Жанровые особенности и структурные элементы письменного научного текста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:14, доклад

Краткое описание

Жанр - форма организации речевого материала в рамках того или иного стиля речи. В жанровом отношении научная речь является одной из наиболее богатых разновидностей русской речи. Жанровое многообразие научного стиля обусловлено, прежде всего, наличием в нем множества типов текстов. Ученые-филологи, специалисты по культуре речи выделяют разное количество подстилей внутри научного стиля и дают им несовпадающие определения-наименования. Например, Д.Э. Розенталь утверждает, что научный стиль имеет следующие подстили:

Вложенные файлы: 1 файл

жанровые особенности и структурные элементы письменного научного текста..doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

Жанровые  особенности и  структурные элементы письменного научного текста. 

    Жанр - форма организации речевого материала  в рамках того или иного стиля  речи. В жанровом отношении научная  речь является одной из наиболее богатых  разновидностей русской речи. Жанровое многообразие научного стиля обусловлено, прежде всего, наличием в нем множества типов текстов. Ученые-филологи, специалисты по культуре речи выделяют разное количество подстилей внутри научного стиля и дают им несовпадающие определения-наименования. Например, Д.Э. Розенталь утверждает, что научный стиль имеет следующие подстили:

    • научно-популярный;
    • научно-деловой;
    • научно-технический (производственно-технический);
    • научно-публицистический;
    • учебно-научный.

    Научные тексты различных жанров строятся по единой логической схеме. В основании этой схемы находится главный тезис - утверждение, требующее обоснования; тезис включает в себя предмет речи (то, о чем говорится в тексте) и главный анализируемый признак (то, что говорится об этом предмете). Доказательствами главного тезиса являются аргументы (доводы, основания, приводимые в доказательстве), количество которых зависит от жанра и объема научного текста. Для более полной аргументации тезиса необходимы также иллюстрации - примеры, подтверждающие выдвинутые теоретические положения.

    Текст научного стиля завершается выводом (резюме), в котором содержится аналитическая  оценка проведенного исследования, намечаются перспективы дальнейших изысканий.

    Научный стиль отличается рядом общих  черт, обусловленных особенностями научного мышления, в том числе отвлеченностью и строгой логичностью изложения. Ему присущи и некоторые частные черты, упомянутые выше.

    В каждом функциональном стиле действуют  свои объективные стилеобразующие  факторы. Схематически их можно изобразить следующим образом.

    научный: 

    • информативная 
    • наука 
    • письменная 
    • монолог 
    • массовый неконтактный и косвенно-контактный 
    • нейтральный
 

    Каждый  из функциональных стилей имеет к  тому же свою цель, своего адресата, свои жанры. Основной целью научного стиля  является сообщение объективной информации, доказательство истинности научного знания. Цели конкретизируются в задачах данного текста. Цели и ситуация определяют отбор материала, который используется на всем протяжении создания текста. Однако вначале этот процесс имеет количественный характер, а ближе к концу — качественный.

    Адресатами  произведений научного стиля преимущественно  являются специалисты — читатели, подготовленные к восприятию научной  информации.

    В жанровом отношении научный стиль  довольно разнообразен. Здесь можно выделить: статью, монографию, учебник, рецензию, обзор, аннотацию, научный комментарий текста, лекцию, доклад на специальные темы, тезисы и др.

    Однако  при выделении речевых жанров научного стиля следует обращать внимание на то, что в любом функционирующем языке существует своя иерархия стилистических систем — подсистем. Каждая низшая подсистема имеет в основе элементы систем более высокого ранга, по-своему комбинирует их и дополняет новыми специфическими элементами. “Свои” и “чужие” элементы, в том числе и функциональные, она организует в новую, иногда качественно иную целостность, где они приобретают в той или иной степени новые свойства. Например, элементы научного и официально-делового стилей, соединяясь, порождают научно-деловой под-стиль, который реализуется в разных жанрах, таких, например, как отчет о проведении научно-исследовательской работы, автореферат диссертации и др.

