Деловое общение в контекстах разных культур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 12:28, статья

Краткое описание

Деловое общение в международном плане является сложным процессом, опосредованным ценностной несовместимостью национальных бизнес-культур Оно должно происходить так, чтобы исключить любой межкультурный и конфликт, вызванный столкновением различных представлений о должном поведении Этому способствует знание и соблюдение требований и правил культуры международного общения (кросс-культурной коммуникации) в бизнессі.

Вложенные файлы: 1 файл

Деловое общение в международном плане является сложным процессом.doc

— 51.00 Кб (Скачать файл)

Деловое общение в международном  плане является сложным процессом, опосредованным ценностной несовместимостью национальных бизнес-культур Оно  должно происходить так, чтобы исключить  любой межкультурный и конфликт, вызванный столкновением различных  представлений о должном поведении Этому способствует знание и соблюдение требований и правил культуры международного общения (кросс-культурной коммуникации) в бизнессі.

Сущность и классификация  бизнес-культур

Проблема кросс-культурной (межкультурной) коммуникации является особенно острой, когда сходятся люди с существенными различиями на свет, обычаях, нравах, бизнес-этикете, отношении к женщинам и т.д. Такие и ситуации возникают между представителями, например, европейской, американской и арабской культар.

Кросс-культурная (англ cross - пересекать, переходить) коммуникация - вербальная и невербальная взаимодействие представителей различных моральных систем, мировоззрений, религий и т.д.

Теоретической основой  понимания культуры делового общения  в международном бизнесе является методологический задел современного американского ученого в области теории менеджмента Ричарда Гестеланда, в свое время сотрудничал как менеджер с бизнесменами Германии, Австрии, Италии, Бразилии, Индии, Сингапура В кросс-культурном анализе бизнес-культур стран Западной Европы, США, Японии Таиланда и др. Р Гестеланд избегает оценочного контекста, применяет новейший культурологический подход, основанный на антитезе между иерархически формальными и эгалитарной-неформальными, сдержанными и эк спресивнимы, Полихрон-ными и монохроннимы, контактные и дистантные культурами, которые обусловливают соответствующие виды бизнес-культатур.

В межличностных отношениях иерархически формальных культур доминируют принципы субординации, статуса; в эгалитарной-неформальных - принцип профессионализма личности Поэтому, например, неформальная поведение представителя эгалитарной культуры может обидеть долж овця - представителя иерархической культуры, а сосредоточенность представителя формальной культуры важность своей персоны обижать, даже раздражать представителя неформальной культури.

Большое значение в деловых  отношениях имеет отношение к  фактору времени зависимости  от этого бизнес-культуры разделяют  на:

а) монохронни их представители  особенно ценят время и свой, и  своих деловых партнеров (\"время - деньги\") Поэтому они пунктуальны, требовательны к деловым встречам и соблюдение их повестки дня;

б) полихронни (гибкие) Для  их представителей не имеют особого  значения пунктуальность, сроки выполнения договоренностей, они ценят встречи, на которых можно обсуждать одновременно несколько вопросов

Ощутимым фактором в  межкультурном общении является различие во взглядах на допустимость или недопустимость эмоциональности  Учитывая это различают экспрессивную культуру деловых отношений для которой эмоциональность является нормой, и сдержанную культуру деловых отношений которая предпочитает рациональным способам взаимодействия К экспрессивным культур принадлежат регион Средиземноморья, Южная Америка; к частично-экспрессивных - СЕЛА, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Восточная а Европа, Африка; к сдержанным культур - страны Восточной и Южной Азии, Северная Европа, Германия, Великобритания, японоя.

В межкультурном понимании  важную роль играет отношение к элементам  Проксемика Представители контактных экспрессивных культур пренебрегают личностным пространством человека, с которым они общаются А предс вители сдержанных дистантных культур ради сохранения личностного пространства иногда инстинктивно ставят между собой и собеседниками стулья, столы Правда, это редко помогает и является приемлемым в системе нравственных ценностей экспрессивных народедів.

