Духовное производство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 03:54, реферат

Краткое описание

Общество является одной из самых сложных и известных систем, исследование которой продолжается до сих пор. У каждого народа есть своя история, где все процессы общественной жизни взаимосвязаны между собой. Общественная жизнь «изучается различными науками - социологией, историей, политологией, правоведением, этнографией, экономической теорией. Задачи наука - исследовать строение общества, выявить в историческом процессе повторяющиеся всеобщие свойства, стороны, тенденции, закономерности».

Содержание

Ведение.
Понятие духовного производства.
Структура духовного производства (учреждения науки, культуры, церкви).
Роль идеологии в духовном производстве.
Заключение.
Библиография.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ яна 2.docx

— 30.19 Кб (Скачать файл)

- эстетическая (искусство  доставляет удовольствие и наслаждение,  вызывает определенные эмоции, прививает  чувство прекрасного).

Из общей массы видов, ученые выделяют два основных: архитектура (создание зданий и сооружений) и  живопись. Произведения последнего вида представляют собой отображение  жизни на определенной поверхности  с помощью цвета, звука, форм. Результат, как правило, является образным, наглядным, отражает реальную жизнь, хотя и состоит  из вымышленных событий, предметов. То, что в процессе создания субъект  может использовать свою фантазию, отличает искусство от научного познания.

Так, можно выделить функции  культуры, как института духовного  производства:

- «познавательная;

- информативная, то есть  это накопление и трансляция  социального опыта от одного  поколения к другому, внутри  одной страны в пределах жизни  одного поколения, от одного  народа к другому;

- коммуникативная (общение  благодаря знаковым системам, естественным  и искусственным языкам, которые  предоставляет культура);

- нормативная (регулирование  поведения);

- цивилизационная, гумаʜᴎϲтическая».

Третий институт духовного  производства формирует у людей  абстрактное мышление, способности  отделить особое и не важное в окружающем мире.

«Для общества религия  выступает как мощное средство сплочения  людей, поскольку общие верования  придают высший смысл их деятельности. В социальном плане религия реализуется  как особый общественный институт - церковь».

Церковь, как и то, что  ее создало (религия), являются третьим  из основных институтов в структуре  духовного производства.

Она, сама по себе является религиозной  организацией развитой религиозной  общины - объединения последователей определенной религии и возникших  на этой основе общности верований  и обрядов. Ее обслуживают профессиональные священнослужители.

Религиозными организациями  могут быть также «секты - объединения  верующих, порвавших с той или  иной официальной церковью, изменивших основы ее вероучения и культа или  противопоставивших себя господствующему  религиозному течению».

Для многих людей религия  играет роль мировоззрения, готовой  системы взглядов, принципов, идеалов, объясняющих устройство мира и определяющих место человека в нем. Она и  сейчас очень важна для общества, так как может способствовать объединению наций, образованию  единых государств. Это тоже своего рода культура, а древние религии  несут в себе важнейшие традиции народа.

Можно выделить несколько  основных элементов любой религии: вера (религиозные чувства, эмоции), учение (принципы, идеи, понятия, используемые только в данной религии) и религиозный  культ (совокупность действий, которые  совершают верующие для поклонения богам, то есть обряды, молитвы, проповеди).

Также религия имеет свои функции:

- комᴨȇнсаторная (освобождение  от социальных конфликтов: равенство  ᴨȇред Богом, разобщенность заменяется  «братством во Христе», смертный  оказывается бессмертным, мир  зла и несправедливости заменяется  «Царством Небесным»). Она проявляется  в покаянии и молитве, после  совершения котоҏыҳ наступает  состояние облегчения (удовлетворенности,  радости, успокоенности);

- регулятивная (религиозно-нравственные  идеи, культовая деятельность и  религиозные организации выступают  в качестве регуляторов поведения  людей);

- интегративная, то есть  объединяет верующих;

- коммуникативная (расширение  возможностей общения между людьми).

Политика, право, мораль и  нравственность не являются видами духовного  производства, так как последние  не являются результатом творческой деятельности человека, а политика и право не являются чем-то духовным.

«Политические отношения  складываются по поводу власти, а отношения  власти - господства и подчинения - это  в конечном итоге тоже материальные отношения» Бенин В.Л., Десяткина М.В. Учебное пособие по социальной философии. М., 1997. п. 2.5., складывающийся в ходе практической деятельности.

«Семейные же отношения ᴨȇреплетены с экономическими, моральными, правовыми  отношениями и отношениями по детопроизводству» .

«Важность для общества основных исторических форм духовной деятельности подтверждается тем, что они развиваются  и совершенствуются, преимущественно, профессионалами в стенах сᴨȇциализированных институтов культуры, таких как научно-исследовательский  институт и университет, церковь, театр  и т. д. Чтобы добиться усᴨȇха в этих областях, нужно обладать обширными сᴨȇциальными знаниями и навыками, как минимум в пределах высшего образования (сᴨȇциализированная духовная деятельность)».

Но чтобы использовать другие необходимые человеку области  духовной жизни (язык, народные обычаи и традиции, мода, этикет и другое), не нужны сᴨȇциальные знания, так  как это связано с культурой  труда, быта, досуга, семейного и  личного общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль идеологии  в духовном производстве

«Идеология - это совокупность правовых, политических, нравственных, эстетических и других идей и теорий, ценностей и норм, идеалов и  директив действия, отражающих экономические  отношения общества с позиций  определенного общественного класса. Она способствует закреплению или  устранению существующих общественных отношений»..