    Широкое и интенсивное развитие научного стиля привело к формированию в его рамках следующих разновидностей (подстилей): 1) собственно научный (монографии, диссертации, научные статьи, доклады); 2) научно-популярный (лекции, статьи, очерки); 3) учебно-научный (учебники, методические пособия, программы, лекции, конспекты); 4) научно-деловой (техническая документация, контракты, сообщения об испытаниях, инструкции для предприятий); 5) научно-информативный (патентные описания, информативные рефераты, аннотации); 6) научно-справочный (словари, энциклопедии, справочники каталоги). Каждому подстилю и жанру присущи свои индивидуально-стилевые черты, которые, однако, не нарушают единства научного стиля, наследуя его общие признаки и особенности.

    В каждой из этих жанровых подсистем  предполагаются свои соотношения элементов  собственно научного и других стилей и свои принципы организации речевого произведения. По мнению А. Н. Васильевой, “модель этой организации формируется в речевом сознании (подсознании) человека в процессе речевой практики, а также часто и специального обучения” [1, 48]. Такому обучению в немалой степени способствует учебно-научная литература, которая, излагая в доступной форме основы той или иной науки, имеет свои особенности, отличающие ее от других видов научной литературы (проблемной статьи, частной монографии, журнальной подборки). Ее основные черты таковы: предметно-логическая последовательность и постепенно развертывающаяся манера изложения; “сжатая полнота”, которая выражается в том, что, с одной стороны, излагается только часть накопленной информации о предмете данной науки, а с другой — эта часть является базовой, и в ней предмет изложения характеризуется равномерно и разносторонне.

    В научном стиле, как и в каждом функциональном стиле, существуют свои определенные правила текстовой  композиции. Текст воспринимается в  основном от частного к общему, а  создается от общего к частному. 

    Структура текста научного стиля обычно многомерная  и многоуровневая. Однако это не означает, что все тексты имеют  одинаковую степень структурной  сложности. Например, они могут быть абсолютно разными по чисто физической конструкции. Чтобы понять, о чем идет речь, достаточно сравнить научную монографию, статью и тезисы. При этом следует иметь в виду, что степень сложности не носит здесь абсолютного характера, ибо те же самые тезисы трудно написать, не написав хотя бы чернового наброска, статьи и не рассмотрев его критически.

    Каждый  из жанров научного стиля имеет свои особенности и индивидуальные черты, но в связи с тем, что в одном  учебном пособии трудно дать описание специфических черт всех жанров и  видов научного стиля, мы остановим .свое внимание на жанре научных тезисов, который является одним из наиболее общеактуальных жанров языка науки.

    Тезисы  могут писаться человеком для  себя — в этом случае они не являются объектом данного рассмотрения, ибо  к ним не предъявляются строгие  требования жанра и стиля. Предмет нашего интереса — это тезисы, создаваемые для публикации. Именно они должны отвечать определенным нормативным требованиям, прежде всего требованию содержательного соответствия заранее объявленной проблемой теме. Не менее важен и фактор научно-информативной валентности, содержательной актуальности и ценности информации, оставляемой в рамках объявленной проблемной темы. Тезисы являются одним из наиболее устойчиво-нормативных жанров речевого произведения, поэтому нарушение жанровой определенности, нормативности, чистоты, жанровые смешения оцениваются в нем как грубые нарушения не только стилистических, а вообще коммуникативных норм. Среди типичных нарушений, какими являются, например, подмена тезисов текстом сообщения, резюме, рефератом, аннотацией, проспектом, планом и т. д., наиболее неприятное впечатление производит смешение форм разных жанров. Такое смешение демонстрирует отсутствие научно-речевой культуры у автора и подвергает сомнению его научные данные в целом.

    Тезисы  имеют и строго нормативную содержательно-композиционную структуру. В ней выделяются: 1) преамбула; 2) основное тезисное положение; 3) заключительный тезис. Четкое логическое деление тезисного содержания подчеркивается рубрикацией, а в некоторых случаях — и выделением абзацев под одной рубрикой.

