1. Добро и зло
Добро и зло – наиболее общие
формы моральной оценки, разграничивающие
нравственное и безнравственное.
Добро – категория этики, объединяющая
все, имеющее положительное нравственное
значение, отвечающее требованиям нравственности,
служащее отграничению нравственного
от безнравственного, противостоящего
злу.
Религиозная этика видит добро
как выражение разума или воли Бога. В
различных учениях добро принято выводить
из природы человека, из общественной
пользы, из космического закона или мировой
идеи и т. д. Само определение добра достаточно
сложно. Некоторые ученые отказываются
от попытки дать определение добра, указывая,
что это верховная, исходная и конечная
категория, которая не может быть охвачена
какой-либо дефиницией.
Зло – категория этики, по своему
содержанию противоположная добру, обобщенно
выражающая представление о безнравственном,
противоречащем требованиям морали, заслуживающем
осуждения. Это общая абстрактная характеристика
отрицательных моральных качеств.
Моральное зло следует отличать
от социального зла (противоположности
блага). Моральное зло имеет место тогда,
когда оно – проявление воли определенного
лица, группы лиц, социального слоя. Обычно
как моральное зло оценивают отрицательные
поступки людей.
С категорией добра связано
и такое понятие, как добродетель – устойчивые
положительные качества личности, указывающие
на ее моральную ценность. Добродетели
противостоит порок.
Добродетельный человек не
только признает положительные нравственные
принципы и требования, но и творит добро,
поступая в соответствии с ними (добродеять
– делать добро). Представления о добродетели,
как и о добре, исторически изменялись.
Так, в Древней Греции в соответствии с
учением Платона добродетель связывалась
с такими нравственными качествами, как
мужество, умеренность, мудрость, справедливость.
Христианская вера в эпоху средневековья
выдвинула три основные добродетели: веру,
надежду, любовь (как веру в Бога, надежду
на его милость и любовь к нему).
При всей изменчивости взглядов
в разное время и в различных слоях общества
честность, гуманность, мужество, бескорыстие,
верность и т. п. оценивались и оцениваются
положительно.
В обыденной жизни благо – все,
что способствует человеческой жизни,
служит удовлетворению материальных и
духовных потребностей людей, является
средством для достижения определенных
целей. Это и природные блага, и духовные
(познание, образование, предметы культурного
потребления). Полезность не всегда совпадает
с благом. Например, искусство лишено утилитарной
пользы; развитие промышленности, материального
производства приводит человечество на
грань экологической катастрофы.
Добро – разновидность духовного
блага. В этическом смысле понятие блага
часто употребляется как синоним добра.
Справедливость
Справедливость в обществе
понимается в различных аспектах. Это
категория морально-политическая и правовая.
В этике справедливость – категория, означающая
такое положение вещей, которое рассматривается
как должное, отвечающее представлениям
о сущности человека, его неотъемлемых
правах, исходящее из признания равенства
между всеми людьми и необходимости соответствия
между деянием и воздаянием за добро и
зло, практической ролью разных людей
и их социальным положением, правами и
обязанностями, заслугами и их признанием.
Несправедливость противоположна
справедливости. Она там, где человек принижен,
его права и достоинство не обеспечены,
между людьми нет равенства, а блага, воздаяние
за добро и зло распределяются непропорционально.
Справедливость – этическая и правовая
категория. "Эта категория,
Идея справедливости, требование
справедливости пронизывают законодательство
современного демократического общества.
Правовое выражение требования справедливости
содержится во Всеобщей декларации прав
человека, в том числе применительно к
деятельности суда.
Справедливость считают синонимом
правосудия. Правосудие с древних времен
изображали с повязкой на глазах, с весами
и мечом. Это означает, что судящий должен
быть беспристрастен, что прежде, чем решить,
он обязан точно взвесить все "за"
и "против", а решив непреклонно проводить
справедливое решение в жизнь.
В юридической деятельности
принципиальна проблема соотношения законности
и справедливости. В силу известной консервативности
законодательства и сложности регулируемых
им отношений могут возникать ситуации,
когда решение, формально соответствующее
букве закона, окажется несправедливым,
а также ситуации противоположного рода.
Между тем незаконное решение
в принципе нельзя признавать справедливым,
поэтому необходимо своевременно отражать
в законодательстве происходящие в обществе
изменения, предусматривать возможность
выбора решений в зависимости от обстоятельств
дела (например, процесс смягчить наказание
или вовсе от него освободить). Уже созданы
суды присяжных, правомочных принять решение
в соответствии с их совестью, народным
пониманием справедливости.
2. Достоинство и честь
Достоинство – категория этики, означающая
особое моральное отношение человека
к самому себе и отношение к нему со стороны
общества, окружающих, основанное на признании
ценности человека как личности.
