Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 03:54, реферат
Общество является одной из самых сложных и известных систем, исследование которой продолжается до сих пор. У каждого народа есть своя история, где все процессы общественной жизни взаимосвязаны между собой. Общественная жизнь «изучается различными науками - социологией, историей, политологией, правоведением, этнографией, экономической теорией. Задачи наука - исследовать строение общества, выявить в историческом процессе повторяющиеся всеобщие свойства, стороны, тенденции, закономерности».
Ведение.
Понятие духовного производства.
Структура духовного производства (учреждения науки, культуры, церкви).
Роль идеологии в духовном производстве.
Заключение.
Библиография.
- эстетическая (искусство
доставляет удовольствие и
Из общей массы видов, ученые выделяют два основных: архитектура (создание зданий и сооружений) и живопись. Произведения последнего вида представляют собой отображение жизни на определенной поверхности с помощью цвета, звука, форм. Результат, как правило, является образным, наглядным, отражает реальную жизнь, хотя и состоит из вымышленных событий, предметов. То, что в процессе создания субъект может использовать свою фантазию, отличает искусство от научного познания.
Так, можно выделить функции культуры, как института духовного производства:
- «познавательная;
- информативная, то есть это накопление и трансляция социального опыта от одного поколения к другому, внутри одной страны в пределах жизни одного поколения, от одного народа к другому;
- коммуникативная (общение благодаря знаковым системам, естественным и искусственным языкам, которые предоставляет культура);
- нормативная (регулирование поведения);
- цивилизационная, гумаʜᴎϲтическая».
Третий институт духовного производства формирует у людей абстрактное мышление, способности отделить особое и не важное в окружающем мире.
«Для общества религия выступает как мощное средство сплочения людей, поскольку общие верования придают высший смысл их деятельности. В социальном плане религия реализуется как особый общественный институт - церковь».
Церковь, как и то, что ее создало (религия), являются третьим из основных институтов в структуре духовного производства.
Она, сама по себе является религиозной организацией развитой религиозной общины - объединения последователей определенной религии и возникших на этой основе общности верований и обрядов. Ее обслуживают профессиональные священнослужители.
Религиозными организациями могут быть также «секты - объединения верующих, порвавших с той или иной официальной церковью, изменивших основы ее вероучения и культа или противопоставивших себя господствующему религиозному течению».
Для многих людей религия играет роль мировоззрения, готовой системы взглядов, принципов, идеалов, объясняющих устройство мира и определяющих место человека в нем. Она и сейчас очень важна для общества, так как может способствовать объединению наций, образованию единых государств. Это тоже своего рода культура, а древние религии несут в себе важнейшие традиции народа.
Можно выделить несколько основных элементов любой религии: вера (религиозные чувства, эмоции), учение (принципы, идеи, понятия, используемые только в данной религии) и религиозный культ (совокупность действий, которые совершают верующие для поклонения богам, то есть обряды, молитвы, проповеди).
Также религия имеет свои функции:
- комᴨȇнсаторная (освобождение
от социальных конфликтов: равенство
ᴨȇред Богом, разобщенность
- регулятивная (религиозно-нравственные
идеи, культовая деятельность и
религиозные организации
- интегративная, то есть объединяет верующих;
- коммуникативная (расширение
возможностей общения между
Политика, право, мораль и нравственность не являются видами духовного производства, так как последние не являются результатом творческой деятельности человека, а политика и право не являются чем-то духовным.
«Политические отношения складываются по поводу власти, а отношения власти - господства и подчинения - это в конечном итоге тоже материальные отношения» Бенин В.Л., Десяткина М.В. Учебное пособие по социальной философии. М., 1997. п. 2.5., складывающийся в ходе практической деятельности.
«Семейные же отношения ᴨȇреплетены с экономическими, моральными, правовыми отношениями и отношениями по детопроизводству» .
«Важность для общества основных
исторических форм духовной деятельности
подтверждается тем, что они развиваются
и совершенствуются, преимущественно,
профессионалами в стенах сᴨȇциализированных
институтов культуры, таких как научно-
Но чтобы использовать другие необходимые человеку области духовной жизни (язык, народные обычаи и традиции, мода, этикет и другое), не нужны сᴨȇциальные знания, так как это связано с культурой труда, быта, досуга, семейного и личного общения.
Роль идеологии в духовном производстве
«Идеология - это совокупность
правовых, политических, нравственных,
эстетических и других идей и теорий,
ценностей и норм, идеалов и
директив действия, отражающих экономические
отношения общества с позиций
определенного общественного
Содержанием идеологии являются
острые, актуальные, назревшие и
требующие разрешения противоречия
общественного развития. Сущность состоит
в выражении интересов
«Общие положения она заимствует или получает извне, из сферы политического управления общественными процессами. Идеология создается, как правило, профессионалами своего дела, людьми хорошо подготовленными как теоретически, так и практически»..