    Тезисы  имеют и свои строгие нормы  речестилистического оформления, свойственные научному стилю в целом, но в данном конкретном случае действующие еще  более жестко.

    По  мнению А. Н. Васильевой, общей нормой всякого научного стиля “является высокая насыщенность высказывания предметно-логическим содержанием” [1, 193]. Эта норма реализуется в тезисном произведении “в оптимальном преодолении противоречия между содержательной концентрацией и коммуникативной доступностью” [там же]. Следует подчеркнуть, что в тезисах указанное противоречие особенно трудноразрешимо вследствие чрезвычайной концентрации предметно-логического содержания. 

    Первичные и вторичные письменные научные тексты, их виды и функции. аннотация, отзыв, рецензия, реферат,конспект, тезисы: структурная,композиционная, языковая специфика как вторичного научного текста. 

    1. Научная статья и монография - оригинальные произведения исследовательского характера, относящиеся к собственно научному стилю. Это так называемые первичные жанры научного стиля, так как они пишутся специалистами и для специалистов.

    • Монография - научный труд, научная книга, посвященная изучению одной проблемы, одного вопроса.
    • Научная статья - сочинение небольшого размера, в котором автор излагает результаты собственного исследования конкретной темы или ее части.
    • В эту же группу жанров входят доклад, диссертационная работа, а также курсовая работа и дипломная работа, примыкающие к другой разновидности научного стиля - учебно-научным жанрам. Тексты перечисленных жанров должны обладать свойствами, присущими любому научному тексту, - быть точными, логичными, отвлеченными и обобщенными, иметь стройную композицию.

текстах этих жанров выделяются структурно-смысловые компоненты:

  • название (заголовок);
  • введение;
  • основная часть;
  • заключение.
  • название общего характера (введение в терминоведение; беседы о физике; асимметрия мозга и знаковых систем);
  • название, конкретизирующее разрабатываемые автором вопросы научной теории и практики (хранение информации в бесписьменном обществе; алгебры Ли с конечной градуировкой);
  • названия, отражающие особенности авторской постановки вопроса (русская орфография в историческом аспекте; поэтическая энциклопедия алхимии).
  • выбор темы исследования;
  • описываются методы исследования;
  • формулируются цели и задачи работы
 

Название (заголовок) научного текста - важнейшая информативная единица, отражающая тему данного произведения и соответствующая содержанию текста. Существует несколько типов заголовков:

Введение (вводная часть) должно быть кратким и точным. В нем обосновывается:

Главной целью всякой отрасли науки является раскрытие и изучение закономерностей связи между явлениями и процессами. В круг целей научного исследования входит также раскрытие специфики объекта науки, создание типологии, объяснение явлений, описание функций, систематизация и обобщение фактов и пр.

Основная  часть текста монографии, дипломной работы делится на главы в соответствии с задачами и объемом работы. В научной статье главы не выделяются, но каждое новое научное положение оформляется в новый абзац.

Заключение содержит выводы по данному исследованию или имеет форму краткого резюме. 

2. Основными  жанрами научно-информативного стиля  речи являются:

  • реферат;
  • аннотация;
  • конспект;
  • тезисы.

Эти жанры  научных текстов объединены общими свойствами: являются вторичными жанрами  речи (составляются на основе уже имеющихся  опорных текстов, чаще всего оригинальных, первичных, хотя тезисы могут быть и  оригинальным научным произведением) и определенным образом соотносятся с учебно-научной разновидностью научного стиля речи.

Реферирование - интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, преобразование информации аналитико-синтетическим способом и создание нового (вторичного) текста. Реферат - адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные. Подготовка рефератов - один из наиболее сложных видов самостоятельной работы, реферирование приучает человека вдумчиво работать с литературой, ориентироваться в ней, выбирая необходимую информацию. Реферат должен быть информативным, отличаться полнотой изложения, объективно передавать содержание первичного текста, корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике. Реферат может быть репродуктивным, воспроизводящим содержание первичного текста, и продуктивным, содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого источника.

Информация о работе Жанровые особенности и структурные элементы письменного научного текста