Сознание человеком собственного
достоинства есть форма самосознания
и самоконтроля. Человек не совершает
определенного поступка, считая, что это
ниже его достоинства. Достоинство – выражение ответственности
человека за свое поведение перед самим
собой, форма самоутверждения личности.
Достоинство обязывает совершать нравственные
поступки, сообразовывать свое поведение
с требованиями нравственности.
В то же время достоинство личности
требует от других уважения к ней, признания
за человеком соответствующих прав и возможностей
и обосновывает высокую требовательность
к нему со стороны окружающих. В этом отношении
достоинство зависит от положения человека
в обществе, состояния общества, способности
его обеспечить практическое утверждение
неотчуждаемых прав человека, признание
самоценности личности.
Понятие достоинства личности
опирается на принцип равенства всех людей
в моральном отношении, основывается на
равном праве каждого человека на уважение,
запрет унижать его достоинство, независимо
от того, какое социальное положение он
занимает. Достоинство человека – одна
из высших нравственных ценностей.
Честь как категория этики означает
моральное отношение человека к самому
себе и отношение к нему со стороны общества,
окружающих, когда моральная ценность
личности связывается с моральными заслугами
человека, с его конкретным общественным
положением, родом деятельности и признаваемыми
за ним моральными заслугами (честь офицера,
честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя...).
Честь и достоинство тесно связаны.
Однако в отличие от достоинства, основанного
на признании равенства всех людей, честь
оценивает людей дифференцированно.
Исторически честь в моральном
сознании общества появилась в виде представлений
о родовой и сословной чести, предписывающей
человеку определенный образ жизни, деятельности,
поведения, не унижающий достоинства сословия,
к которому он принадлежит.
Честь обязывает человека
оправдывать и поддерживать репутацию,
которой он обладает лично и которая принадлежит
социальной группе, коллективу, в котором
он состоит.
3. Ложь — утверждение, заведомо не соответствующее истине и высказанное в таком
виде сознательно. В повседневной жизни
ложью называют умышленную передачу фактической
и эмоциональной информации (вербально
или невербально) с целью создания или
поддержания в другом человеке убеждения,
которое сам передающий считает не соответствующим
истине.
Предательство — нарушение верности кому-либо или неисполнение долга перед кем-либо.
Предательство осуждается
повсеместно большинством религий как грех или нарушение табу и порицается морально-нравственными
законами общества. Предательством называют
чаще всего оставление друга в
беде и государственную измену.
Предательство может как преследовать
какую-либо выгоду, так и нет.
Нередко предательством
также называют супружескую измену и апостасию (религиозное отступничество).
Ненависть — интенсивное, длительное,
отрицательно окрашенное деструктивное чувство, отражающее
неприятие, отвращение и враждебность
к объекту ненависти (человеку, группе,
неодушевленному предмету, явлению) . Вызывается как какими-либо
действиями объекта, так и присущими ему
качествами , восприятием объекта
ненависти, как противоречащего убеждениям
и ценностям субъекта , негативно влияющего
на его жизнь, препятствующего удовлетворению
его важных потребностей. Ненависть может
связываться с испытанием удовольствия
от неудач объекта и с желанием зла, с
намерением причинить вред объекту эмоции.
Причины ненависти
и вражды бывают настолько мелкими, несущественными,
что видимая иррациональность таких причин
вместе с легкостью, с которой ненависть
может быть внушена извне, делает возможным
предположение о существовании у людей
изначальной потребности в ненависти
и враждебности.
Сходным образом, часть конфликтов и связанная с конфликтами
ненависть могут рассматриваться не столько
как следствие каких-то реальных причин,
сколько как высвобождение агрессивного напряжения; ненависть
при этом может направляться то на один,
то на другой объект.
С другой стороны, ненависть
может выступать не как проявляющаяся
в конфликте, но существующая помимо него
агрессивность, и не как отношение к объекту,
являющееся причиной конфликта, а как
психический механизм, порождаемый конфликтной
ситуацией, и усиливающий враждебность
(«Целесообразно ненавидеть врага»).
Этот подход находит
свое выражение в побуждающей к ненависти
пропаганде, сопровождающей войны и другие
виды конфликтов, стремящейся с помощью
ненависти повысить мотивацию общества
и таким образом усилить его позицию в
конфликте.
Социальная ненависть
(ненависть как чувство группы людей) сопровождает
тяжелейшие конфликты в обществе (беспорядки,
войны, геноцид) и является одной из причин
дискриминации
Зависть — социально-психологический конструкт/концепт, охватывающий
целый ряд различных форм социального поведения и чувств, возникающих
по отношению к тем, кто обладает чем-либо
(материальным или нематериальным), чем
хочет обладать завидующий, но не обладает.
Злорадство — радость, связанная
с чужой неудачей.
Тщеславие — стремление прекрасно
выглядеть в глазах окружающих, потребность
в подтверждении своего превосходства,
иногда сопровождается желанием слышать
от других людей лесть.