Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 21:29, реферат
Уходит в прошлое жесткая дисциплина, послушание, иерархия, карьера, власть, централизация, результат любой ценой, на смену приходят такие ценности, как самоопределение, участие, коллектив, ориентация на потребности клиентов, раскрытие личности, творчество, компетентность.
Актуальность обусловлена еще и тем, что важнейшей составляющей современной экономики России является предпринимательство, основанное на частной собственности и личном интересе. Деятельность предпринимателей проходит в условиях рынка, но цивилизованный рынок невозможен без соблюдения определенных правил, основанных на таких моральных нормах, как деликатность, порядочность, обязательность, уважение к партнеру.
Введение 3
Глава 1. Сущность деловой этики и ее основные принципы 4
Глава 2. Деловая этика и ее развитие в России 8
Глава 2.1 Этика деловых связей и деловых отношений в России 8
Глава 2.2 Деловая этика современного российского общества 13
Заключение 18
Список использованной литературы 19
М.Вебер назвал их протестантской этикой. Свободное от работы время протестанты затрачивали опять на работу, которую они считали средством спасения души. Чистый досуг протестанты оценивали как бессмысленную трату времени, как грех перед Богом. Бережливость, удивительное трудолюбие, отвращение к пустым забавам и развлечениям, аскетизм в быту, осторожность и расчетливость в делах, приверженность строгости и простоте в одежде и питании были этическими нормами старообрядцев. Таким образом, протестанты образовали на базе веры общность, социальную группу, которая оказала влияние на возникновение и развитие капиталистических отношений, на упрочение экономической базы. Этические нормы внедрялись в практику владения и управления промышленностью, торговлей, строительством. Внутри старообрядческих поселений сложилась взаимовыручка и взаимоподдержка – важная этическая норма.
Россия XIX – начала XX вв. характеризуется уже набором традиций, позволяющих ей встать на один уровень с ведущими нациями мира. Мировую известность получили имена Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, Путилова, Алексеева, Чижова и др. В это время в России существовал механизм, позволяющий «отсекать» от предпринимательства тех, кто не стремился соблюдать принятые во всем мире морально-этические нормы. В каждом городе действовало купеческое общество, имевшее право рекомендовать или не рекомендовать предпринимателя в купеческую гильдию. Это право надо было заслужить добросовестностью и личной честностью. Каждый вступавший в гильдию объявлял свой капитал, что значительно упрощало работу налоговой государственной службы. Существовал Совестный суд, который навсегда мог лишить купца фактического права заниматься предпринимательской деятельностью. Благодаря этому вырабатывались, прочно входили в обиход такие понятия и правила, как «слово-вексель», «не оскудеет рука дающего», «торгуй правдою, больше барыша будет», и др. Создавались «товарищества на вере», которые объединяли людей без всяких учредительских договоров, одним только купеческим словом.
Характер внутрифирменных отношений в России конца XIX века, как правило, был таков, что служащие очень дорожили работой, уходя только при намерении начать собственное дело. Фирмы, где из-за плохого обращения служащие часто менялись, не пользовались уважением в обществе; их презрительно называли «проходными дворами». Немалую роль в формировании такого типа отношений сыграло то, что и купцы, и заводчики, и работавшие у них пролетарии были недавними выходцами из крестьян. Нормы нравственности, бытовые привычки в их семьях носили отпечаток норм и обычаев крестьянства, что выразилось в «общинности», «соборности» и совпадении понятий «работники» и «члены семьи». Некоторые исследователи отмечают, что в поведении русских купцов более, чем у представителей других государств, присутствовала «истовость» в поступках, и объясняют это их приверженностью к православной вере. Отчасти это можно признать справедливым, хотя и с той же оговоркой, что и соответствующее утверждение о христианской основе деловой этики, приведенное выше.
И все же предпринимательский
слой в начале века был неоднороден.
