Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 11:24, контрольная работа
Как и всякая наука, этика располагает богатым арсеналом категорий. Именно они, наряду с законами, принципами, методами, составляют основу содержания любой науки. Само слово “категория” греческого происхождения. Им обозначаются наиболее общие понятия, отражающие существенные стороны действительности. Это узловые пункты человеческого познания. В этическом отношении категории отражают ту сторону общественных отношений, которая связана с поведением людей, с их отношением друг к другу, к обществу, государству, семье, коллективу с точки зрения добра и зла, долга, чести справедливости.
Третий вид зла – собственно нравственное зло. Разумеется, в реальности оно далеко не всегда существует в чистом виде, все же мы обязаны говорить о нем. Нравственным злом мы называем то зло, которое совершается при непосредственном участии человеческого внутреннего мира – сознания и воли. Это зло, происходящее и творимое по решению самого человека, по его выбору.
Современные исследователи выделяют два основных вида морального зла: враждебность и распущенность. Они разворачиваются в целом букете человеческих пороков – нравственно осуждаемых качеств. К враждебности мы относим агрессию, насилие, гнев, ненависть, желание гибели, стремление к подавлению других. Это зло активное, энергичное, стремящееся к уничтожению чужого бытия и благополучия. Оно направлено во - вне. Враждебный к другим человек сознательно стремится нанести другим вред, ущерб, страдание, унизить их.
В ХХ в. философы и психологи много занимались проблемой агрессии и активного зла. Существует целый ряд версий относительно причин этого вида морального зла и его укорененности в человеческой природе. Так, Зигмунд Фрейд полагал, что наряду со стремлением к жизни – Эросом в человеке есть также инстинкт смерти – Танатос. Он заставляет людей стремиться к смерти, разрушению, уничтожению, и если индивид не обрушит силу и энергию своего Танатоса на других, то он уничтожит самого себя.
Понятия добра и зла, как и другие нравственные категории, всегда занимали умы многих писателей и философов. Вот о чем спорили образованные молодые люди начала прошлого века (Онегин и Ленский во второй главе "Евгения Онегина" А. С. Пушкина).
"Меж ними все рождало споры
И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые,
Судьба и жизнь в свою чреду,
Все подвергалось их суду".
Происхождение зла объясняется по-разному. В религиозных учениях зло – фатальная неизбежность человеческого существования. Иммануил Кант считал зло необходимым следствием чувственной природы человека. Французские просветители объясняли зло результатом непонимания человеком своей подлинной природы. Марксисты связывают зло с антагонистическим устройством общества.
Список использованной литературы
1.Аминов И.И. и др. Юридическая этика.М.,2010.
2.Афанасьева О.В., Пищелко А.В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста.М.,2004.
3.Блюм М.А. и др. Этика деловых отношений.М.,2009.
4.Кобликов О.В. Юридическая этика.М.,2009.
5.Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. Под ред. Г.В.Дубова, А.В.Опалева.М.,1999.
6.Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия.//Соч.в 2 тт.М.,1990,т.1.
7.Халиулина В.П. Профессиональная этика юриста.М.,2009.