Деловые коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 14:00, реферат

Краткое описание

Выступление перед аудиторией играет значительную роль в деловом общении. Доклад на конференции, речь на митинге, выступление на совещании – все это жанры, которыми должен овладеть тот, кто хочет вести людей за собой, доказывать свою точку зрения, продвигать идеи

Содержание

1.Выступление перед аудиторией как коммуникативный процесс 3
2. Техника публичных выступлений 6
3. Факторы успешного выступления 11
4.Выступление на деловом совещании, собрании, митинге 15
Библиографический список 23

Вложенные файлы: 1 файл

кр по деловым коммуникациям 2.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

Ошибки в построении речи.

  • Ошибки говорящего могут заключаться в следующем:
  • Выступление лишено вступительной части: оратор сразу начал излагать тему «с места в карьер».
  • Излагая основное содержание речи, оратор вышел за рамки темы.
  • Основная часть выступления не структурирована, оратор «прыгает с пятого на десятое».
  • Оратор не завершил контакт, а оборвал выступление.
  • Нарушено гармоничное сочетание частей выступления, например объём вступления завышен.
  • Отсутствуют переходы от одной части выступления к другой.

Модель текста выступления

Текст выступления, которое вам следует написать во время подготовки, тоже должен состоять из трёх частей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Факторы успешного выступления.

     Оратор должен иметь ясное и определенное представление о том, что он будет говорить. Тема для выступления должна глубоко затрагивать оратора, вызывать у него глубокий интерес. Это должно быть нечто такое, что произвело на него сильное впечатление. Разве помимо вашей воли вас не тянет к тому оратору, ум и сердце которого, как вы чувствуете, поглощены действительно важной идеей и он страстно стремится воздействовать на ваш ум и сердце.

Один из основателей социальной психологии Гюстав Лебон говорит об этом так: «Часто вожаками бывают хитрые ораторы, преследующие лишь свои личные интересы и действующие путем поблажки низким инстинктам толпы. Влияние, которым они пользуются, может быть и очень велико, но всегда бывает очень эфемерно. Великие фанатики, увлекавшие душу толпы … только тогда подчиняли ее своему обаянию, когда сами подпали под обаяние некой идеи. Тогда им удалось создать в душе толпы ту грозную силу, которая называется верой».

Тема для выступления должна глубоко затрагивать не только оратора, но и аудиторию. Некоторые люди, говоря о своих делах, совершают непростительную ошибку, – касаются только тех сторон, которые интересуют их самих, но совершенно не интересны тем, кто их слушает.

В процессе подготовки к публичному выступлению необходимо изучить свою аудиторию, подумать о нуждах, пожеланиях слушателей, и это часто обеспечивает половину успеха. Нужно прочитать как можно больше литературы по теме выступления, так как сведения, известные оратору, но не изложенные в его речи, придадут ей убедительность и яркость. Лютер Бербенк сказал однажды: «Я часто выращивал миллион растений, чтобы отобрать одно или два, обладающих исключительными свойствами.» Публичное выступление следует готовить примерно в том же духе – так же расточительно и с таким же жестким отбором. «Подберите сто мыслей и отбросьте из них девяносто».

Для успешного выступления необходимо составить план, набор тезисов, причем желательно сделать это письменно, так как если не удается изложить план на бумаге, значит, он еще не додуман. Наличие плана упорядочивает изложение мыслей, упрощает их восприятие, позволяет отбросить менее значимое, отделить «зерна от плевел». При подготовке выступления и во время его особую важность представляет понимание, что основные тезисы необходимо передавать в виде образов.

Успех публичного выступления зависит не только от правильности рассуждений оратора, содержания его речи, но и от способности слушателей воспринимать информацию только в виде ярких живых впечатлений. «Образы, поражающие воображение толпы, всегда бывают простыми и ясными, не сопровождающимися никакими толкованиями, и только иногда к ним присоединяются какие-нибудь чудесные или таинственные факты: великая победа, великое чудо, крупное преступление, великая надежда …». Доказательства этому видны везде. Например, люди приходят в негодование, когда видят в новостях человека, убившего 10 невинных жертв, но спокойно работают на производстве сигарет (на табачных заводах), содействуя таким образом тысячам смертей от рака легких. Это показывает, что не факты сами по себе поражают воображение людей, а то, каким образом они распределяются и представляются толпе. Она, способная мыслить только образами, восприимчива только к образам. Только образы могут увлечь ее или породить в ней ужас и сделаться двигателями ее поступков. «Оратор, находящийся в тесном общении с людьми, умеет вызывать образы, увлекающие их. Если он успеет в этом, то цель его будет достигнута, и двадцать томов речей, всегда придуманных потом, зачастую не стоят нескольких удачных фраз, произнесенных в должную минуту и подействовавших на умы тех, кого нужно было убедить, … Кто владеет искусством производить впечатление на воображение людей, тот и обладает искусством ими управлять».

