Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 14:53, реферат
Краткое описание
Для диагностики личности, ее интеллекта, межличностных отношении в коллективе, в семье широко используются популярные психодиагностические методики, прошедшие массовую апробацию и доказавшие свою практическую ценность. В любой рабочей группе важно уметь оценить склонности и интересы партнеров по общению, их личностные особенности, наконец, степень их соответствия той социальной роли, на которую они претендуют. Естественно, что наиболее высокие требования предъявляются к психической организации, личностным качествам и интеллекту человека, являющегося руководителем. Современный руководитель обязан обладать элементарной социально – психологической культурой и уметь диагностировать не только личностные характеристики, но и коллективные, например такие, как нарастание уровня конфликтности, изменение и формирование общественного мнения, и многие другие.
Содержание
1. Деловое общение и психодиагностика. Методы психодиагностики………. 3 2. Типы взаимоотношений в коллективе……………………………………….. 5 3. Роль руководителя в становлении коллектива………………………………. 7 4. Стиль руководства…………………………………………………………….. 10 5. Конфликты в личностно-эмоциональной сфере…………………………….. 14 6. Правила поведения в условиях конфликта………………………………….. 16 7. Этика делового общения. Ключевые понятия………………………………. 17 Заключение ……………………………………………………………………….. 18
Для диагностики личности, ее интеллекта,
межличностных отношении в коллективе,
в семье широко используются популярные
психодиагностические методики, прошедшие
массовую апробацию и доказавшие свою
практическую ценность. В любой рабочей
группе важно уметь оценить склонности
и интересы партнеров по общению, их личностные
особенности, наконец, степень их соответствия
той социальной роли, на которую они претендуют.
Естественно, что наиболее высокие требования
предъявляются к психической организации,
личностным качествам и интеллекту человека,
являющегося руководителем. Современный
руководитель обязан обладать элементарной
социально – психологической культурой
и уметь диагностировать не только личностные
характеристики, но и коллективные, например
такие, как нарастание уровня конфликтности,
изменение и формирование общественного
мнения, и многие другие.
Именно психодиагностика позволит проанализировать
и найти конструктивный подход к разрешению
таких проблем, как психологический климат
в коллективе, динамика настроения, конфронтация
лидеров. Включенность современного человека
в сложные социальные зависимости диктует
насущная потребность для каждого члена
рабочей группы в психодиагностике своего
состояния, своих возможностей и перспектив
своей деятельности.
Психодиагностика определяется как область психологической
науки, разрабатывающая методы выявления
и измерения индивидуально – психологических
особенностей личности. Она измеряет определенные
качества, ставит диагноз и на этой основе
определяет положение диагностируемого
среди других, исходя из выраженности
изучаемых особенностей.
К малоформализованным относятся
наблюдения, опросы, беседы, с помощью
которых фиксируются виды поведенческих
реакций испытуемых в разных условиях,
личностные особенности и многое другое,
что трудно выявить другими способами.
Так как использование малоформализованных
методов требует высокого профессионализма,
то применяются они совместно с методиками
высокоформализованными, поскольку дают
результаты, мало зависящие от личности
психолога.
Малоформализованные методы дают возможность
познакомиться с биографией человека
и его жизненными ценностями, удовлетворенностью
своим местом и ролью в коллективе. Лишь
на первый взгляд этот метод прост, он
требует особого мастерства расположить
к себе людей, уметь задавать вопросы и
определять степень искренности исследуемого.
Высокоформализованные методики - тесты, анкеты, проективные
методики и психофизиологические методики.
Показатели качества психодиагностических
методик – надежность и валидность. Надежностьпоказывает,
на сколько точно производиться измерение
и, на сколько можно доверять полученным
результатам, а валидность свидетельствует
о том, пригодна ли методика для измерения
определенных качеств и, на сколько она
эффективна.
Несомненно, самые популярные методики
в настоящее время – это тесты. Что же
такое тест? В психодиагностике тест –
проба, испытание – это кратковременное,
стандартизированное задание, позволяющее
измерить уровень развития определенного
психологического качества личности.
В зависимости от способов предъявления
материала и испытуемых вспомогательных
средств выделяют и различные типы тестов.
Различают тесты, заполняемые индивидуально
и группой, устно и письменно, вербально
и невербально.
Вербальные – это тесты, осуществляемые
в словесно-логической форме.
Существует 5 типов
взаимоотношений внутри коллективов,
существенно различающихся с точки зрения
морально – психологического климата.
1. Невмешательство: низкий
уровень заботы руководителя о производстве
и о людях. Руководитель много делает сам,
не делегирует своих функций, не стремится
к серьезным достижениям. Главное для
него – сохранить свою должность.
2. Теплая компания: высокий
уровень заботы о людях, стремление к установлению
дружеских отношений, приятной атмосферой,
удобного для сотрудников темпа работы.
При этом руководителя не особенно интересует,
будут ли при этом достигнуты конкретные
и устойчивые результаты.
3. Задача: внимание
руководителя полностью сосредоточено
на решении производственных задач. Человеческий
фактор либо недооценивается, либо просто
игнорируется.