Она сплачивает людей, разделяющих основные положения идеологии, определяет их мотивацию к конкретным делам и поступкам.
Особую роль в обществе играет общенациональная и государственная идеологии (иерархическая структура ценностей, которая усиленно распространяется в обществе пропагандой, навязывается всем гражданам государства). Государственная идеология может существовать, только если огромные массы людей едины и сознательно или неосознанно доверяют своей государственной власти, руководствуясь идеологическими оценками в своей жизни.
«Идеологизированность» - один из двух главных признаков духовного производства. Вторым является институализация, выступающая организованной формой производства и распределения духовных ценностей. Она не исключает, а органически взаимодействует с такой формой, как духовная самодеятельность людей, составляющая основу творческого потенциала духовного производства». Калустьянц Ж.С. Содержание категории «духовное производство»..
Иногда в идеологии
каких-либо классов скрываются их настоящие
интересы, так как они расходятся
с интересами прогрессивного развития
общества. «Создается идеология, цель
которой заключается в том, чтобы
нарисовать заведомо ложную картину
происходящих в обществе процессов,
расстановки социально_
В прошлом Россия ᴨȇрежевала жесткость в привязывании идеологии к духовному производству. В СССР люди могли заниматься только тем, что разрешено. Если кто-либо противостоит порядкам, признанным лидерами государства, его сразу же пресекали.
Как в науке, так и в
искусстве главное место
«В течение многих столетий религия стремилась реализовать свои цели и идеалы посредством аппарата государственной власти. Превращение религиозного учения в господствующую в обществе систему ценностей, а тем более в государственную идеологию неоднократно приводило к появлению теократического государства». Калустьянц Ж.С. Содержание категории «духовное производство».
Сегодняшнее положение общества в духовном производстве стало более свободным, по сравнению с прошлым веком. Стали цениться не стандартные идеи, признаваться новые институты на базе старых общепризнанных ценностей.
Новое поколение развивает новые технологии, разработки, что приводит в ужас старое. Культура народов, конечно же, придерживается своих древних традиций и ценит опыт, полученный от предков, но использует его уже совсем по-другому.
Религия, скорее всего, сохранила свое влияние во многих государствах, но она уже не имеет такого сильного влияния. Люди могут верить в то, во что им хочется.
Огромное количество литературы существует на данный момент, которая повествует о необычайных способностях человека в самообразовании и саморазвитии своего внутреннего мира. Люди, которые хотят духовного развития и стремятся к этому, познавая себя, свои способности, становятся ближе к тому, что авторы называют великой ценностью.
Давно ходят слухи о конце света в 2012 году, что немало волнует каждого человека. Есть такое мнение, что люди, развитые духовно, будут продолжать жить в этом мире после мистической даты. Может быть это и правда. Ведь духовность развивает в человеке только самые лучшие качества, которые человек имеет: терпимость, доброту, понимание, спокойствие, умиротворение, удовлетворение. Духовное производство учит общаться с природой, замечать то, что не замечают ушедшие с головой в бытовые проблемы, серость, злость, беспокойство, нервность, грусть люди.
Но и это не идеология, так как духовно человек может развиваться только по своей воле и своим желанием.
В основном идеология проявляется в семье. Например, если родители православные и ходят в церковь, то и ребенка своего они, наверняка, заставят носить крест, венчаться в церкви при заключении брака и т.д. Также семейные традиции, как правило, необходимо соблюдать. Детям - подчиняться родителям во всем беспрекословно, девочкам серьезно встречаться с мальчиками приветствуется только после официального бракосочетания и т.д. Но это, конечно же, частные случаи.
Итак, идеология в духовном производстве сейчас играет далеко не главную роль.
-
З а к л ю ч е н и е -
Духовная сфера является самой возвышенной сферой жизнедеятельности общества и человека, так как здесь реализуется то, что отличает нас от животных - это дух и духовность. Через духовные потребности человек способен творить уникальные вещи, создавать произведения, рождать на свет новые идеи путем духовного производства.
Также духовная сфера является одной из основных в жизни любого общества. Это «сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества».
Духовное производство включает в себя духовное общение, формирование духовных начал, проявление духовных потребностей, а в связи с этим - создание (духовная деятельность) и потребление духовных ценностей, создание своего духовного мира.
Может быть, скоро внутренний духовный мир человека, созданный им самим, превратится в его основную ценность.