Деловая культура России представляла
собой сложное переплетение новых
образцов делового поведения и старых
стереотипов, обусловленных не только
особенностями становления и
развития великорусской нации, религии,
но и влиянием государства на деловую
жизнь. К тому же новые формы деловых
отношений сковывались
Первая мировая война,
октябрьский переворот и
В России социалистического периода, строго говоря, об этике бизнеса речь вообще не могла идти, поскольку бизнес – это предпринимательская деятельность, т.е. «дело, занятие, являющееся «источником наживы». Занятие бизнесом преследовалось и влекло за собой наказание, вплоть до смертной казни. Если деловая этика в дореволюционной России опиралась на этические нормы православного христианства, то основой деловой этики социализма, безусловно, служила марксистская этика. Обосновывая относительную самостоятельность морали как формы общественного сознания, она утверждала классовый характер нравственных требований и норм. Отсюда в трудовых отношениях общественное всегда превалировало над личным, дисциплина – над инициативой и т.д.
Следует отметить, что в
среде руководителей в период
сталинского тоталитарного
После распада Советского
Союза Россия оказалась в сложных
экономических и социальных условиях.
Переход к рынку был связан
со значительными социальными
В период перестройки система
ценностей и этические
1. Представители партийной
(комсомольской) номенклатуры, а
также хозяйственники, занимавшие
командное положение в
2. Люди, пришедшие в
Вторая культура – это жесткая деловая культура «теневой», полукриминальной и криминальной экономики. Несмотря на огромную личную опасность частного предпринимательства для человека в советский период, оно все равно существовало, базируясь на недостатках системы, и в последний период социалистического развития сильно влияло на общество. Уже к началу 90-х годов, по некоторым оценкам, в теневом секторе экономики производилось около 20% совокупного общественного продукта и было занято примерно 25-30 млн. человек. Деятели теневой экономики, пополняя ряды легальных бизнесменов, принесли с собой в возрождающийся российский бизнес своеобразные этические требования и моральные нормы из другой, более «жесткой» культуры.
В настоящее время на стыке
поведенческих традиций этих групп
происходит своеобразный процесс мутации,
поиск новых жизнеспособных форм.
Соответственно этика нового класса
бизнесменов в России представляет
собой явление сложное и
В настоящее время, отечественные
бизнесмены отходят от методов «дикого
капитализма» и стремятся вести
дела в соответствии с международными
нормами. Класс предпринимателей очищается
от случайных людей, а многие вчерашние
«новые русские» сняли малиновые
пиджаки и массивные золотые
цепи, осознали необходимость, как в
образовании и повышении
деловая этика является одной из основ глобализации экономических процессов. Освоение этических норм бизнеса снимает «культурные» барьеры установления технологических цепочек между компаниями разных стран. Кросс-культурный аспект отношений обеспечивает эффективную кооперационную интеграцию в рамках международного разделения труда только при отсутствии организационных барьеров (например, в виде политических мотивов решений, завышенных таможенных преград) или дискриминационных правил взаимодействия фирм разных стран по отношению к России, которые пытается установить ВТО.
механизм формирования национальной
деловой культуры необходимо рассматривать
как подстраивание реальной существующей
модели и норм на национальном уровне
к нормативной деловой
Современное применение этики
бизнеса отличается гибкостью, недогматичностью
и разнообразием. Реальная российская
деловая культура — это постоянное
совершенствование национальной модели
в направлении творческого
Этика - это совокупность
принципов и норм поведения, принятых
в данной эпохе и в данной социальной
среде. Деловая этика – это
совокупность определенных обязанностей
и норм поведения, поддерживающих моральный
престиж бизнес-групп в
Каждое общество, каждая деловая культура, каждый деловой человек проходит основные этапы своего развития. На пути исторического развития в каждую культуру закладываются отличия, которые включают в себя особенности: территориальные, этнические, демографические, психологические, религиозные, социальные, этические, моральные, правовые и другие. Россия имеет свой собственный социокультурный путь развития бизнеса и предпринимательства, что и было рассмотрено в настоящей работе.
Этика бизнеса в России
складывалась в разные периоды под
воздействием разных факторов, но в
периоды социально-политической устойчивости
деловая культура в стране достигала
высокого уровня, о чем свидетельствует
целая плеяда выдающихся тружеников-предпринимателей,
развивших базовые отрасли
Российский бизнес не изолирован от мирового, и условием его развития является усвоение этических норм и приемов использования. Если несколько лет назад существовала возможность быстрого успеха только благодаря отсутствию конкуренции, отмыванию денег, получению льгот, уклонению от уплаты налогов и др., то сегодня ситуация меняется, и важным условием развития бизнеса становятся усвоение и соблюдение этических норм принятых в мировой практике.