Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:41, реферат
Эффективность рекламы зависит и от того, насколько ясно и четко рекламная информация отражает свойства услуги или продукции библиотеки. Реклама должна продавать пользователю не продукцию или услугу библиотеки, а пользу, выгоду, которые он получит, приобретая эту продукцию или воспользовавшись услугой.
Эффективность библиотечной рекламы определяется количеством пользователей библиотеки, ее ресурсов, баз данных, услугами и частотой обращения к ним.
По отношению к аудитории библиотечная реклама подразделяется на внутрибиблиотечную, предназначенную для ее читателей, и внешнюю, ориентированную на потенциальных пользователей.
Имидж библиотеки: понятие, сущность, структура……………………3
Внешнебиблиотечный имидж……………………………………………4
Внутрибиблиотечный имидж……………………………………………7
Содержание
1. Имидж библиотеки: понятие, сущность, структура.
С середины 90-х гг. XX в. в библиотечной профессиональной сфере (в практической деятельности и в теоретических разработках) наблюдается значительный интерес к проблемам формирования имиджа библиотеки.
Создание позитивного имиджа, формирование надежной репутации среди широкой общественности становится основой современного библиотечного учреждения и его приоритетным направлением.
Имидж библиотеки можно определить как сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ, определяемый отношением общества к библиотеке, ее услугам, ресурсам, товарам. Образ библиотеки постоянно меняется.
Имидж библиотеки состоит из внешнебиблиотечного и внутрибиблиотечного.
Формирование имиджа библиотеки зависит от следующих компонентов:
Эффективность рекламы зависит и от того, насколько ясно и четко рекламная информация отражает свойства услуги или продукции библиотеки. Реклама должна продавать пользователю не продукцию или услугу библиотеки, а пользу, выгоду, которые он получит, приобретая эту продукцию или воспользовавшись услугой.
Эффективность библиотечной рекламы определяется количеством пользователей библиотеки, ее ресурсов, баз данных, услугами и частотой обращения к ним.
По отношению к аудитории библиотечная реклама подразделяется на внутрибиблиотечную, предназначенную для ее читателей, и внешнюю, ориентированную на потенциальных пользователей.
2. Внешнебиблиотечный имидж.
Внешнебиблиотечный имидж — это то, как библиотеку воспринимают ее посетители, местные власти. Он складывается из качества услуг, осязаемого имиджа (здание библиотеки), внешнего вида персонала и мер, направленных на улучшение имиджа (реклама, контакты с прессой и т. д.).
Чтобы привлечь пользователей здание библиотеки должно быть доступным, удобным, постоянным и надежным.
Здание библиотеки должно быть расположено в центре города (района или населенного пункта); библиотека должна быть доступной для всех пользователей, нуждающихся в информации, соответствующей профилю ее фондов; библиотека должна стремиться создавать максимально высокий уровень комфорта для читателей.
Если библиотека будет отвечать всем требуемым запросам, то читатели будут с удовольствием посещать ее, пользоваться ее услугами.
Другая сторона внешнебиблиотечного имиджа — имидж библиотечных специалистов — непосредственно связан с выполнением профессиональных обязанностей и складывается из внешнего облика, манеры поведения, умения общаться. От того, какое впечатление библиотекарь производит на окружающих, во многом зависит его успех. Имидж библиотекаря влияет на работу библиотеки, от него во многом зависят статус и роль библиотеки в обществе.
В этикет самопрезентации личности библиотекаря входит ношение бейджа. Оно должно являться стимулом, мотивацией, чтобы выглядеть прилично: как внешне, так и в своих внутренних проявлениях. Библиотекари, прежде всего руководители разных звеньев, начинают активно использовать в профессиональной коммуникации визитные карточки.
Рекламная деятельность как составная часть маркетинговой политики библиотеки способствует утверждению имиджа, формирует общественное мнение путем реализации системы мероприятий, устанавливающих коммуникативную связь учреждения и разных категорий населения, органов управления, власти.