4. Золотая середина: руководитель
в своей деятельности стремиться оптимально
сочетать интересы дела и интересы персонала,
он не требует слишком многого от сотрудников,
но и не занимается попустительством.
5. Команда: наиболее
предпочтительный тип взаимоотношений
в рабочей группе. Руководитель стремится
максимально учитывать интересы производства
и интересы коллектива, объединению деловитости
и человечности на всех уровнях отношений.
Не менее интересные
исследования динамики межличностных
отношений в системе «руководитель - подчиненный»,
предложенная двумя американцами – Херси
и Бланчардом. В рамках этого подхода предполагается,
что степень руководства сотрудником
и его эмоциональной поддержки самым тесным
образом связана с уровнем его профессиональной
зрелости, т.е. по мере роста профессионализма
руководитель все меньше управляет и все
больше поддерживает сотрудника, вселяя
в него уверенность в своих силах. Вместе
с тем с достижением среднего уровня зрелости
и выше руководитель не только меньше
руководит, но и меньше эмоционально поддерживает
его, поскольку такой подчиненный уже
в состоянии сам контролировать себя,
и в этой ситуации сокращение опеки расценивается
как доверие со стороны шефа.
Такой подход к проблеме позволяет использовать
четыре вида отношений в системе «руководитель
- подчиненный»: приказание, внушение,
участие и делегирование.
Согласно предлагаемой схеме приказание оптимально
в случае низкого профессионализма, когда
исполнитель не готов к самостоятельному
выполнению задачи и не хочет брать на
себя ответственность. Задача руководителя
– инструктировать сотрудника, много
руководить и мало доверять.
Внушение рекомендуется использовать
на уровнях зрелости от сотрудника среднего
до высокого: подчиненные еще не способны,
но уже готовы взять на себя ответственность.
Здесь особенно важны как руководство,
так и поддержка, которые помогут добиться
выполнения поставленной задачи.
Участие наиболее эффективно на уровне
зрелости от среднего до высокого. Сотрудник
уже способен к самостоятельному выполнению
задания и в такой ситуации требуется
не столько руководство, сколько психологическая
поддержка, совместное обсуждение проблемы
и совместное принятие решения.
Высокий уровень профессиональной зрелости
предполагает передачу полномочий исполнителю
–делегирование ,
что означает слабое управление и малую
степень эмоциональной поддержки.
Проблема выбора
оптимального поведения руководителя не имеет «кабинетного» решения, но можно
выделить типичные ситуации, возникающие
в случае неадекватности поведения руководителя.
У подчиненных возникает чувство досады,
создается почва для недовольства и сопротивления
в тех случаях, когда:
· за ошибки одного отвечает другой
· решения принимаются без участия сотрудников
· разнос, разбирательство устраивается
при третьих лицах или в отсутствии работников
· руководитель не способен признать
свою ошибку, пытается найти виновного
среди подчиненных
· от исполнителя скрывается важная для
него информация
· работник, профессионально пригодный
занять более высокую должность, не продвигается
по службе
· руководитель жалуется на подчиненного
вышестоящему начальнику
· поощрения за труд одного работника
достаются другому
· уровень требовательности не одинаков
для всех сотрудников, в коллективе есть
любимчики и отверженные.
3. Роль руководителя в становлении
коллектива.
Эффективность работы коллектива, его
способность решать поставленные задачи
во многом зависит от морально – психологического
климата, а также от господствующего в
группе «настроя» сотрудников, который,
при прочих равных условиях, обусловлен,
во-первых, качественным составом персонала
и, во-вторых, особенностями неформальных
отношений между руководителем и подчиненным.
Остановимся на этих проблемах более
подробно. Научные исследования и обобщение
опыта практической работы свидетельствуют
о том, что наиболее продуктивными являются
рабочие группы, состоящие из лиц разного
возраста, пола и темперамента. Молодые
работники лучше воспринимают новое, более
энергичны, но порою самонадеянны, не склонны
к компромиссам. Пожилые, напротив, достаточно
консервативны, но обладают жизненным
опытом, не склонны к авантюрам, способны
принимать более взвешенные решения, как
правило, избегают конфликтных ситуаций.
Далее, чисто женские и чисто мужские коллективы
обладают специфическими недостатками:
в женских коллективах чаще случаются
мелочные склоки, больше потерь рабочего
времени в связи с систематическим обсуждением
житейских проблем и т. д., в то время как
в некоторых мужских коллективах в рабочее
время процветает сквернословие и « дурные
привычки». Иными словами, совместная
работа лиц разного пола как бы подтягивает
работников, повышает самодисциплину,
требовательность к себе. Не менее важно
иметь в группе индивидов с разным темпераментом,
поскольку каждый из них, как мы уже выяснили,
имеет свои достоинства и недостатки.
Неформальные отношения
между руководителем и подчиненными заслуживают самого серьезного внимания.
Наряду с умением выбрать оптимальный
в данной ситуации стиль руководства,
менеджер должен прежде всего знать типичные
ошибки, присущие людям его статуса и правильно
строить межличностные отношения с персоналом.
К типичным ошибкам относятся случаи когда: