимание, и она не утратила по сей день
своего значения. Эстетическое воспитание
обладает собственными категориями, посредством
которых оно познаёт действительность
и формулирует результаты своего познания.
Эти категории имеют чрезвычайно важное
значение, в них отражается опыт художественного
познания, специфические закономерности
эстетического освоения мира человеком.
Поэтому проблема изучения и уяснения
эстетических категорий является одной
из важнейших задач. Без этого изучения
невозможно решение задач эстетического
воспитания в школе.
Таким образом, проблема формирования
определённого эстетического отношения
человека к действительности на основе
знаний об эстетическом вкусе как основной
категории эстетического воспитания имела
место на всех этапах развития науки. Эстетическое
воспитание обладает двумя основными
функциями, составляющими единство противоположностей:
формирование эстетическо-ценностной
ориентации личности и развитие ее эстетическо-творческих
потенций. Эти функции и определяют место
эстетического воспитания в общественной
жизни, связь с другими видами воспитательной
деятельности эстетического воспитания,
сопрягаются с нравственным воспитанием.
Глава 3. Понятие в срезе Иммануила Канта
Познакомимся детальнее с суждениями великого немецкого философа Иммануила Канта о таком важном и определяющем личность качестве как способность эстетического вкуса:
Эстетический вкус по Канту необходимейшая субъективная способность в деятельности сознания.
Кант один из основателей современного диалектического видения мира. И здесь прежде всего необходимо вести речь о Кантовских антимониях. Кант пишет, что в процессе познания, в силу того, что мир бесконечен, а опыт ограничен, в процессе познания возникают прямо противоположные мысли, с равным правом на истинность. В "Критике чистого разума" он пишет о четырех антимониях. В "Критике способности суждения" он пишет об антимонии вкуса: можно высказать два суждения об эстетическом вкусе и оба они будут претендовать на истинность. Кант пишет:
"Итак, в отношении принципа
вкуса обнаруживается
1. Тезис. Суждение вкуса не основывается на понятиях, иначе можно было бы о нем диспутировать (решать с помощью доказательств).
2. Антитезис. Суждение вкуса основывается на понятиях, иначе, несмотря на их различие, нельзя было бы о них спорить (притязать на необходимое согласие других с данным суждением)."
Скажем так, Кант делает еще один шаг в постижении природы человека. В понимании того, какую роль в этой природе играют те или иные способности. Здесь он не пишет о роли. Он пишет о характере этой способности. Эту характерность он определяет через взаимодействие людей. О вкусах не спорят, потому что вкус не основан на понятиях И посредством дискуссии нельзя установить, чей вкус лучше, и нельзя прийти к единому вкусу. Потому что, как было сказано в лекции, вкус есть установка, свойство личности. И все же суждение вкуса основывается на понятиях, иначе о них вообще нельзя было бы спорить.
Мы начинаем представлять своеобразие этой нашей способности. И знать, что выносим суждение не на основе логических доводов, а на основе своего непосредственного чувства. Оно не познавательное суждение. Мы ничего не открываем. Мы только свое непосредственное чувственное отношение выносим и сообщаем. И в то же время вне понятийности для нас ничего внешнего нет. Понятийность есть непосредственное наше качество. Потому Кант отмечает, что все же некоторое общее понятие присутствует в нашем суждении. Пусть неопределимое, неясное, но есть. Здесь вспомним, что он вводит термин сверхчувственная природа человека. Для наглядности мы представим себе эту природу как ориентированность человека не просто в явлениях, а то, что мы воспринимаем явления в сущностных связях мира. Сущностных, т.е. закономерных. Иными словами, я, как человек, в каждом моем соприкосновении с миром иду к единичному, к этому предмету, обращаюсь с ним, беру в руки сквозь всю систему и его, и моих личностных связей с объективным миром. Потому и мое восприятие, пользуясь которым я свободно обращаюсь с любым предметом, восприятие конкретного идет сквозь все мое понятийное содержание, которое и есть по существу, сущностная картина мира в моей голове. Но как таковое мое отношение к предмету, мое его эстетическое восприятие, не обусловлено какой-то конкретной закономерностью предмета, явления.
И здесь Кант выдвигает еще одно положение, в котором делает еще один шаг по раскрытию природы эстетического вкуса. Он пишет, что " вкус с большим правом может быть назван sensus communis, чем здравый рассудок, и эстетическая способность суждения скорее может именоваться общим для всех чувством, чем интеллектуальная..." В чем здесь суть? Не будем пересказывать всю гамму очень тонких и подробных рассуждений Канта. Постараемся сделать такой вывод, который не противоречил бы рассуждениям Канта. Здравый рассудок отнесен к нашим объективным условиям жизни и касается конкретных событий и нашего поведения в них. Но вот о чем не может судить здравый рассудок: "Только там, где воображение в своей свободе пробуждает рассудок, а рассудок без [посредства] понятий придает игре воображения правильность, представление сообщается другим не как мысль, а как внутреннее чувство целесообразного состояния души."
Информация о работе Воспитание эстетического вкуса с точки зрения массовой и элитарной культуры