От того, насколько четко и ясно определена цель рекламы, зависит дальнейший процесс ее создания и действия. Определение целей рекламной деятельности зависит от ряда факторов: маркетинговых целей библиотеки, объекта рекламирования и т. д. Библиотеке необходимо определить объект рекламирования. Это может быть: библиотечное обслуживание в целом, конкретная библиотека, ее услуги, ресурсы и способы их получения; отдельные структурные подразделения библиотеки, отдельные услуги, продукция библиотеки и возможности их использования; персонал библиотеки, профессия в целом.
При планировании рекламной кампании должен быть четко определен тот контингент пользователей, который объективно нуждается в рекламируемых услугах, продукции.
Следующий важный этап планирования рекламной деятельности библиотеки — выбор средств распространения рекламы. На выбор средств влияют факторы: цель рекламной кампании, основная тема рекламы, стоимость средства рекламы и др.
Сотрудничество со средствами массовой информации (СМИ) — важная составная часть рекламной и информационно-имиджевой политики современной библиотеки. Проводя работу со СМИ, библиотека, как правило, определяет круг источников: газет, журналов, радио и телекомпаний, которые наиболее охотно сотрудничают с нею, организуют постоянные рубрики о ее работе. В основном, это странички культуры, отражающие массовую работу с населением, литературные композиции, рассказы о событиях библиотечной жизни, о книгах, новых поступлениях в библиотеку.
В результате такого сотрудничества библиотеки повышают свой имидж, пользуются бесплатной рекламой своих услуг, привлекают внимание общественности, спонсоров. Большое внимание привлекают материалы о возможностях библиотеки в предоставлении читателям Интернета, о работе культурно-развлекательных комплексов.
Для прессы готовятся специальные пресс-релизы, предоставляющие ей в краткой лаконичной форме материал, который будет легко и удобно использовать в печати.
Способствуют повышению имиджа библиотеки, ее престижа и авторитета участие в профессиональных объединениях, участие в работе профессиональных библиотечных съездов, конференций.
В развитии связей с общественностью значительную роль играют специальные издания, в которых отражается жизнь библиотеки, ее проблемы и процессы обновления, публикуются отчеты о деятельности библиотеки. Помимо этого вопросы библиотечной науки и практики широко отражаются в многочисленных периодических изданиях: журналах «Библиотека», «Библиотековедение», «Научные и технические библиотеки», «Новая библиотека», «Библиотечное дело».
Работники радиоканалов с удовольствием сотрудничают с библиотеками, оказывая рекламные услуги.
В век электронных технологий библиотеки не могут остаться в стороне от преимуществ web-сайта. Библиотеки размещают на сайтах информацию о библиотеке, услугах, электронные каталоги, предоставляют возможность произвести заказ книг по электронной почте.
В основе престижной рекламы лежит индивидуальный, фирменный стиль библиотеки (бренд), который способствует закреплению положительной установки на библиотеку.
Набор компонентов фирменного стиля включает:
— фирменный или товарный знак (в том числе логотип);
— фирменный шрифт или набор шрифтов;
— фирменный лозунг или девиз (слоган);
— фирменный набор цветов;
— цветовой или композиционный вариант фирменного бланка.
Слоган является важнейшим элементом фирменного стиля. Это своего рода флаг рекламного послания. Он не должен быть большим и включать более 7- 10 слов.
Фирменный стиль, как правило, представлен деловой информацией, рекламно-информационными печатными материалами, элементами оформления выставок, сувенирной продукцией. Сувенирная продукция, которая чаще всего изготавливается к различным юбилейным датам и событиям в работе библиотеки и распространяется среди реальных и потенциальных пользователей. Среди видов такой продукции — ручка, пакет, значок, открытка, сувенирный конверт, карманные календари и др.
Внутрибиблиотечный имидж определяют нормы и ценности (миссия библиотеки), организация внутренних коммуникаций, история библиотеки, социально-психологический микроклимат коллектива. Наиболее рациональным представляется рассмотрение внутрибиблиотечного имиджа через три понятия: управление, социально-психологический климат и организационную культуру.
Применительно к внутрибиблиотечному имиджу наибольшее значение имеют следующие качества руководителя: разумная настойчивость, решительность, энергичность, искренность, высокая самодисциплина, умение поддерживать подчиненных. Ввиду отсутствия идеального стиля руководства наиболее убедительным выглядит предположение, что лучший руководитель — это тот, кто ответственен за все, что входит в его служебные обязанности.
Социально-психологический климат в библиотеке как психологическое состояние коллектива складывается из удовлетворения системой управления, межличностными взаимоотношениями и оценки условий работы в коллективе. Он важен не только для оптимальной организации работы, но и потому, что без него любая работа по улучшению имиджа практически бесполезна.
Среди основных факторов социально-психологического климата в трудовом коллективе можно отметить взаимоотношения по вертикали и горизонтали; стиль и нормы общения; организацию и условия труда; систему стимулирования. В зависимости от состояния этих факторов складывается более или менее устойчивый эмоциональный настрой членов коллектива. Немаловажное значение имеет состав коллектива с точки зрения психологической совместимости его членов.
Социально-психологический климат в коллективе складывается благодаря педагогическому воздействию внешней среды. Библиотекарь приобретает опыт работы, усваивает нормы профессиональной морали и начинает оказывать направленное воздействие не только на вновь приходящих в библиотеку работников, но и на коллег, с которыми уже сложились определенные отношения. Благодаря этому получает развитие и система нравственных отношений в коллективе.
Отсутствие у сотрудников библиотеки четкой и ясной информации о том, что и в каких целях планируется, почему принимаются те или иные решения, также приводит к возникновению конфликтов в коллективе.
Одной из причин конфликтных ситуаций в библиотечном коллективе является внедрение в практику тех или иных нововведений по инициативе руководителя, что нередко встречает пассивное сопротивление со стороны сотрудников. Особенно опасными являются решения, связанные с увольнением сотрудника, понижением его в должности, переводом на другой участок работы без его согласия.
Спокойный социально-психологический климат в коллективе способствует формированию благоприятной психологической атмосферы для реализации доброжелательности и творчества, профессиональных возможностей как отдельного библиотекаря, так и всего коллектива.
Организационная культура представляет собой образ мысли и образ действия сотрудников библиотеки, направленные на гармонизацию отношений в коллективе и создание благоприятного отношения к библиотеке со стороны общественности. Организационную культуру можно рассматривать в трех аспектах: а) как умение и желание каждого сотрудника библиотеки отстаивать ее интересы, способствовать упрочению ее авторитета; б) как благонадежность, лояльность и приверженность своей библиотеке; в) как поведение сотрудника вне библиотеки, включая то, какое впечатление он производит на окружающих. В целом именно организационная культура содействует проявлению основных характеристик имиджа: идентификации библиотеки обществом, отличию от других библиотек и формированию репутации.
Имидж читателя — важная составляющая внутрибиблиотечного имиджа. Он включает в себя интересы и потребности в чтении, подготовленность к процессу работы в библиотеке (наличие необходимых письменных принадлежностей), внешний вид читателя. Соблюдение правил поведения в библиотеке также характеризуют уровень позитивного имиджа читателя.
Имидж — это репутация, представление о библиотеке, которое зависит от каждодневной ее работы и формируется долгие годы. Поэтому первая и важная для будущих успехов библиотек задача — работа над созданием благоприятного для них имиджа. Но как бы хорошо ни была организована работа по продвижению, в основе успеха лежит качество самой продукции и услуг, качество обслуживания пользователей. Поэтому библиотекам важно ориентироваться на изучение информационных потребностей пользователей, повышать квалификацию, осваивая новые программные средства.