Не менее важными в  налаживании взаимоотношений между  носителями разных культур есть паравербальных факторы Так, если прерывания монолога партнера в экспрессивных культурах рассматривается как обычный элемент разговора, то в сдержанных культурах такое поведение вызывает осуд.

В системе кросс-культурного  общения выделяют индивидуалистическую (основывается на принципах автономии  личности, уважения к ее прав и свобод) и традиционно коллективистскую (ориентированную на сохранение, постоянное воспроизведение национальных обычаев, традиций, норм) культуры

Представители западноевропейских индивидуалистических культур акцентируют  внимание на информации, а не на способе ее донесения, их интересует прежде всего ее содержание Для них характерно лаконичное речи, логично мотивированное, последовательное, концептуально точное мышление Такая манера общения присуща американцам, в повседневном общении используют вопросы, которые не требуют обязательной ответа: \"Как дела?\", \"Как прекрасен утро, не так ли?\" том, о чем идет речь, но и потому, как это выражается По этой причине общение между представителями восточных культур кажется несколько расплывчатым, неконкретным, перенасыщенным косвенными формами высказываний вроде \"вероятно\", \"возможно\", \"как будет угодно Аллаху\" тощожливо", "як буде завгодно Аллаху" тощо.

Основываясь на объективном  анализе главных структурных  составляющих национальных бизнес-этоса (деловая ориентация на соглашение или на межличностные отношения, тип социальной стратификации, мера пунктуальнос сти и уровень эмоциональности, особенности невербальной и пара-вербальной коммуникации), концепция кросс-культурного общения учитывает и особенности национального характера, менталитета народ.

Менталитет, или ментальность (лат mentalis - умственный) - относительно целостная  совокупность мыслей, представлений  и верований, которые создают  картину мира, укрепляют единство культурной традиции; специфика коллектив вної психологии

Об особенностях национального  характера начали рассуждать в XVIII в  Например, немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804) считал, что между представителями  немецкого и французского наций  существуют сут ттеви различия: французы слишком откровенные, галантные, любезные и одновременно фамильярные, легкомысленные; немцы - умеренные, серьезные, замкнутый На существовании национального характера настаивали французским ки ученые - историк Люсьен Февр (1878-1956) и этнограф Люсьен Леви-Брюль (1857-1939), русский философ Николай Лосский (1870-1965), украинские мыслители Николай Костомаров (1817-1885), Вячеслав Липы нский (1882-1931), Владимир Винниченко (1880 - 1951) и иін.

Учение о национальном характере, существование единой психологии нации, сквозь призму характеристик которой  рассматривают отдельного ее представителя, может базироваться на нужном каждой нации этноцентризме

Этноцентризм - мировоззренческая  или психологическая установка, следуя которой, другую культуру оценивают сквозь призму культурных ценностей собственного народа

Воспринимая собственные ценности как нормальные или образцовые, участники  межкультурной коммуникации не предполагают возможности другого взгляда на мир, другого дискурса, следствием чего является категорическое неприятие е идминних от собственных правил, установок, норм, негативное отношение к партнеру из-за неприятия его ментальных то.

Этноцентризм является источником культурного шока - стрессового воздействия на психику человека, который вызывает другая культура Когда человек оказывается в условиях новой культуры, ее привычная система ориентации разрушается, поскольку ей необходимо приспосабливаться к др. Других норм, правил, стереотипов и т.д. Следствием этого процесса являетсяє психологический дискомфорт - ощущение человеком одиночества или тревожности через неприятие других ценностей, неспособность приспособиться к новым условиям, депрессию и т.д.

Нередко этноцентризм мешает в налаживании  экономических \"любых других деловых отношений между представителями различных культурных традиций, противоречит сущности такого феномена как культура мижнациональног го общения, основой которого является уважение к другому человеку как к личности и к ее национальной культуры В отличие от устоявшегося этнопсихологических детерминизма, который объясняет манеру поведения и Союза ування представителей определенного народа особенностями его национального характера (менталитета), предвзятый этноцентризм предусматривает оценочную характеристику нации, ее представителей через приписывание им по позитивных или негативных черт с позиции собственной культуры Одной из таких малопродуктивных попыток можно считать концепцию европейских народов - \"рас\", предложенную германским этнологом Гансом Гюнтером (189 1 - 1968) в работе \"Расовые типы Европы\" (1926) Пользуясь физиономической психологическим инструментарием, Г Гюнтер почти все народы Европы сгруппировал в четыре категории (\"расы\"): нордийци, динарци, сере дземноморци и остийцці, динарці, середземноморці та остійці.