При описании подготовки к публичному выступлению, необходимо сказать о том, как выглядит оратор, о его внешнем виде. Чистый новый, отглаженный костюм, выражающий (но не слишком категорично!) индивидуальность оратора, играет огромную роль в создании позитивного настроя аудитории относительно предстоящей речи. «Я много раз замечал, - писал Дейл Карнеги, один из величайших специалистов в области публичных выступлений, - что если оратор – мужчина в мешковатых брюках, бесформенном пиджаке, нечищеной обуви, из нагрудного кармана пиджака торчат авторучка и карандаш, а их других карманов видна газета, они оттопыриваются от трубки и коробки с табаком, или если оратор – женщина с безвкусной, переполненной чем-то сумкой … , то, как я видел, слушатели испытывают столь же малое уважение к такому оратору, как он к самому себе. Возможно, они предполагают, что ум оратора столь же неряшлив, как и его прическа, так же не блещет, как и его нечищеная обувь. Кроме того, необходимо помнить о внушении, которое производят некоторые виды одежды. Человек, который представляется как, например врач, должен и выглядеть как врач. «Уже одного факта, что какой-нибудь индивид занимает известное социальное положение, обладает известным богатством и титулами, бывает зачастую достаточно, чтобы придать ему обаяние, как бы ни было ничтожно его личное значение. Военный в своем мундире, судья в своей мантии всегда пользуются обаянием. Паскаль совершенно справедливо указывал на необходимость облачить судей в мантии и парики. Без этого они бы лишились на три четверти своего авторитета».

Коснемся и еще одного аспекта подготовки к публичному выступлению. Этот аспект – диета. Очень важно помнить об ограниченности питания в течение дня перед выступлением. Плотный обед или ужин не позволяют мозгу работать в полную силу и отнимают энергию, делая речь вялой и скучной, выступление же на пустой желудок будет отличаться свежестью и энергичностью. Знаменитый гипнотизер, Вольф Мессинг, говорил, что если поест вечером перед выступлением, его способности сильно ослабляются. Основатель христианства И. Христос голодал 40 дней перед произнесением одной из самых важных своих речей - Нагорной проповеди. Поэтому, очень легкий завтрак может стать ключом к успеху ораторского выступления.

Перед тем, как выступить, следует ознакомиться с условиями помещения. Необходимо выбрать место, с которого Вы будете говорить. Во-первых, оно должно быть хорошо освещено и свет должен быть направлен на лицо оратора. Во-вторых, желательно выступать, находясь на небольшом возвышении, сцене, чтобы вас мог видеть каждый из слушателей. Если у оратора есть возможность перемещать слушателей, он должен собрать их вместе. Очень трудно оказывать воздействие на людей, если они разбросаны по разным углам. В качестве участника компактной аудитории человек будет, например, смеяться, аплодировать и одобрять то, что вызвало бы у него сомнение или возражение, если бы он находился в одиночестве или являлся одним из группы слушателей, рассеянных в большом зале.

Если оратор выступает перед небольшой группой слушателей, то ему нужно собрать их в небольшом же помещении и не становиться на возвышение, а спуститься на один уровень с ними.

До начала выступления необходимо, по возможности, убрать все предметы, которые могут отвлечь внимание слушателей от оратора. Ненужные стулья, хлам и тому подобные вещи должны быть удалены подальше от оратора

Также нужно воздерживаться от выступления на сцене, если на ней будет присутствовать кто-либо еще, кроме оратора. Приглашенные гости так же относятся к лишним предметам на сцене, ведь аудитория не сможет воспротивиться соблазну взглянуть на любой движущийся предмет, животное или человека.

Приёмы привлечения внимания:

Существуют специальные приемы, позволяющие поддерживать внимание аудитории на достаточно высоком уровне. Назовем наиболее распространенные.

  • Вопросно-ответный ход. Задайте вопрос и сами ответьте на него, выдвиньте возможные сомнения и возражения, выясните их и придите к определенным выводам.
  • Перейдите от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес.
  • Задайте вопрос одному из слушателей, например: «У вас, я вижу, иная точка зрения?».
  • Подойдите ближе к слушателям, сократите дистанции между говорящим и слушателями, поменяйте позицию.
  • Создайте проблемную ситуацию, выдвиньте гипотезу, которую докажете вместе со слушателями (внешние приемы: давайте проверим, рассмотрим и т.д.). Предложите слушателям ситуацию, вызывающую вопрос: «Почему?», этим стимулируете их познавательную активность.
  • Используйте прием новизны информации, гипотез, и вы заставите аудиторию предполагать, размышлять.
  • Сделайте опору на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.
  • Покажите практическую значимости информации.
  • Используйте юмор: это позволяет быстро завоевать аудиторию.
  • Ненадолго отступите от темы: это дает возможность слушателям «отдохнуть».
  • Замедлите темп произнесения речи и одновременно ослабьте силу голоса: это привлечёт внимание к ответственным местам выступления (прием «тихий голос»).
  • Используйте наглядные пособия (таблицы, схемы, макеты, слайды и др.).
  • Используйте доказательство «от противного».
  • Вспомните цитату из авторитетных научных, публицистических работ или художественных произведений.