Содержанием идеологии являются острые, актуальные, назревшие и  требующие разрешения противоречия общественного развития. Сущность состоит  в выражении интересов определенной социальной группы: класса, этнической группы.

«Общие положения она  заимствует или получает извне, из сферы  политического управления общественными  процессами. Идеология создается, как  правило, профессионалами своего дела, людьми хорошо подготовленными как  теоретически, так и практически»..

Она сплачивает людей, разделяющих  основные положения идеологии, определяет их мотивацию к конкретным делам  и поступкам.

Особую роль в обществе играет общенациональная и государственная  идеологии (иерархическая структура  ценностей, которая усиленно распространяется в обществе пропагандой, навязывается всем гражданам государства). Государственная  идеология может существовать, только если огромные массы людей едины  и сознательно или неосознанно  доверяют своей государственной  власти, руководствуясь идеологическими  оценками в своей жизни.

«Идеологизированность» - один из двух главных признаков духовного производства. Вторым является институализация, выступающая организованной формой производства и распределения духовных ценностей. Она не исключает, а органически взаимодействует с такой формой, как духовная самодеятельность людей, составляющая основу творческого потенциала духовного производства». Калустьянц Ж.С. Содержание категории «духовное производство»..

Иногда в идеологии  каких-либо классов скрываются их настоящие  интересы, так как они расходятся с интересами прогрессивного развития общества. «Создается идеология, цель которой заключается в том, чтобы  нарисовать заведомо ложную картину  происходящих в обществе процессов, расстановки социально_классовых сил, исказить цели их деятельности и т. д. Другими словами, происходит сознательная мистификация действительности, появляются один за другим социальные мифы, а то и множество таковых, чтобы затемнить сознание масс и в этих условиях реализовать интересы тех сил, которым служит данная идеология».

В прошлом Россия ᴨȇрежевала  жесткость в привязывании идеологии  к духовному производству. В СССР люди могли заниматься только тем, что  разрешено. Если кто-либо противостоит порядкам, признанным лидерами государства, его сразу же пресекали.

Как в науке, так и в  искусстве главное место занимала идеология, навязанная государством. Стихи, музыка, произведения того времени  полностью отражают духовный мир  общества, загнанный в угол. Научные  открытия производились только по надобности этого государству.

«В течение многих столетий религия стремилась реализовать  свои цели и идеалы посредством аппарата государственной власти. Превращение  религиозного учения в господствующую в обществе систему ценностей, а  тем более в государственную  идеологию неоднократно приводило  к появлению теократического  государства». Калустьянц Ж.С. Содержание категории «духовное производство».

Сегодняшнее положение общества в духовном производстве стало более  свободным, по сравнению с прошлым  веком. Стали цениться не стандартные  идеи, признаваться новые институты  на базе старых общепризнанных ценностей.

Новое поколение развивает  новые технологии, разработки, что  приводит в ужас старое. Культура народов, конечно же, придерживается своих  древних традиций и ценит опыт, полученный от предков, но использует его уже совсем по-другому.

Религия, скорее всего, сохранила  свое влияние во многих государствах, но она уже не имеет такого сильного влияния. Люди могут верить в то, во что им хочется.

Огромное количество литературы существует на данный момент, которая  повествует о необычайных способностях человека в самообразовании и  саморазвитии своего внутреннего мира. Люди, которые хотят духовного  развития и стремятся к этому, познавая себя, свои способности, становятся ближе к тому, что авторы называют великой ценностью.

Давно ходят слухи о  конце света в 2012 году, что немало волнует каждого человека. Есть такое  мнение, что люди, развитые духовно, будут продолжать жить в этом мире после мистической даты. Может  быть это и правда. Ведь духовность развивает в человеке только самые  лучшие качества, которые человек  имеет: терпимость, доброту, понимание, спокойствие, умиротворение, удовлетворение. Духовное производство учит общаться с природой, замечать то, что не замечают ушедшие с головой в бытовые  проблемы, серость, злость, беспокойство, нервность, грусть люди.

Но и это не идеология, так как духовно человек может  развиваться только по своей воле и своим желанием.

В основном идеология проявляется  в семье. Например, если родители православные и ходят в церковь, то и ребенка  своего они, наверняка, заставят носить крест, венчаться в церкви при  заключении брака и т.д. Также  семейные традиции, как правило, необходимо соблюдать. Детям - подчиняться родителям  во всем беспрекословно, девочкам серьезно встречаться с мальчиками приветствуется только после официального бракосочетания и т.д. Но это, конечно же, частные  случаи.

Итак, идеология в духовном производстве сейчас играет далеко не главную роль.

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

З а к л ю  ч е н и е -

Духовная сфера является самой возвышенной сферой жизнедеятельности  общества и человека, так как здесь  реализуется то, что отличает нас  от животных - это дух и духовность. Через духовные потребности человек  способен творить уникальные вещи, создавать произведения, рождать  на свет новые идеи путем духовного  производства.

Также духовная сфера является одной из основных в жизни любого общества. Это «сфера отношений людей  по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества».

Духовное производство включает в себя духовное общение, формирование духовных начал, проявление духовных потребностей, а в связи с этим - создание (духовная деятельность) и потребление  духовных ценностей, создание своего духовного  мира.

Может быть, скоро внутренний духовный мир человека, созданный  им самим, превратится в его основную ценность.


Информация о работе Духовное производство