Нордийци (народы Скандинавии, Великобритании, Бельгии, Голландии, северной Германии и Франции), как правило, высоки ростом; имеют удлиненное с розовой кожей лица, прямой нос; упрямый, холодный, с сдержанный характер Они лаконичны в высказываниях и негативно относятся к фамильярности, болтливости, эмоциональности, уверены в своих действиях, здравомыслящие, любят порядок, понимают прекрасное Многим из них присущи аристократические наклонности, творческий дух, они ценят свободу, придерживаются долга перед собой и людьми, отданы не только семье, но и обществу, не безразличны к власти, экспансии ивни, умеют управлять другимми.

Динарци (народы Сербии, Боснии, Хорватии, Албании, Греции, Австрии) рослые, у их представителей большой загнутый нос, темные волосы, коренастая фигура Они склонны к буйных веселья, пения, очень вра азливи, но добродушные им присуще чувство гордости, чести и воинственности, патриотизм Динарци - хорошие друзья, любят жизненные наслаждения, склонны к юмору Однако им не хватает дисциплинированности, четких ости мышления, умеренности, нередко впадают в крайностинощі.

средиземноморцев (жители Пиренеев, Корсики, Италии, юга Франции, юга Балканского полуострова Северной Америки, испаноязычные народы Латинской Америки) преимущественно невысокого роста, довголици, имеют темную волос сся им присущи беспокойный, одержимый, энергичный темперамент, влюбленность в жизнь, сообразительность, талантливость Они дали миру одаренных и гениальных художников, революционеров, пророков и апостолов в, организаторов духовного жизненноття.

Остийци (представители многих культур Восточной Европы) в основном не имеют четко выраженной привязанности, сложившихся чувств, изящных эстетических вкусов, не умеют владеть собой, склонны к бюрократии легко поддаются соблазнам, погоне за модой им присущ конформизм (приспособление к окружению, вступление в партии большинства), неспособность качественно работать Во время спора они прибегают к грубо й лайкки.

Представленный Г Гюнтером концептуальный подход, основанный на идее превосходства одной культуры и неполноценности другой, исключает кросс-культурную коммуникацию Многие ученые доказали научную неспроможнис во такого подходаду.

Бесспорно, каждый народ  имеет определенной степени специфические представления о культуре межличностных отношений, свои стандарты поведения и общения - культуру знакомства, приветствия, обращения и т.п. Однако дело ове общения в межкультурном пространстве пользуется фундаментальными международными морально-этическими стандартами коммуникативного поведения, в частности принципами вежливости, пунктуальности, тактичности уважения и толерантности Обязательным условием удачного делового общения между представителями различных культурных регионов является отношение к другой культуре как к равноценной, межкультурная компетентность, знает ния национальных обычаев и традиций, специфики национальных бизнес-культурр,

В международном бизнесе  выделяют арабский, азиатский и американскую модели коммуникативного поведения  в бизнесе, которые конкретизируются соответствующими национальными бизнес-культурами и существенно различаются у в вербальном и невербальном смыслах Европейская культура делового общения не является монолитной, а объединяет в себе различные типы коммуникативного поведения в бизнесе - формально-иерархические и эгалитарные, мак симально сдержанные и экспрессивные, монохронни и полихронни культуры общения, бизяес-культуры, ориентированные на сделку, и бизнес-культуры, ориентированные на отношения, и т.п. Однако, несмотря культурную полифон ю, европейские культуры основываются на принципах автономии личности, достоинства человека, что отличает их ценности от традиционно коллективистских культур арабо-азиатского мирту.


Информация о работе Деловое общение в контекстах разных культур