Готовясь к выступлению, продумайте, какие из приемов привлечения внимания, как и в какое время вы будете использовать.4

4.Выступление на деловом совещании, собрании, митинге.

Форматы выступлений в общественно-политической сфере.

Социально-политическое красноречие может развиваться только в обществе с демократическими устоями и свободой слова. В таком обществе всегда есть борьба идеологий, а значит, борьба за власть. Политические лидеры и представители движений и партий излагают в политических речах основы собственных платформ, влияя тем самым на сознание других людей, побуждая их к определённым действиям (подержать …, голосовать за … и т.д.). Речи в политической сфере в зависимости от статуса говорящего разделяются на типы.

Речи в политической сфере.

                                                

Государственные                                                           Гражданские

                                                                                             

Речь людей, занимающих посты в               Политические речи людей, не зани-

органах государственной власти:                мающих посты в органах госу-

  • президентская                                      дарственной власти      
  • парламентская
  • правительственная
  • губернаторская

Характерные особенности политических речей.

1.Политические речи всегда отражают борьбу за власть, их цель – либо захват власти, либо удержание власти.

2.Политическая речь связана с важными событиями общественно-политической жизни (например, выборы в органы государственной власти).

3.Политическая речь всегда влияет на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы адресата.

4.В политических речах часто цитируются программные документы (программу партии или манифест движения) и другие прецедентные тексты (речи политических деятелей).

5.Речи в политической сфере всегда опираются на определённую систему ценностей (демократия, свобода, благосостояние, конституционализм, законность, справедливость и др.).

6.В политических речах часто даются оценки, комментарии, разъяснения, причем говорящий выражает их с позиции идеологии партии, которую он представляет.

Успех оратора в политической сфере во многом обусловлен тем, насколько умело он аргументирует собственную позицию, учитывает особенности различных социальных групп, к которым он обращается. Его главная задача – быть понятым. Немаловажно и заразить слушателей своей уверенностью в правоте позиции, вызвать у них определённый эмоциональный настрой.5

Каждый жанр публичного выступления отличается от прочих по продолжительности, структуре, содержанию, образу говорящего и образу адресата. Рассмотрим, например, одно отличие – образ говорящего. Если взять выступающего на митинге, то нам представляется пламенный борец, говорящий с пафосом, прекрасно использующий возможности своего голоса. Выступающий с академической лекцией – это, скорее, вдумчивый и неторопливый исследователь, умело ведущий слушателей по лабиринту своих мыслей. Ведущий совещание же – это опытный организатор, умеющий без лишних эмоций дать аналитические выкладки, тактично указать на недостатки в работе, включить других в диалог. Даже беглое осмысление отличие жанров публичного выступления помогает понять, насколько важно иметь представление об их специфике для того, чтобы выступать успешно. Рассмотрим отличительные черты наиболее значимых для лидера молодёжной организации жанры.

Выступление на деловом совещании.

Совещание – это форма организации делового общения коллектива (группы) с целью обмена информацией и принятия коллективного решения по актуальным проблемам. Успех совещания во многом зависит от подготовки и организаторских способностей руководителя. Именно руководителем принимается решение о проведении совещания, составляется повестка дня, прорабатываются вынесенные на нее вопросы, составляется список участников, заготавливается проект решения. Хорошо подготовленное и организованное совещание не должно превышать 30-45 минут. Совещания, длящиеся 1,5-2 часа и дольше, малопродуктивны. Причины низкой эффективности проведения совещаний:

  • недостаточная их подготовленность;
  • невыполнение регламента: отступление от темы (разговоры ни о чем, демагогические выступления), неумение уложиться во временные рамки.
  • нежелание вести дискуссию, находить общий интерес, решать общие задачи.

Структура совещания:

1.Вступительное слово ведущего.

2.Выступления по повестке дня.

3.Обсуждение вопросов.

4. Принятие решения.

5.Заключительное слово ведущего.

Во вступительном слове характеризуется сама проблема, вынесенная на обсуждение, обозначаются пути ее решения, дается анализ существующего положения дел и пути его изменения, зачитывается повестка дня, устанавливается регламент и правила работы.

Вы руководите совещанием.

 Если вы руководите  деловым совещанием, то вы обязаны:

1.Начать его вовремя и завершить точно в назначенное время;

2.Согласовать правила работы, уточнить повестку дня;

3.Сообщить о регламенте;

4. Назначить ответственного за регламент и протокол;

5.Позаботиться о том, чтобы протокол (на бумажном или электронном носителе, по электронной почте) или выписки из него получили все участники совещания.

Информация о работе Деловые коммуникации